М.А. Гасратян
Ереван. Издательство «Айастан», 1990 г. Некоторые фрагменты книги (в изложении) В 1918 г. было создано «Общество возрождения Курдистана» в Стамбуле. Оно отклонило предложенный Кемалем союз с Обществом защиты прав населения восточных вилайетов, выступавшим против предоставления курдам прав национальной автономии. Английский комиссар в Стамбуле пообещал признать национальные права курдов, но, по замечанию Зиннар Силопи, он на самом деле водил курдов за нос. Английский комиссар писал министру иностранных дел Англии 3 мая 1919 года: «Они [курды] хотят иметь сво¸ собственное государство... Они хотят навсегда избавиться от турок, которые, как выразился Абдулькадыр, никогда и ничего для них не сделали, он говорит о турках с большой горечью». Донесение от 18 апреля: Абдулькадыр «сделал предложение от имени здешнего курдского комитета, требуя независимости для Курдистана и освобождения их от ненавистного турецкого ига». [В сентябре Абдулькадыр стал председателем Общества]. Он решительно выступал против объединения действий армян и курдов с целью решения армянского и курдского вопросов, против создания независимого от султаната и халифата Курдского государства. Затем, в 1925 г., согласно заявлению на суде по поводу курдского восстания, он выступал за создание курдской исламской республики, которая политически отделилась бы от Османской империи, но сохранила бы религиозные связи с халифатом. В целом деятельность упомянутого Общества ограничивалась Стамбулом. Флаг Курдистана в тот период состоял из последовательно красной, белой и зел¸ной полос с изображением солнца посередине. Также было создано Общество возрождения Курдистана в Диарбакыре. Комитет независимости Курдистана был основан для восточных вилайетов Турции. В антитурецкое движение пришли не только курдские крестьяне, но даже и гамидие (аширетные, кочевые, т.е. племенные дружины). Ещ¸ в годы Первой мировой войны ряд частей «гамидие», как известно, переш¸л на сторону русских. Кемалисты не распустили «гамидие», основная масса их была сосредоточена на «восточном фронте» (Карабекир-паша рассчитывал направить их на Армению и Закавказье). Однако гамидие, обманутые турками, часто поднимали мятежи (Халил-бей Джибранлы и др.). В 1920 г. Джибранлы начал пропагандировать идею независимости Курдистана в уездах (ильче) Варто, Карлыова, Малазгирт, Буланых, Хнус. Он вступил в переговоры с курдскими шейхами и вождями плем¸н, как следствие этого началась борьба против решений Эрзерумского и Сивасского конгрессов и Национального Обета, согласно которому курды должны были остаться в составе Турции. В октябре 1920 г. был образован Комитет независимости Курдистана в Эрзеруме во главе с полковником Х. Джибранлы. Он привл¸к на свою сторону до 80 % курдов Турции из всех районов. Комитет через свою агентуру - курдов в турецких государственных учреждениях и студентов - был в курсе всех планов кемалистов относительно Курдистана. Комитет занимался пропагандой, укреплением национального самосознание народа. Летом 1920 г. Халил-бей собирает письменные заявления курдских владетелей, шейхов и сельских старост вышеперечисленных уездов (также уездов Солхан, Чапахчкр) к Лиге Наций с просьбой о предоставлении Курдистану независимости. Кемалисты назначают Халила председателем Трибунала революционного корпуса в Эрзеруме (это назначение, последовавшее 19.8.1920 г., преследовало цель оторвать его от курдского движения). Однако этот ход турок не удался. Он продолжал прежнюю деятельность уже на новой должности. В тот период в курдском движении М. Гасратян выделяет 5 разных течений: 1. Движение за полную независимость Курдистана (Комитет независимости Курдистана). 2. Движение за внутреннюю автономию Курдистана в рамках турецкой государственности. 3. «Независимый» Курдистан под протекторатом Ирана. 4. «Независимый» Курдистан под покровительством Англии. 5. Движение за полное подчинение Курдистана Турции (течение было представлено отуреченными и / или состоявшими на должностях в Стамбуле и Анкаре курдами). В мае 1919 г. Кемаль прибыл в Восточную Анатолию. 16 июня в письме к заместителю вали Диарбекира (неофициальная столица Турецкого Курдистана) он призывает к немедленному роспуску «всякого общества, которое пытается сеять в стране раскол». 18 июня Кемаль, будучи уже в Эдырнэ (Адрианополь), заявляет, что все население Анатолии «объединилось для спасения национальной независимости... Пропаганда в пользу автономии Курдистана под английским протекторатом была прекращена. Сторонники этой идеи были устранены. Курды присоединяются к туркам».Некоторые курды участвовали в Эрзерумском Конгрессе Общества защиты прав Анатолии 10 – 23 июля 1919 г. и даже входили в Общество Защиты национальных прав восточных вилайетов. Решением Эрзерумского Конгресса все мусульмане должны бороться против отделения Западной Армении и Северного Курдистана от Турции. Использование панисламистской пропаганды Ататюрком на ранних этапах своей борьбы преследовало цель сплотить вокруг турок все мусульманские меньшинства (курды, лазы, арабы, черкесы, туркмены, персы и др.), а также усилить именно религиозную вражду их к христианам (греки, армяне, ассирийцы). В представительный Комитет Эрзерумского Конгресса (из 9 чел.) вошли 3 курда, однако Комитет не обладал реальными полномочиями (Кемаль, действовавший единолично, ему не особенно доверял). Кемаль, выступая в Великом национальном собрании Турции 1 мая 1920 г., призывал: «Прошу вас говорить не турки, а мусульмане и даже османы... Мы все связаны халифатом».
