ДАННЫЕ ПЕРЕПИСИ 1927 Г. О НАСЕЛЕНИИ 8 ВОСТОЧНЫХ ВИЛАЙЕТОВ
- в 8 вилайетах проживало более 100 тыс. черкесов,арабов, ассирийцев, и около 640 тыс.курдов, т.е. в 2,5 раза больше чемтурок.
Осада курдами Диарбекира привнесла перелом в успешный до того для курдов ход восстания Саида. Время было потеряно в результате переговоров с турками, ожидания подкреплений в рассч¸те на восстание курдов в самом Диарбекире. Первая атака последовала 11 марта 1925 через Мардинские ворота, причем курды атаковали с лозунгами: «Да здравствует независимость!», «Да здравствует Курдистан!». В боях с превосходящими силами турок повстанцы потеряли 150 человек и потерпели неудачу. Согласно приказу об отступлении на Мардин и Сиверек были разгромлены отряды курдов-«заза», поддержавших турок. Тем не менее, положение ухудшалось, т.к. повстанцев с юга теснили 30, а с севера 40 тысяч правительственных турецких войск. Отчаянные усилия курдов улучшить положение к успеху не привели.
26 марта началось широкое наступление уже турок в районах Диарбекира, Варто, Элязиза. IX корпус правительственных войск занял Варто. Дерсимцы окончательно покорились и в военном плане, поддержав турок (значительную роль в этом сыграла туркофильская позиция Х.Хайри). Дерсимские племена сразу же после начала восстания заняли ж¸сткую позицию против шейха Саида, что в немалой степени способствовало успеху кемалистов. По личному приказу Кемаля (затем) Х.Хайри и его племянник были арестованы и повешены в Элязизе. 1 апреля повстанцы отступили именно под ударами курдских плем¸н восточного Дерсима к Палу (туда же подоспел и Кязым-паша). В Чапахджуре на помощь туркам выступило упомянутое племя хормек. В результате последующих сражений в вилайетах Битлис, Муш, Баязит курдские повстанцы были окончательно разгромлены к концу марта 1925 года, частично после поражения они ушли в Иран.
По мнению «Танин»: «единственное, что нам оста¸тся в этой обстановке - подавить восстание в зародыше. Совсем не важны причины, вызвавшие это движения: реакция, иностранное подстрекательство или результаты нашей плохой администрации... В то время когда огонь охватил крышу, было бы глупостью заниматься отыскиванием причин пожара... Когда появляется гангрена, первое, что нужно сделать - это остановить ход зла быстрым и радикальным вмешательством. Малейшая нерешительность может поставить под угрозу не только спокойствие и благосостояние страны, но и само ее существование и ее спасение. Ясно, что военные операции будут вестись против наших братьев по религии, против детей одного и того же отечества; ... да, именно в этот момент турецкие аэропланы начали бомбить очаги таких же «турок», но, увы, нет другого средства, чтобы спасти турецкое отечество в целом.» (26 февраля 1925).
Но были и другие мнения. Газета «Стамбул» 24 февраля 1925 писала: «Не нужно забывать, что ненависть - плохой советчик». Это был один из редких трезвых голосов в тогдашней охваченной шовинистической истерией турецкой прессе.
В то же время министр юстиции Махмуд Эсат-бей огласил проект закона Фехти-бея, которым предусматривалось следующее:
1. Считать преступлением против Отечества любые действия, стремящиеся письменно или устно эксплуатировать в политических целях религиозные чувства народа.
2. Всякое использование религии в качестве оружия (письменно, устно), создание религиозных обществ и т.п. рассматривается как совершение государственной измены.
Закон был одобрен ВНСТ 25 февраля 1925 года. Кемаль использовал восстание Саида для запрета ПРП («прогрессистам», политическим противникам Кемаля, в числе которых тогда были Карабекир Джебесой и др.). [Кязым Карабекир имел курдское происхождение, Хусейн Рауф-бей черкесское, Али Фуад-паша (Джебесой) полуславянское]. 4 марта 1925 года был принят Закон о «судах независимости» с неограниченными правами.
