ARMENIA Todayпредставляет позицию «Ассоциации Швейцария-Армения» относительнопротоколов об установлении дипломатических отношений и развитиидвусторонних отношений между Республикой Армения и ТурецкойРеспубликой. Предусматривается представить протоколы парламентамАрмении и Турции на утверждение. В случае ратификации парламентами двухстран, эти протоколы станут международными договорами, получат правовуюсилу в рамках международного права, стороны возьмут на себяобязательства по отношению друг к другу. Возражения против этихобязательств будут возможны только в случае утверждения нового договорас иным содержанием.
Спорными являются следующиепункты и условия протоколов:
I. Протокол об установлениидипломатических отношений между Республикой Армения и ТурецкойРеспубликой.
Пункт 3-й «Подтверждая своидвусторонние, многосторонние обязательства уважать принципы равенства,суверенитета, территориальной целостности, нерушимости границ,невмешательства во внутренние дела другихгосударств».
Армения уже согласилась с этимипринципами в ходе обретения независимости, принимая Устав ООН. УАрмении уже не будет права вести переговоры по Карабаху. В настоящеевремя в рамках международного права Карабах – территория Азербайджана.Карабах подвергается огромному риску остаться без помощи матери-родины(Республики Армения) и одиноким в своей борьбе за право насамоопределение (составляющую).
Не понятно, почемув протоколах подчеркиваются принципы суверенитета, невмешательства вовнутренние дела других государств, территориальной целостности инерушимости границ, между тем, как там нет открытой или предполагаемойссылки на право на самоопределение. Это право не упоминается ни в томили ином параграфе настоящего протокола, ни в том или ином параграфепротокола о развитии двусторонних отношений между Республикой Армения иТурецкой Республикой. В действительности, ссылка на Хельсинкскийзаключительный пакт (который включает в себя право на самоопределение)в пункте 2 не предполагает косвенного обращения к этому принципу. Онаподразумевает то, что вопрос права на самоопределение не может бытьподнят до тех пор, пока Азербайджанская Республика не согласитсяобратиться к нему. Согласно этим протоколам, в случае озвучиваниявопроса право на самоопределение будет подчинено принципутерриториальной целостности.
Вследствиетого, что мы не отметили это четко и не потребовали, чтобы Турцияобратилась к этому вопросу, право на самоопределение и подтверждениеего (что имеет значение как обязательная норма международного права)теряет свой приоритет над другим принципом: подписывающая сторонасоглашается с тем, что этот принцип не применим в случае спора,поскольку проблема не подлежит обсуждению. Обращение к Хельсинкскомузаключительному пакту, в котором доминирует догма о территориальнойцелостности, не что иное, как очевидная попытка провалить этуготовность.
У Армении отныне не будет прававысказывать свои опасения по поводу возможных посягательств наармянское культурное наследие в Турции (как часть требования, связанноес ее историческим имуществом). Это косвенно предполагает признаниезаконодательства, применяемого Турцией после 1915-го года, и любой искв отношении этого имущества теряет силу.
С этим пунктом прямо связано то обстоятельство, чтокак сторона, ратифицирующая настоящие протоколы, Армения уже не будетиметь права в какой-либо международной структуре призвать Азербайджан кответственности за уничтожение хачкаров Новой Джуги (Нахиджевана),армянского кладбища в Баку и ряда других армянских памятников,находящихся на территории Азербайджана. Помимо этого,международное сообщество уже не осудит уничтожение армянских памятникови церквей в Грузии, особенно в Тбилиси и в армянонаселенном регионеСамцхе-Джавахети (Джавахке). Более того, подписав эти протоколы,Армения не будет иметь права защищать интересы армян Джавахка: этонепосредственно касается дела Ваагна Чахаляна.
Пункт 5-ый «Подтверждая взаимное признаниесуществующей между двумя странами общей границы, определеннойсоответствующими договорами международного права» Это непосредственнокасается Карсского (1921г.) и Лозаннского (1923г.) договоров, но неСеврского договора (1920г.), который 10 августа 1920г. был подписанОсманской империей, но не был ратифицирован османским парламентом.Армения не присутствовала на переговорах, приведших к заключениюЛозаннского договора, следовательно, может использовать оговорку о том,что она не подписывала этот договор. Армения может также настаивать натом, что Советскую Армению заставили подписать Карсский договор. Оченьважно отметить, что президент Вильсон в Севре получил мандат от всехприсутствовавших представителей держав для определения новойтерриториальной границы между армянами, курдами и турками. Определениеэтих границ не зависело от ратификации договора. В отношении этихграниц был установлен международный арбитраж, и как судебный инструментон все еще в силе. Подписав этот протокол, Армения положит конецнынешнему судебному спору, и Республика Армения навсегда потеряет правона территориальные требования к Турции. Признание границположит конец этому спору. Жертвы Геноцида армян подверглись масштабнымэтническим чисткам и имеют право на получение компенсации. Признаваяэти границы, вопрос ответственности автоматически отпадает. В рамкахмеждународного права ответственность, как правило, приводит ксоответствующей компенсации: вот что должно было произойти в случаепризнания Геноцида. Здесь Армения признает границы, признает Лозаннскийдоговор, и преступление станет темой для подкомиссии, решения которой врамках международного права не будут иметь значения судебного вердикта.В лучшем случае эта комиссия признает исторический факт. Следовательно,все требования армян (территориальные, правовые или др.) будутоставлены без внимания и не будут учтены.
