Гованд, в свою очередь, разделяется на три категории - быстрый темп– молод¸жный, средний темп- смешаный танец ипоследний - медленный ритм – аристократический, под этот ритм танцуетневестка. Наши армянские друзья из нашей курдской музыки создают«красивый букет из искусственных цветов, без запаха и аромата», однимсловом – шилав-плав, как говорят, борщ со множеством продуктов, безхрена и ароматизированных приправ и в основном воруют танцы и мелодии сл¸гкими ритмами.
Мыкурды – социально сплоченный народ. Каждый курд себя в полнойбезопасности чувствует только в своей среде (рода, племени, религиознойобщины) и танцы, где ты чувствуешь локоть,плечо, руку соседнего танцора – выражение этого родоплеменного,народного единения и поэтому мы так привязаны к своим танцам, а черезних и к своим обычаям, традициям. А вот и мнение профессиональнойтанцовщицы курдских народных танцев: «я непо-наслышке знаю, что танцы сохранились только у курдов в уникальном иразновидном репертуаре. Я танцую более 50 вариаций говандных танцев икаждый танец совершенно не похож на другой. Во всем мире нет аналоговкурдским хороводным танцам. Во всем мире курды ассоциируются с танцами.Прошлым летом я со своей группой был приглашен на презентацию книгиKevina McKiernana «The Kurds» в Лос-Анджелесе. Самое интересное былото, что все приглашенные человек 200 ждали нашего выступления с большимнетерпением. Американцы, англичане и немцы в большом восторге откурдских танцев. Гованд — это смысл курдского единства. Только всемкурдам, взявшимся за руки, сплотившись в единое целое и двигаясь водном направлении можно передать всю прелесть и красоту этого танца…[53]
Курдский — «букет» разных танцев: легкие, средние и медленные. Каждый танец имеетсвою специфику и предназначен для определ¸нного возраста. Вхореографической школе «АНИ» изучая, импровизируя курдские национальныетанцы и мелодии, упускают из вида немаловажную деталь: эти танцы нетолько для парней и девушек, как они привыкли танцевать на подиуме, аэто народное, национальное творчество, если это было бы возможно, веськурдский народ держался бы за мизинцы, и танцевали бы в едином ритмегованда. Разница между курдами и армянами в том, что каждый курд сдетства и до глубокой старости, без затруднения, как мастер танцует, как в саргованд, так и в бнгованде. В курдских свадьбах танцуют все, абсолютно все, даже дети.
Народные танцы – на то и народные, что они танцуютсявсеми, благодаря чему и считаются народными. А армяне как бы непытались выдать курдские танцы за свое, все равно они останутся чужимидля их ментальности и никогда не перешагнуттеатральные подмостки или сцены концертных залов в армянской среде. Вкурдском гованде достаточно ритма даола, не тысячи, даже десятки тысяччеловек одновременно могут танцевать без ошибки и промаха. Это и естьобщенациональная школа народного танца и курды танцуют, получаяудовольствие.
Курдские дети ещ¸ в утробе материдо своего рождения получают информацию своего рода музыкального кода,который сопровождает их с момента рождения и до смерти.
Конечно,армяне в культурном отношении проигрывают курдам. Поэтому, пытаютсяприсвоить культуру курдов любым способом. Иначе, без высокой культурыкак ассимилировать или пробуждать «армянское сознание» в«криптоармянах»?
Друзья-армяне!
Ужене те времена, весь мир изменился и продолжает меняться. Не пора ли Вампросыпаться от иллюзий и мифов прошлого и пока не поздно научитьсястроить с соседями добрые связи, а с курдами восстановить добрые имирные отношения, уважая их самобытную культуру, обычаи и традиции?Дружба, взаимоуважение и добрососедство не дорога с одностороннимдвижением. Уважайте, чтобы быть уважаемыми. Как учит пророк Зороастр:«Жизнь, это колесо, есть подъемы и спуски».
[2]www.idance.ru/show.php?id_a=684
[3]http://ani-dance.net/dances/govand.html
[4]http://community.livejournal.com/cihanekurdistan/
[5]Alla Levonian. Mayro. http://www.youtube.com/watch?v=N1kM5k__anU...feature=related
[6]Aghasi Ispiryan – Nare. http://www.youtube.com/watch?v=f5UJkRoOjpI...feature=related
[7]Автор музыки «армянская народная». Жанр – Армянские. http://www.sota1.ru/content/melody/group24893003/elem25461.htm
[8]http://www.ezdixane.ru/content/view/1789/510/
[9]Лазарев М.С. «Курдский вопрос 1891-1917 гг.». Академия Наук СССР, изд. «Наука» М.,1972.
[10]Д. Як. Лазарев, Причины бедствий армян в Турции и ответственность за разорение Сасуна, стр.2-3.
[11]Цит. По: АВПР, ф. « Посольство в Константинополе»,
[12]Лазарев М. С. «Курдский вопрос 18991-1917», с. 47.
[13]Сборникматериалов для описания местностей и племен Кавказа. Издание управленияКавказского ученого округа. Выпуск 20. С. 64. Тбилиси, 1894. Хачатуров К. «Курды, черты их характера и быта».
