Хошави Бабакр "Хавлер пост"
В настоящее время мы переживаем пору блестящих успехов курдской дипломатии. Еще совсем недавно курды воспринимались лишь как объект тайных политических манипуляций; ни одно правительство не вело с ними открытых переговоров; им не давали формальных политических обязательств и с легкостью нарушали неформальные, часто ничего даже не объясняя. Теперь же лидеры крупнейших стран мира, не исключая и Турции, на равных ведут переговоры с курдским правительством; вручение Нечирвану Барзани степени почетного доктора университета Вашингтона и Джефферсона явилось новым доказательством того авторитета, которым пользуется КРГ и его лидеры в мире.
В этих условиях, однако, изменяются и задачи курдской дипломатии. Если раньше они состояли в обеспечении поддержки повстанческому движению, то теперь это - широкие государственные задачи, для решения которых необходим соответствующий кругозор, навыки и организация. К сожалению, мы не всегда оказываемся на высоте этой задачи, и в этом отношении есть еще большое поле для работы и много проблем, которые нам необходимо решить.
Первая проблема касается официального статуса наших представительств. Конституция дает нам право открывать дипломатические представительства, однако де-факто правительство до сих пор этого права не подтвердила. С правительственной точки зрения, наши представительства за рубежом есть ни что иное, как представительства партий. Конечно, мы хорошо знаем, что в Багдаде есть влиятельные силы, которые пытаются выхолостить содержание конституции и превратить ее в пустую бумажку, обязательную только в той части, которая трактует о правах центрального правительства и обязанностях регионов. Удивительно не это, а то, что мы до сих пор не настояли на соблюдении конституции в этом пункте и не ставили вопрос с той же настойчивостью, с которой ставим, например, вопрос о нефти и разделе доходов: в частности, вопрос о дипломатических представительствах не был включен в пакет, внесенный на рассмотрение парламента. Конечно, нефть и доходы дает непосредственную очевидную прибыль; статус же дипломатических представительств на этом фоне кажется незначительным. Но это - близорукий взгляд. Дипломатическая служба государства ничуть не менее значима, чем армия - она точно так же обеспечивает защиту его интересов, при чем, в мирное время, она играет даже едва ли более значительную роль. Нечего и говорить, насколько отличается положение официального дипломатического представителя государства, аккредитованного в МИДе соответствующей страны, обладающего дипломатическим паспортом, входящего в состав дипломатического корпуса - от положения фактически частного лица, каким мы являемся ныне с точки зрения формально-юридической в стране пребывания. Читатель сам оценит, в каком статусе и почему более удобно вести деятельность по защите интересов Курдистана на мировой арене. Пока этого нет, пока нет официального статуса в стране пребывания - курд как дипломат не имеет никаких прав и является не тем, кем его назначило свое правительство, а тем, кем его захотят признать местные власти.
Между тем, нам следует как можно активнее приближаться к нормам и образцам полноценной дипломатической работы. Необходимо реорганизовать работу представительств по образцу работы посольств: со своими атташе и секретарями по разным направлениям. Не следует забывать и того, что в большинстве стран дипломатическая сфера является важной статьей бюджетных расходов и сферой особо пристального внимания. Дипломаты представляют собой истинную элиту общества и проходят подготовку в особых учебных заведениях. Возможно, и в Курдистане, наконец, не мешает создать особую дипломатическую школу, которая готовила бы дипломатов мирового уровня.
Важным вопросом является также вопрос аналитического обеспечения дипломатической деятельности. Во всех странах существуют аналитические институты, подготовляющие свои рекомендации для МИДов. Теоретически, говорят, нечто подобное есть и в Курдистане, однако на практике о результатах их деятельности что-то не слышно. Не берусь судить, кто в этом виноват - сами ли они, адресаты, не обращающие должного внимания на рекомендации, недостаток финансирования - но ситуация именно такова, и с этой ситуацией пора кончать. У нашего министерства иностранных дел должна наконец появиться своя полноценная аналитическая служба.
В частности, в такие службы и вообще к дипломатической деятельности следует как можно шире привлекать людей, которые знают экономику. Ведь в конце концов современная дипломатия - это прежде всего защита экономических интересов своей нации. Необходимы специалисты в области экономики, энергетики, транспорта, которые могли бы как минимум бы информировать курдское руководство о положении дел и необходимых задачах в этих областях, чрезвычайно сильно влияющих на положение курдов.
Одна из сфер деятельности дипломатов - культурно-просветительская. Есть страны, например Франция, буквально помешанные на пропаганде своей культуры и ставящие это одной из главных задач своей дипломатии. Курдам, в их положении, следует уделять особую роль этому вопросу: организации всякого рода фестивалей, симпозиумов, вечеров и т.п. мероприятий, создающих положительный имидж, рекламу Курдистану и курдскому народу. Конечно, для этого потребуется серьезное финансирование, однако оно лишь частично может быть государственным, другая часть финансов может поступать и от местных диаспор, не менее Эрбиля заинтересованных в такого рода мероприятиях. И тут следует особо сказать о политике в отношении диаспор.
Курдская диаспора громадна, громаден ее потенциал, и использование ее потенциала удвоит, утроит, чтобы не сказать - удесятерит силы Регионального Курдистана. К сожалению, в этом отношении делается еще очень мало. У нас есть в этом отношении образцы для изучения и подражания: евреи, армяне, наконец... РПК. Что бы ни думать о методах, которые применяла и применяет эта партия, и о ее идеологии, но организационные формы, найденные ей для работы в диаспоре, нельзя не признать удачными. Ныне, на наш взгляд, Региональному правительству следует поставить себя, как не только региональную, но во многом и общенациональную силу, и начать с помощью дипломатической службы широкую организацию курдской диаспоры. В этом отношении, было бы весьма кстати провести в Эрбиле общенациональный съезд курдских организаций, которые могли бы создать собственную Всемирную курдскую федерацию, наподобие Всемирного еврейского конгресса. Такая федерация могла бы явиться, так сказать, вторым, экстерриториальным курдским государством, органично дополняющим первое - Региональный Курдистан.
Мы начинали скромно - как неофициальные агенты подпольного повстанческого движения, затем - некоего никем не признанного и неизвестно, в каком статусе находящегося образования. Это были славные и героические времена зарождения курдской дипломатии; но теперь следует избавляться от многих их традиций, создавая сильную, слаженную, современную государственную дипломатическую службу. Если мы сами не сделаем этого, никто не сделает это за нас, ни одна страна по-настоящему не заинтересована, чтобы в ней было эффективное курдское представительство, но зато многие страны заинтересованы, чтобы курдское представительство было как можно более слабым и неэффективным.