А.А. Гурьев iimes.ru События в октябре на армянском и азербайджанском треках турецкой внешней политики, безусловно, занимают центральное место при анализе и оценке ситуации в Турции за указанный период. Нынешние сложные процессы нормализации турецко-армянских отношений и карабахской проблемы сегодня как никогда ранее продемонстрировали их особую значимость для всех участников, так как их результаты могут кардинально изменить геополитическую ситуацию на Кавказе, что, в свою очередь, окажет существенное влияние на решение ряда региональных и глобальных проблем.
Напомним, что 22 апреля МИД Армении, Турции и Швейцарии выступили с совместным заявлением о выработке «дорожной карты» армяно-турецкого примирения, которая должна определить будущие отношения Турции и Армении. Документ носит общий характер и состоит из пяти пунктов, реализация которых не ограничена никакими временными рамками:
- создание совместной комиссия историков по исследованию трагических событий 1915 года, которые Ереван требует признать геноцидом по отношению к армянскому народу. К комиссии могут присоединиться также третьи страны;
- открытие границы между двумя странами /закрыта по инициативе Турции в 1993 году – авт./. Подписание соответствующих соглашений о начале торговли;
- аккредитация на взаимной основе послов своих стран;
- признание Арменией подписанного в 1921 году между Турцией и СССР Карского договора;
- вопросы в «дорожной карте», требующие утверждения законодательного органа, будут вынесены на обсуждение парламентов.
Генеральный секретарь и Верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана приветствовал данное совместное заявление. «Это очень хорошая новость для обеих стран и для Европы в целом. Это важный вклад в обеспечение стабильности и безопасности в этом сложном регионе Европы, и я с одобрением отношусь к смелости и дальновидности обеих сторон», - отмечается в заявлении Х.Соланы. Представитель ЕС призвал Армению и Турцию использовать это соглашение как возможность для полного урегулирования двусторонних отношений в согласованных рамках и, высоко оценив посредническую роль Швейцарии в переговорном процессе, заявил о готовности Евросоюза оказать помощь и поддержку сторонам в реализации положений «дорожной карты».
31 августа МИД Армении, Турции и Федеральный департамент по внешним отношениям Швейцарии сообщили о парафировании двух протоколов: «Протокола об установлении между двумя странами дипломатических отношений» и «Протокола о развитии двусторонних отношений». Тогда же началась подготовка к их подписанию, которое состоялось 10 октября в Цюрихе. На церемонии подписания присутствовали сопредседатели Минской группы ОБСЕ. Это событие можно охарактеризовать как важный практический шаг по реализации положений выработанной в апреле с.г. «дорожной карты».
Два документа предполагают, что Армения и Турция подтверждают свои двусторонние, многосторонние обязательства уважать принципы равенства, суверенитета, территориальной целостности, нерушимости границ, невмешательства во внутренние дела других государств; а также подтверждают взаимное признание /это чрезвычайно важный аспект – авт./ существующей между двумя странами общей границы, определенной соответствующими договорами международного права. Протоколы предстоит еще ратифицировать парламентам двух стран. Согласно документам, открытие общей границы между Арменией и Турцией предполагается в течение двух месяцев после вступления в силу протокола о развитии двусторонних отношений.
Высшее политическое руководство Турции дало высокую оценку турецко-армянским документам, подписанным в Цюрихе. Президент Абдуллах Гюль отметил, что «Анкара не ожидает таяния льда в турецко-армянских отношениях уже на следующий день после подписания Протоколов». Однако «при наличии доброй воли и искреннего желания сторон все проблемы, в т.ч. регионального характера на Кавказе, будут решены. Протоколы – это один из шагов в рамках этого процесса», - подчеркнул глава Турецкой Республики. Глава правительства Реджеп Эрдоган назвал подписание Протоколов «примером решения сложной проблемы путем диалога и переговоров». Министр иностранных дел Ахмет Давутоглу констатировал «оптимизм турецкой стороны в плане реализации положений Протоколов, подписанных с Арменией».
