В. П. Юрченко В сентябре 2009 года в Ираке сохранялась сложная военно-политическая обстановка. Вместе с тем, напряженность в сфере безопасности по сравнению с августом снизилась. Деятельность иракских политических партии и движений во все большей степени ориентируется на всеобщие выборы, запланированные на январь 2010 года. В минувшем месяце иракское руководство в своей внешнеполитической деятельности главное внимание уделяло отношениям с соседними государствами, особенно с Сирией и Ираком. Важное место в политике Багдада продолжают занимать отношения с Соединенными Штатами.
Командующий войсками США в Ираке генерал Р. Одьерно в цело оптимистически оценивает будущее этой страны, однако считает, что установлению стабильности в Ираке по-прежнему препятствует угроза терактов, а также межэтнические и межконфессиональные противоречия. В первую очередь, речь идет об отношениях между арабами и курдами. Все это серьезно препятствует продвижению политического процесса в стране. Однако, по мнению Одьерно, поголовная коррупция – это, «возможно, крупнейшая проблема, с которой сталкивается Ирак». Кроме того, американский генерал опасается, «что из-за проблем в Афганистане наше (США, - авт.) политическое руководство может просто забыть об Ираке».
Положение дел в сфере безопасности в Ираке в сентябре 2009 года стало менее напряженным. В прошедшем месяце в стране не было совершено ни одного крупного теракта с многочисленными человеческими жертвами. Однако число небольших, но регулярно совершаемых террористических нападений все еще остается значительным. По информации правительст-венных органов Ирака, в сентябре число жертв от различных видов вооруженного насилия среди гражданского населения значительно снизилось, составив убитыми 125 человек (в августе – 393) и ранеными 533 человека (в августе - 1592). В сентябре было арестовано 395 человек, подозреваемых в терроризме и участии в вооруженном сопротивлении (в августе – 540).
Главными и наиболее устойчивыми районами напряженности в Ираке по-прежнему остаются столица страны Багдад и прилегающие к городу районы, а также северные провинции Найнава с центром в г. Мосул, и Эт-Таамим (г. Киркук). Сложной остается ситуация в северо-восточной провинции Дияла (г. Баакуба). Неспокойно и в некоторых районах западной провинции Анбар (г. Рамади).
В сентябре на севере, в центре и на западе Ирака вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия имели место в городах (и прилегающих к ним районах): Багдад, Киркук, Мосул, Эль-Фаллуджа, Эль-Мусайиб, Рамади, Джурф-эс-Сакр, Баакуба, Эль-Искандерия, Кайяра, Хувейджа, Эль-Махмудия, Зуммар, Рияд, Байджи, Дахук, Талль-Абта, Талль-Афар, Туз-Хурмату и в ряде других мест.
Устойчивой нестабильностью и напряженностью по-прежнему характеризуется ситуация в крупнейшем городе иракского севера – Мосуле, который остается последним в стране крупным оплотом боевиков и террористов. Здесь постоянно совершаются вооруженные нападения, теракты, другие виды насилия.
Напряженность сохраняется в Багдаде и прилегающих к городу районах. Здесь в сентябре регулярно происходили теракты и вооруженные нападения. Обстрелам подвергалась даже т. н. «зеленая зона» в центре столицы, где расположены важнейшие государственные учреждения и многие зарубежные дипмиссии.
Нестабильностью продолжает характеризоваться обстановка в Киркуке. В городе регулярно совершаются вооруженные нападения и теракты.
На большей части территории иракского юга в сентябре положение дел в основном характеризовалась относительной стабильностью. Вместе с тем, вооруженные нападения, теракты, другие насильственные действия имели место в городах (и прилегающих к ним районах) Эд-Дивания, Хилла, Кербела, Басра, Махавил и в некоторых других местах.
В сентябре ситуация в сфере безопасности в Иракском Курдистане в целом продолжала оставаться спокойной.
По заявлению заместителя командующего ВС США в Ираке генерала Ч. Якоби, за большинством террористических нападений, совершенных в стране после вывода в конце июня американских войск из иракских городов, стоит местный филиал «Аль-Каиды».
В сентябре была усилена охраны границы с Сирией, куда было дополнительно переброшено несколько тысяч полицейских.
Как и прежде, террористы и боевики совершали вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия в отношении иракских политических деятелей различной ориентации, чиновников разных рангов, военнослужащих правительственной армии, сотрудников правоохранительных органов, шейхов племен. Нападениям подвергаются представители иракской интеллигенции, иностранцы, работающие в стране, предприниматели, врачи. По-прежнему многие теракты в Ираке совершаются террористами-смертниками, подрывающими автомашины, начиненные взрывчаткой.
Продолжаются похищения людей с целью получения выкупа или по политическим мотивам, причем многих из похищенных лиц затем убивают. В целом похищение людей и рэкет считаются в Ираке прибыльным «бизнесом», борьба с которым все еще не привела к заметным успехам.
