Курдистан, новости, политика, диаспора
KURDISTAN.RU

новостной сайт о событиях в курдском регионе

ежедневные новости политики, культуры и социальной жизни Курдистана

kurdistan.ru - новостной проект

Курды Турции в новейшее время - Часть I

Просмотры4766Комментарии0 уменьшить шрифт нельзя увеличить шрифтоткрыть версию страницы для печатиразвернуть
2009-10-14

М.А. Гасратян

Ереван. Издательство «Айастан», 1990 г.

Некоторые фрагменты книги (в изложении)

В 1918 г. было создано «Общество возрождения Курдистана» в Стамбуле. Оно отклонило предложенный Кемалем союз с Обществом защиты прав населения восточных вилайетов, выступавшим против предоставления курдам прав национальной автономии. Английский комиссар в Стамбуле пообещал признать национальные права курдов, но, по замечанию Зиннар Силопи, он на самом деле водил курдов за нос. Английский комиссар писал министру иностранных дел Англии 3 мая 1919 года: «Они [курды] хотят иметь сво¸ собственное государство... Они хотят навсегда избавиться от турок, которые, как выразился Абдулькадыр, никогда и ничего для них не сделали, он говорит о турках с большой горечью». 

Донесение от 18 апреля: Абдулькадыр «сделал предложение от имени здешнего курдского комитета, требуя независимости для Курдистана и освобождения их от ненавистного турецкого ига». [В сентябре Абдулькадыр стал председателем Общества]. Он решительно выступал против объединения действий армян и курдов с целью решения армянского и курдского вопросов, против создания независимого от султаната и халифата Курдского государства.

Затем, в 1925 г., согласно заявлению на суде по поводу курдского восстания, он выступал за создание курдской исламской республики, которая политически отделилась бы от Османской империи, но сохранила бы религиозные связи с халифатом. В целом деятельность упомянутого Общества ограничивалась Стамбулом. Флаг Курдистана в тот период состоял из последовательно красной, белой и зел¸ной полос с изображением солнца посередине.  Также было создано Общество возрождения Курдистана в Диарбакыре. Комитет независимости Курдистана был основан для восточных вилайетов Турции. В антитурецкое движение пришли не только курдские крестьяне, но даже и гамидие (аширетные, кочевые, т.е. племенные дружины).  Ещ¸ в годы Первой мировой войны ряд частей «гамидие», как известно, переш¸л на сторону русских.  Кемалисты не распустили «гамидие», основная масса их была сосредоточена на «восточном фронте» (Карабекир-паша  рассчитывал направить их на Армению и Закавказье). Однако гамидие, обманутые турками, часто поднимали мятежи (Халил-бей Джибранлы и др.). В 1920 г. Джибранлы начал пропагандировать идею независимости Курдистана в уездах (ильче) Варто, Карлыова, Малазгирт, Буланых, Хнус. Он вступил в переговоры с курдскими шейхами и вождями плем¸н, как следствие этого началась борьба против решений Эрзерумского и Сивасского конгрессов и Национального Обета, согласно которому курды должны были остаться в составе Турции. 

В октябре 1920 г. был образован Комитет независимости Курдистана в Эрзеруме во главе с полковником Х. Джибранлы. Он привл¸к на свою сторону до 80 % курдов Турции из всех районов. Комитет через свою агентуру - курдов в турецких государственных учреждениях и студентов - был в курсе всех планов кемалистов относительно Курдистана. Комитет занимался пропагандой, укреплением национального самосознание народа.  Летом 1920 г. Халил-бей собирает письменные заявления курдских владетелей, шейхов и сельских старост вышеперечисленных уездов (также уездов Солхан, Чапахчкр) к Лиге Наций с просьбой о предоставлении Курдистану независимости. Кемалисты назначают Халила председателем Трибунала революционного корпуса в Эрзеруме (это назначение, последовавшее 19.8.1920 г., преследовало цель оторвать его от курдского движения). Однако этот ход турок не удался. Он продолжал прежнюю деятельность уже на новой должности.  В тот период в курдском движении М. Гасратян выделяет 5 разных течений:

1. Движение за полную независимость Курдистана (Комитет независимости Курдистана).  2. Движение за внутреннюю автономию Курдистана в рамках турецкой государственности.  3. «Независимый» Курдистан под протекторатом Ирана.