Ведущие информационные агентства, телеканалы и газеты отмечали поддержку Россией, США и Евросоюзом цюрихских документов о развитии турецко-армянских отношений и установлении между двумя странами дипломатических отношений. При этом они активно цитировали комментарий российского министра Сергея Лаврова, который указал, что «ни один из предусмотренных Протоколами шагов не может быть истолкован как наносящий ущерб третьей стороне». Кроме того, здесь обращают особое внимание на слова главы российского внешнеполитического ведомства о том, что «оздоровление отношений между Арменией и Турцией приведет к оживлению торгово-экономических контактов, позитивно отразится на социально-экономическом положении в обеих странах. Россия же готова поддерживать этот процесс через дальнейшую реализацию проектов сотрудничества с Арменией и Турцией, в первую очередь в электроэнергетической и транспортно-коммуникационной сферах».
Вместе с тем, высокопоставленные представители ведущих оппозиционных партий Турции негативно оценивают переговорный процесс с Арменией, результатом которого стало подписание в Цюрихе двух Протоколов. Так, генеральный секретарь Народно-республиканской партии /НРП/ Ондер Сав /Onder Sav/ заявил, что документы не решают проблему нормализации отношений с Арменией. Более того, по его мнению, эти Протоколы наносят ощутимый вред отношениям Турции с Азербайджаном. Его поддержал заместитель генерального председателя НРП Онур Оймен /Onur Oymen/. Аналогичной позиции придерживается и Партия националистического движения /ПНД/, влияние которой в турецком обществе и парламенте /третье место по числу представленных депутатов/ растет. Оппозиция совместно с представителями Азербайджана и диаспор двух стран готовят широкомасштабные акции протеста в Европе и США, направленные на срыв ратификации подписанных в Цюрихе Протоколов.
Показательна в этом плане встреча бывших гражданских и армейских руководителей Турции, которая состоялась 22 октября. Они выступили против армяно-турецких соглашений и призвали парламент не ратифицировать эти протоколы до решения Карабахской проблемы. Во встрече участвовали бывший спикер парламента Неджметтин Карадуман, бывшие начальники генштаба Хюсейн Кыврыкоглу, Недждет Угур и Исмаил Хаккы Карадайи, экс-премьер-министр Бюленд Улусу и бывший генеральный секретарь Совета Национальной Безопасности Турции С¸нмез К¸ксал. Как заявил журналистам после встречи экс-спикер парламента Неджметтин Карадуман, «для нас главное - решение Карабахской проблемы, и открытие границ до решения этой проблемы – не в интересах Турции».
В связи с этим ряд турецких экспертов высказывают уверенность, что в процессе реализации Протоколов обеим сторонам все же не удастся избежать увязки последующих шагов с проблемами геноцида и карабахского урегулирования. Это означает, что уже первый шаг, а именно ратификация этих документов в парламенте Турции, столкнется с их негативной оценкой не только со стороны представителей оппозиционных партий, но и депутатов правящей Партии справедливости и развития.
Все это говорит о том, что в очень сложном процессе нормализации турецко-армянских отношений сделан всего лишь первый шаг. Для достижения конкретного результата нужен твердый настрой Анкары и Еревана вести и далее дело к установлению добрососедских отношений, что должно объективно способствовать их последующим шагам, укрепляющим мир и безопасность в регионе.
Госсекретарь США Х. Клинтон в ходе визита в Лондон обратилась к факту подписания Арменией и Турцией Протоколов, предполагающих нормализацию отношений между странами, а также открытие границ. В частности, она заявила, что США сделают все, чтобы «построить будущее на историческом соглашении». Американские дипломаты называют это соглашение «историческим и переломным».