Французы пропустили через Сирию турецкие войска в 105 тыс. чел. для выхода в тыл повстанцам. Карательная армия выпустила во второй половине марта следующее воззвание к населению Эрзерума, Эрзинджанан, Дерсима, Муша, Малатии, Генджа: «Наша карательная армия заканчивает приготовления... Мощный удар будет нанесен тем, кто восстал против республиканского правительства...» Далее в документе следовали призывы перейти на «добровольную службу» к туркам, и за это было обещано прощение. Командующий турок Камалетдин Сами-паша принял меры: 1. Жестокое подавление (задействованы 7, 8, 9 корпуса, по 1 дивизии из 3 и 5 корпусов). 2. Разоружение всех без исключения курдов. 3. Переселение курдов с востока Турции в западные вилайеты. 15 апреля турки взяли обратно Гендж, арестовали Саида и 26 курдских руководителей. По данным Исмаила Хаккы, против 40 тысяч курдских повстанцев воевало 200 тысяч турок с 12 самолетами. Расходы на подавление восстания составили 50 млн. лир (около 25 % расходов годового бюджета страны).
Некоторые вожди Муша, Сиирта, Северика, Дерсима не поддержали Саида - в этом представляется один из ключевых причин поражения восстания. Проживающие в 1925 г. в Стамбуле 10 тысяч курдов были нейтрализованы турецкими властями. 14 мая 1925 г. начался суд над бывшим сенатором Сеитом Абдулькадыром и др. 27 мая в Диарбекире он был повешен вместе с десятком сподвижников.
Из стенограммы судебного процесса над курдским патриотом (заза) Фуад-беем
- Почему ты требовал предоставления независимости Курдистану, в то время как ты получил образование в Турции и говоришь по-турецки?
- Потому что я курд, я хочу видеть родину свободной. Пока в Курдистане будут турецкие штыки, курдский вопрос нельзя решить.
- [Председатель суда Али Саиб]. Вот за то, что ты жертвуешь собой во имя независимости Курдистана, и отда¸шь на это свои знания и идеалы, ты и будешь казнен.
29 июня 1925 г. был вынесен смертный приговор для 47 человек во главе с шейхом Саидом, предводителем восстания. 30 июня они были повешены. Саид перед смертью сказал: «Естественная жизнь подходит к концу. Я никогда не сожалел, что приношу себя в жертву своему народу. Мы довольствуемся тем, что нашим внукам не будет стыдно за нас перед врагами». Хасан перед тем как его повесили воскликнул: «Да здравствует курдский народ! Эй, жертвы Курдистана, теперь к вам присоединяется Хасан Хайри!» 26 сентября 1925 г. суд независимости в Диарбакыре приговорил к смертной казни кузнеца-армянина Погоса (сына Макара), уроженца Чемишкезека, «за активное участие в курдском восстании, за шпионаж в пользу повстанцев в Харпуте». Турецкая печать писала, что к концу сентября было арестовано 1320 чел., 120 было приговорено к смертной казни, в т.ч. 21 заочно. По данным Нури Дерсими, только в Харпуте (Харберд, Мамоурет-уль-Азиз) суд приговорил к сметной казни 400 курдских юношей из Палу и Чапахджура.
В восстании Саида, как известно, участвовали ассирийцы, армяне, черкесы. «Хакимиети Миллие» 2 марта 1925 г. писала, что добровольцы ассирийцы и армяне присоединялись к курдским повстанцам с целью создания независимой Армении, объединенной с Курдистаном. Из циркуляра турецкого командования к местным губернаторам: «...Шейх Саид, ставший во главе восстания в районе Генджа, принимает также активное участие в ассирийском движении и битлисским военным трибуналом был осужден за измену Отечеству. Среди пленных имеются добровольцы ассирийцы и армяне. У них найдены документы, подтверждающие сотрудничество Саида с армянами и ассирийцами с целью создания независимого Курдистана. Воодушевл¸нные чувством неукротимой мести против нас, армяне без сомнения ожидают лишь случая, чтобы уничтожить все неармянские элементы и прежде всего курдов, которым они сейчас помогают. На нашей территории и на костях нашей мусульманской расы они хотят восстановить новую Армению...» Рекомендовалось «пользоваться каждым случаем, чтобы разъяснять населению эту истину».
После поступления ряда сообщений о притеснениях армян в некоторых местностях был издан приказ шейха Саида, в котором говорилось: «Кто хоть чуть заденет армянина, тот подвергнется самому суровому наказанию». После этого приказа никто больше из курдов не притеснял армян. Армстронг пишет: «Курдистан был опустош¸н огн¸м и мечом: пытали и казнили мужчин, уводили и убивали женщин и детей, сжигали деревни и опустошали поля» Турки устроили резню курдов, не уступавшую по жестокости расправам над армянами во время султаната. Они избивали не только курдов, но и греков, армян и болгар... По решению судов курдов вешали, ссылали и сажали в тюрьмы с чисто военной быстротой».
