О.И.Жигалина iimes.ru Сформулированная комиссией ООН позиция по вопросу разрешения вопроса о спорных территориях (Ниневия, Диала, Киркук), изложенная в 450-страничном докладе, недавно была представлена правительству Ирака и региональному правительству Курдистана. Этот документ, по мнению европейских экспертов, должен стать основой для переговоров Багдада с курдами по наиболее острым территориальным проблемам, в числе которых находится и Киркук. Этот район, за контроль над которым борются обе стороны, является очагом вооруженных столкновений между различными арабскими и курдскими группировками.
Хотя доклад комиссии ООН не был предан широкой огласке, американские аналитики полагают, что в нем представлено четыре (по другим данным пять) «компромиссных варианта» решения проблемы, как для правительства Н.аль-Малики в Багдаде, так и для регионального правительства Курдистана. Однако три из них сразу же будут отвергнуты. Два других содержат следующее.
Один из них подразумевает совместное правление в Киркуке обеими властями. Однако курды, как известно, стремятся к включению Киркука в состав региона Курдистан. Эрбиль желает полного подчинения его своей власти, так, как, например, провинция Дохук. Багдад также намерен получить полный контроль над Киркуком также как, например, провинции Анбар.
Второй вариант предполагает предоставление Киркуку автономии, что означает обретение им специального статуса, каковым в настоящее время обладает Курдистан, который имеет свое правительство, вооруженные силы и находится в положении полунезависимости. Окончательные решения предполагается отдать на откуп провинциальных властей. Специальный статус будет, очевидно, продолжаться от 3 до 10 лет, пока не будут достигнуты окончательные договоренности о статусе Киркука. Политическая автономия Киркука предусматривает финансовую зависимость его от Багдада.
Этот вариант вполне устраивает туркмен, имеющих контакты с Турцией. Он позволит Киркуку иметь доходы от принадлежащей государству в провинции Северной Нефтяной Корпорации ( North Oil Corp.). Детали этого вопроса будут, очевидно, обсуждаться, поэтому пока неясно, как будет распределяться ответственность сторон.
Председатель провинциального совета Киркука г-н Ризгар Али позитивно воспринял предложение о придании Киркуку специального статуса, но он считает, что этот район должен быть связан с Курдистаном. Арабское население Киркука склоняется к автономному статусу, без его включения в состав Курдистана.
Эта проблема стоит настолько остро, что туркменский советник Хасан Торран заявил, что «американцы понимают, что мы не можем гарантировать того, что после их ухода не начнется гражданская война».
Понятно, что этот спор может быть разрешен только при условии поиска компромисса между Н.ал.-Малики и М.Барзани, в отношениях которых также просматривается напряженность. Барзани обвиняет Аль-Малики в авторитаризме, а премьер-министр со своей стороны опасается того, что в условиях слабого центрального правительства придание слишком больших полномочий провинциям будет чревато фактическим распадом страны и спровоцирует иностранное вмешательство. В центре спора находится вопрос и о распределении доходов от продажи добываемой в Курдистане нефти. Этот вопрос обсуждается на уровне министров по энергоресурсам Курдистана и Ирака. Ашти Хаврами, министр регионального правительства Курдистана, как представляется, сохранит свой пост в новом кабинете министров, благодаря своей компетентности и авторитету. Это инженер-нефтяник, получивший образование в Шотландии, оценивающий резервы курдской нефти в 40 млрд баррелей. (1) Он критиковал управление нефтяными ресурсами страны центральным министерством, возглавляемым Хусейном аш-Шахристани, что является одной из причин арабо-курдской напряженности, служит поводом затяжки приятия законодательства по энергетике, и угрожает стабильности страны.
Курдско-арабские противоречия по проблемам нефти и территорий рассматриваются сегодня в Ираке как главная угроза хрупкой безопасности страны в условиях преодоления суннито-шиитской напряженности и вывода американских войск.
Между тем, доклад комиссии ООН, который не является директивным, встретил негативную реакцию, как в Багдаде, так и в Эрбиле, поскольку он в полной мере не отражает позиции обеих сторон. Вместе с тем, Стефан Мастура, специальный представитель ООН в Ираке, сказал, что арабам и курдам следует воспользоваться этим докладом для начала конкретного диалога. Он подчеркнул, что комиссия опасается усиления напряженности в этом спорном регионе страны, поскольку там существуют более острые противоречия, способствующие размежеванию сторон, чем территориальные.
