И.А.Свистунова Iimes.Ru В отношениях между Турцией и Израилем, еще не успевших полностью восстановиться после январского скандала в Давосе, снова разразился кризис. Анкара отложила проведение очередных военных учений «Анатолийский орел», в которых в период с 12 по 23 октября должны были принимать участие Турция, США, Италия и Израиль. Причиной этого стал отказ США участвовать в учениях после того, как Анкара потребовала исключить из списка участников Израиль.
В турецких СМИ распространилась информация о том, что нежелание Анкары видеть Израиль в числе участников маневров вызвано тем, что среди израильских самолетов могут оказаться те, которые были задействованы в бомбардировках палестинцев в Газе.
Реакция руководства Израиля не заставила долго себя ждать.
Вице-премьер израильского правительства С.Шалом призвал правительство Турции проявлять благоразумие и выразил надежду на понимание того, что сохранение турецко-израильских связей отвечает интересам обеих сторон. При этом слова С.Шалома встретили живой отклик в турецкой прессе, прокомментировавшей их как скрытую угрозу. В газетах появились сообщения, озаглавленные «Заявление израильского министра напоминает угрозу» и «Вице-премьер Израиля призвал Турцию образумиться!».
Министр иностранных дел Израиля А.Либерман сказал, что «Турция движется по неверному пути», «Турция сближается с Сирией, Ираном и ХАМАС. Это вызывает вопросы».
Заместитель министра иностранных дел Израиля Д. Аялон заявил, что действия Турции нанесут ущерб интересам НАТО, Европы и США. В данной ситуации Израилю следует действовать вместе с США и другими странами НАТО. Д.Аялон также отметил, что Турция сохраняет свою стратегическую важность на Ближнем Востоке.
Израильская газета «Гаарец» поместила на своих страницах слова сотрудника израильского МИДа, утверждавшего, что отношения Израиля с Турцией находятся под угрозой с самого начала операции «Литой свинец». Газета также привела высказывания ряда неназванных высокопоставленных чиновников, разделяющих мнение о том, что обстановка на Ближнем Востоке поменялась, прежние стратегические связи исчерпали себя и необходимо принимать ответные меры. В то же время некоторые представители израильского истеблишмента считают, что турецко-израильские отношения еще можно спасти. Газета «Маарив» процитировала высокопоставленного чиновника, заявившего, что «как в Израиле, так и в ведущих странах Запада вызывает озабоченность то, что премьер-министр Т.Эрдоган тихо и решительно ведет Турцию по пути исламизации».
Турецкий МИД в пресс-релизе, опубликованном 12 октября, заявил, что учения отложены по согласованию с участвующими сторонами, призвал не политизировать данное решение и назвал неприемлемыми оценки и комментарии официальных лиц Израиля, появившиеся в прессе.
При этом руководство Турции заняло жесткую позицию не только в отношении маневров, но и выступило с резкой критикой ближневосточной политики Израиля.
Особенно ярким стало интервью премьер-министра Турции Т.Эрдогана, данное телеканалу «Аль Арабия», и оказавшееся на страницах ведущих турецких газет. Т.Эрдоган сказал, что в вопросе участия Израиля в маневрах правительство «прислушалось к голосу своего народа», который не хотел видеть в Турции израильские самолеты. При этом Т.Эрдоган назвал себя «выразителем совести народа», и напомнил, что военные действия Израиля в Газе привели к гибели 1500 человек, большинство из которых составляли женщины и дети, а также к разрушению множества зданий, включая школы и больницы.
Т.Эрдоган заявил, что Совет Безопасности ООН, на котором лежит колоссальная ответственность за установление мира на Ближнем Востоке, утратил свою эффективность и не в состоянии обеспечить выполнение своих решений. «Доклад комиссии Голдстоуна подтверждает, что Израиль использовал запрещенное оружие и совершал гуманитарные преступления. Турция не может закрывать на это глаза».
Отвечая на вопрос о сближении Турции с Ираном, Т.Эрдоган сказал следующее: «Мы никогда не закрывали двери перед Ираном. Да, мы не хотим, чтобы в регионе было ядерное оружие. Но почему те, кто об этом говорят, обвиняют только Иран? Почему не говорят об Израиле? Это не справедливо».
Министр иностранных дел Турции А.Давутоглу, находившийся в Сирии, где 14 октября проходило первое заседание турецко-сирийского Совета по стратегическому сотрудничеству, также сделал жесткие заявления в ответ на критику со стороны Израиля. А.Давутоглу сказал, что «все в регионе должны проявлять благоразумие и воздерживаться от действий, подрывающих мир и стабильность. Необходимо положить конец гуманитарной трагедии в Газе и проявлять уважение к таким святым для мусульман местам как Аль-Акса, Храмовая гора и Восточный Иерусалим». Говоря о посредничестве Турции в сирийско-израильских переговорах, А.Давутоглу подчеркнул, что «удары Израиля по сектору Газа нанесли удар по переговорному процессу».