Из письма Ассирийского Общества в Лигу Наций 6 августа 1925 г.: «Они [курды и ассирийцы] не могут больше выходить из своих с¸л, их имущество ограблено, стада угнаны, женщины изнасилованы на их глазах». 10 августа отмечалось, что жителей Дерсима турецкие власти депортируют в Киликию, Самсун и Синоп. Разделяют мужчин, женщин уводят в разные районы, согласно приказу из Анкары. Большинство мужчин было расстреляно, женщины изнасилованы и проданы в рабство на рынках Анатолии, из тех, кто не погиб после зверств и насилий. В 1925-26 гг. были разрушены стони деревень, сожжены тысячи людей, убиты и угнаны сотни тысяч мирных жителей. Протесты прошли в Багдаде (митинг 26 июня), Киркуке, Мосуле, Сулеймании, Эрбиле, Иракском Курдистане.
Из обращения Ахмета Али и Ходжи Сабри в Лигу Наций 25.7.1925 г.: «Вот уже два месяца в нашей стране потоками ль¸тся кровь. Курдский народ находится под гн¸том варваров. Не будучи больше в состоянии переносить несправедлиивость и гн¸т, курдский народ прибегнул к оружию, чтобы свободно располагать своей судьбой. Борьба, которую мы предпринимаем, позволила обеспечить наше будущее существование. Мы будем продолжать е¸ до тех пор, пока не освободимся от кровавого ига анкарского правительства. Курдский народ не имеет ничего общего с турками ни с точки зрения происхождения, ни традиций, ни языка. Поощряемое безразличием западных держав, анкарское правительство пытается проводить по отношению к нашему народу политику геноцида, которую оно успешно применило к армянам. Наше движение имеет ясно национальный характер. Курдский народ требует от Лиги Наций и цивилизованных народов срочной и действенной помощи. Вмешательство западных держав является не только гуманитарным долгом, но и политической необходимостью, курдский народ является гарантом мира на Ближнем Востоке».
«Танин» 28 февраля 1925 г.: «Восстание должно вдохновляться идеей, опирающейся на принципы. Но какие идеи, какие принципы можно представить у этих полудиких орд... В этих простых и примитивных мозгах, которых мрак невежества и фанатизма лишил всякой логики, царствует единственная концепция - грабеж, разбой». «Турецкая Энциклопедия»: «Несколько политических изменников, агенты иностранцев... разжигая фанатизм с одной стороны и обещая грабеж городов населению, живущему в горах... с другой - подняла восстание». Рюшти, депутат от Эрзерума, член ПРП, из интервью 26 февраля 1925 г.: «...что же касается версии об иностранном вмешательстве, то я е¸ абсолютно необоснованной, потому что Гендж и Муш находятся слишком далеко от границы. Если бы повстанцы рассчитывали на поддержку извне, они должны были бы действовать в пограничных районах и соединиться с племенами этих районов, где отсутствует турецкая администрация». Из обвинительной речи прокурора на «суде независимости» в Диарбекире (из газеты «Вакыт»): «Причины и источники последней революции, происходившей в восточных вилайетах нашей Родины - вечной Турции, ничем не отличаются от причин, вызвавших в недал¸ком прошлом восстание в Боснии и Герцеговине.
Идеалы и цели, породившие курдскую революцию, это те же идеалы и цели, которые привели к разложению в Сирии и Палестине». [Харпут был отнят у повстанцев с помощью членов ПРП, оппозиционных правящей в Турции НРП]. ПРП ввела религиозные лозунги в свою деятельность и была разгромлена (суды независимости в Диарбакыре, аресты в Трапезунде и Урфе, запрет деятельности партии в восточных вилайетах и другие меры). 3 июня 1925 г. правительство Турции запретило деятельность ПРП. Английская комиссия по изучению положения дел в Мосульском вилайете (создана 30 октября 1924 г.) в своих выводах отмечала: «Если учитывать только этнический аспект, необходимо сделать вывод, что следует создать независимое курдское государство, ибо курды составляют здесь 5/8 населения». Турция и Англия спорили за Мосул. Англичане утверждали, что курды в Турции бесправны, турки же возражали: «у курдов и турок равные права».