Взаимоотношения в октябре в треугольнике Турция-Армения-Азербайджан высветили значительную и весомую на нынешнем этапе роль Москвы в регионе, что позволяет не согласиться с целым рядом экспертов и политологов, отрицающих такой вывод. В турецком высшем политическом и военном руководстве сегодня преобладает мнение, что на Кавказе всеобъемлющее решение любой проблемы без реального вовлечения в этот процесс России и учета ее позиции невозможно. Анкара высоко оценивает роль России на Кавказе и ее усилия по урегулированию конфликтов в этом регионе.
В качестве подтверждения приведем только одно высказывание президента Турции. На специальном приеме, организованном 14 октября от имени президента Турции Абдуллаха Гюля в честь присутствовавшей на футбольном матче в Бурсе делегации Армении во главе с президентом Сержем Саргсяном, главы двух государств дали оценку ситуации на Кавказе и процессу нормализации турецко-армянских отношений. Президенты констатировали, что «обе стороны делают большое дело, вековой лед в двусторонних отношениях начал таять, Анкара и Ереван, несмотря на имеющиеся трудности, намерены и далее продолжать этот процесс».
В связи с этим, глава Турецкой Республики Абдуллах Гюль особо выделил весомую и конструктивную роль России на Кавказе, дал высокую оценку ее усилиям по укреплению стабильности и урегулированию конфликтов в этом регионе. Турецкий президент отметил «искреннюю и твердую позицию Москвы, направленную на взаимоприемлемое для всех сторон решение проблем на Кавказе». Абдуллах Гюль выразил уверенность, что «Россия и далее продолжит вносить свой важный вклад в дело мира и стабильности в этом регионе». «Наши отношения с Россией очень хорошие», - подчеркнул в заключение президент Турции.
Напомним, что накануне своей поездки в Турцию президент Армении Серж Саргсян встречался в Москве с российским президентом Дмитрием Медведевым. Они обсудили проблемы развития торгово-экономического и военно-технического сотрудничества, укрепления межрегионального взаимодействия, а также перспективы реализации крупных совместных проектов в энергетической сфере. При этом, президент Армении отметил, в частности, особую роль России в нормализации турецко-армянских отношений. «Присутствие министра иностранных дел России на церемонии подписания Протоколов в Цюрихе ещ¸ раз говорит о том, что Россия искренне стремится к миру и прочной безопасности на Южном Кавказе», - констатировал он.
Такая оценка Анкарой и Ереваном вклада России в миротворческие процессы на Кавказе, по мнению турецких экспертов, говорит об авторитете Москвы и уважении ее позиции в процессе мирного решения проблем региона. И здесь необходимо отметить готовность России реально содействовать миротворческим процессам в регионе не только на дипломатическом направлении. Российская Федерация готова и далее наращивать аналогичные усилия через реализацию проектов взаимовыгодного сотрудничества с Арменией и Турцией в электроэнергетической и транспортно-коммуникационной сферах. В частности, речь идет об организации стабильных поставок российской электроэнергии в Турцию через территорию Армении.
Еще одно резонансное событие в Турции также имеет отношение к России. 19 октября по инициативе турецкой стороны состоялся телефонный разговор президентов России и Турции. Абдуллах Гюль сообщил, что в соответствии с ранее достигнутыми договоренностями на высшем и высоком уровнях турецким правительством приняты все необходимые решения о выдаче разрешений на проведение геолого-разведочных работ в исключительной экономической зоне Турции в Ч¸рном море в интересах реализации проекта газопровода «Южный поток». Дмитрий Медведев поблагодарил своего турецкого коллегу, выразил уверенность, что это решение турецкой стороны послужит дальнейшему укреплению стратегического характера российско-турецких отношений. По сути это означает практическое присоединение Турции к реализации проекта газопровода «Южный поток».
Как известно, 6 августа с.г. в ходе визита в Турцию премьер-министра России Владимира Путина были подписаны межправительственные Протоколы о российско-турецком сотрудничестве в нефтяной и газовой сферах. Эти важные документы предусматривают участие России в реализации проекта нефтепровода Самсун-Джейхан, а также участие Турции в осуществлении проекта газопровода «Южный поток». На высшем уровне было отмечено стратегическое значение этих двух проектов для обеспечения гарантий и безопасности поставок энергоресурсов в страны Европы.