Пункт 7-ой (…)«Оставаясь верными своим обязательствам воздержаться от проведенияполитики, не соответствующей духу добрососедских отношений».
Это прямое стремление и цель Турции: окончательнопровалить процесс международного признания Геноцида армян. Более того,это будет использоваться в отношении армянского культурного иархитектурного наследия в Турции, против любого требования или вопроса,поднимаемого Арменией и в двусторонних отношениях, и в рамкахмеждународного права. Хотя и косвенно, но этот пункт может бытьиспользован против роли Армении в урегулировании карабахскогоконфликта, учитывая тесные отношения между Турцией и Азербайджаном.
II. Протокол о развитии двусторонних отношениймежду Республикой Армения и Турецкой Республикой Пункт 6-ой
«Подтверждая свою приверженность мирномуурегулированию региональных, межнациональных конфликтов на основепринципов международного права»
Здесь явноподразумевается как карабахский конфликт, так и вопрос компенсации заГеноцид армян. Прямо затрагивается карабахский конфликт иподразумевается, что Республика Армения уже не вправе содействовать,помогать или поддерживать Карабахскую республику.
Карабах. Каковы нормы международного права,устанавливающие легитимность находящейся внутри какой-либо странытерритории с предоставлением этой территории независимости? Как ужеотмечалось, право на самоопределение доминирует над другими принципамив рамках международного права, в том числе над принципомтерриториальной целостности. Однако подписание таких протоколов, кудаэта норма не включена, четко демонстрирует, что этот принцип будетотделен от проблемы: следовательно, обращение Республики Армения кэтому конфликту станет невозможным.
Вопросы компенсации. Поскольку Турция не подпишетдокумент, признающий Геноцид, и международный уголовный суд не осудитТурцию (как правопреемницу Османской империи) в вопросе Геноцида армян,то у Генеральной ассамблеи ООН также не будет причин осудить ее. Какследствие, больше не будет правового инструмента в рамкахмеждународного права для преследования Турции (как правопреемницыОсманской империи) за это преступление (даже с целью требования лишьморального возмещения).
Прямую связь спредыдущим пунктом имеет состоявшийся в США 20 августа 2009г. суд, накотором отсутствие подобного инструмента, а также непризнание состороны правительства США факта Геноцида армян сыграли существеннуюроль в решении федерального кассационного суда. По решению суда,потомки жертв резни, осуществленной османскими турками в 1915-1918гг.,не имеют права подавать в суд на иностранные страховые компании заневыплаченные счета. Удивительно, что кассационный суд не учелвыступление президента США Рональда Рейгана в 1981г., в котором онупомянул и признал Геноцид армян, не учел также две резолюции опризнании Геноцида армян, принятые Палатой представителей в 1975г. и в1984г. Тем не менее, признание этого преступления национальнымипарламентами свыше 20 стран и 5 правительствами (Франция, Греция,Аргентина, Уругвай и Канада), осуждение Верховным судом Швейцарии ДогуПеринчека, отрицающего Геноцид армян, и доклад Уитекера (опредотвращении и осуждении геноцида, утвержденный подкомиссией ООН попресечению дискриминации и защите прав нацменьшинств) в этом планесвидетельствуют о понимании проблемы и международном праве. 2-ой абзац второго протокола «реализовать диалог висторической плоскости между двумя народами, направленный навосстановление взаимного доверия, в том числе с помощью научногобеспристрастного изучения исторических документов и архивов дляуточнения имеющихся проблем и формулированияпредложений».
Вышеуказанный отрывок – наиболеепротиворечивый пункт этого протокола и во многом угрожает отношениямАрмении с Диаспорой: у Армении нет права говорить от имени всей нации,которая включает в себя также Диаспору (в этом пункте протоколаговорится «нации» («nations»), а не «страны», и это касается остальнойчасти текста).
«АссоциацияШвейцария-Армения» не согласна с содержащимся в протоколе выражением«уточнение имеющихся проблем». Разве Геноцид – это имеющаяся проблема,которая нуждается в уточнении? Или проблема на самом деле в том, чтоТурецкая Республика все еще не признала Геноцид? Или то, что вотношениях между двумя народами не может быть зафиксирован прогрессиз-за проблемы непризнания Геноцида?
Взаимное доверие междуАрменией и Турцией в «исторической плоскости» не может бытьвосстановлено до тех пор, пока Турция не признала Геноцид армян.Уточнение, что есть необходимость в «беспристрастном научном изучении»,дает повод думать, что до составления проекта этого протокола, подобнаяработа не велась: такое мнение - возмутительная ложь. Выводыподкомиссии об «исторической плоскости» не станут решениями,обязательными для Турции, они будут представлять собой толькопредложения. Учитывая характерное до сих пор для Турции поведение,маловероятно, что Турецкая Республика возьмет на себя ответственностьза Геноцид армян, опираясь на простые предложения.
Стоит отметить, что если протоколы будутратифицированы, это станет первым случаем, когда Турецкая Республика намеждународном уровне участвует в работе какой-либо комиссии по вопросамсобытий 1915-го года. Точно известно следующее: заключения комиссии небудут иметь никакого влияния или значения в рамках международногоправа, цель комиссии, как об этом открыто говорится, изучение в«исторической плоскости».
«Ассоциация Швейцария-Армения»убеждена, что это свидетельствует о том, что комиссии не позволятотклоняться от цели, и, помимо оценки истории, у нее не будет праваделать какие-либо другие заключения.
Какие опасности таят «Армяно-турецкие протоколы»
1798 | 0 |