4. «Независимый» Курдистан под покровительством Англии. 

5. Движение за полное подчинение Курдистана Турции (течение было представлено отуреченными и / или состоявшими на должностях в Стамбуле и Анкаре курдами). 

В мае 1919 г. Кемаль прибыл в Восточную Анатолию. 16 июня в письме к заместителю вали Диарбекира (неофициальная столица Турецкого Курдистана) он призывает к немедленному роспуску «всякого общества, которое пытается сеять в стране раскол». 18 июня Кемаль, будучи уже в Эдырнэ (Адрианополь),  заявляет,  что все население Анатолии «объединилось для спасения национальной независимости... Пропаганда в пользу автономии Курдистана под английским протекторатом была прекращена. Сторонники этой идеи были устранены. Курды присоединяются к туркам». 

Некоторые курды участвовали в Эрзерумском Конгрессе Общества защиты прав Анатолии 10 – 23 июля 1919 г. и даже входили в Общество Защиты национальных прав восточных вилайетов. Решением Эрзерумского Конгресса все мусульмане должны бороться против отделения Западной Армении и Северного Курдистана от Турции. Использование панисламистской пропаганды Ататюрком на ранних этапах своей борьбы преследовало цель сплотить вокруг турок все мусульманские меньшинства (курды, лазы, арабы, черкесы, туркмены, персы и др.), а также усилить именно религиозную вражду их к христианам (греки, армяне, ассирийцы).  В представительный Комитет Эрзерумского Конгресса (из 9 чел.) вошли 3 курда, однако Комитет не обладал реальными полномочиями (Кемаль, действовавший единолично, ему не особенно доверял).  Кемаль, выступая в Великом национальном собрании Турции 1 мая 1920 г., призывал: «Прошу вас говорить не турки, а мусульмане и даже османы... Мы все связаны халифатом». 

В послании Кемаля курдскому шейху Абдуррахман-аге из Ширнака говорилось: «...вы никогда не согласитесь с тем, чтобы священная земля вашей родины была попрана армянами... Прошу немедленно приступить к организации национальных сил и энергичным образом положить конец предательским действиям наших противников...» (период после Эрзерумского конгресса). Аналогичные послания Кемаль отправил Х.Муса-бею, шейхам Битлиса, Дершева, Мушаса, Нуршина, Гарзане. Депутат от Диарбекира Бекир Сытки бей говорил, что население Диарбекира, турки и курды, не желают отделяться от исламского общества.

Вожди многих курдских плем¸н выступили на стороне Мустафы Кемаля, что явилось результатом его успешной пропаганды. Но вместе с тем они выступали против ограничения Кемалем национальных прав курдов.  Летом 1919 г. поднялось восстание курдов Малатии (курды соседнего Дерсима были шиитами, Малатии - суннитами, но обе группы курдов традиционно сохраняли высокую степень независимости).  В подготовке его участвовали члены Общества возрождения Курдистана и английский офицер Ноэль.

Активные действия лондонского агента и курдской верхушки привели к тому, что конгресс курдских руководителей в Широ провозгласил основные принципы независимости Курдистана. В его послании вождям говорилось: «Курды, приговор¸нные на убогую жизнь в результате притеснений со стороны чиновников турецкого правительства в Курдистане, сейчас с живейшей радостью приветствуют пробивший для них час национального освобождения». 