Для решения поставленных в документах задач была создана российско-турецкая рабочая группа. Cтороны подготовили и 18 октября в Италии согласовали и подписали межправительственный Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве при строительстве и эксплуатации нефтепровода Самсун-Джейхан и газопровода «Южный поток». К нему уже присоединилась Италия, которая выступит в качестве партнера России и Турции в реализации этих региональных проектов.
Трубопровод Самсун-Джейхан будет построен итальянским концерном «Эни» и турецкой фирмой «Чалык Энерджи», а сама труба будет заполнена российской и казахстанской нефтью. Трубопровод станет также частью регионального проекта, который имеет целью трансформировать Турцию в мировой энергетический коридор. В реализации проектов примут участие и российские компании Транснефть и Роснефть.
Телефонный разговор Дмитрия Медведева и Абдуллаха Гюля, а также подписание в Италии Меморандума свидетельствуют о переводе Москвой и Анкарой в практическую плоскость решения вопроса о совместном проведении комплексных морских исследовательских и инженерных изысканий по трассе газопровода «Южный поток». По мнению министра энергетики и природных ресурсов Турции Танера Йылдыза, конкретные шаги, предпринятые в последнее время по пути углубления российско-турецкого сотрудничества в области энергетики, обозначили качественно новые ориентиры развития российско-турецких отношений с прицелом на стратегическое партнерство в этой сфере.
Такое развитие событий позволило констатировать турецким экспертам, что глава правительства Реджеп Эрдоган, принявший 22 октября с помощью телемоста участие в беседе с находящимися в Санкт-Петербурге Владимиром Путиным и Сильвио Берлускони, по сути обсуждал со своими коллегами из России и Италии новую структуру европейской энергетической безопасности. Предметный разговор «тройки» шел о строительстве крупнейших газопроводов - «Северного» и «Южного» потоков, а также нефтепровода Самсун-Джейхан. Участники, в частности, с удовлетворением констатировали, что «Южный поток» с пропускной способностью 63 миллиарда кубометров газа в год снизит зависимость поставщиков и покупателей газа от ненадежных транзитеров, в частности, от Украины.
Немаловажной деталью является тот факт, что в трубопровод Самсун-Джейхан будет закачана и казахстанская нефть. Это подтвердил в ходе своего визита 21 – 24 октября в Турцию президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. По итогам визита в Анкаре были подписаны четыре соглашения. Ключевое из них – Соглашение о стратегическом партнерстве Турции и Казахстана. Необходимо отметить, что подобный документ с тюркоязычной республикой на постсоветском евразийском пространстве Турция подписывает впервые. Эксперты отмечают в связи с этим, и не без оснований, что на фоне обострившихся отношений с Азербайджаном это может свидетельствовать о подготовке Анкары к замене Баку, как своего партнера номер один в тюркском мире, на Астану. Это говорит, по их мнению, и о том, что разногласия в турецко-азербайджанских отношениях, возникших в связи с активизацией турецко-армянского диалога, расцениваются Анкаре как серьезная проблема, решение которой потребует значительных усилий и времени.
Президент Казахстана, все более превращающегося в энергетическую базу Средней Азии, прибыл в Анкару с 300 предпринимателями и миллиардными проектами. В настоящее время турецко-казахстанский торговый оборот составляет 2,5 млрд долларов. В Анкаре договорились довести этот объем до 5 млрд Турция гарантировала Астане поддержку тех или иных шагов Казахстана в рамках его председательства в 2010 году в ОБСЕ. Президент Казахстана встретится и провел переговоры с высшими руководителями Турции также с экс-президентом Турции Сулейманом Демирелем и с лидерами оппозиционных партий.