Не прекращаются нападения на административные здания, полицейские участки и объекты иракской армии, офисы местных политических партий и организаций, представительства иракских и иностранных фирм, школы, различные экономические объекты, медицинские учреждения.
В стране сохраняется сложная криминогенная ситуация. По мнению иракских властей, 60-70 проц «криминальной активности» приходится на бывших повстанцев и объединившихся с ними бандитов, которые совершают наиболее серьезные и жестокие преступления.
По состоянию на 1 октября 2009 года в силовых структурах Ирака (вооруженных силах и МВД) числилось около 615 тыс. человек. Кроме того, около 110 тыс. человек числятся в военизированных охранных формированиях различных министерств и ведомств.
По официальной правительственной информации, в сентябре 2009 года иракские силовики в ходе боевых и специальных операций, а также в ходе повседневной служебной деятельности потеряли убитыми 78 человек (в августе – 63), в т. ч. военнослужащих – 40 (в августе - 15) и полицейских – 38 (в августе - 48). Ранения в сентябре получили 76 военнослужащих (в августе – 20) и 102 полицейских (в августе – 129).
Тактические истребители F-16, которые планируется списать из боевого состава ВВС США в 2010 году, могут быть переданы иракским вооруженным силам в качестве временной альтернативы до поступления новых самолетов этого типа. Речь идет о 36 истребителях F-16.
Американская судостроительная компания «Сфивтшипс Шипбилдинг» получила контракт стоимостью 181 млн долларов на проектирование и строительство 9 сторожевых катеров для иракских ВМС. Ранее речь шла о постройке 15 катеров. Однако из-за финансовых трудностей их число было уменьшено.
По мнению командования ВС США, сокращение бюджетных расходов на нужды обороны и безопасности в Ираке по причине снижения цен на нефть «создает угрозу в деле обучения и оснащения иракских сил», ведет к замедлению реализации планов их развития. Американские военные опасаются, что в результате до конца 2011 года, когда ВС США должны уйти из Ирака, в стране не смогут быть созданы вооруженные силы, способные защищать ее на суше, в воздухе и на море.
Ряд иракских политиков, в т. ч. депутатов парламента, учитывая недостаточную готовность национальных армии и полиции к самостоятельным действиям, предложили премьер-министру страны Н. аль-Малики более активно привлечь американские войска к решению вопросов обеспечения безопасности в ходе подготовки и проведения в стране в январе 2010 года всеобщих выборов.
В сентябре 2009 года численность группировки вооруженных сил США в Ираке сократилась примерно на 6 тыс. человек. По состоянию на 1 октября в стране находилось около 124 тыс. американских военнослужащих в составе 11 боевых бригад.
В октябре 2009 года из Ирака планируется вывести еще 4 тыс. американских военнослужащих. Командующий иракской группировкой ВС США генерал Р. Одьерно заявил, что Соединенные Штаты ускорят вывод войск из Ирака. Однако, по мнению генерала, вывод войск может «сопровождаться некоторыми проблемами», в т. ч. в сфере безопасности. В частности, не исключено повторение «трагедии 19 августа» 2009 года, когда в Багдаде в результате крупных терактов погибли примерно 100 человек.
Глава Пентагона Р. Гейтс в сентябре в очередной раз подтвердил, что США не будут иметь на иракской территории постоянных военных баз, а все американские войска покинут Ирак к концу 2011 года, «если, конечно, не будет заключено новое соглашение» с иракским правительством.
Сокращение масштабов участия американских войск в боевых и специальных операциях в Ираке продолжало положительно сказываться на потерях среди личного состава ВС США. В сентябре 2009 года погибли 10 американских военнослужащих (в августе – 7), а число раненых составило около 40 человек (в августе - 30). Таким образом, общие потери вооруженных сил США в Ираке с 20 марта 2003 года по 1 октября 2009 года составили, по уточненным данным, убитыми 4594 человека и ранеными около 31520 человек. Кроме того, один американский военнослужащий считается пропавшим без вести.
Интенсивность действий боевой авиации США в Ираке в сентябре существенно не изменилась. В минувшем месяце американские самолеты ежедневно совершали от 33 до 60 боевых вылетов (в июле - от 21 до 58). Авиация (преимущественно тактические истребители F-16) оказывала поддержку боевым действиям иракской армии и прикрывала расположение частей ВС США в различных районах страны, наносила удары по базам и лагерям боевиков и террористов, складам оружия и боеприпасов, мастерским по изготовлению взрывных устройств, прикрывала с воздуха передвижение транспортных конвоев на автодорогах, вела воздушную разведку объектов противника. Для нанесения ударов по противнику использовались различные авиационные боеприпасы. В сентябре отмечалась повышенная активность действий американской авиации в районе городов Мосул и Киркук. Авиация США регулярно привлекалась к решению поисково-спасательных задач. Транспортные перевозки в интересах коалиционных сил осуществляли ВВС США, главным образом на самолетах типа С-130 и С-17. Дозаправку боевых самолетов горючим в воздухе производили американские самолеты-заправщики КС-10 и КС-135.
