Independent co.uk
Так называемая "спусковая линия" 300-мильной длины, охватывающая спорные территории на севере Ирака, где арабские и курдские солдаты противостоят друг другу, рискует превратиться в поле битвы. В то время как мир сосредоточен на выводе войск США из Ирака, а также активизации войны в Афганистане, арабы и курды в Ираке все ближе и ближе к войне за контроль над богатыми нефтью землями, простирающимися от границы с Сирией на западе до Ирана на востоке страны.
Опасность вооруженного конфликта является острой, поскольку спорная зона представляет собой мозаику хорошо вооруженные общин при поддержке регулярных войск. Курдские и арабские солдаты здесь следят за передвижениями друг друга с глубочайшим подозрением в том случае, если другая сторона может попытаться установить новую ситуацию на местах. Необходимость предотвратить новые вооруженные конфликты, вспыхивающие между мощными военными силами с обеих сторон, заставила иракского премьер-министра, Нури аль-Малики посетить Курдистан на прошлой неделе для переговоров о кризисе с курдскими лидерами - президентом Ирака (курдом) Джалялем Талабани и президентом автономного Регионального правительства Курдистана (КРГ), Масудом Барзани. Г-н Аль-Малики и г-н Барзани не встречались в течение года в ходе которого обменивались колкостями и нападками.
26 бригада 7-й дивизии иракской армии, арабское подразделение, в последнее время пыталась перейти из провинции Дияла к северо-востоку от Багдада, через Махмур, где проживают в основном курды, чтобы достичь в основном арабов-суннитского города Мосул. Боясь, что багдадское правительство может использовать эти силы для захвата Махмура, курдские гражданские жители перекрыли дорогу. Хасро Горан, высокопоставленный член правящей Демократической партии Курдистана (ДПК), говорит, что армейское продвижение встретило бы сопротивление, если бы продолжилось. "Наши силы заняли позиции на высотах и если бы бригады иракской армии приблизилась, они были по приказу, открыли огонь". Зловеще для будущего единства Ирака то, что курдское подразделение, готовое открыть огонь, было частью иракской армии.
Американское посредничество и арабо-курдские переговоры в Багдаде, в конечном итоге предотвратили столкновение и 26-я бригада ушла без боя. Но согласно Мохаммеду Ихсан, министру по внерегиональным вопросам КРГ, который несет ответственность за спорные территории, любая вспышка военных действий могла бы стать началом крупного конфликта: "Если же боевые действия начнутся в какой-то момент, я уверен, что они быстро распространятся по всей линии от Синджара [вблизи Сирии], до Ханакина [вблизи Ирана] ".
Администрация президента Барака Обамы встревожена перспективой разделения Ирака, после того как США выведут из него свои войска. Но Вашингтон также может видеть опасность в более глубоком вовлечении в арабо-курдский конфликт, который пылал на севере Ирака на протяжении большей части прошлого века.. Вывод войск США также пугает курдов, одну из иракских общин, которая поддерживала вторжение США. Они могут увидеть, что политический и военный баланс повернулся против них так же, как они видят, что Малики обновил иракское правительство и все увереннее командует 600,000 иракских сил безопасности. Недавний доклад Международной кризисной группы заключил, что "без клея, который обеспечивают американские силы, все иракские политические субъекты могут начать после вывода борьбу вдоль спусковой линии, ободренные надеждой, что они смогут возобладать, в случае необходимости, при внешней помощи ".
Арабские лидеры, как шииты, так и сунниты, утверждают, что курды перегнули палку в 2003 году. Когда режим Саддама Хусейна распался, курдские силы заняли города Мосул и Киркук, захватив территории, где существует или было курдское большинство до «этнической чистки» Саддама Хусейна. Единственным свидетельством одной из 3500 курдских деревень, разрушенных Саддамом, нередко является патетическая куча камней, в местах, где когда-то жили люди до того, как они были убиты или вынуждены бежать, а их стада коров и стада овец были перерезаны, и бетон полностью покрыл деревню.
Курдский шум об опасности возобновления войны с арабами проистекает отчасти из желания напугать США и активнее вовлечь в спор. Тем не менее, опасность войны вполне реальна, так как курды действительно опасаются выселения из спорных территорий, и оттеснения обратно в КРГ, за "зеленую линию", созданную после курдского восстания в 1991 году.