Анализ итогов анкарского визита Н.Назарбаева и подписанного в турецкой столице Соглашения о стратегическом партнерстве показывает, что возможности для достижения более высокого уровня сотрудничества двух стран на данный момент связаны, прежде всего, с взаимодействием в энергетической сфере, где Турция и Казахстан успешно диверсифицируют собственные риски, стремясь добиться максимальной выгоды, в первую очередь, в вопросе транспортировки энергоносителей. При этом они успешно демонстрируют основательность своих позиций основным игрокам на мировом энергетическом поле России, США, Евросоюзу и Китаю. Это говорит о том, что Анкара и Астана превращаются в самостоятельных игроков, которые, прежде всего, руководствуются собственными интересами. Именно этот «рациональный интерес» и будет находиться в центре их дальнейшего взаимодействия.
Активизация турецко-иранских и турецко-сирийский связей в октябре породила массу комментариев о кардинальной смене ориентации турецкой внешней политики, об усилении ее восточного вектора. Этому способствовали визит турецкого премьера Р.Т.Эрдогана в Иран и его заявления по вопросу отношений с Сирией. 14 октября он обнародовал решение Анкары о том, что отменяются намеченные на середину октября международные военно-воздушные учения «Орел Анатолии» с участием Израиля. Премьер «прислушался к голосу народа», который «не захотел учений с Израилем». Заявление турецкого лидера совпало с обнародованием другой новости - Турция намерена провести военные учения с Сирией. Кроме того, турецкие и сирийские дипломаты подписали 13 октября соглашение о безвизовом въезде между двумя странами. МИД Турции сообщил о намерении Анкары и Дамаска развивать военное, экономическое и энергетическое сотрудничество.
Многие эксперты восприняли решения турецких властей об отмене одних маневров и проведении других как выпад в адрес Израиля. Израильские СМИ сообщили, что к отмене учений «Орел Анатолии» привела задержка с поставкой Анкаре партии беспилотных самолетов. Израильское информационное агентство «Валла» сообщило, что сделка стоимостью 180 млн долл. была заключена с Турцией четыре года назад, но самолеты Израиль не поставил до сих пор. Теперь же сближение Анкары и Дамаска ставит под вопрос планы продажи в Турцию не только беспилотных самолетов, но и другого израильского оружия.
В связи с этим, показательна цитируемая турецкими СМИ статья, опубликованная в «Лос-Анджелес Таймс». Она посвящена внешней политике Анкары. Американская газета называет «флиртом» сегодняшние отношения между Турцией и Ираном. Автор статьи считает, что расширение торгово-экономических отношений между двумя соседними странами является ничем иным как «попыткой саботажа усилий Запада, направленных на контроль над ядерным оружием Ирана». Активизация турецко-иранских политических связей представляется американскому изданию «поворотом всей политики Анкары в сторону восточных исламских режимов».
По мнению газеты, которое совпадает с выводами экспертов Института Ближнего Востока, степень охлаждения турецко-израильского военно-политического сотрудничества сильно преувеличена, но сближение Турции с Ираном «действительно вызывает опасения». Причины того, что Анкара все больше отдаляется от Запада, газета частично видит в позиции, занятой в отношении Турции рядом европейских лидеров, а также в преувеличенном чувстве собственной значимости, которое испытывает турецкое руководство: официальная Анкара пытается продемонстрировать Западу свою самодостаточность.
Автор статьи в «Лос-Анджелес Таймс» считает, что Бараку Обаме следует «преподнести урок» турецкому премьеру Реджепу Эрдогану во время визита последнего в декабре этого года в США. По мнению газеты, заявления Р.Т.Эрдогана о том, что иранская ядерная программа носит исключительно мирный характер или «до смешного невинны», или «угрожающе язвительны». В статье приводится высказывание работающего в Турции корреспондента Хью Поупа о том, что «Анкара пытается одновременно жонглировать несколькими снарядами, и ей следует хорошенько следить за тем, чтобы ни один из них не упал на землю».