М.Кемаль после этого поступил очень хитро. Он вступил в переговоры с отдельными курдскими же лидерами, где добивался их неприсоединения к восставшим соплеменникам Малатии. После военного наступления турок курдские лидеры попросту сбежали в Кяхту, а «восстание» «рассеялось» само собой. По мнению В.Никитина: «Севрский договор... ознаменовал собой важный поворот в решении курдской проблемы. Впервые в истории... подвергся рассмотрению... вопрос «местной» автономии района сплошного расселения курдов. С этого времени международное значение курдской проблемы не вызывает более сомнений...» .  Договор предусматривал отделение от Турции Курдского государства (которое включало в себя и стратегический Моссульский вилайет). Англичане в соответствии со своей политикой «разделяй и властвуй» давили курдов в подмандатном им Ираке, но поддерживали в Турции.

Курдская секта Али-Илахи занимала особое положение среди остальных курдов. М.В.Фрунзе писал: «...дерсимские курды исповедуют али-иллахизм ии в отличие от других курдов, «правоверных», именуются «кызылбашами»... настоящие правоверные мусульмане относятся к ним с презрением... что касается аширетных курдов-кызылбашей, то они никакой службы не несли и являлись всегда наименее над¸жным с государственной точки зрения элементом Анатолии, ...они причиняют правительству большие хлопоты рядом повстанческих вспышек».

ВОССТАНИЕ ДЕРСИМ - КОЧКИРИ
В июле 1920 г. вспыхнуло курдское восстание в районе Кочкири-Дерсим (область эта расположена на уровне 2000 м над уровне моря, в западной части Турецкого Курдистана, между двумя верхними рукавами Евфрата, население говорит на курдском диалекте «заза»). 29 апреля и 11 сентября 1920 г. ВНСТ приняло жестокие законы, в т.ч. и против.  Были введены т.н. «суды независимости». Видя успех курдского восстания в Дерсиме, кемалисты передали сво¸ согласие удовлетворить требования курдов по автономии, и одновременно начали боевые действия против курдов в р-не Себастии (Сивас).  Кемаль привл¸к на свою сторону несколько курдских вождей, назначив их депутатами ВНСТ от Дерсима, но, тем не менее, этот край фактически не подчинялся Кемалю.

4 марта 1921 г. произошли первые столкновения, начались боевые действия с турками-кемалистами. Был разгромлен турецкий полк в Умрание, курды расстреляли полковника Халила, флаг независимого Курдистана был вывешен в центре города. Затем были освобождены пленные турецкие офицеры, а служившим в полку курдам и черкесам было предложено перейти на сторону курдов. В ходе восстания курдов Кочкири к 8 марта р-н был полностью очищен от турок, было подавлено турецкое сопротивление в Кемахе, отремонтирован Ч¸ртов мост через Евфрат, курды по нему вступили в Куручат, заняли уезды Кангал, Кочхисар, Дивирги, Зара, Рефахие, Куручай, Кемах. 

Турецкий автор  Али Кемали  утверждает, что площадь восстания охватила 15.000 кв.км. Действовало 15 курдских отрядов по 100 - 1500 солдат в каждом. Всего восстание охватило земли с населением более 6 млн. чел. 11 марта 1921 г. курдами было принято требование к ВНСТ создать вилайет во главе с курдом из занятых ими районов. Это умеренное требование в Анкаре рассматривать отказались.  Туркам удалось расколоть курдское движение. Одновременно собирались силы для синхронного удара по повстанцам из Сиваса, Йозгата, Амасии, Мерзифона, Токата, Эрзерума, Гиресуна, Шапин-Гараисара, Арабкира, Чемишкезека.

15 марта 1921 г. было введено осадное положение в вилайетах Сивас, Элязиг, Эрзерум. Для переброски на курдский фронт была снята часть войск с греческого фронта. В результате ожесточ¸нных сражений в марте 1921 г. курды отступили. Дополнительный удар в спину им последовал от вождя племени Курейшан К¸р-Пшо из Эрзинджана. Он не пустил повстанцев через свои владения в Дерсим на соединение с тамошними повстанцами. Зверства над курдским населением совершали банды Осман Топал-аги.

