Естественно, напрашивается вопрос: с чего такая массированная и хорошо режиссированная атака на курдскую культуру и вообще на все курдское? Все это – случайность или хорошо продуманное звено одной и той же цепи?
Армяне и курды — соседи тысячелетиями… Как складывались взаимоотношения за эти столетия? Как протекал процесс взаимопроникновения духовной и материальной культуры? Какие взгляды на перспективу армяно-курдских взаимоотношений в будущем?
Да, бессмысленно отрицать, что антиармянские выступления со стороны курдов имели место. Но мы должны также и правдиво ответить на вопрос: а почему именно в конце XIX в., начиная с
Путешественники, исследователи, ученые, дипломаты, миссионеры касались, как правило, этих вопросов поверхностно, как бы мимоходом на общем фоне региональных событий. Зачастую же отдельные штрихи этого вопроса были сугубо субъективными и далекими от истины. Поэтому, те или иные вопросы, касательно взаимоотношений этих двух народов, еще ждут своего научного, беспристрастного и объективного исследования.
На сегодня вопрос армяно-курдских отношений открывает обширное поле для исследовательских работ. То, что армянский народ в отличие от курдов уже имеет свое независимое государство, мощные научно-исследовательские центры и пропагандистский аппарат, разветвленную сеть СМИ, означает, что армянская сторона имеет больше возможностей для всестороннего освещения данного вопроса. Вопреки ожиданиям объективного анализа армяно-курдских отношений мы наблюдаем совсем иной подход со стороны историографической, общественно-политической и культурной элиты Республики Армения: тотальное искажение истории, видение армяно-курдских отношений исключительно в черном свете, оскорбительные выпады в адрес курдов. Вызывает глубокое сожаление и то, что за последние двести лет отдельные представители данной элиты, став генераторами ненависти ко всему курдскому, навязывают свое негативное видение армяно-курдских взаимоотношений не только собственному народу, но и другим народам. И такой подход относительно курдского народа в настоящее время возведен на уровень государственной политики. Курдский и армянский народы тысячелетиями жили в дружбе и добрососедстве. Можно привести тысяча, десятки тысяч примеров о тесном дружеском – братском отношении между курдами и армянами, потому что они минимум два с половиной тысячелетия проживали не только как добрые соседи, но и как одна семья. Я сомневаюсь, что в мире такой второй пример доброго соседства вряд ли отыщется…
В трагические двадцатые годы ХХ в. именно курдский народ спас сотни тысяч армян от резни. И можно привести тысячу таких примеров.
Врагов нажить проще всего, но друзей нужно искать в добре, и если кто-то ищет дружбу и братство, то обязательно находит.
М.С. Лазарев пишет: «Жестокая эксплуатация курдскими феодалами армянских крестьян давала пищу для разжигания розни между курдами и армянами, в чем были заинтересованы турецкие правящие круги, надеявшиеся таким пут¸м укрепить свои позиции… Нельзя не учитывать еще одно обстоятельство, которое способствовало нечистой игре различных реакционеров вокруг армянского и курдского вопросов. Армяне на востоке Малой Азии занимали ключевые позиции в торговой и предпринимательской деятельности, что облегчало антиармянскую агитацию среди темных и отсталых мусульманских масс, и в первую очередь среди курдов, эксплуатируемых армянской буржуазией.. Например, в Сивасском вилайете, где армяне составляли около 35% населения, из 166 крупных торговцев-импортеров армяне были 125, из 37 банкиров - 32, из 9800 мелких торговцев 6800 были армяне. В Ванском вилайете в руках армян находилось 98% всей торговли. Экспортеров и импортеров в вилайете насчитывалось 18 (все армяне), менял - 20(все армяне), ремесленников 1100 (армян 1020 и турок 80). Однако наличие таких предпосылок вовсе не означало неизбежности подчинения классовых противоречий национальным, подмены классовой борьбы национальной враждой, как это пытались доказать и осуществить на практике армянские лидеры… Для трудящихся курдов и армян проблема находилась в совершенно другой плоскости. Ведь армянских крестьян и ремесленников угнетал не курдский народ, а курдская феодальная верхушка вкупе с турецкими чиновниками и армянской же компрадорской и средней буржуазией. В то же время, и это надо подчеркнуть, курдские крестьяне-райя жили со своими армянскими соседями в мире и согласии, между ними не существовало никакой вражды. В истории взаимоотношений курдского и армянского народов существовала устойчивая традиция дружбы и добрососедства, основанная на общности исторических судеб и оставившая заметные следы в их быте и культуре»[9]. Полковник Д.Як. Лазарев в своей брошюре пишет: «Положение армян резко ухудшилось после «вторичного» завоевания Курдистана турками в результате походов Решид-паши и Осман-паши в 30-40–х годах ХIХ в.». «Можно по справедливости сказать, - утверждал Д.Як. Лазарев, - что армяне при курдских деребеках пользовались лучшими днями, нежели при 47 – летней турецкой анархии…[10]
Армянская газета «Азадамард» отмечала, что аграрный вопрос в Курдистане вообще не политический, а скорее социальный, «так как масса курдского народа предъявляет к своим агаларам (ах’а- ax’alar И.А) те же требования, что и армянское сельское население»[11].