В сентябре командование ВС США закрыло находившуюся в его распоряжении тюрьму «Кэмп-Букка», расположенную на юге страны недалеко от Басры.
Италия и Ирак договорились развивать сотрудничество между правоохранительными органами с целью противодействия международной организованной преступности, торговле наркотиками и нелегальному перемещению людей, а также терроризму. Такие цели сформулированы в Меморандуме о взаимопонимании, парафированном 30 сентября в Риме министрами внутренних дел двух стран. Документ предусматривает регулярный обмен оперативной информацией, проведение совместных учений и операций.
Таким образом, положение дел в сфере безопасности в Ираке в сентябре 2009 года в целом стало менее напряженным, но все еще остается сложным.
Внутриполитическая обстановка в Ираке в сентябре 2009 года продолжала оставаться сложной. На развитие ситуации в стране, деятельность политических партий, движений и отдельных политиков во все большей степени оказывает приближение сроков всеобщих выборов, намеченных на январь 2010 года. Усиливается соперничество между различными политическими партиями и движениями.
Премьер-министр Ирака Н. аль-Малики не намерен возвращаться в шиитскую коалицию Иракский национальный альянс, имеющую самую крупную фракцию в нынешнем составе парламента, и создал собственную «Коалицию государство закона», во главе которой он пойдет на всеобщие выборы. Аль-Малики заявил, что «двери открыты» для всех партий и движе-ний, которые хотят присоединиться к новому политическому блоку.
Лидер крупнейшей шиитской партии Высшего исламского совета Ирака А. Хаким призвал своих политических оппонентов в период перед выборами совместно действовать с целью улучшения обеспечения страны водой и электроэнергией.
Т. аль-Хашеми, ушедший в этом году с поста руководителя крупнейшей в стране суннитской Исламской партии Ирака (ИПИ), сообщил 12 сентября о формировании им новой «Партии возрождения», в которую, как предполагается, войдут представители науки, интеллигенции и вожди племен. По словам аль-Хашеми, новая партия «будет стоять над сектантскими и этническими барьерами». Как известно, ИПИ на выборах в местные органы власти в январе 2009 года потерпела крупное поражение в суннитской провинции Анбар, которая ранее считалась ее опорной базой.
Серьезные противоречия между арабскими и курдскими политиками негативно воздействуют на общую ситуацию в стране и в отдельных ее регионах. Особенно это относится к районам со смешанным арабско-курдским населением. В первую очередь, речь идет о северной провинции Найнава. Обстановка в провинции характеризуется повышенной напряженностью. Население курдских районов все настойчивее заявляет о своем желании присоединиться к находящемуся по соседству Курдскому автономному району (КАР). При содействии посольства США в Ираке 6 сентября состоялась первая после январских выборов в местные органы власти встреча арабских и курдских депутатов законодательного совета провинции Найнава, на которой обсуждались вопросы создания совместной администрации для управления регионом.
Бывший заместитель премьер-министра Ирака Б. Салих в сентябре был назначен главой правительства Курдского автономного района. Сообщается, что Салих «близко работал» с премьер-министром Ирака Н. аль-Малики, что может способствовать улучшению отношений и взаимопонимания между Багдадом и руководством КАР.
По оценкам ряда западных экспертов, «Южный Ирак де-факто превратился в теократическое шиитское государство, пораженное раздорами между враждующими группировками и их лидерами». Причем «в непрекращающейся борьбе за власть ни одна группировка не добилась господствующего положения» в регионе.
Напряженность сохраняется в отношениях между арабами-суннитами и шиитами, однако противоречия, существующие между двумя общинами, пока не перерастают в силовое противостояние.
Сложная ситуация по-прежнему характерна для экономики и социальной сферы страны. На положение дел в экономике, особенно в сельском хозяйстве самым негативным образом сказывается сильнейшая за последние десятилетия засуха, поразившая многие районы Ирака. Трудности испытывает и ведущая отрасль национальной экономики – нефтяная, что обусловлено сохраняющимися невысокими ценами на нефть на мировом рынке.
Турция, учитывая острый водный кризис в Ираке, согласилась увеличить этой стране сброс вод рек Тигр и Евфрат до 500-550 куб. метров в секунду на период до 20 октября 2009 года.
Иракское правительство разрабатывает рассчитанную на 30 лет программу обеспечения страны водными ресурсами. К разработке этой программы проявили интерес консультанты из Великобритании, Италии и России.