М.В. Фрунзе писал: «...один из наиболее влиятельных лазистанских воджей Осман-ага с навербованным им отрядом добровольцев-лазов прош¸л с огн¸м и мечом взбунтовавшиеся против турок курдские районы Восточной Анатолии».

Восстание было подавлено. Его глава Хейдар-паша был взят в плен, когда прибыл в Сивас на переговоры по предложению протурецких курдских беев. 600 человек из его отряда были перебиты в западных вилайетах. Чрезвычайный военный трибунал в Сивасе приговорил 17 человек к смертной казни, 400 - к тюрьме и высылке. Но тем не менее восстановить полное спокойствие в Дерсиме кемалистам так и не удалось. Так, в центре владений Сеида Резы городе Агд уже после подавления восстания взвился запрещ¸нный флаг независимого Курдистана.  Причины поражения курдов, с точки зрения М.Гасратяна, очевидны: 1. Феодально-племенной характер курдского общества. 2. Отсутствие религиозного единства. Отдельные группы курдов не доверяли друг другу. 3. Отсутствие единой политической организации. 4. Политическая неопытность курдских вождей.


ТУРЕЦКАЯ ПОЛИТИКА В СЕВЕРНОМ ИРАКЕ
С 1921 г. развернулась кемалистская пропаганда в Иракском Курдистане, поднимая религиозные и национальные чувства тамошних курдов для включения Моссульского вилайета в новую Турцию. Обещалось, что «скоро прибудет большое турецкое подкрепление, с помощью которого Сулеймания, Киркук и Эрбиль будут освобождены от англичан». В июне в Южный Курдистан прибыл турецкий генерал Оздемир-паша. В распространявшихся турками листовках говорилось: «Все сыновья одной религии должны стремиться к единству, предписанному Османским государством... Пусть ниспошлет Аллах победу тем, кто подобно вам сражается и проливает свою кровь за веру, и да пусть падет проклятие на головы тех язычников, кто продал свою религию англичанам...».  В районы Северного Ирака кемалистами перебрасывались войска, оружие и т.п. В августе 1922 г. турецкие силы вместе с племенем р-на Пишдар участвовали в наступлении на Ранию и в начале сентября выбили оттуда англичан. Вслед за этим последние начали эвакуацию Сулеймании. Самозваный «король» Курдистана, объявившийся в Северном Ираке, родом знатный курд из Сулеймании, заигрывал с турками, стремясь освободиться из-под ига англичан, что в массе своей, однако, не было поддержано курдами Ирака.

Этот «король», шейх Махмуд, освобожденный сперва англичанами, затем изменил им и вступил в переговоры с турками о совместном антианглийском восстании.  В секретных инструкциях начальника управления главного штаба Турции Бекри-бея  действовавшему в Ираке Оздемиру говорилось: «...победа Симко [вождь иранских курдов, отступивший под натиском персидских войск в Южный Курдистан] и расширение... его влияния среди курдских племен не отвечает интересам нашей страны, но и враждовать с ним сейчас не в наших интересах, поэтому Вы окажете большую услугу Отечеству, если сможете обмануть племена и настроить их против Симко, распустив, например, среди них слухи, что Симко поднял эту революцию на деньги англичан и проливает кровь курдов в своих интересах, и служа англичанам...».  Привлекая на свою сторону против Англии иракских курдов, турецкое правительство обещало независимость Южному Курдистану и гарантировало свое «невмешательство» в его внутренние дела в случае его присоединения к кемалистской Турции. Февраль 1922 – происходят волнения курдов района Диарбекир. 21 марта 1923 г. был учрежд¸н «суд независимости» для восточных вилайетов (с центром в Диарбекире). Из беседы Кемаляс советским послом С.Араловым: «...Курды, живущие вокруг  Урмийского озера [т.е. в Иране], изъявили желание действовать совместно с Турцией. У них были оружие и деньги, и они готовы были выступить против английских интересов... Англия хочет создать Курдское государство под своим владычеством, и тем самым командовать над нами, Персией и Закавказьем... В Сулеймании англичане заставляют выступать против Турции шейха Махмуда. Мы, турки, не остались в долгу. Помогли на юге Курдистана восстать против англичан курду Феттику и др.»  Депутат от Эрзерума Х.Авни-бей: «Эта страна принадлежит курдам и туркам. С этой трибуны [ВНСТ] только 2 нации имеют право говорить: курдская и турецкая нации...»  Как известно, при «освобождении» Измира от греков курдская конница одной из первых ворвалась в город, доставшийся затем туркам.  

