Вадим Макаренко,Kurdistan.ru Вопрос о демократии в Курдистанеподнимается часто. Но поднимается ли он вовремя? И гдекритерии, какой должна быть мера демократизации общества? Тот факт, чтов Курдистане совместно действуют две организационно сильные партии –ДПК и ПСК – вызывает у многих журналистов и либерал-теоретиковнегодование. Михаель Рубин так просто уверен, что Курдистан уже отсталот других провинций Ирака по степени демократизации, хотя и забывает,наверно, о существующих там мощных шиитских партиях или о суннитскихструктурах, природа многих из которых далека от видимой. Либералысчитают, что в ходе выборов народ Ирака и Курдистана сможет выбратьсебе лучших управленцев, если «слишком сильные» партии не будутдоминировать в этом процессе. А если не сможет, или выберет не тех, точто случится с Курдистаном? Действительно ли региону завтра уже большене придется столкнуться с агрессией, не потребуется защищать своиграницы и свои экономические интересы силой? Действительно лидемократия уже может стать полной, а не направляемой, и выбор властиможно отдать на волю случая или на откуп большим деньгам, которые незамедлят прийти, в том числе и из-за рубежа. А они уже участвуют виракской политике, риск стоит того, потому что должникам, если онипреуспеют, например, в цветной революции в Курдистане, будет чемрассчитаться: это – лакомый кусочек.
Складываетсявпечатление, что многие курды в самом Курдистане и, особенно, зарубежом считают, что Курдистан выиграл счастливый лотерейный билет, иего будущее будет дальше решаться простым голосованием. А вопросовмного: за полную независимость или за федерацию? Задействовать лигосударственные формы накопления и инвестирования, чтобы создать встране устойчивую экономику, способную к развитию, или же все средстваот продажи нефти пустить на поднятие уровня жизни народа внадежде, что новая экономика появится сама собой в результате свободной игры рыночных сил. Да и проблем немало, поскольку рыночныесилы в стране пока произрастают только из обслуживания спроса, которыйподдерживается исключительно нефтяными деньгами. Это проблема не толькоКурдистана, многих стран. Например, в России – та жеситуация. Но та же, поскольку у России и Курдистана есть эти самыенефтяные деньги, которых нет у многих других стран, находящихся впроцессе реформ или пытающихся выйти на этот путь.
Оценивая степень демократизации страны, надо понять, прошел лиКурдистан так называемый переходный период, когда нужна предельнаястепень концентрации его сил и возможностей, которой не достичь прямымголосованием за независимых кандидатов, а выбирать надо партии, которыеспособны решить стоящие перед страной или регионом цели? А не тольконавести порядок во дворах и пообещать развернуть борьбу с коррупцией.Борьба с коррупцией – яркий, убедительный, но по существу лукавыйлозунг. Лучшими борцами с коррупцией были Сталин и Гитлер. Прибрежневском социализме в СССР коррупция была и вызывала недовольствопростых людей, но она не составляет и тысячной доли от того размаха,которого она достигла при нынешней «демократии», а начиналось все вРоссии с борьбы за гласность и демократию, справедливость, противзлоупотреблений властью. По сравнению с нынешним болотом, из которогоне видно выхода, социализм был дистиллированной водой. Он не нравилсябольше всего тем, кто знал, как ловить рыбу в мутной воде, илинадеялся, что им это удастся. Но нынешняя ситуация в России, измученнойкоррупцией, это следствие не только большей политической свободы, атакже отсутствия партий, которые бы готовили (воспитывали, отсеивали,контролировали и несли за них ответственность, как это пришлось ДПК ИПСК на региональных выборах) кадры управленцев, помимо органовправопорядка, но и того, что новая Россия стала жить в основном нанефтяные деньги, которые политики распределяют сверху, движимые своимипредставлениями о приоритетах. Отсюда масса лоббистов и волевых решенийи, как следствие, всяческих нарушений, поскольку такова природа людей вмассе. Есть другие примеры, но... В Норвегии есть нефть, и практическине слышно о коррупции. И хотя Курдистан по размерам и по численностинаселения сейчас не сильно отличается от Норвегии, но до уровня тойсытости и той степени упорядоченности жизни, достигнутой столетиями,какая есть в Норвегии, ему далеко. К этому можно стремиться. Толькоиллюзия, что этого можно достичь в несколько лет или даже десятилетий.