Таким образом, в сентябре 2009 года внутриполитическая ситуация в Ираке продолжала оставаться сложной. Ее характерной чертой является усиление активности различных политических сил страны в связи с приближением всеобщих выборов, намеченных на январь 2010 года.
В своей внешнеполитическая деятельности в сентябре 2009 года руководства Ирака основное внимание уделяло проблемам, имеющимся в отношениях с соседними государствами, в первую очередь Сирией и Турцией. Приоритетными для Ирака продолжают оставаться отношения с США.
Премьер-министр Ирака Н. аль-Малики заявил 4 сентября на встрече с делегацией Конгресса США, что его правительство желало бы установить со странами региона «отличные отношения», основанные на взаимном уважении и сотрудничестве. При этом Багдад «не позволит никакого вмешательства в свои внутренние дела и сам не будет вмешиваться в дела других» государств.
Напряженность сохраняется в иракско-сирийских отношениях. Министры иностранных дел Ирака Х. Зибари и Сирии В. Муаллем провели в сентябре три встречи – в Каире, Стамбуле и Нью-Йорке, однако все они не привели к подвижкам в урегулировании конфликта между Багдадом и Дамаском. Иракское руководство продолжает требовать от Дамаска выдачи находящихся на территории САР руководителей иракских баасистов, подозреваемых в организации крупных терактов в иракской столице, других лиц, подозреваемых в террористической деятельности и организации вооруженного сопротивления нынешнему режиму, обвиняет сирийское руководство в «отсутствии политической воли». Ирак также настаивает на создании специального международного трибунала «для военных преступников, которые планируют и осуществляют убийства мирных иракцев». Сирия же отвергает иракские обвинения в свой адрес и, как заявил президент САР Б. Асад, считает их «аморальными» и «политически мотивированными». В Дамаске утверждают, что иракская сторона пока не предоставила «свидетельств, заслуживающих доверия», которые указывали бы на «сирийский след» в организации терактов в Багдаде и других местах. В целом сирийско-иракский конфликт, учитывая полярные позиции сторон, вряд ли будет урегулирован в ближайшее время.
15-17 сентября в Ираке находился вице-президент США Дж. Байден, отвечающий в администрации Б. Обамы за иракское направление. Это была его третья поездка в страну в 2009 году. Байден провел переговоры с руководителями Ирака, обсудив с ними проблемы продвижения политического процесса в стране и разногласия, имеющиеся между иракскими политиками, порекомендовав местным лидерам более настойчиво их преодолевать. Вице-президент США также посетил столицу КАР г. Эрбиль, где по итогам переговоров с президентом курдской автономии М. Барзани заявил, для урегулирования проблем, существующих между центральным правительством, и курдами потребуется «длительное время». Дж. Байден подтвердил неизменность политики Вашингтона, направленной на обеспечение «единства и процветания Ирака».
В Стамбуле 17-18 сентября прошло первое заседание турецко-иракского Совета по стратегическому сотрудничеству высокого уровня, соглашение о создании которого было подписано в 2008 году. Заседания Совета проходили под руководством министров иностранных дел двух государств. В них приняли участие 8 турецких и 10 иракских министров, обсудивших конкретные вопросы развития сотрудничества между двумя соседними странами в различных областях. По итогам встречи стороны договорились о подписании более 40 соглашений и меморандумов о взаимопонимании с целью реализации межгосударственных проектов в различных сферах. Подписание этих документов должно состоится на следующем заседании Совета, которое намечено провести в октябре в Багдаде под председательством премьер-министров Ирака и Турции. Основное внимание на встрече в Стамбуле было уделено развитию двустороннего сотрудничества в области энергетики, совместным проектам по добыче и транспортировке нефти и природного газа, созданию совместных свободных экономических зон. Кроме того, иракские и турецкие министры договорились о развитии совместных проектов в области сельского хозяйства, здравоохранения и охраны окружающей среды.
По мнению президента Ирака Д. Талабани, новые международные санкции против Ирана «не сработают». Иракский президент также пообещал, что его страна «не откроет» свое воздушное пространство для самолетов Израиля или любой другой страны, которые будут наносить удары по ИРИ.
Глава Разведывательного управления МО США Р. Бургесс считает, что Иран не предпринимает «специальных шагов», направленных на ослабление центральной власти в Ираке, т. к. «это не принесет Исламской республике никаких дивидендов». Вместе с тем, в Тегеране «не заинтересованы в уверенном в себе Ираке», т. к. «хотят быть силой «номер один» в регионе».
Таким образом, в сентябре 2009 года военно-политическая обстановка в Ираке стала менее напряженной. В то же время сохраняющиеся серьезные разногласия между основными иракскими политическими силами, глубокие межнациональные и межконфессиональные противоречия создают потенциальную угрозу новых обострений ситуации в стране. iimes.ru