В послании Кемаля курдскому шейху Абдуррахман-аге из Ширнака говорилось: «...вы никогда не согласитесь с тем, чтобы священная земля вашей родины была попрана армянами... Прошу немедленно приступить к организации национальных сил и энергичным образом положить конец предательским действиям наших противников...» (период после Эрзерумского конгресса). Аналогичные послания Кемаль отправил Х.Муса-бею, шейхам Битлиса, Дершева, Мушаса, Нуршина, Гарзане. Депутат от Диарбекира Бекир Сытки бей говорил, что население Диарбекира, турки и курды, не желают отделяться от исламского общества.
Вожди многих курдских плем¸н выступили на стороне Мустафы Кемаля, что явилось результатом его успешной пропаганды. Но вместе с тем они выступали против ограничения Кемалем национальных прав курдов. Летом 1919 г. поднялось восстание курдов Малатии (курды соседнего Дерсима были шиитами, Малатии - суннитами, но обе группы курдов традиционно сохраняли высокую степень независимости). В подготовке его участвовали члены Общества возрождения Курдистана и английский офицер Ноэль.
Активные действия лондонского агента и курдской верхушки привели к тому, что конгресс курдских руководителей в Широ провозгласил основные принципы независимости Курдистана. В его послании вождям говорилось: «Курды, приговор¸нные на убогую жизнь в результате притеснений со стороны чиновников турецкого правительства в Курдистане, сейчас с живейшей радостью приветствуют пробивший для них час национального освобождения».
М.Кемаль после этого поступил очень хитро. Он вступил в переговоры с отдельными курдскими же лидерами, где добивался их неприсоединения к восставшим соплеменникам Малатии. После военного наступления турок курдские лидеры попросту сбежали в Кяхту, а «восстание» «рассеялось» само собой. По мнению В.Никитина: «Севрский договор... ознаменовал собой важный поворот в решении курдской проблемы. Впервые в истории... подвергся рассмотрению... вопрос «местной» автономии района сплошного расселения курдов. С этого времени международное значение курдской проблемы не вызывает более сомнений...» . Договор предусматривал отделение от Турции Курдского государства (которое включало в себя и стратегический Моссульский вилайет). Англичане в соответствии со своей политикой «разделяй и властвуй» давили курдов в подмандатном им Ираке, но поддерживали в Турции.
Курдская секта Али-Илахи занимала особое положение среди остальных курдов. М.В.Фрунзе писал: «...дерсимские курды исповедуют али-иллахизм ии в отличие от других курдов, «правоверных», именуются «кызылбашами»... настоящие правоверные мусульмане относятся к ним с презрением... что касается аширетных курдов-кызылбашей, то они никакой службы не несли и являлись всегда наименее над¸жным с государственной точки зрения элементом Анатолии, ...они причиняют правительству большие хлопоты рядом повстанческих вспышек».
ВОССТАНИЕ ДЕРСИМ - КОЧКИРИ
В июле 1920 г. вспыхнуло курдское восстание в районе Кочкири-Дерсим (область эта расположена на уровне 2000 м над уровне моря, в западной части Турецкого Курдистана, между двумя верхними рукавами Евфрата, население говорит на курдском диалекте «заза»). 29 апреля и 11 сентября 1920 г. ВНСТ приняло жестокие законы, в т.ч. и против. Были введены т.н. «суды независимости». Видя успех курдского восстания в Дерсиме, кемалисты передали сво¸ согласие удовлетворить требования курдов по автономии, и одновременно начали боевые действия против курдов в р-не Себастии (Сивас). Кемаль привл¸к на свою сторону несколько курдских вождей, назначив их депутатами ВНСТ от Дерсима, но, тем не менее, этот край фактически не подчинялся Кемалю.