Киркук, как известно, принадлежит к числу важных нефтедобывающих районов страны. Нефтяной фактор является главным в борьбе за его контроль, как между этническими группировками, так и между Эрбилем и Багдадом. Это противоборство осложняется террористическими актами. Так, в этом районе местные силы безопасности обнаружили подготовленные для взрывов пояса смертников, а также захватили террористов и обезвредили подготовленное ими взрывное устройство. (2)Цель подобных актов состоит не только в провоцировании беспорядков в регионе, но и нанесении экономического ущерб – разрушению нефтяных скважин и инфраструктуры, особенно тех объектов, которые находятся в пользовании иностранных компаний. Это может спровоцировать начало вооруженного противостояния различных группировок в этом районе.
Насущность решения проблемы Киркука потребовал, по мнению г-н Мастура, выработки документа комиссии, который будет положен в основу конструктивных переговоров. Но он не является окончательным и, по-видимому, будет дорабатываться.
Американцы опасаются того, что после вывода войск из Ирака в Киркуке начнутся вооруженные столкновения. В связи с этим Джо Байден, вице-президент США, во время своего визита в Киркук заявил местным властям, что в течение года они должны разрешить все спорные вопросы.
Однако это весьма проблематично. Так, в декабре прошлого года, когда в Киркуке курдские и арабские представители пытались разрешить противоречия, по соседству прогремел взрыв, приведенный в исполнение смертником, унесший 55 жизней.
Нагнетаемая в Киркуке напряженность чревата разжиганием столкновений между курдами, претендующими на его включение в состав региона Курдистан, и туркменами и арабами. Курды насчитывают 52% населения Киркука, арабы – 35 %, туркмены, связанные с Турцией, 12 %. В Киркуке проживает также 12 тыс христиан.
Региональное правительство Курдистана заявляет, что Киркук издревле принадлежал курдам и настаивает на проведении референдума по вопросу его включения в состав региона Курдистан, что предусматривается ст.140 конституции Ирака. Однако его проведение постоянно откладывается.
Между тем, главным камнем преткновения является проблема контроля над нефтяными месторождениями Киркука, где ежедневно добывается 1 млн баррелей нефти. Курды игнорируют государственное законодательство, касающееся добычи нефти и распределения доходов от нее. Региональное правительство Курдистана подписало независимо от центра, по крайней мере, 25 контрактов с иностранными нефтяными компаниями.
Напряженность вокруг проблемы Киркука особенно усилилась после того, как в июне 2009 г. региональное правительство Курдистана одобрило проект местной конституции, согласно которому Киркук включается в территориальные рамки автономного курдского региона. Принятие конституции Курдистана значительно усилит значимость президентской власти, сократив влияние парламента и судебной власти. Однако М.Барзани согласился отложить референдум по конституции на осень по требованию Джо Байдена, советовавшего курдам не торопиться с принятием этого документа. С текстом конституции не согласна и фракция «Горан», получившая 25 мест в новом курдском парламенте против 59 списка Курдистан (ДПК и ПСК). Фракция «Горан» подняла вопрос о легитимности одобрения Региональным правительством Курдистана прошлого созыва проекта конституции и консультируется по этому вопросу с центральными законодательными органами в Багдаде. Несмотря на это, М.Барзани настроен весьма оптимистично: он считает, что новый парламент не имеет права отменить конституцию, поскольку ни одна фракция не наберет 2/3 голосов, необходимых для отмены документа. Он также приветствовал возникновение оппозиционных фракций, таких, как «Горан», но в то же время выразил озабоченность тем, что некоторые рассматривают это, как ослабление позиций двух партий (ДПК и ПСК), осуществляющие контроль над силами безопасности, экономикой и наделенные правом назначения на должности.(3)
Принятие региональной конституции Курдистана, очевидно, еще более отдалит регион от Багдада, напротив, заинтересованного в усилении интеграции его в экономику страны. Экономические трудности, связанные со снижением цен на нефть и падением доходов, заставили центральнее правительство разрешить в июне 2009 г. региональному правительству Курдистана экспорт сырой нефти на внешний рынок, хотя это было запрещено в течение предыдущих двух лет. С 1 июня 2009 г. курдам разрешено экспортировать 60 тыс. баррелей нефти ежедневно, но их нефтяные контракты все равно противоречат иракскому законодательству по углеводородам. Это как-то смягчит бюджетный дефицит, с одной стороны, а с другой – облегчит работу небольших нефтяных иностранных компаний, включая норвежскую DNO International ASA, вложивших сотни миллионов долларов в разведку и добычу нефти в Иракском Курдистане. Курды позволяют компаниям некоторую часть сырой нефти резервировать как свой актив, что вызывает негативную реакцию Багдада, рассматривающего эту политику, как противоречащую национальным интересам.
