И.А.Свистунова 31 августа министр внутренних дел Турции Б.Аталай выступил на пресс-конференции, посвященной «курдской инициативе» правительства, о которой было объявлено месяц назад. Б.Аталай информировал представителей СМИ о том, как идет работа правительства, направленная на поиск решения курдской проблемы в Турции, и ответил на вопросы, волнующие турецкое общество.
Прежде всего, министр внутренних дел сообщил, что в настоящий момент правительство не рассматривает вопрос о внесении поправок в конституцию страны, хотя выразил надежду на то, что парламент примет во внимание позицию политических и общественных организаций, выступающих за изменение основного закона Турецкой Республики.
Б.Аталай напомнил, что официальным языком и языком, который используется в системе национального образования, является турецкий. Таким образом, министр дал понять, что пока не планируется ни придание курдскому языку статус второго официального языка, ни обучение на курдском языке.
Относительно проблемы боевиков Рабочей партии Курдистана (РПК), скрывающихся в горах северного Ирака, Б.Аталай сказал, что правительство намерено выработать новые методы решения данного вопроса, однако, новый подход не предполагает всеобщей амнистии. Также правительство исключает возможность диалога с А.Оджаланом. «У нас есть единственный собеседник – наш народ», - сказал Б.Аталай. Министр назвал проект правительства «проектом национального единства, братства и спокойствия».
Б.Аталай сообщил журналистам, что в течение месяца проведены встречи с представителями пяти политических партий, двадцати двух неправительственных организаций, одиннадцати профсоюзных объединений и двадцати четырех обществ, в которые входят родственники солдат и мирных жителей, погибших в результате терактов и в ходе вооруженных столкновений на юго-востоке страны. Правительство планирует продолжить контакты с турецкой общественностью и снова призывает все политические силы страны к сотрудничеству в поиске решения проблемы.
Что касается ведущих оппозиционных партий, представленных в парламенте, то правящая Партия справедливости и развития (ПСР) провела переговоры только с одной из них – Партией демократического общества (ПДО). Две другие партии – Народно-республиканская партия (НРП) и Партия националистического движения (ПНД) – отказываются от подобных переговоров, давая критическую оценку всей инициативе правительства ПСР.
НРП, спустя месяц после провозглашения «курдской инициативы», продолжает обвинять ПСР в демагогии и в том, что правительство не представляет собственного плана действий по урегулированию проблемы, а только призывает к этому оппозицию. «Очевидно, что никакая конкретная работа не проводится, - сказал пресс-секретарь НРП М.Озюрек и добавил, что Б.Аталай созвал пресс-конференцию для того, чтобы выступить с критикой в адрес оппозиции. На данном этапе руководство НРП не видит необходимости в организации встречи с ПСР и готово рассмотреть вопрос об этом, только когда предложения правительства примут окончательную форму. Не ясно, каким образом правительство собирается предпринять «исторические шаги» в решении курдского вопроса, не внося поправок в конституцию, и как можно положить конец вооруженному противостоянию, не прибегая к всеобщей амнистии. По словам М.Озюрека, основным аспектом проблемы является именно задача прекращения вооруженной борьбы и кровопролития. Руководство НРП желает услышать от ПСР конкретные предложения, прежде всего, направленные не решение данной задачи.
В отличие от НРП, не отрицающей возможности переговоров с ПСР после того, как правительство четко сформулирует свои предложения, представители ПHД категорически возражают против любого участия в «курдской инициативе» правительства. Лидер партии Д.Бахчели заявил, что «предательские инициативы никогда не дадут положительного результата». Глава парламентской фракции ПНД М.Шандыр отметил, что целью «курдской инициативы» правительства является оживление переговорного процесса с ЕС. По словам М.Шандыра, правительство «насмехается над здравым смыслом турецкого народа», утверждая, что не планирует вносить поправки в конституцию. Очевидно, что невозможно удовлетворить требования РПК, не меняя конституцию. В то же время популистские обещания премьер-министра удовлетворить чаяния национальных меньшинств могу привести к социальной нестабильности в Турции.
В свою очередь ПДО охарактеризовала выступление Б.Аталая как «шаг назад». Депутат ПДО от Стамбула С.Тунджель сказал, что на пресс-конференции Б.Аталай говорил не о том, что правительство собирается сделать, а лишь о том, чего оно не будет делать. По сути дела, ПДО так же, как НРП, обвинила руководство Турции в отсутствии четкого плана действий.
Особенное недовольство вызвало заявление о том, что не планируется вносить поправки в конституцию страны. Напомним, что ПДО выступает за изменение ряда положений основного закона Турецкой Республики. В частности, предлагается изменить 42-ю статью, которую представители ПДО называют «расистской статьей». Статья запрещает преподавание в учебных заведениях Турции каких-либо языков, кроме турецкого, в качестве родного языка. Кроме того, ПДО предлагает заменить слово «турок» словосочетанием «гражданин Турции» в формулировке 66-й статьи: «каждый, кто связан с турецким государством через обязательства гражданства, - турок». Наряду с этим ПДО требует прекращения военных операций турецкой армии и вовлечения А.Оджалана в переговорный процесс.
По разному отреагировала оппозиция на известие о том, что Высший совет по радио и телевещанию (РТЮК) начал подготовку к организации круглосуточного вещания частных телеканалов на национальных языках.
Особую остроту приняла полемика между ПНД и ПДО.
Представители ПНД назвали решение «шагом, который приведет к расколу страны». Генеральный секретарь партии Д.Пачаджы заявил, что решение о телевещании на национальных языках принято не руководством РТЮК, а высшим политическим руководством Турции, которое является проводником влияния внешних сил. Отмена контроля за организацией телевещания на национальных языках так же, как секретное соглашение с РПК о прекращении огня, смягчение условий содержания заключенного на о.Ымралы А.Оджалана, переименование населенных пунктов на юго-востоке на курдский манер и введение в школах факультативного изучения курдского языка являются частью плана, нацеленного на разделение турецкого общества.
В ответ на это председатель парламентской группы ПДО С.Демирташ сказал, что общество разделяет не изучение языка, а подобные заявления. С.Демирташ отметил, что последние 30 лет показали невозможность обеспечения единства в обществе при помощи политики ассимиляции, запрета национальных языков, культуры, веры.
НРП поддержала проект, назвав его «уместным шагом, который уже давно надо было совершить». М.Озюрек сказал, что НРП всегда выступала за то, что вещанием на национальных языках должны заниматься частные каналы, а не государственное телевидение. Однако НРП не одобряет идею организации телевизионного обучения национальным языкам.
Различные подходы ведущих оппозиционных партий Турции, каждая из которых выражает настроения значительной части населения страны, свидетельствуют об отсутствии в турецком обществе единомыслия относительно приемлемого варианта решения курдской проблемы. В такой ситуации осторожность ведущих политических сил страны может объясняться нежеланием взять на себя ответственность за какие-либо решительные шаги. www.iimes.ru