Все или почти вс¸ курдское население, по мнению кемалистов, должно было бы объединиться под владычеством турок по религиозным и другим причинам. В ноябре 1925 г. была окончательно установлена граница Турции и подмандатного Лондону Ирака. 15 декабря был оформлен 25-летний мандат Англии над Ираком. «Хакимиети Миллие» 15 марта 1926 г.: «Все предложения Англии по мосульскому вопросу получили одобрение Лиги Наций. Наибольшее внимание привлекает предоставление широчайшей автономии курдским элементам в районе Мосульского вилайета... стремления Англии направлены против интересов Турции... Мосул - неотторжимая часть турецкого отечества, никакие меры... не могут изъять от нас Мосул, никакие политические комбинации не будут иметь значения для нас».
5 июня 1926 г. был заключен договор Великобритании, Турции и Ирака. По нему Турция отказывалась от получения 10 % (на 25 лет) от доли, получаемой Ираком от английских нефтекомпаний, но взамен ей выплачивалось 500 тыс. фунтов стерлингов. Ноябрь 1926 г. состоялся военно-полевой суд в Эрзеруме по поводу восстания в июне - июле 1925 г. в уезде Шемдинли (вилайет Хаккяри) под руководством сына повешенного Абдулькадыра Сеита Абдуллаха. После разгрома остатки повстанцев ушли в Иран, однако беспорядки продолжаются. Весна 1926 г. - волнения, в ходе которых повстанцы Хаджо и Эминагии дошли от сирийской границы до Мидьята. Июнь - июль 1926 г. - у озера Ван 600 курдов бели 7-часовой бой с турками, аналогичное столкновение имело место в 20 км от Битлиса.
Осень 1926 г. - волнения в районе Арарата под руководством Берхо из племени джеляли. В 1926-27 партизанские отряды действовали в районах Хнус, Варто, Муш, Солхан, Чапахчур, Киги, Терджан, Гендж, Лидже (вилайеты Бинг¸ль, Муш, Битлис, Диарбакыр, Мардин).
Судьи независимости иногда роптали, ибо они были обязаны выносить лишь суровые приговоры. Например, председатель Суда Независимости в Харберде депутат ВНСТ от Гиресуна Хаджим Мухиэддин-бей бежал, были и другие случаи. Только в декабре 1926 г. было повешено 8 чел. Когда кызылбаш Сеит Реза выступил против репрессивной политики властей, губернатор Диарбакыра Али Джемаль, заявивший, что он «тоже» кызылбаш, заверив Сеита, что симпатизирует единоверцам, пообещал наделить жителей Дерсима земельными участками Эрзерума - Элязиза, «покинутых» армянами.
Такие подачки дерсимцам вызвали очередной раскол курдского освободительного движения. Курды Дерсима не присоединялись к восстаниям соплеменников из соседних местностей, опасаясь потерять сво¸ «привилегированное» положение.
31 мая 1926 г. ВНСТ приняло Закон о переселении. В начале мая в Измир прибыло несколько курдских семей из Вана. В 1926 г. из Дерсима в вилайет Элязиз было переселено около 10.000 чел., туда же из Палу, Киги, Битлиса были переселены тысячи кочевых курдов. Большинство их затем были выселены в Стамбул, Измир, Одемиш, Маниса (Сарухан), Айдын, Ыспарта, Бурдур, Нигдэ, Кастамуни, Эдирне и др.
7 марта 1927 г. в Анкре и Эрзеруме были ликвидированы Суды независимости. 10 июня был принят Закон о переселении курдов с востока в западные вилайеты. Он предусматривал переселение 1400 человек с их семьями и 80 непокорных семей. Впоследствии курды не могли возвратиться в восточные вилайеты, селились на новом месте в отвед¸нных местах. Переселялись также туркофильски настроенные шейхи и некоторые другие категории населения. По данным зарубежного исследователя В.В.Никитина, в 1926-27 гг. около 1 млн. курдов было переселено в Западную Анатолию, прич¸м делалось это с применением мер, аналогичных применявшимся при армянском геноциде 1915 года.
Одновременно турками разжигалась племенная рознь. Так, в Дерсиме стравливались разные племена на религиозной почве, но это не удалось: планы покорения на том этапе турками всегда почти полностью независимого Дерсима провалились и на этот раз. 25 июня 1927 г.- была предпринята реорганизация управления восточными вилайетами: принимается принят Закон о генеральной инспекции. Генеральным инспектором был назначен Ибрагим Тали-бей Ахмет Джевдет пишет 8 февраля 1928 года в газете «Икдам»: «Турки вообще бедны и лозунг «обогащайтесь!» можно, поэтому адресовать всему населению страны. Но особое значение он имеет для восточных вилайетов, где существует вопиющая нищета, которой сопутствует ряд отрицательных явлений. Необходимо сделать вс¸ для улучшения положения населения».