[14]Гаянэ Сармакешян. «Армянский дух все еще жив на этой земле».
http://www.golos.am/index.php?option=com_content&task=view&id=17461&Itemid=41
[15]Гарник Асатрян. «Этюды по иранской этнологии». С. 59. Ереван, 1998.
[16]Он же, с. 65.
[17]"Политика государства должна строиться на основе научных знаний". Круглый стол "Общественные науки и национальная безопасность ", проведенная редакцией "ГА"
http://www.golos.am/index.php?option=com_content&task=view&id=1885
[18]"Политика государства должна строиться на основе научных знаний". Круглый стол "Общественные науки и национальная безопасность ", проведенная редакцией "ГА". http://www.golos.am/index.php?option=com_content&task=view&id=1885
[19]Никитин В. П. Курды. С.
[20]Никитин В. П., ук. соч., с. 138.
[21]Орбели И. А. Введение к сборнику Памятники эпохи Руставели. С.
[22]«Кавказ». 1848. ¹ 47. С. 189.
[23]В соответствии курдской зороастрийской вероисповедании в мире существуют 72 нации.
[24]Караме Анкоси. Описание курдских материалов Национального Центра рукописей Грузии. Тбилиси, 2009. http://www.kurdist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=311&Itemid=1
[25]www.idance.ru/show.php?id_a=684
[26]www.idance.ru/show.php?id_a=684
[27]Артак Вартанян. Еркир моими глазами.
http://www.golos.am/index.php?option=com_content&task=view&id=45163&Itemid=53
[28]Карам Анкоси. «Описание курдских материалов Национального центра рукописей Грузии». http://www.kurdist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=311&Itemid=1
[29]Вот источник, откуда О. Туманян сочинил свою одноименную поэму «Ахтамар».
[30]Лалаян Е. Айсоры Ванского Вилайета. С. 7. Тифлис,
[31]ЛАВОРоза Сулеймановна . ЭТНОМУЗЫКА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕДИАТЕХНОЛОГИЙКАК ФАКТОР ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ АССИРИЙСКОЙ ДИАСПОРЫ. http://www.rostcons.ru/intconf_2008/mat_lavo.htm
[32]Ахпар –в переводе с курдского языка означает «Переселенец» (от курдского ax –земля, par — участь, доля, то есть, буквально «Оторванные от земли») - www.kurdist.ru
[33]Обэтом случае и рассказывал и Чарказе Раш в своей интервью (ПревратимАрмению в центр духовного развития курдской культуры. Журнал Дружба (Dostani). Москва.
[34]Журнал «Дружба» (Dostani). Москва. 2003. ¹22. С. 71.
[35]http://javakhk.livejournal.com/21228.html
[36]Убийство езидской семьи в Армении не имеет политической подоплеки или расовой нетерпимости.
Новости-Armenia Today. http://www.armtoday.info/default.asp?Lang=_Ru&NewsID=12460&SectionID=0&RegionID=0&Date=06/22/2009&PagePosition=1
http://www.ezdi.info/obshestvo-politika/4804-v-erevane-armenii-otrezany-golovy-chetyreh-kurdov.html
[37]Армен Давтян. История. Праздник формирования культуры
[38]Армянин стал депутатом парламента Курдистана в Ираке. http://www.kurdistan.ru/index.php?m=read&a=971
[39]Поитогам последней переписи в Российской Федерации из числа курдов 32тысячи, в большинстве своем выходцы из Армении, которые указали себякак «езиды» (19 тысяч).
[40]По имени некогда, правившего здесь курдского феодала Хамза Ага.
[41]ГАЗ-69.
[42]http://forum.openarmenia.com/index.php?showtopic=21958&st=20"
[43]http://forum.openarmenia.com/index.php?showtopic=21958&st=20"
[44]Хачатур Абовян. Полное собрание сочинений», том 8, с.360. Издательство АН Армянской ССР, Ереван, 1958.
[45]Х. Абовян. ПСС., Т..8, с.357. Изд. АН Армянской ССР. Ереван, 1958.
[46]Х. Абовян. ПСС. Т. 8, с.357. Изд. АН Армянской ССР. Ереван, 1958.
[47]«Заря Востока». ¹ 1223, 10 июля
[48]Армен Давтян. История. Праздник формирования культуры
[49]Армянские танцы. http://www.idance.ru/show.php?id_a=684
[50]Армянские танцы. http://www.idance.ru/show.php?id_a=684
[51]Cemila u Naza Celil. Stran u dilanen kurdi. Dilo, yeman. ¹56, S. 73. Instituta kurdzaniye, Wien.Erevan, 2001. (Джамиля и Наза Джалил. Курдские песни и хороводы. «Дыло, яман». ¹56, С. 73. Институт курдоведения, Вена. Ереван,2001).
[52]См. Лятиф Мамад. «Роман Хачика Даштенца «Зов пахарей» и курды». http://www.kurdist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=159&Itemid=1
[53]Мистерия танца «Гованд». http://www.ezdi.info/obshii/3168-misteriia-tantsa-govand.html