Один армянский путешественник (писавший под псевданином А-до сообщал «Для эксплуататора национальное различие не существует», экономический и политический гнет турецкого правительства одинаково давит на земледельческое население, «будь они армяне, айсоры, курды, или турки», однако курды страдают еще дополнительно, «курды при мараба в правовом и экономическом отношении находились в положении даже худшем, чем армяне»[12].
Вместо того, чтобы объективно проанализировать армяно-курдские отношения, отойти от клише и стереотипов в оценке армянского национального движения армянская сторона усердно муссирует образ врага в лице курдского народа.
Главный подход армянской стороны — создание стереотипов о курдах, как о «диких кочевниках», историческое прошлое которых «скрывается во тьме веков: у них нет ни истории, ни литературы, и то, что сохранилось в устных преданиях, слишком мало, чтобы сказать что-нибудь положительное об их исторической судьбе»[13]. Что «Эстетические, этические и духовные ценности недоступны их пониманию. Ведь курды - традиционно кочевники-скотоводы, а значит, народ, в мировоззрении которого просто отсутствует осознание ценности памятников материальной культуры, тем более архитектуры. Они никогда ничего не строили. Дух созидания чужд их ментальности[14].
Подобный тезис в истории и культурном значении курдов и стал определяющим в мотивах поведений и подходах армянской историографии и политики. Последние десятилетия в армянской историографии и политики наметились новые направления в «курдском вопросе», где открыто заявляется о том, что курды — исторические враги армян и поэтому «Идеи курдского национализма идут в разрез с национальными интересами Армении»[15], а курдское движение за приобретение национальной независимости и суверенитета угрожает «в политической перспективе — национальной безопасности Армении»[16]. Что «Создание курдского государства - будь то на территории Турции или Ирака - большая угроза нашим национальным интересам. Сейчас предпринимаются попытки расчленить Ирак и создать на его территории курдское государство, которое станет подставной структурой Запада. Следует учесть, что если с современной Турцией - сложившимся государством, стремящимся в Евросоюз, - возможен какой-то конструктивный диалог, то курдский массив - непредсказуемая и неуправляемая стихия, причем однозначно антиармянская. И на этот счет не может быть никаких иллюзий»[17].
То есть, свобода курдов, Независимый Курдистан не приемлем для армянского народа!!!
Эти современные Гарник Асатряны одержимы манией величия и оголтелой ненавистью ко всему курдскому. Они в своих утверждениях доходят до абсурда: всемирно известный Mehrdad Izady — «глупый человек» по той причине, что он курд, к тому же профессор Гарвардского университета в США. Оказывается мы вовсе «не курды», так как наш диалект – курманджи. И наши утверждения о том, что «Мы – курды» — их «очень изумляет»… Поэтому они выбрали себе роль мессии нас курдов поставить на путь истины.
Раз курды враги, то в действиях против них хороши все средства…
Армянской стороной исходя из этих принципов и строятся перспективы развития армяно-курдских отношений.