Юрий Набиев В последнее время, активно обсуждается вопрос о предполагаемой общекурдской конференции. Тут существует два взгляда: узкий (конференция должна решить проблему РПК, призвав ее сложить оружие) и широкий (конференция должна наметить «дорожную карту» для решения курдского вопроса во всех частях Курдистана).
На мой взгляд, представление о том, что это крупное мероприятие должно свестись к выполнению одной-единственной сиюминутной задачи – демонстрирует некоторую узость мышления. Созыв конференции с единственной целью призвать РПК сложить оружие, может лишь дискредитировать саму конференцию, выставив ее в глазах курдского общественного мнения лишь инструментом южнокурдских партий для решения своих собственных узких задач (т.е. для избавления от мешающей им и сильно надоевшей РПК). Для того, чтобы стать действительно важным и авторитетным явлением, такая конференция должна поставить глобальные вопросы курдской национальной жизни. Успешное проведение конференции будет сильным месседжем мировому сообществу, свидетельствующии, что курдская нация едина и курдский вопрос созрел для решения.
В этой жизни происходят стремительные изменения. Политически, мы до сих пор пользуемся наследием ХХ века, когда в каждой части Курдистана сформировалось по несколько партий, преследовавших, иногда конкурируя между собой, свои собственные цели. При том, что интересно, эта диффренциация развилась во вторую половину века, тогда как поначалу курдское движение носило общенациональный характер. Однако этот общенациональный характер свидетельствовал не о его силе, а о его относительной слабости: были вожди, но движение не было укоренено в массах. По мере развития движения и возникновения массовых партий, они естественным образом разбились по региональному и идеологическому признаку. На мой взгляд, курдскому движению пришло время вновь объединиться, но уже на новых, современных условиях. И именно такому объединению должна содействовать общекурдская конференция.
Что я понимаю под объединением на новых условиях? Это прежде всего создание «Большого Курдистана», но не политического – как это представлялось ранее – а, если так можно сказать, духовного. Это создание общекурдского общественного, информационного, культурного пространства, с помощью орудий, которые предоставляет нам современная глобализация, отменяющая государственные границы и превращающая весь мир в «большую деревню». Это координация политической деятельности всеми курдскими политическими субъектами в тех рамках, которые позволяют поддерживать общие интересы, не нанося ущерба друг другу (поскольку очевидно, что задачи и интересы сил в разных частях Курдистана далеко не всегда совпадают). И прежде всего, мобилизация сил диаспоры, которая в сущности давно уже стала «пятой частью» Большого Курдистана.
Две наиболее сильные диаспоры мира, армянская и еврейская, представили нам образцы двух различных вариантов организации диаспоры. Армянская диаспора организована в основном вокруг единственной партии – «Дашнакцутюн». Еврейская диаспора (до создания государства Израиль) была организована с помощью внепартийной и надпартийной Сионистской федерации, включавшей в себя организации самой различной политической ориентации, от марксистов до правых и религиозных ортодоксов – только с одним условием, что они должны признавать идею создания еврейского государства в Палестине и содействовать этому. А ведь в те времена разногласия на почве социальных программ, между коммунистами, социалистами, правыми либералами и пр., были гораздо острее, чем в наше время! Попытки организации курдской диаспоры до сих пор проводились по «армянскому» образцу – на партийной основе. В результате, они закономерно провалились. Ныне на повестке дня стоит вопрос объединения курдов на внепартийной основе – создания чего-то вроде Сионистской федерации. И первой ступенью к решению этого вопроса может послужить предполагаемая конференция, если широко, действительно стратегически подойти к ее организации.
Итак, какой же, на мой взгляд, должна быть организация конференции?
1. Это не должно быть исключительно межпартийное мероприятие. Следует пригласить на него, кроме представителей партий, представителей видных неполитических организаций, отдельных видных личностей, а также лидеров субэтнических групп внутри курдского народа, как например езидов, шабаков, файли. Непартийное представительство в частности выгодно тем, что позволит де-факто участвовать в конференции таким организациям, чье присутствие могло бы вызвать дипломатические неприятности.
2. Конференция должна принять итоговый документ – назовем его условно «Национальной декларацией» - в котором провозглашались бы новые принципы общекурдского национального движения: отказ от применения силы, диалог, ориентация на демократические принципы и права человека, наконец, безусловная поддержка любых существующих форм курдской государственности и прежде всего Курдистанского Региона, а также бесусловная поддержка национальных прав курдов в странах проживания на Ближнем Востоке. Отдельным пунктом декларации должtн стать призыв к бзусловному выполнению 140 статьи конституции Ирака.
3. Конференция должна поставить целью добиваться создания международных механизмов по решению курдской проблемы. Известно что для решения палестинской, косовской, карабахской и других конфликтов созданы международные механизмы – четверка посредников в составе США, ООН, Россия и ЕС, Минская группа для Карабаха и т.д.
4. Конференция должна провозгласить создание общекурдской ассоциации, создав постоянно действующие исполнительные органы – Исполнительный комитет и комиссии (финансовую, внешнеполитическую, культурную, образовательную и пр.), которые осуществляли бы координацию деятельности курдских организаций в областях, составляющих общий интерес. В частности должна быть провозглашена в качестве стратегической цели стандартизация курдского языка.
5. Должен быть сформирован фонд, который, возможно, мог бы стать основой для организации Курдского банка (по образцу Еврейского банка, созданного сионистами немедленно после учредительного Базельского конгресса).
Финансовая сторона вопроса принципиально важна для дальнейшего существования этого проекта, как и любого проекта вообще. Видимо, первоначальный капитал фонда можно было бы сформировать взносами из партийных касс. Не следует забывать, что первые же шаги, предпринятые в этом направлении, помогут аккумулировать громадные средства диаспоры: деньги, как известно, идут к деньгам. Таким образом, у нас есть реальный шанс создать мощное всемирное движение, занимающееся защитой интересов курдской нации – чтобы навсегда оставить в прошлом былые междоусобные войны и рука об руку идти к общей, всеми признаваемой цели.