Как известно, турецко-израильские отношения в очередной раз резко осложнились после начала масштабной военной операции Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) в секторе Газа осенью 2023 года. Примерно в такой же ситуации страны оказывались в 2010 году после неудачной попытки прорыва израильской морской блокады сектора Газа караваном судов под названием "Флотилия свободы". Тогда погибли 9 турецких граждан и несколько десятков человек с обеих сторон конфликта были ранены. Как следствие, дипломатические, торгово-экономические, военно-технические и другие отношения между Турцией и Израилем были надолго прерваны. Государствам потребовалось около 12 лет, чтобы постепенно нормализовать свои отношения.
Однако, через год турецкое руководство подвергло резкой критике агрессивные действия правительства Нетаньяху в Газе, послы Израиля и Турции были вновь отозваны в свои страны, двусторонние отношения оказались опять заморожены. Этого следовало ожидать, поскольку Эрдоган претендует на роль одного из лидеров исламского мира и защитника интересов палестинцев. Не случайно, в Стамбуле функционирует одна из штаб-квартир и финансовый центр организации ХАМАС. По накалу своей антиизраильской риторики турецкие официальные лица приблизились к заявлениям традиционного противника Израиля в регионе – Ирана.
К обвинениям Израиля в геноциде палестинцев и военных преступлениях в Газе Анкара добавляет и агрессивные действия израильтян в Сирии. По мнению турецких властей, Израиль воспользовался свержением режима Башара Асада, чтобы расширить оккупированный им ранее плацдарм на Голанских высотах и создать так называемую "буферную зону" на сирийской территории. Эрдоган также резко осуждает продолжающиеся ракетно-бомбовые удары ВВС Израиля по военным базам, объектам, вооружению и боевой технике Сирии.
Так, 3 апреля израильская авиация нанесла массированные удары по авиабазам в г. Хаме и "Т-4" в г. Хомсе, а также по зданию научно-исследовательского центра в пригороде Дамаска и населенному пункту Нава на юге Сирии. По данным источников израильского армейского радио "Галей ЦАХАЛ", одна из целей этой атаки - передать Турции сигнал о недопустимости усиления турецкого военного присутствия в Сирии. МИД Турции назвал Израиль "угрозой региону" на фоне этих ударов по Сирии.
В Анкаре считают, что с уходом из Сирии Ирана и боевиков ливанской "Хизбаллы", оставшаяся в стране военная инфраструктура никакой угрозы Израилю не представляет. Якобы, новые власти в Дамаске стремятся установить нормальные добрососедские отношения со всеми государствами и проявляют сдержанность по отношению к соседнему Израилю. В Анкаре также не скрывают, что намерены заключить с новыми сирийскими властями соглашение о военном и военно-техническом сотрудничестве и не исключают помощь в создании новой сирийской регулярной армии, модернизации военных баз в целях размещения на них турецких военнослужащих.
Можно констатировать, что Сирия стала еще одним "камнем преткновения" в отношениях между Израилем и Турцией. Анкара рассматривает Сирию как свой протекторат в регионе, а Израиль вовсе не исключает угрозы своему государству со стороны пришедших к власти в Дамаске радикальных исламистов. Тель-Авив выступает также категорически против размещения турецких военных баз на юге Сирии.
В сложившейся непростой ситуации Д. Трамп пытается сыграть роль посредника между сторонами конфликта. Очевидно, что Вашингтон заинтересован в нормализации турецко-израильских отношений, поскольку обе страны являются стратегическими союзниками и партнерами США в регионе. Не случайно, премьер-министр Израиля Нетаньяху вот уже второй раз за время вступления в должность президента Трампа посетил США.
Наряду с обсуждением ключевых вопросов, связанных с ситуацией в секторе Газа и иранской ядерной программой, на переговорах затрагивалась и проблема турецко-израильских отношений. Трамп озвучил свою позицию по этой теме во время пресс-конференции - он выразил уверенность в том, что Турция, США и Израиль смогут прийти к взаимопониманию по Сирии. Кстати, накануне визита Нетаньяху в Вашингтон его посетил министр иностранных дел Турции Хакан Фидан.
Следует заметить, что при всей важности посредничества Трампа, который опирается на свои хорошие отношения как с Нетаньяху, так и с Эрдоганом, у сторон конфликта есть общее понимание рисков дальнейшей конфронтации. Якобы, по закрытым каналам Турция и Израиль уже начали переговоры о снижении порога напряженности в Сирии, чтобы избежать каких-либо провокаций и столкновений между своими военными. Не случайно, стороны почти одновременно 4 апреля 2025 года обменялись довольно сдержанными заявлениями, смысл которых заключался в том, что они не стремятся к конфликту с друг другом в Сирии. Сообщается, что представители Турции и Израиля встретились также в Азербайджане 10 апреля с целью обсудить механизм взаимодействия между турецкими и израильскими военными в Сирии.
Есть основания полагать, что в случае достижения нового соглашения Израиля с ХАМАС и перехода к мирному урегулированию палестинской проблемы турецко-израильские отношения могут все же наладиться. Обе стороны заинтересованы во взаимовыгодном сотрудничестве в упомянутых выше и других областях, в частности, в поставках израильского газа через Турецкую Республику в Европу по новому трубопроводу. Для Израиля также важно сохранить Турцию как транспортный коридор для импорта азербайджанской нефти через порт Джейхан в Хайфу и другие израильские порты. В обратном направлении Израиль намерен продолжить поставки вооружений и других товаров в Грузию и Азербайджан.
Ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН,
кандидат исторических наук
Иванов Станислав Михайлович