Что ответит Анкара на призыв Абдуллы Оджалана?
Руководство Рабочей партии Курдистана, которая запрещена в Турции и которую Анкара и США числят террористической организацией, по настоянию находящегося уже 10 лет в турецкой тюрьме курдского лидера Абдуллы Оджалана (на фото) выступила с важной инициативой.
В Турцию была направлена делегация «посланцев мира», 34 человека. Шестеро из них - члены РПК, остальные - курды-беженцы из восточных районов Турции, нашедшие приют в организованных ООН двух лагерях на территории Иракского Курдистана – в Мехмуре и Кандиле. Этот мини-марш мира пересек турецко-иракскую границу в районе Силопи и был восторженно встречен тысячами курдов. Турецкие власти участников марша тут же задержали, но после допроса отпустили на свободу, в соответствии с ранее принятым законом об амнистии боевиков РПК, которые добровольно сложат оружие. Турецкие газеты и телевидение щедро освещали сдачу боевиков властям - как свидетельство политического и военного краха РПК, с 1984-го ведущей боевые действия в восточных районах Турции. А то, что они были весьма ожесточенными, говорит хотя бы число жертв среди турецких войск, курдских боевиков и мирного населения: по самым скромным подсчетам, партизанская война унесла жизни более 40 тысяч человек.
Министр внутренних дел Бешир Аталай заявил, что «прозрение» боевиков - прямой результат проводимой правительством происламской Партии справедливости и прогресса (ПСП) политики в курдском вопросе. По его словам, она сочетает военное давление на боевиков РПК с расширением прав курдов. Члены же «марша мира» настаивали, что прибыли в Турцию не капитулировать, а пропагандировать начало переговоров с РПК: для демократического решения курдской проблемы по типу того, как решается национальный вопрос в рамках Евросоюза. Они ратуют за автономию в рамках турецкого государства наподобие самоуправления для, скажем, Северной Ирландии и Шотландии в рамках Великобритании, требуют равных прав курдам, возможности развития национального языка и культуры. Именно для этого они планирует развернуть широкую разъяснительную кампанию в СМИ, выступить на массовых митингах, дойти даже до трибуны турецкого парламента-меджлиса.
Затем стало известно о том, что готовится переход в Турцию из Иракского Курдистана около тысячи боевиков во главе с братом Абдуллы Оджалана Османом.
Они собираются демонстративно сложить оружие, воспользоваться амнистией и начать агитацию за мирное решение курдской проблемы.
Это может поставить правительство Реджепа Тейипа Эрдогана в весьма щекотливое положение, но одновременно открывает возможность для осуществления подлинного прорыва в курдском вопросе. Сейчас международная обстановка и ситуация в самой Турции весьма благоприятствуют такому развитию событий. Предпринимавшиеся десять лет назад попытки КРП направить делегации мира в Турцию завершались весьма плачевно – все их участники надолго оказались за решеткой. С тех пор КРП пять раз объявляла о перемирии и трижды, в одностороннем порядке, прекращала огонь. Но никакого позитивного отклика от Анкары не получала. Наоборот, турецкая армия усиливала карательные операции, которые зачастую перехлестывались на территорию соседнего Иракского Курдистана.
Последний раз перемирие КРП объявила в марте нынешнего года, и с тех пор неоднократно его продлевала. В апреле на местных выборах убедительную победу в восточных районах Турции одержала курдская Партия демократического общества – своего рода теневая, легальная, близкая к РПК организация. Турецкие власти, включая министра внутренних дел, впервые ступили с ней в официальные переговоры, которые в СМИ пока не афишируются. Ну а прелюдией к нынешним событиям стали подвижки, которые происходили и происходят и во внутренней, и во внешней политике Турции.
Отчаявшись добиться скорого приема в Евросоюз, правительство принялось все настойчивее проводить политику, которую некоторые наблюдатели окрестили как «неооттоманскую».
Анкара стала форсировать развитие отношений с ближайшими соседями, используя свой уникальный геополитический статус естественного моста между Европой и Азией. Заметно потеплели и «разогрелись» связи с Сирией, Ираком, Ираном, Арменией, странами Персидского залива. С Россией же Турцию вообще ныне связывает стратегическое партнерство и товарооборот, превысивший 30 миллиардов долларов в год. Сделаны первые важные шаги по нормализации отношений с Ереваном. Одновременно существенно охладились отношения с Израилем. Анкара жестко раскритиковала Тель-Авив за операцию в секторе Газа и отказалась от совместных военных маневров. С Тегераном Анкара пытается выстроить взаимовыгодное партнерство, особенно в сфере энергетики, то есть возможных поставок иранского газа через Турцию в Европу по трубопроводу «Набукко», поддерживает его мирную ядерную программу, выступает против каких бы то ни было международных антииранских санкций. Налаживается сотрудничество Анкары с Багдадом. Если в 2008-м товарооборот между ними составил 7 миллиардов долларов, то к 2010-му должен утроиться. Но и этого мало. Анкара впервые признала Курдское региональное правительство на Севере Ирака со столицей в Эрбиле. В Анкаре побывал лидер Патриотического союза Курдистана, нынешний президент Ирака Джаляль Талабани, а также глава курдского правительства Масуд Барзани.