4 марта 1921 г. произошли первые столкновения, начались боевые действия с турками-кемалистами. Был разгромлен турецкий полк в Умрание, курды расстреляли полковника Халила, флаг независимого Курдистана был вывешен в центре города. Затем были освобождены пленные турецкие офицеры, а служившим в полку курдам и черкесам было предложено перейти на сторону курдов. В ходе восстания курдов Кочкири к 8 марта р-н был полностью очищен от турок, было подавлено турецкое сопротивление в Кемахе, отремонтирован Ч¸ртов мост через Евфрат, курды по нему вступили в Куручат, заняли уезды Кангал, Кочхисар, Дивирги, Зара, Рефахие, Куручай, Кемах.
Турецкий автор Али Кемали утверждает, что площадь восстания охватила 15.000 кв.км. Действовало 15 курдских отрядов по 100 - 1500 солдат в каждом. Всего восстание охватило земли с населением более 6 млн. чел. 11 марта 1921 г. курдами было принято требование к ВНСТ создать вилайет во главе с курдом из занятых ими районов. Это умеренное требование в Анкаре рассматривать отказались. Туркам удалось расколоть курдское движение. Одновременно собирались силы для синхронного удара по повстанцам из Сиваса, Йозгата, Амасии, Мерзифона, Токата, Эрзерума, Гиресуна, Шапин-Гараисара, Арабкира, Чемишкезека.
15 марта 1921 г. было введено осадное положение в вилайетах Сивас, Элязиг, Эрзерум. Для переброски на курдский фронт была снята часть войск с греческого фронта. В результате ожесточ¸нных сражений в марте 1921 г. курды отступили. Дополнительный удар в спину им последовал от вождя племени Курейшан К¸р-Пшо из Эрзинджана. Он не пустил повстанцев через свои владения в Дерсим на соединение с тамошними повстанцами. Зверства над курдским населением совершали банды Осман Топал-аги.
М.В. Фрунзе писал: «...один из наиболее влиятельных лазистанских воджей Осман-ага с навербованным им отрядом добровольцев-лазов прош¸л с огн¸м и мечом взбунтовавшиеся против турок курдские районы Восточной Анатолии».
Восстание было подавлено. Его глава Хейдар-паша был взят в плен, когда прибыл в Сивас на переговоры по предложению протурецких курдских беев. 600 человек из его отряда были перебиты в западных вилайетах. Чрезвычайный военный трибунал в Сивасе приговорил 17 человек к смертной казни, 400 - к тюрьме и высылке. Но тем не менее восстановить полное спокойствие в Дерсиме кемалистам так и не удалось. Так, в центре владений Сеида Резы городе Агд уже после подавления восстания взвился запрещ¸нный флаг независимого Курдистана. Причины поражения курдов, с точки зрения М.Гасратяна, очевидны: 1. Феодально-племенной характер курдского общества. 2. Отсутствие религиозного единства. Отдельные группы курдов не доверяли друг другу. 3. Отсутствие единой политической организации. 4. Политическая неопытность курдских вождей.
ТУРЕЦКАЯ ПОЛИТИКА В СЕВЕРНОМ ИРАКЕ
С 1921 г. развернулась кемалистская пропаганда в Иракском Курдистане, поднимая религиозные и национальные чувства тамошних курдов для включения Моссульского вилайета в новую Турцию. Обещалось, что «скоро прибудет большое турецкое подкрепление, с помощью которого Сулеймания, Киркук и Эрбиль будут освобождены от англичан». В июне в Южный Курдистан прибыл турецкий генерал Оздемир-паша. В распространявшихся турками листовках говорилось: «Все сыновья одной религии должны стремиться к единству, предписанному Османским государством... Пусть ниспошлет Аллах победу тем, кто подобно вам сражается и проливает свою кровь за веру, и да пусть падет проклятие на головы тех язычников, кто продал свою религию англичанам...». В районы Северного Ирака кемалистами перебрасывались войска, оружие и т.п. В августе 1922 г. турецкие силы вместе с племенем р-на Пишдар участвовали в наступлении на Ранию и в начале сентября выбили оттуда англичан. Вслед за этим последние начали эвакуацию Сулеймании. Самозваный «король» Курдистана, объявившийся в Северном Ираке, родом знатный курд из Сулеймании, заигрывал с турками, стремясь освободиться из-под ига англичан, что в массе своей, однако, не было поддержано курдами Ирака.