Ататюрк  использовал курдов, чтобы уменьшить турецкие потери и одновременно ослабить вооруж¸нных курдов в боях с греками [что можно сравнить с действиями Энвер-паши в 1914 г., см. книгу «Ассирийцы стран Ближнего и Среднего Востока» - Ред.. Кямуран Бедирхани: «Едва Лозаннский договор был подписан, как Мустафа Кемаль сделал резкий поворот от политики сотрудничества [с курдами] к нарушению своих обещаний и даже договорных обязательств турецкого правительства в отношении прав национальных меньшинств... Когда же курды напомнили ему о данных в сво¸ время обещаниях, он приказал закрыть школы и арестовать патриотов и влиятельных лиц... Снова начало твориться беззаконие... Как по волшебству в новую палату были избраны турецкие депутаты от курдских территорий. Несколько прежних депутатов были арестованы и преданы военно-полевому суду. Во всем Курдистане стали проводиться репрессивные меры».


ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТУРЕЦКОГО ВЗГЛЯДА НА КУРДОВ
Газета «Варлык», сентябрь 1923 г.: «Каждый человек, проживающий в пределах Турции, независимо от его вероисповедания и убеждений, является турком... Вопреки историческим данным есть лица, которые приписывают нашим братьям - туркам название «курды». Исторически установлено, что турки, проживающие в горах наших восточных вилайетов, и именуемые некоторыми курдами, на самом деле являются нашими братьями турками. Что же касается отличия этих братьев, то оно объясняется тем, что много веков тому назад в силу переселения народов, турки были вынуждены поселиться в горной местности и поэтому оказались оторванными и обособленными в наречии... только общие интересы, стоящие над интересами племени, языка и религии, порождают национальность. Разница в языке не может ослабить нашу историческую национальную общность. Теперь благодаря республиканскому правлению народ будет умственно развиваться и эта «частная» разница уничтожится, и существующие национальные связи еще больше окрепнут... в исторических произведениях нигде не упоминается о народе, именуемом «курды». Наши братья, т.н. «курды», являются турками...» Данное положение явилось идеологическим обоснованием турецкой антикурдской политики - «нет народа - нет проблемы».


ПОЛОЖЕНИЕ КУРДОВ В ТУРЦИИ, 1920-е гг.
Курдские крестьяне были абсолютно бесправными. Акшам  свидетельствует (19 сентября 1925 г.):  «Крестьяне деребея не обладают никакими правами... Что касается их обязанностей, они формулируются в короткой фразе «работать до смерти». И бедственное положение доводит их до степени подлинного рабства». «В восточных вилайетах имеются такие деребейлики, что, когда переходишь из одного села в другое, испытываешь ощущение, будто пересекаешь границу двух государств. Когда спрашиваешь встречных вооруж¸нных крестьян: «Кто вы?», они отвечают: «люди такого-то аги»...»  Т.о. курды находились под двойным гнетом - собственных шейхов, вождей плем¸н, землевладельцев, с одной стороны, и турок с другой.