Ведь президент Ирака – курд, и у представителей этой национальности шесть портфелей в правительстве, включая такой влиятельный, как пост министра иностранных дел.
В Эрбиле в ближайшее время должно открыться турецкое консульство, на территории курдской автономии активно работают многочисленные турецкие компании. Они строят, торгуют, налаживают совместное производство. Турция кровно заинтересована в бесперебойных поставках нефти по нефтепроводу из Киркука в ее порт Джейхан. Для Багдада же и Тегерана Турция – это кратчайший коридор в Европу. Естественно, напрашивается мысль, что иракскую автономию на севере Ирака Анкара рассматривает как своеобразную модель для возможного урегулирования курдской проблемы у себя дома.
Во внутренней политике правительство Эрдогана постепенно расширяет права курдов. Теперь уже не считается преступлением говорить по-курдски. На этом языке стали издаваться газеты, вещают радио и телевещание. Но, главное, от власти все дальше отодвигают крайне националистически настроенных военных. Теперь влиятельный пост Национального совета безопасности занимает не генерал, а назначаемое правительством гражданское лицо. Власти отбивают атаки сторонников секуляризма и оппозиции в лице националистической Партии национального действия и традиционной Народно-республиканской партии, претендующей на верность заветам Ататюрка. Они обвиняют правительство в пособничестве постепенной исламизации жизни и общества. Однако военные, отрицающие существование в стране национальных меньшинств, не признающие 20-миллионный курдский народ в пределах Турции и готовые подавить силой его стремление к своим законным национальным правам, уже не заказывают музыку в Анкаре. Им, пожалуй, уже не под силу совершить четвертый за годы после Второй мировой войны государственный переворот.
Да и, как поговаривают, во время своего визита в Турцию Барак Обама дал жестко понять, что не потерпит никакого нового государственного переворота, под каким бы предлогом он ни осуществлялся.
Это одна из сторон турецкого политического парадокса. Происламская ПСР на деле оказалась гораздо демократичнее, гибче, прагматичнее, ориентированной на Европу, свободной от влияния военного истеблишмента, чем ветеран на турецкой политической сцене, основанная еще Ататюрком светская Народно-республиканская партия.
Сумма этих слагаемых способствует постепенному продвижению к мирному решению курдской проблемы. И Абдулла Оджалан, и сменивший его во главе КРП Мурат Карайылан утверждают, что их цель - не отделение от Турции, а построение подлинного демократического государства, уважающего права всех своих граждан. В недавнем интервью Карайылан заявил: «Обе стороны должны сложить оружие. Мы уже более 10 лет не являемся сепаратистами. Решение проблемы не должно нарушать территориальной целостности Турции, если она примет нормы европейской демократии. Требуется только признать, что курды существуют, что они имеют культурные и политические права. Однако пока государство настаивает на том, что оно не будет делать, не выпустит на свободу Оджалана, не введет образования на курдском языке, не предоставит автономии». КРП готова пойти как угодно далеко ради претворения своей установки в жизнь. Один из финальных этапов урегулирования курдской проблемы в региональном масштабе предполагает созыв международной конференции с участием великих держав и всех заинтересованных сторон.
Однако не все так монолитно и единодушно на курдской стороне.
В РПК имеется и радикальное крыло так называемых "соколов", которые не верят в мирный путь и готовы сколь угодно долго вести борьбу за национальные права курдов с оружием в руках.
Если миссия Оджалана и Карайылана потерпит фиаско, радикалы снова будут на коне и кровопролитие продолжится.
Еще несколько месяцев назад, через своих адвокатов, Абдалла Оджалан передал на волю адресованную, прежде всего, турецким властям «дорожную карту» поэтапного решения курдской проблемы в рамках общей демократизации, охватывающей, в частности, такой обширный регион, как бассейн Тигра и Евфрата. Анкара пока не разглашает содержащиеся в ней подробности, но, как утверждают эксперты, всерьез задумалась над ее содержанием. Во всяком случае, лидер оппозиционной НРП Дениз Байкал обвинил и президента Абдаллу Гюля, и премьера Реджепа Эрдогана в том, что они исподволь стали на практике осуществлять предложенную Оджаланом «дорожную карту».
План, по уверениям оппозиции грозящий развалом страны, собирались обсудить в парламенте, но пока дискуссия отложена. Однако уже сегодня ясно: от тех драматических шагов, которые предпримут обе стороны, зависит судьба мира и стабильности в регионе на многие годы вперед.
Андрей Степанов
Специально для Столетия