М. Хрусталев KM.RU уже не раз писал о запутанной сети межгосударственных интриг, связанных с планируемой прокладкой трубопроводов, которые должны обеспечить устойчивое газоснабжение юга Европы. Как известно, Россия, устав от постоянных проблем с Украиной, выступила инициатором прокладки газопровода «Южный поток», который в обход Украины выходил бы в Болгарию, а затем через Грецию направлялся в Италию, а через Сербию – в Венгрию и Австрию.
Главными противниками этого трубопровода, причем сугубо по политическим причинам, стали Вашингтон и Лондон – хотя, казалось бы, их вопрос подачи российского газа должен был бы волновать меньше всего. В итоге в США созрела идея прокладки альтернативного газопровода «Набукко», который должен был бы обеспечивать снабжение европейских стран прикаспийским газом через территорию Грузии и Турции.
Справка КМ.RU: Проект «Набукко» предусматривает поставку газа из Каспийского региона в Европу в обход России протяженностью 3300 км. Стоимость проекта оценивается в ?8 млрд. Строительство газопровода должно начаться в 2011 году и завершиться к 2014 году. Акционерами Nabucco Gas Pipeline выступают германская RWE, австрийская OMV, турецкая Botas, румынская Transgaz, болгарская Bulgargaz и венгерская MOL – по 16,67% у каждой.
После того, как в июле новое, проамериканское правительство Болгарии заморозило свое участие в «Южном потоке», а Турция объявила о своем участии в «Набукко», в Вашингтоне удовлетворенно объявили, что «Южный поток» похоронен. Однако, при помощи итальянского премьера Сильвио Берлускони (а Италия, наряду с Россией, – один из главных соавторов идеи «Южного потока»), премьер-министр России Владимир Путин заключил целый ряд соглашений о сотрудничестве в энергетической сфере со своим турецким коллегой Реджепом Эрдоганом. Причем турки, помимо прочего, согласились на прокладку «Южного потока» через их территорию. Разумеется, совсем не бесплатно – но, тем не менее, после этого шага стали таять перспективы «Набукко».
К тому же никто из участников этого чисто политического проекта так и не мог однозначно сказать, каким же газом он должен быть заполнен. Иранский вариант по политическим причинам не подходит не меньше российского; туркменский и узбекский, даже не считая того, что объемы их добычи заранее законтрактованы «Газпромом», надо еще как-то переправить через Каспийское море. А прокладка трубопровода через Каспий, с учетом его неурегулированного статуса, еще более проблематична. Да и азербайджанский газ тамошние руководители пока предпочитают продавать России.
Между тем появились новости, еще больше запутывающие ситуацию. По сведениям турецкой газеты Star, Евросоюз, весьма способствовавший достижению потепления отношений между Арменией и Турцией, желает сменить маршрут «Набукко» с Грузии на Армению. Т. е. Евросоюз предпочитает сделать не Грузию, а Армению транзитной страной. Согласно неназванным источникам в Министерстве энергетики и природных ресурсов Турции, сближение Турции и Армении (о котором также сообщал KM.RU) поменяет маршруты энергетических проектов региона. По сведениям высокопоставленного представителя энергетической отрасли Турции, Евросоюз долгое время желал, чтобы в проекте Nabucco участвовала и Армения, причем ее присутствие особенно лоббировала Франция. Последнее сообщение кажется особенно любопытным – хотя бы потому, что Франция в проекте «Набукко» не участвует. Т. е. она участвовать хотела, но турки припомнили Франции признание турецкого геноцида армян в 1915 году – и вместо французской компании в консорциум вошла немецкая. Собственно говоря, Россия тоже принимала постановление о геноциде армян – но в случае с Россией турки предпочли про это позабыть.
Президент турецкого центра международных отношений и стратегического анализа «Турксам» Синан Оган заявил газете «Коммерсантъ», что участие Армении в совместном газовом проекте было бы весьма желательно. «Во время подписания протокола о предварительной договоренности по возобновлению дипотношений между Турцией и Арменией глава МИД Армении Эдвард Налбандян дал понять, что его страна готова участвовать во всех энергопроектах Южного Кавказа. И хотя он не назвал «Набукко», все поняли, о чем именно идет речь, – пояснил г-н Оган. – До конца года ЕС и США хотят уточнить маршрут «Набукко», поэтому в Анкаре начали ускоренными темпами готовить протокол восстановления дипотношений. Пока не пришло время говорить об этом официально, но еще год назад, когда началась война в Грузии, я прогнозировал, что «Набукко» из Азербайджана пройдет по территории Армении в Турцию. И глава нашего МИД подтвердил, что это – хорошая идея».
Однако в Азербайджане сама возможность присоединения Армении к данному проекту вызвала бурную реакцию. Достаточно условное улучшение армяно-турецких отношений и турецкие обещания снять блокаду с армянской границы уже вызвали ряд шумных демаршей с азербайджанской стороны, вплоть до демонстративного ползания азербайджанских женщин к могиле Ататюрка, с жалобой на «его детей, продающих братьев армянам». Турецкий министр иностранных дел Ахмет Давутоглу, присутствовавший при этой «демонстрации», даже не выдержал и пристыдил азербайджанскую делегацию.
Тем не менее, уже сегодня очевидно, что азербайджанская сторона никогда не согласится с идеей транспортировки своего газа через Армению без приемлемого для себя урегулирования конфликта в Карабахе. Впрочем, и армянская сторона пока не спешит объявлять о своем участии в «Набукко». Пока, утверждают армяне, в самой предварительной стадии находятся вопросы партнерства с Турцией в энергетической сфере. Например, поставок российского газа в Армению из Турции через «Голубой поток». И такая осторожность вполне понятна. Хотя во многих СМИ появлялись материалы о начавшемся дрейфе Армении от России на Запад, сами армяне предпочитают не рисковать и не форсировать этот процесс с весьма туманным исходом. Да и, скажем откровенно, несмотря на азербайджанские переживания, турки друзьями Армении совсем еще не стали. К тому же и армянская газовая сеть принадлежит на 80% «Газпрому», и участвовать в «Набукко» в каком-либо качестве Армения сможет, если только там сочтут нужным.
Ситуацию для KM.RU комментирует руководитель Отдела Закавказья Института стран СНГ Михаил Александров:
– Армяне давно уже ощущают свою обойденность, изолированность от крупных межгосударственных проектов, и в первую очередь – в сфере энергоносителей. Но, скажем честно, для этого существует слишком много объективных препятствий. Понятно, что транспортировка азербайджанского газа через Армению пока представляется утопичной. А если будет принято решение о транспортировке газа из Иракского (пока еще) Курдистана, то Армения будет в этом проекте лишней.
Единственно возможный вариант – это прокачка через Армению иранского газа. Я думаю, и турки были бы не против этого варианта, и, в глубине души, большинство европейцев тоже. Но здесь все определяет позиция США. Ходили разные слухи, что администрация Обамы готовит некий «сюрприз» на иранском направлении. Но пока отношения США и Ирана – более чем сложные, и вряд ли в ближайшее время они улучшатся. Тут интересен другой вопрос – насколько сильно контролирует Вашингтон своих европейских союзников, и осмелятся ли они идти на газовую сделку с Ираном вопреки воле Вашингтона. Что же касается России, то, собственно, ничего страшного не произойдет, если Армения присоединится к этому проекту. В конце концов, ее газотранспортная сеть находится под контролем «Газпрома», и с его мнением всем участникам игры придется считаться.