С июня 1928 г. наблюдается рост пантюркистской агитации в курдских районах (это связано с именем министра юстиции Махмута Эсада и рядом депутатов ВНСТ). Пропагандировалась ассимиляция, создавалась видимость смягчения турецкой политики. Но это имело ограниченный эффект.
Во 2-й половине 1920-х гг. вся Восточная Анатолия была охвачена партизанским движением. В конце весны 1927 г. 10 тысяч турок начали наступление против повстанцев Арарата, Баязета. Наступление кончилось провалом: турки потеряли 2000 солдат, а восстание распространилось на районы Вана, Малазгирта, Муша, Битлиса, Сиирта. В 1928-29 гг. главным убежищем курдов становится гора Арарат. Седловин Игдыра. Наступление кончилось провалом: турки потеряли 2а между Большим и Малым Араратом (турецкое название Кире) стала главным очагом и базой курдских повстанцев. Как политический орган восстания был создан Комитет «Хойбун». Он поставил основные задачи: «борьба против турок до эвакуации последнего турецкого солдата с курдской священной земли», «установление постоянной дружественной связи с иранским правительством и братским иранским народом». «Хойбун» был поддержан также дашнаками, известными, по мнению автора, «своей недальновидной деятельностью».
АРМЯНО-КУРДСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В связи с событиями вокруг Арарата позднее в Анкаре была издана книга: «Хойбун - Дашнак» («Зел¸ная Книга»), в которой излагалась турецкая точка зрения, заключавшаяся в том, что курдское движение после 1925 г. восстановилось именно в результате сотрудничества с дашнаками. АРФД с 1925 г. мобилизовала армянское общественное мнение за рубежом вокруг курдского движения. Инициативное Борю Дашнакцутюн направило меморандум международному конгрессу по курдскому вопросу, проходившему в то время в Марселе (Франция). «Хойбун» также высказал мнение о необходимости армяно-курдской дружбы. 1927: «1-й «Съезд (Хойбун) объявил, что Армения и Курдистан, веками насел¸нные этими двумя народами, отказываются подчиняться какому бы то ни было государству и стремятся к своей независимости. Съезд объявляет, что эти две страны принадлежат только армянскому и курдскому народам».
Сурейя Бедирхани: «В октябре 1927 г. «Хойбун»... от имени курдского народа и представителей армянского народа, объедин¸нных солидарностью в борьбе против общего врага - Турции, осуществил всеобщее примирение. От имени моей нации я выражаю отважному армянскому народу глубокую симпатию и заверяю его в уважении законного национального стремления, каковым является независимая объедин¸нная Армения».
Зиннар Силопи пишет об армяно-курдских отношениях того периода: «Не было ни одной организации, ни одной страны, которая бы оказывала помощь Хойбун, проявляла бы дружественное расположение к нему... Учитывая эти обстоятельства сочли целесообразным установить дружбу с армянами. Стороны согласились, что вопрос о границе между Курдистаном и Арменией, который может возникнуть между курдами и армянами, будут решать курдское и армянское правительства. Кроме того, они договорились, что вопрос о материальной помощи, которую армяне окажут курдской организации, впоследствии опять будет решаться правительствами двух народов. И действительно в начале было широко использовано посредничество армян. Большая часть связей между курдскими общинами в различных странах обеспечивали армяне. Связь между повстанцами Арарата и центром Хойбун также обеспечивали они. Доброжелательная армянская печать, издававшаяся в Америке и Европе, оказывала большие услуги в устранении предубеждений в отношении курдов. Армяне своими публикациями оказали поддержку нам, расстраивая антикурдскую пропаганду...».
В апреле 1929 г. состоялся XI Съезд АРФД, в документах которого говорилось: «Съезд особенно приветствует восстание курдов против турок. Съезд считает, что это движение необходимо для разрешения армянского и курдского вопросов, и привлекает внимание и сочувствие сознательного армянства к этой несравненной и героической борьбе». Под сотрудничество с курдами дашнаками была подведена теоретическая база. Автор выделяет следующие е¸ моменты:
1. Курдское движение развивается в Турецкой Армении, следовательно, каждый армянин, интересующийся судьбой своей родины, должен сочувствовать курдскому движению.
2. Антитурецкая борьба курдов препятствует размещению в Турецкой Армении «турок -мухаджиров», представляющих «большую опасность» для армян.
3. Создание независимого Курдистана мешает осуществлению пантюркистских планов Турции. 4. Курдское движение ослабляет Турцию, и тем самым создает необходимые предпосылки для борьбы за независимую объединенную Армению.