Конфликтную атмосферу в отношениях между двумя странами усугубил тот факт, что в период с 5 по 9 октября прошли совместные маневры Турции и Сирии. Израильская газета «Едиот Ахронот», указывая на то, что конфликты в израильско-турецких отношениях происходят параллельно углублению турецко-сирийских связей, написала, что «терпению Иерусалима приходит конец». Известный израильский политолог Рон Бен-Ишай заявил, что Турцию больше нельзя считать надежным стратегическим союзником.
Турецко-сирийские учения были посвящены поисково-спасательным работам во время стихийных бедствий, однако, сам факт подобного сближения с Сирией обострил недовольство Израиля. К тому же 13 октября министр иностранных дел Сирии В.Муаллем на совместной пресс-конференции со своим турецким коллегой, прибывшим в Сирию для участия в заседании Совета по стратегическому сотрудничеству, выразил удовлетворенность отменой маневров. В.Муаллем сказал, что Сирия с беспокойством воспринимала предстоящие учения, а решение Турции отражает ее позицию по отношению к израильским атакам в Газе.
Кроме того, на заседании турецко-сирийского Совета по стратегическому сотрудничеству были приняты решения о регулярном проведении военных учений и о создании совместных комитетов по борьбе с терроризмом, по военной подготовке и по сотрудничеству в вопросах тылового обеспечения.
Дополнительным источником напряженности в отношениях Турции и Израиля стал показ турецким государственным телеканалом TRT сериала под названием «Расставание», освещающего события в Палестине с невыгодной для Израиля стороны. Израильский министр иностранных дел А.Либерман заявил, что сюжет сериала не соответствует действительности и подогревает враждебность по отношению к Израилю. А.Либерман назвал показ сериала «провокацией, осуществляемой при поддержке государства». Временный повереный в делах Турции в Израиле Д.Озен был вызван в израильский МИД для объяснений.
В то же время руководство телеканала TRT распространило заявление, в котором говориться, что сюжет сериала связан с историей любви и не имеет никакой политической окраски.
Мнение официальной Анкары озвучил вице-премьер турецкого правительства Б.Арынч, сказавший, что сериал нельзя рассматривать в качестве проявления антиизраильской политики государства. Б.Арынч выразил сожаление, что сериал привел к дипломатическому конфликту, но отметил, что «может быть там что-то преувеличено, но, в конце концов, это просто фильм».
Представляется, что, несмотря на возмущение, вызванное демаршем Анкары, израильское руководства все же не желает дальнейшего обострения отношений с Турцией. Министр обороны Израиля Э.Барак публично предостерег израильское руководство от чрезмерной критики Анкары, отметив, что, несмотря на трения в турецко-израильских отношениях, «Турция продолжает оставаться ключевой фигурой в регионе». По-мнению Э.Барака, сохранение стратегических отношений важно для обеих стран.
Не все представители политической элиты Турции поддерживают действия правительства. 15 октября в программе турецкого телеканала «Kanal D», посвященной обсуждению турецко-израильских отношений, приняли участие бывшие министры иностранных дел Турции - И.Тюркмен, М.Сойсал, С.Гюрель, М.Йылмаз, Я.Якыш. Высказанные мнения сводились к тому, что взвешенность и последовательность во внешней политике всегда была сильной стороной Турции. Отношения с Израилем чрезвычайно важны для Турции, особенно с учетом ее долгосрочных интересов. Позиция правительства Эрдогана расссчитана на внутриполитический эффект и противоречит интересам Турции.
Турецкий политолог М.Биранд также высказался против того, чтобы отношения с Израилем становились инструментом внутриполитической борьбы. Враждебные отношения с Израилем не дадут Турции никаких внешнеполитических преимуществ, успех ее региональной политики связан с возможностью поддерживать баланс в отношениях с Израилем и арабскими странами.
Известный турецкий журналист С.Кохен написал в своей колонке в газете «Миллиет» о том, что обострение отношений с Израилем противоречит провозглашенной руководством Турции внешнеполитической стратегии, основанной на «нулевом уровне конфликтов с соседями». Хотя турецкий МИД и заявил о том, что отмена учений не имеет под собой политического подтекста, последующие заявления премьер-министра и министра иностранных дел ясно показали, что это решение связано с событиями в секторе Газа. Очевидно, что руководство Турции не желает раздражать Иран, Ирак и Сирию, предпочитая напряженность в отношениях с Израилем.
С.Кохен делает вывод, с которым трудно не согласиться, о том, что последние экономические и внешнеполитические успехи придали турецкому руководству такую уверенность в собственных силах, что Турция почувствовала себя в положении независимой региональной державы, способной не учитывать мнение Запада.
Вопрос в том, смогут ли Турция и Израиль восстановить прежний уровень отношений в контексте новой ближневосточной стратегии Анкары. Сторонники сохранения турецко-израильского альянса, как в Турции, так и в Израиле сходятся во мнении, что для преодоления кризиса требуются некие неотложные и решительные меры. В противном случае расстановка сил на Ближнем Востоке может измениться.