Необходимо отметить, что турецкие руководители не оставили подобные публикации без внимания. В частности, президент А.Гюль заявил во время приема в президентском дворце по случаю 86-й годовщины образования Турецкой Республики, что страна не откажется от ориентации на Европу. Заочно отвечая тем, кто указывает на усиление «восточной» ориентации страны во внешней политике, А.Гюль сказал: «Это не так. Легко ли изменить внешнеполитическое направление? Целью Турции, является вступление в Евросоюз, и это стало основой ее внешней политики». Президент, беседуя с представителями прессы, отметил, что в процессе своего развития Турция переживает ряд трудностей. Тем не менее, он выразил уверенность в том, что у нее хватит сил преодолеть их и не свернуть с пути, указанного основателем Республики Мустафой Кемалем Ататюрком.
Представляют интерес и высказывания А.Гюля, сделанные им в беседе с журналистами во время пол¸та в Братиславу. В частности, президент объяснил, почему в последнее время западные журналисты вс¸ чаще стали задаваться вопросом о том, куда держит курс Турция, и не направляется ли она на Восток. По словам главы государства, за этими вопросами стоят три причины: искренний интерес и желание сделать л¸гкое предупреждение, немного зависти и, напоследок, отчасти незнание фактов. В ходе беседы президент, подвергнув критике Францию и Германию, сказал: «Европа не осозна¸т собственную мощь. Если так будет продолжаться, через десять лет она не сможет стать игроком глобального масштаба». Кроме того, А.Гюль по сути предупредил ЕС, сказав, что Турция в дальнейшем может последовать примеру Норвегии, которая, завершив переговоры по вступлению в Евросоюз, этого не сделала, руководствуясь результатами волеизъявления своего народа. «В Турции видят восходящую звезду. Сферы влияния смещаются в пользу Турции. Откровенно говоря, по этому поводу испытывают зависть. Для нас важно достичь стандартов ЕС. Когда мы достигнем этих стандартов, может быть, мы станем как Норвегия», - сказал он.
Примечательно, что эту оценку Турции как восходящей звезды косвенно поддержали экс-президент США Билл Клинтон и бывший канцлер Германии Герхард Шр¸дер, которые выступили на традиционной Босфорской конференции в Стамбуле. Б.Клинтон и Г.Шр¸дер сошлись во мнении, что Турция является самым важным игроком 21-го века.
Так, относительно членства Турции в ЕС Г.Шредер заявил следующее: «Приняв Турцию в ЕС, мы сделаем добро не Турции, а Евросоюзу. Турция станет самой многонасел¸нной страной Европы. В переговорном процессе это может вызвать страх. Есть нужда как в едином внутреннем рынке, так и в торговом единстве. ЕС из насчитывавшей 15 членов организации превратился в альянс из 27 членов. В экономическом плане успехи большие, но в политическом аспекте есть ещ¸ невыполненные «домашние задания». ЕС будет преуспевающим альянсом, если продолжит внутреннюю интеграцию и внешнее расширение. Это может осуществиться за счет того моста, который будет построен с Ближним Востоком, арабскими странами. А страной, которая будет этому способствовать, является Турция. Европа, не сделав этого, не сможет стать глобальной силой. Будущим Турции должно стать полноправное членство в ЕС».
В свою очередь, Б.Клинтон в сво¸м выступлении сказал: «Нынешний приезд в Турцию еще раз показал мне, насколько важна Турция с точки зрения США и мира 21-го века. Я верю, что Турция сегодня куда важнее для мира, чем она была раньше». Б.Клинтон, положительно охарактеризовав деятельность правительства Р.Т.Эрдогана и возглавляемой им правящей ПСР, отметил, что «…они смогли синтезировать светскую республику. Люди свободны в вероисповедании и не навязывают это другим. Это немаловажный успех, которым не стоит пренебрегать». Напомнив, что США поддерживают членство Турции в ЕС, Б.Клинтон констатировал: «Мы тоже нуждаемся в вас. Если мы хотим новый мир и другой мир, то мы должны действовать сообща».