 КУРДСКОЕ ВОССТАНИЕ 1925 ГОДА (ВОССТАНИЕ ШЕЙХА САИДА)                                                            

Шейх Саид, родом из Палу (вилайет Элязиз), родился в 1865 г., его влияние распространялось на Хнус, Гендж, Палу, вплоть до Диарбекира. Саид привл¸к внимание руководства Комитета независимости Курдистана. Переговоры с ним в¸л Юсуф Зия (от Битлиса), и зимой 1923-24 гг. в Палу состоялось совещание курдских руководителей (в них принимали участие деребеи вилайета Диарбекир из Хани). Было решено активизировать курдское подполье. Оружие было к тому времени почти у всех плем¸н. Было выдвинуто требование о признании независимости Курдистана, обращенное в Лигу Наций (этот документ предполагалось отправить через Сирию).  В районе Хизана формировалась турецкая дивизия для подавления ассирийского движения (ее начштаба Исхан Нури был позже одним из руководителей курдского восстания у Арарата). В это же время организовывались курдские партизанские отряды во главе с офицерами. 

Октябрь 1924 г.- арест Юсуфа Зии, Ходжи Муса и ещ¸ 20 курдов. 20 декабря 1924 г. был арестован Халил-бей Джибранлы (впоследствии все арестованные были осуждены и высланы). После этого председателем КНК стал шейх Саид, обладавший огромным богатством.

Ноябрь 1924 - совещание курдских лидеров в Алеппо (Сирия), в котором приняли участие деятели из Турции, Сирии, Ирака. Обсуждено положение в Турецком Курдистане, и было признано, что только восстанием можно обеспечить права курдов. Однако к предполагавшемуся восстанию на этот раз не удалось привлечь кызылбашей в Варто, Киги (вилайет Бинг¸ль), Хнусе (Эрзерум), и, что особенно важно, Дерсима (племя хомерек). Представитель последнего племени Хасан Хайри из Дерсима заявил: «Эта борьба привед¸т к гибели Дерсима... Мы, сотрудничая с турками, просветим нашу нацию, и тогда свобода прид¸т сама собой». На это Нури Дерсими пророчески ответил: «Прид¸т время, когда ты не сможешь произнести даже слово «курд»...».

Таким образом Анкара ловко играла на межплеменных и религиозных межкурдских противоречиях.  В начале восстания 10.000 бойцов Саида 14 февраля 1925 г. заняли Гендж. Были казнены турецкие руководители, и главой города был назначен вождь племени модан Факи Хасан.  Гендж был объявлен временной столицей Курдистана, светская и духовная власть в районе переходила к Саиду, он стал главнокомандующим, замом - Ф.Хасан. Повстанцы Генджа предприняли наступление на Диарбекир, где предполагалось провозгласить постоянную столицу независимого государства курдов. За короткий срок восстание распространилось на 14 восточных и юго-восточных вилайетов Турции, где проживало более 600.000 курдов (в 1925 г. была проведена перепись населения, показавшая, что в 1925 г. курдов на этих землях было больше).

По оценке Армстрона, «весь Курдистан был охвачен огн¸м восстания и угрожал восточным провинциям, молодая Турция дрогнула». 16 февраля 1925 г. началось движение на Диарбакыр, продолжавшееся до 3 марта 1925 г. (приход к власти в Анкаре кабинета Исмет-паши Иненю). Формальным лозунгом Саида была защита религии от «неверных» правителей Анкары, но подлинным его смыслом было создание независимого Курдистана. Племена Дерсима и Муша, не присоединившись к религиозным лозунгам, в то же время выразили готовность  воевать за независимость Курдистана.

поделиться ссылкой в Ya.Ru поделиться ссылкой в ВКонтанте поделиться ссылкой в LiveJournal поделиться ссылкой в FaceBook'е поделиться ссылкой в Одноклассниках поделиться ссылкой в МоемМире на Mail.Ru поделиться ссылкой в FriendFeed поделиться ссылкой в МоемКруге поделиться ссылкой в MySpace поделиться ссылкой в Memori поделиться ссылкой в Twitter'е поделиться ссылкой в Google Buzz

еще нет ниодного комментария...

Вы не можете оставлять комментарии.
Войдите или зарегистрируйтесь
еще в рубрике

Исламское государство как угроза безопасности стран ШОС

2024-03-27 Станислав Иванов

Унесший жизни 137 граждан России масштабный теракт в "Крокус Сити Холл" 22 марта 2024 года еще раз продемонстрировал звериный оскал радикальных исламистских группировок, которые подвергают смертельной опасности тысячи мирных граждан на нашей планете...

