Езиды, поклоняющиеся Азазелю, распространяют свое влияние в Ираке
Среди возможных инструментов влияния на ситуацию в Ираке и Среднем Востоке в целом принято выделять ряд этноконфессиональных групп, прежде всего шиитов и суннитов, но такой список в действительности намного шире. Если мы уже говорили о христианских общинах в регионе, которые не так широко, но все же известны, то о езидах известно совсем мало.
А между тем положение в Северном Ираке, сейчас это практически автономное от Багдада государство Курдистан, делает возможным появление еще одного мини-государства, организованного по этнически-религиозному признаку – Езидстана. Во всяком случае, езиды добились сейчас максимальных за всю историю политических и социальных преимуществ, какие немыслимо было представить в саддамовскую эпоху или при османах.
Учение секты езидов носит закрытый характер и плохо изучено. Их вероучение, создателем которого считается суфийским шейхом Ади ибн Мусафир (ум. 1160 или 1162; по другой версии, оно было лишь сформулировано им), окончательно сложилось к 14-15 вв., вобрав элементы зороастризма, ислама и манихейситва. Мусульманские критики езидизма ассоциировали почитаемого езидами верховного ангела Мелек-Тавуса, «Ангела-Павлина» с Иблисом или Дьяволом. В действительности с центре езидского культа стоит триада божеств: верховный ангел Малак-Тавус (Мелик-Тавус, «Царь-Павлин», Эзазил или Азазель), божество Солнца Езид, от имени которого, возможно, образовано самоназвание езидов, и обожествленный ими пророк шейх Али.
Сейчас тема езидов приобрела сиюминутную актуальность в связи с территориальным размежеванием территорий, контролируемых иракским правительством аль-Малики и курдским правительством в Эрбиле. Езиды настаивают на специальном уточнении 140 статьи новой конституции, закрепляющем компактное вхождение их районов в курдскую национальную зону. Эта статья на сегодня действует «не полностью», но формально допускает самоопределение национальных районов путем референдума. Сегодня это районы Синджар, Шейхан, Башик и Бахзан. И в этом требовании они далеко не одиноки.
Никто иной, как действующий президент Курдистана Масуд Барзани, стал инициатором специального упоминания езидов в новой федеральной конституции Ирака. Езидизм также признан одним из столпов курдской нации в самом Эрбиле.
Когда в феврале 2007 в Шейхане произошли столкновения мусульман и езидов, власти оказались перед необходимостью рассмотреть существующие проблемы по-новому и явно обозначить свои приоритеты.
Барзани тогда сменил префекта и все руководство района, а также распорядился арестовать мусульманских зачинщиков противостояния. Позиция президента была заявлена достаточно агрессивно: «Нет такой силы, которая могла бы ущемить права езидов. Мы никому не позволим ущемлять права курдов-езидов. В этой связи приняты жесткие меры и арестованы люди, игравшие негативную роль в этих событиях. Они понесут самое строгое наказание, чтобы это явилось примером для других и в другой раз никто не совершал подобные вещи. Ни я, ни Мам Джалал (Талабани) не допустим, чтобы подобные вещи прижились в Курдистане, так как мы твердо верим в свободу религий. Тех же, кого это не устраивает, мы будем жестко наказывать». Барзани назвал курдов-езидов «чистейшей частью курдского народа». Вместе с тем он обратил внимание, что после падения саддамовского режима среди курдов-езидов стали раздаваться голоса, что они якобы отдельный народ. Это, по словам Барзани, противоречит истории и реальности. «Как я уже сказал, езиды – это самые чистые курды. Однако мы ничего не хотим навязывать насильно. Езиды абсолютно свободны в своем выборе».
Езидов в Ираке около 700 тысяч, и в основном они проживают в провинции Найнава (Ниневия).
Пробуждение доселе «дремавшего» курдского клана, не ограничено одним Ираком. Все больше политиков стремятся активно ассоциировать себя с езидской религией. Так, лидер фракции Партии общественной демократии в турецком парламенте Ахмед Тюрк в мае посетил находящуюся на севере Ирака священную резиденцию Лалеш, где прошел обряд езидского посвящения.
Все это явные признаки того, что езидский националистический фактор способен стать знаменем курдского движения в Ираке, Иране, Турции и Сирии. Большинство курдов сегодня исповедуют мусульманство, однако мы видим достаточно размытую и безвольную позицию курдов-мусулман, исторически являющихся мусульманами по большей части номинально. На их фоне влиятельное езидское меньшинство выглядит лидерским и пассионарным: ведь, как минимум, езиды предлагают курдам не какую-то, а национальную религию, к которой иностранец и вовсе не может примкнуть.
Дмитрий Сергеев www.win.ru