Этот «король», шейх Махмуд, освобожденный сперва англичанами, затем изменил им и вступил в переговоры с турками о совместном антианглийском восстании. В секретных инструкциях начальника управления главного штаба Турции Бекри-бея действовавшему в Ираке Оздемиру говорилось: «...победа Симко [вождь иранских курдов, отступивший под натиском персидских войск в Южный Курдистан] и расширение... его влияния среди курдских племен не отвечает интересам нашей страны, но и враждовать с ним сейчас не в наших интересах, поэтому Вы окажете большую услугу Отечеству, если сможете обмануть племена и настроить их против Симко, распустив, например, среди них слухи, что Симко поднял эту революцию на деньги англичан и проливает кровь курдов в своих интересах, и служа англичанам...». Привлекая на свою сторону против Англии иракских курдов, турецкое правительство обещало независимость Южному Курдистану и гарантировало свое «невмешательство» в его внутренние дела в случае его присоединения к кемалистской Турции. Февраль 1922 – происходят волнения курдов района Диарбекир. 21 марта 1923 г. был учрежд¸н «суд независимости» для восточных вилайетов (с центром в Диарбекире). Из беседы Кемаляс советским послом С.Араловым: «...Курды, живущие вокруг Урмийского озера [т.е. в Иране], изъявили желание действовать совместно с Турцией. У них были оружие и деньги, и они готовы были выступить против английских интересов... Англия хочет создать Курдское государство под своим владычеством, и тем самым командовать над нами, Персией и Закавказьем... В Сулеймании англичане заставляют выступать против Турции шейха Махмуда. Мы, турки, не остались в долгу. Помогли на юге Курдистана восстать против англичан курду Феттику и др.» Депутат от Эрзерума Х.Авни-бей: «Эта страна принадлежит курдам и туркам. С этой трибуны [ВНСТ] только 2 нации имеют право говорить: курдская и турецкая нации...» Как известно, при «освобождении» Измира от греков курдская конница одной из первых ворвалась в город, доставшийся затем туркам.
Ататюрк использовал курдов, чтобы уменьшить турецкие потери и одновременно ослабить вооруж¸нных курдов в боях с греками [что можно сравнить с действиями Энвер-паши в 1914 г., см. книгу «Ассирийцы стран Ближнего и Среднего Востока» - Ред.. Кямуран Бедирхани: «Едва Лозаннский договор был подписан, как Мустафа Кемаль сделал резкий поворот от политики сотрудничества [с курдами] к нарушению своих обещаний и даже договорных обязательств турецкого правительства в отношении прав национальных меньшинств... Когда же курды напомнили ему о данных в сво¸ время обещаниях, он приказал закрыть школы и арестовать патриотов и влиятельных лиц... Снова начало твориться беззаконие... Как по волшебству в новую палату были избраны турецкие депутаты от курдских территорий. Несколько прежних депутатов были арестованы и преданы военно-полевому суду. Во всем Курдистане стали проводиться репрессивные меры».
ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТУРЕЦКОГО ВЗГЛЯДА НА КУРДОВ
Газета «Варлык», сентябрь 1923 г.: «Каждый человек, проживающий в пределах Турции, независимо от его вероисповедания и убеждений, является турком... Вопреки историческим данным есть лица, которые приписывают нашим братьям - туркам название «курды». Исторически установлено, что турки, проживающие в горах наших восточных вилайетов, и именуемые некоторыми курдами, на самом деле являются нашими братьями турками. Что же касается отличия этих братьев, то оно объясняется тем, что много веков тому назад в силу переселения народов, турки были вынуждены поселиться в горной местности и поэтому оказались оторванными и обособленными в наречии... только общие интересы, стоящие над интересами племени, языка и религии, порождают национальность. Разница в языке не может ослабить нашу историческую национальную общность. Теперь благодаря республиканскому правлению народ будет умственно развиваться и эта «частная» разница уничтожится, и существующие национальные связи еще больше окрепнут... в исторических произведениях нигде не упоминается о народе, именуемом «курды». Наши братья, т.н. «курды», являются турками...» Данное положение явилось идеологическим обоснованием турецкой антикурдской политики - «нет народа - нет проблемы».