Ко дню рождения Мустафы Барзани

2024-03-14 Kurdistan.Ru
Ко дню рождения Мустафы Барзани

Имя Мустафы Барзани хорошо известно и за пределами Курдистана. Не имея в своем распоряжении танковых армий и воздушных флотов, он мог проявлять свои военные таланты лишь на ограниченном театре партизанской войны...

К 33-й годовщине курдского восстания

2024-03-05 Kurdistan.Ru
К 33-й годовщине курдского восстания

5 марта – особый день в истории Курдистана. В этот день в 1991 году начались события, конечным последствием которых является нынешнее существование полунезависимого региона Курдистан в Ираке...

Россия пытается сплотить ряды палестинцев

2024-03-05 Станислав Иванов

Очередная вспышка насилия в секторе Газа вновь привлекла внимание мирового сообщества к палестинской проблеме...

Что ожидать от очередной межпалестинской встречи в МИД РФ?

2024-02-28 Kurdistan.Ru
Что ожидать от очередной межпалестинской встречи в МИД РФ?

Якобы, 29 февраля – 2 марта 2024 года в МИД РФ состоится очередная межпалестинская встреча в составе 12-14 делегаций палестинцев, включая ХАМАС и "Исламский джихад" (признана террористический и запрещена в РФ)...

Палестинский тупик: причины, перспективы

2024-02-26 Станислав Иванов

Нападение боевиков радикальных палестинских группировок ХАМАС и "Исламский джихад" (организация признана террористической и запрещена в РФ) 7 октября 2023 года на Израиль и последующая военная операция Армии обороны Израиля – ЦАХАЛ под кодовым названием..

К визиту Эрдогана в ОАЭ и Египет

2024-02-20 Станислав Иванов
К визиту Эрдогана в ОАЭ и Египет

На фоне резкого ухудшения отношений с Израилем вскоре после начала масштабной военной операции ЦАХАЛ в секторе Газа Анкара активизировала усилия по развитию своих отношений с Египтом и рядом других арабских стран...

Сирийских курдов теснят со всех сторон. Масштаб восстания арабских племен серьезно задевает интересы Пентагона, - НГ

2024-02-13 centrasia.org
Сирийских курдов теснят со всех сторон. Масштаб восстания арабских племен серьезно задевает интересы Пентагона, - НГ

Командующий курдским вооруженным альянсом Мазлум Абди (в центре) не раз обвинял в раздувании конфликта официальный Дамаск и его ключевого внешнего союзника – Тегеран...

Взгляды некоторых курдских писателей в отношении концепции Ницше о морали

2024-02-03 Хуссейн Паям Хазим Хуссейн
Взгляды некоторых курдских писателей в отношении концепции Ницше о морали

Ницше — один из самых влиятельных философов 20 века, чья философия стала основой для возникновения постмодернизма. Все усилия этого философа были направлены на создание высшего человека...

Эрдоган продолжает балансировать "на двух стульях"

2024-01-29 Станислав Иванов
Эрдоган продолжает балансировать "на двух стульях"

Получив накануне очередных президентских выборов в мае 2023 года максимум возможного от крена в сторону России (ЗРК "С-400", АЭС "Аккую, легализация своего военного присутствия на севере Сирии, поставки газа на льготных условиях, односторонняя выгода...

Иран вымещает злость на Иракском Курдистане, - Игорь Субботин

2024-01-16 centrasia.org

Официальный представитель МИД Ирана Насер Канани заявил, что его страна выступает за мир и лишь отвечает на угрозы...

Что может последовать за ракетными ударами КСИР Ирана по Ираку?

2024-01-16 Станислав Иванов

Казалось бы, в начале 2024 года глава иракского правительства Мухаммед Шиа ас-Судани официально заявил о начале процедуры по выводу войск Международной коалиции из страны...

