eurasianet.org Правительство Турции намерено активно продвигать инициативу, призванную положить конец 25-летней войне с курдами. Меняющиеся геополитические обстоятельства делают курдских боевиков более восприимчивыми к идее достижения прочного мирного урегулирования.
"Мы будем продолжать этот процесс… и, если удастся, завершим его", – отметил премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган в ходе своего визита в середине октября в Сиирт – город компактного проживания курдов на юго-востоке Турции.
Появление 19 октября "мирной группы" из восьми представителей РПК на блокпосте у турецко-иракской границы стало первым конкретным свидетельством того, что усилия турецкого правительства, призванные положить конец этой войне, унесшей с 1984 года жизни более 40 тыс. человек, начинают приносить плоды. Боевики, несшие обращение на трех страницах, в котором говорилось, что они "пришли помочь покончить с кровопролитием и укрепить фундамент будущего мирного урегулирования", были встречены представителями прокуратуры во главе с чиновником МВД высокого ранга.
Уже не впервые РПК – партия, причисленная ООН и Евросоюзом к террористическим организациям – прибегает к использованию "мирных групп" для зондирования намерений турецких властей. Но в отличие от прежних подобных инициатив, турецкие власти ответили 19 октября шагами, внушающими доверие. Два боевика, входившие в подобную группу в 1999 году, до сих пор остаются в местах заключения. А вот 19 октября представители прокуратуры сообщили своим собеседникам, что они вольны отправиться домой.
Терпимость, проявленная властями, была с одобрением отмечена многими аналитиками. "Это поворотный исторический момент. РПК начинает спускаться с гор", – говорит бывший советник премьера Эрдогана Мехмет Метинер (Mehmet Metiner).
Бывший руководитель курдской партии, находящейся в оппозиции к РПК, Сертак Бусак (Sertac Bucak), сравнивает РПК с "истрепавшимся носком".
"Они хотят вернуться к прежней жизни, – говорит он. – Даже если они и не говорят: "Мы намерены сложить оружие", этот процесс будет развиваться по нарастающей".
Но многим туркам активно не понравилось, что многие курды принимали эту восьмерку как героев. В среду в Диярбакире – крупнейшем городе на юго-востоке Турции, населенном преимущественно курдами – группу встречали салютом. Их приветствовала стотысячная толпа.
Люди скандировали: "Да здравствует мир", а из громкоговорителей лились песни, воспевающие 25 лет борьбы. "Добро пожаловать в свою столицу, борцы за свободу народа", – было написано на одном транспаранте.
Ассоциация членов семей 6 тысяч военнослужащих, погибших от рук боевиков РПК, обвинила правительство в организации " террористам государственного приема". Ассоциация подвергла резкой критике планы Анкары по расширению прав курдов. "Политики, подготавливающие почву для этой инициативы, являются государственными изменниками", – заявил председатель ассоциации Хамит Косе (Hamit Kose). – Народ заставит их ответить за это".
Лидер Партии националистического действия Девлет Бахчели (Devlet Bahceli) решительно возражает против декларируемой правительством "демократической открытости". 18 октября, когда "мирная группа" начала продвигаться к турецкой границе, он заявил, что данная инициатива РПК грозит "привести к распаду Турции".
Выступая в городе Сиирт, премьер-министр Эрдоган предостерег, что устраивать ликование по данному поводу – все равно что "сыпать соль на рану". Но, добавил он, "на наш взгляд, это последний шанс. Если мы преуспеем сейчас, то сумеем добиться успеха".
Остается неясным, что правительство намерено делать дальше. За исключением незначительных внутриполитических шагов, призванных привлечь на свою сторону 15-миллионное курдское население страны, предпринимаемых Турцией, деятельность властей по маргинализации РПК ограничивалась главным образом внешнеполитической ареной.
РПК подталкивают к мирному урегулированию изменившиеся обстоятельства. До 1998 года штаб-квартира РПК находилась на территории Сирии. Сегодня же Дамаск является ближайшим союзником Анкары в регионе. Отношения Турции с иракскими курдами, которых Анкара давно критиковала за игнорирование лагерей РПК в горах северного Ирака, также резко пошли на поправку. Турецкие власти недавно дали понять, что Анкара готовится открыть консульство в Эрбиле – административной столице Иракского Курдистана. В ответ иракские курды предложили оказать содействие в возвращении на родину порядка 11 тысяч турецких курдов, проживающих в лагерях беженцев на севере Ирака.
Правительство "сумело ослабить международную поддержку в адрес РПК, сменив разговоры об "ударе в спину" на политико-экономическую дипломатию, – говорит курдский социолог Мажар Багли (Mazhar Bagli), недавно введенный в состав правления правящей Партии справедливости и развития. – Нынешняя международная и внутриполитическая динамика, а также динамика самой РПК, противоречит идее насилия как орудия достижения политических прав".
Согласно прогнозу министра внутренних дел Бесира Аталай (Besir Atalay), сделанному им в середине октября, в скором времени начнут сдаваться десятки членов РПК. Бывший замглавы службы внутренней разведки Турции Джеват Онес (Cevat Ones) полагает, что организацию "можно убедить полностью разоружиться в течение полугода".
По словам руководства РПК, прежде чем приступить к сколько-нибудь существенным обсуждениям вопроса о разоружении, турецкое правительство должно осуществить ряд внутриполитических реформ. "Как боевики РПК могут спуститься с гор, если мышление в Турции не изменилось, если в стране не принимают ни волю курдов, ни их национальное самосознание", – подчеркнул командующий РПК Джемиль Байик (Cemil Bayik) в интервью прокурдскому информагентству Firat News.
По мнению многих турецких аналитиков, правительство работает сейчас над пакетом внутриполитических реформ, призванных убедить РПК разоружиться. Курский политик Хасим Хасими (Hasim Hasimi) не разделяет этого мнения. "Нельзя покончить с 25-летней войной одним пакетом реформ", – говорит он.
По его мнению, реформы будут осуществляться постепенно. Подобный осторожный подход может начаться с возвращения местам курдских названий, переименовывавшихся на турецкий лад начиная с 1950 годов. Потом в законодательном порядке может быть разрешено частное курдское телерадиовещание. Более спорные реформы, такие как конституционное признание курдов и курдское обучение в турецких государственных школах, можно будет реализовать лишь после того, как замолчат пушки, признает Хасими.
За порой жесткой риторикой курдских националистов начинает, похоже, проглядывать аналогичный реалистичный подход. "Если государство сделает один шаг, РПК готова сделать десять", – заявил недавно руководитель сочувствующей РПК Партии демократического общества Ахмет Турк (Ahmet Turk).
"Изменилась парадигма, – писала 20 октября политолог Асли Айдинтасбас (Asli Aydintasbas) в своей колонке в ежедневной газете Aksam. – Сегодня государство уже не предпочитает видеть курдское движение вооруженным, и, следовательно, незаконным. Сегодня Турция больше не боится курдского политического движения".
От редактора:
Николас Б¸рч специализируется на освещении событий в Турции, Иране и на Ближнем Востоке.