ПОЛОЖЕНИЕ КУРДОВ В ТУРЦИИ, 1920-е гг.
Курдские крестьяне были абсолютно бесправными. Акшам свидетельствует (19 сентября 1925 г.): «Крестьяне деребея не обладают никакими правами... Что касается их обязанностей, они формулируются в короткой фразе «работать до смерти». И бедственное положение доводит их до степени подлинного рабства». «В восточных вилайетах имеются такие деребейлики, что, когда переходишь из одного села в другое, испытываешь ощущение, будто пересекаешь границу двух государств. Когда спрашиваешь встречных вооруж¸нных крестьян: «Кто вы?», они отвечают: «люди такого-то аги»...» Т.о. курды находились под двойным гнетом - собственных шейхов, вождей плем¸н, землевладельцев, с одной стороны, и турок с другой.
КУРДСКОЕ ВОССТАНИЕ 1925 ГОДА (ВОССТАНИЕ ШЕЙХА САИДА)
Шейх Саид, родом из Палу (вилайет Элязиз), родился в 1865 г., его влияние распространялось на Хнус, Гендж, Палу, вплоть до Диарбекира. Саид привл¸к внимание руководства Комитета независимости Курдистана. Переговоры с ним в¸л Юсуф Зия (от Битлиса), и зимой 1923-24 гг. в Палу состоялось совещание курдских руководителей (в них принимали участие деребеи вилайета Диарбекир из Хани). Было решено активизировать курдское подполье. Оружие было к тому времени почти у всех плем¸н. Было выдвинуто требование о признании независимости Курдистана, обращенное в Лигу Наций (этот документ предполагалось отправить через Сирию). В районе Хизана формировалась турецкая дивизия для подавления ассирийского движения (ее начштаба Исхан Нури был позже одним из руководителей курдского восстания у Арарата). В это же время организовывались курдские партизанские отряды во главе с офицерами.
Октябрь 1924 г.- арест Юсуфа Зии, Ходжи Муса и ещ¸ 20 курдов. 20 декабря 1924 г. был арестован Халил-бей Джибранлы (впоследствии все арестованные были осуждены и высланы). После этого председателем КНК стал шейх Саид, обладавший огромным богатством.
Ноябрь 1924 - совещание курдских лидеров в Алеппо (Сирия), в котором приняли участие деятели из Турции, Сирии, Ирака. Обсуждено положение в Турецком Курдистане, и было признано, что только восстанием можно обеспечить права курдов. Однако к предполагавшемуся восстанию на этот раз не удалось привлечь кызылбашей в Варто, Киги (вилайет Бинг¸ль), Хнусе (Эрзерум), и, что особенно важно, Дерсима (племя хомерек). Представитель последнего племени Хасан Хайри из Дерсима заявил: «Эта борьба привед¸т к гибели Дерсима... Мы, сотрудничая с турками, просветим нашу нацию, и тогда свобода прид¸т сама собой». На это Нури Дерсими пророчески ответил: «Прид¸т время, когда ты не сможешь произнести даже слово «курд»...».
Таким образом Анкара ловко играла на межплеменных и религиозных межкурдских противоречиях. В начале восстания 10.000 бойцов Саида 14 февраля 1925 г. заняли Гендж. Были казнены турецкие руководители, и главой города был назначен вождь племени модан Факи Хасан. Гендж был объявлен временной столицей Курдистана, светская и духовная власть в районе переходила к Саиду, он стал главнокомандующим, замом - Ф.Хасан. Повстанцы Генджа предприняли наступление на Диарбекир, где предполагалось провозгласить постоянную столицу независимого государства курдов. За короткий срок восстание распространилось на 14 восточных и юго-восточных вилайетов Турции, где проживало более 600.000 курдов (в 1925 г. была проведена перепись населения, показавшая, что в 1925 г. курдов на этих землях было больше).
По оценке Армстрона, «весь Курдистан был охвачен огн¸м восстания и угрожал восточным провинциям, молодая Турция дрогнула». 16 февраля 1925 г. началось движение на Диарбакыр, продолжавшееся до 3 марта 1925 г. (приход к власти в Анкаре кабинета Исмет-паши Иненю). Формальным лозунгом Саида была защита религии от «неверных» правителей Анкары, но подлинным его смыслом было создание независимого Курдистана. Племена Дерсима и Муша, не присоединившись к религиозным лозунгам, в то же время выразили готовность воевать за независимость Курдистана.