Выборы 2009 года в парламент Курдистана – жестокийурок для ДПК и ПСК. Но, к счастью, этим партиям посилам сделать необходимые выводы. Кроме стратегии, у партий должна бытьтактика. Люди не могут жить далекой целью, они хотят, чтобы жизньулучшалась сегодня и именно там, где они живут. Этим население иотличается от партий. Оно хочет слышать тех, кто говорит с ним на одномязыке, обещает реализовать их сиюминутные цели. Так оно понимаетдемократию. И это тоже правда.
Дело не в том, чтодемократические процедуры хороши или плохи (может быть и то, и другое),а в том, что они должны быть своевременны, в противном случае они непринесут пользы, а обернутся вредом. Сколько «несостоявшихся» стран вАфрике «демократически выбирают» свое руководство? Нынешниедемократические процедуры, которые воспринимаются как абсолютнаяценность, были преждевременно навязаны Ираку и Курдистану американцами,которые в то время, когда происходил выбор политической системы дляИрака, рассчитывали, что они еще несколько десятков лет будутуправлять, направлять и контролировать ситуацию в Ираке, в том числе иобеспечивать внутреннюю и внешнюю безопасность, новыетехнологии, инвестиции, т.е. задавать рамочные условия длядействий тех местных, иракских властных органов, которые изберет народ,которым бы при таком раскладе как раз и оставалось только наводитьпорядок на улицах. От этих благих намерений не осталось и следа, но имиеще можно вымостить путь в ад гражданской илимежконфессиональной/межобщинной войны в Ираке. Сегодня американцы,избрав Обаму, а не Маккейна, мечтают лишь о том, как вывести поскореесвои войска, и забыть все, что произошло в Ираке, как страшный,кошмарный сон. Но тем не менее Ираку прописаны прежние правилаповедения, в том числе и демократия как панацея от всех его бед.Посмотрите на революцию роз и порожденную ею демократию в Грузии. Чемвсе кончилось? Может быть, стоит помнить пример Ливана, не раз ужеотстроенного и снова разрушенного? Чтобы понять, что всему своевремя.
Демократия это правила поведения, пригодныетолько в определенных условиях, которые Запад, или мировое сообщество,обещали создать, но так и не создали в Ираке. Самому же Иракудо стадии демократического развития еще крайне далеко. Конечно, от этихпроцедур – одна из них выборы - уже нельзя отказаться,поскольку они воспринимаются как абсолютная ценность, относительнокоторой можно оценивать успехи и неудачи. Хотя как относительно нихоценить смерти сотен-тысяч невинных граждан, чья вина была только втом, что они оказались рядом с миной-грузовиком террориста-смертника. Икак оценить то, что многие такие случаи были предотвращенынедемократическими мерами или не вполне демократическими с точки зренияабстрактной демократии политическими силами. Терроризм;отсутствие ясности, что делать с экономикой - что развивать, что неразвивать; как примирить баасизм и демократию, демократию и ислам, какумерить вражду суннитов и шиитов; как поделить нефть, в конце концов.Как всем обеспечить хороший заработок, а не одинаково низкоегосударственное пособие или паек, как было при Саддаме? В странебесконечное количество проблем, которые не умастить одной нефтью и дажедоходами от нее. И, к сожалению, пока их не решить и средствами прямойдемократиии, демократии улицы, а не партий.
Предстоящие федеральные выборы – это шаг к тому, чтобы создатьв Ираке условия развития, становления государственности, а это, преждевсего, не проблемы с чиновничеством в регионах и провинциях,хотя без контроля и они могут принести немало вреда, а нормальныефедеративные отношения между его частями и с федеральным центром,которые создадут условия для уверенного, стабильного, мирного развитияего национально-конфессиональных регионов, что через десять-пятнадцатьлет приведет к органичному утверждению демократии в Ираке и во всех егорегионах и провинциях. Главный вопрос предстоящих выборов – вопрос окачестве федерации в Ираке. Не будет настоящей федерации, не будет идемократии, а завоевать право на нее и даже мирным путемотстоять то, что уже завоевано и закреплено в конституции Ирака, можеттолько сплоченный, единый Курдистан, прекрасно видящий своистратегические цели.