Разбой и пиратство как метод солидарности с палестинцами

2024-01-14 Станислав Иванов

Cпровоцированный радикальными исламистскими группировками ХАМАС и "Исламский джихад (запрещено в РФ) вооруженный конфликт в секторе Газа и Израиле сопровождается активизацией деятельности других исламистских группировок в регионе...

Иракский Курдистан не хочет отпускать американских военных, - Игорь Субботин

2024-01-11 centrasia.org

Война в секторе Газа стала стресс-тестом для отношений Вашингтона и Багдада...

Китайская философия: влияние на современную культуру и общество

2024-01-10 Хуссейн Паям Хазим Хуссейн
Китайская философия: влияние на современную культуру и общество

Веками китайская философия поражала умы своей глубиной и мудростью. Философы Востока искали ответы на вечные вопросы о смысле жизни, природе мира и месте человека в нем...

Уйдут ли американские военные из Ирака?

2024-01-08 Станислав Иванов
Уйдут ли американские военные из Ирака?

Как известно, первый вывод войск США и их союзников из Ирака имел место в конце 2011 года после завершения их миссии по свержению режима Саддама Хусейна (операция "Иракская свобода")...

Путь Иракского Курдистана к экономической независимости

2023-12-29 Расул Фряд Исмаил Расул
Путь Иракского Курдистана к экономической независимости

Данная статья рассматривает политическую и экономическую ситуацию в Иракском Курдистане и борьбу курдов за независимость. Описывается история попыток создания независимого Курдистана, а также влияние военных конфликтов на политическую обстановку в регионе

Исторические этапы развития и формирования медиасистем и медиаиндустрии ведущих стран Европы

2023-12-23 Расул Фряд Исмаил Расул
Исторические этапы развития и формирования медиасистем и медиаиндустрии ведущих стран Европы

В данном докладе рассматриваются исторические этапы развития и формирования медиасистем и медиаиндустрии ведущих стран Европы...

Израиль перед дилеммой: завершить разгром ХАМАС или остановиться?

2023-12-14 Станислав Иванов

Предпринятая после нападения на Израиль 7 октября 2023 года масштабная военная операция Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) под кодовым названием "Железные мечи" в секторе Газа в целях уничтожения военной структуры палестинской группировки ХАМАС...

Связи и контакты иракских курдов с соплеменниками в соседних странах

2023-12-09 Станислав Иванов
Связи и контакты иракских курдов с соплеменниками в соседних странах

В отличие от своих соплеменников в Турции, Сирии и Иране, которые официально не имеют права даже на культурную автономию, иракские курды смогли добиться статуса субъекта федерации с самыми широкими правами и полномочиями...

Общественный договор Джона Локка

2023-11-07 Хуссейн Паям хазим Хуссейн
Общественный договор Джона Локка

Политические работы английского философа Джона Локка считаются пионерскими произведениями современной политической мысли. Политическая теория этого философа находится в рамках интеллектуальной и политической системы, сочетающей рациональность и эмпиризм..

другие возможности
Прямая трансляция KurdistanTV
Прямая трансляция KurdistanTV
Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
26272829123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
На правах рекламы
Смотрите канал KurdistanRuVideoNews
Смотрите наш канал на YouTube

Смотрите канал KurdistanRuCollect

Kurdistan Democratic Party

Опросы
Считаете ли вы, что езидский Синджар в ближайшем времени станет безопасным районом?

Да

Нет

Не знаю

На правах рекламы
Kurdistan.Ru в социальных сетях

Наша акция
Спасите Хасанкейф!
Наша реклама
Наши партнеры

Translate this page
Технологии Переводчик

© 2000-2012 Kurdistan.Ru Все права защищены.
Использование материалов, размещенных на сайте Kurdistan.Ru, допускается только с указанием обратной активной ссылки на материал.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Новости
Статьи
Представительство
Диаспора
Фото
Видео
Опросы
Архив
Книги

Разработка, поддержка и поисковая оптимизация осуществляется организацией ICHI Ltd.

Яндекс.Метрика