Курды нервно смотрят на то, как в иракских войсках вновь занимают посты те, кто ранее состоял в армии Саддама Хусейна. В прошлом году, иракская армия направила на север свою 12-ю дивизию, численность в 9500 человек, и состоящую по крайней мере на 75 процентов из арабов-шиитов, в нефтеносную провинцию Киркук. "Эти войска пытаются окружить Киркук так, как это делал Саддам," говорит Сафин Дизаи, пресс-секретарь ДПК. "Они пытаются вытеснить наши силы, как пешмерга, так и курдские подразделения в рамках регулярной иракской армии ".
Анти-курдские чувства высоки в остальном Ираке, как и страх реваншизма иракских арабов в Курдистане. Этническая и религиозная ненависть крайне сильна на спорных территориях, где различные общины живут бок о бок. Провинция Ниневия - как бы иракский Ливан в его многообразии с ее сложным сочетанием курдов, курдоговорящих езидов, шабаков, арабов-суннитов, шиитов и суннитов-туркмен, а также халдейских и ассирийских христиан.
Отвечая на вопрос о перспективах арабо-курдской гражданской войны, жители Мосула говорят, что для них она началась шесть лет назад. Около 2000 курдов города, были убиты и еще 100,000 бежали. До января этого года, курдское меньшинство управляло местным советом, поскольку арабы-сунниты бойкотировали выборы 2005 года. Но на последних выборах, в борьбе с курдами победила партия аль-Хадба, и их лидер, Атиль аль-Наджафи, является новым губернатором, хотя это вовсе не означает, что он может появляться в курдских районах. Когда он попытался, 8 мая, въехать в Башику, езидско-халдейский город на шоссе, ведущем из Мосула в Эрбиль, во главе колонны из 40 полицейских автомобилей, курдские пешмерга заявили, что они откроют огонь и убьют его, если он попытается продвигаться дальше.
Умеренность не в моде на "спусоковой линии". Один командир батальона иракской армии был уволен и отдан под суд за трусость во время столкновения с курдскими силами безопасности в январе. Оно состоялось в Алтун-Купри, курдско-туркменском городе, который занимает важное место на дороге между Эрбилем и Киркуком. Иракский армейский патруль неожиданно появился в городе, и местные курды и курдская полиция сразу же вышли на улицы в знак протеста. Насилие было предотвращено только потому, что командир батальона, в настоящее время уволенный за умеренность, игнорировал приказы своего высшего командования и не открыл огонь.
В спорных районах, люди говорят, что они будут бороться за ветхие деревни и неплодородные полупустынные земли, которые кажутся едва ли стоящими того, чтобы за них отдавали жизнь. Но земля здесь более ценная, чем выглядит. Одной из причин чувствительности о точном положении границы, разделяющей арабов с курдами, является то, что спорные территории лежат на североиракских месторождених нефти и газа, сосредоточенных в Киркуке. Набеги иракской армии на Махмур и Алтун Купри имели дополнительное значение для курдов, так как города очень близки к этим нефтяным месторождениям.
КРГ имеет нефтяные контракты с иностранными компаниями, которые нашли нефть, но нефть может экспортироваться по нефтепроводам только с помощью правительства Багдада. "В противном случае им придется носить ее ведрами", сказал иракский министр нефти Хусейн аль-Шахристани. Курды возражают, что, по крайней мере, одна жизненно важная иракская нефтяная насосная станция находится на их территории.
Война между арабами и курдами в Ираке будет приговором для страны как независимого государства. В таком конфликте каждая сторона будет стремиться получить иностранных союзников. Саддаму Хусейну и его предшественникам не удалось разгромить курдов в течение 40 лет. Разногласия о Киркуке, спорных территориях и контроле над нефтью зашли слишком глубоко, чтобы решить их быстро, но после своей долгожданной встречи с курдскими лидерами, г-н Малики по крайней мере счел необходимым остановить дальнейшую эскалацию арабо-курдского конфликта.
Американская оккупация – единственное, что предотвращает арабо-курдскую войну
2298 | 0 |