Региональное правительство Курдистана позитивно восприняло решение Багдада о продаже им сырой нефти. При этом контроль над продажей нефти и маркетингу курдского экспорта останется в ведении государственного министерства (State Oil Marketing Organization), которое будет транспортировать нефть по крупному трубопроводу к большому экспортному терминалу в Джейхане в Турции.
Это, однако, не смягчило позицию Эрбиля в отношении проблемы Киркука. М.Барзани решительно отверг предложения комиссии ООН, считая их нереалистичными. Он продолжает настаивать на проведении переписи и референдума по проблеме Киркука в соответствии со ст. 140 иракской конституции. При этом он предупредил, что если Багдад или региональные державы вмешаются во внутренние дела региона Курдистана, то региональные власти будут вынуждены принять адекватные меры.
Тем временем центральные иракские власти, заинтересованные в поддержании региональной стабильности, проводят консультации с Турцией и Ираном на уровне министров иностранных дел. В центре внимания находится нефтяная и водная проблемы. Иран и Турция согласились обеспечивать Ирак водой своих водных ресурсов. Иран рассчитывает усилить свое влияние в Ираке путем поддержки на парламентских выборах в январе 2010 г. нового шиитского блока, состоящего из последователей шейха Моктады ал-Садра и Высшего Исламского Совета Ирака, патронируемого Ираном. Кроме того, две крупные нефтяные компании (Heritage Oil - HGO and Turkey`s Genel Energy International) заявили в июне о своем намерении сосредоточить совместные усилия на нефтедобыче в регионе Курдистан. Однако г-н Джон Манзони, представитель крупной канадской нефтегазовой компании «Талисман», в сентябре заявил, что его компания и ряд других (Norway`s DNO International, Turkish Genel Energy, London-listed Addax Petroleum) выражают свое недовольство тем, что иракское правительство уже много лет не погашает задолженности за добычу нефти, поэтому его компания, имея два нефтяных блока в курдском регионе, не торопится к освоению новых месторождений. В связи с этим Манзони пессимистично оценил перспективы этого бизнеса.(4) Их работа связана и с вопросом стабильности в спорных территориях.
М.Барзани, президент региона Курдистан, переизбранный в июле 2009 г. на новый срок, в начале сентября встретился с американским послом в Ираке Х.Р. Хиллом, в ходе беседы которых прояснился вопрос о совместном развертывании курдских и американских армейских частей в спорных районах. Однако это решение вызвало негативную реакцию населения Северного Ирака. Там прошли демонстрации протеста против совместного патрулирования в провинциях Ниневея, Диала и Киркук, которые курды рассчитывают присоединить к региону Курдистан. Багдад со своей стороны твердо стоит против расширения границ Курдского автономного района, заявляя, что Курдистан не выйдет за пределы провинций Эрбиль, Сулеймания и Дохук. (5)
Несмотря на наличие серьезных нефтяных и территориальных противоречий между Багдадом и Эрбилем, обе стороны рассчитывают урегулировать спорные вопросы путем переговоров, что было подтверждено, в частности, в телефонном разговоре президента Курдистана М.Барзани и вице-президента Ирака В. Абдулмахди в начале сентября с.г. Вместе с тем, как представляется, вряд ли можно рассчитывать на то, что удастся достичь договоренностей по всем спорным проблем до выборов в иракский парламент, намеченных на 16 января 2010 г.
1) peyamner.com/details.aspx?I=4id=141465
2)peyamner.com/details.aspx?1=4&id=140172; peyamner.com/detals.aspx?1=4&id=140236
3) kurdisaspect.com/doc072909SD.html
4) peyamner.com/details.aspx?I=4&id=141692
5)institutkurde.org/en/info/latest/hundreds-protest-against-proposed-us-iraq-kurd-f...