mail.ru/community/westarmenia/913BB9C17F8BF27.htmlЧто лысый Гасан, что Гасан лысый, все равно чума
На днях вАзербайджане в очередной раз с помпой отметили День национальногоспасения. Сторонний наблюдатель может решить, что это день великойпобеды над агрессором, как, например, Сардарапатская битва у армян илиКуликовская у русских. Может даже счесть, что этот день в историиазербайджанских тюрок знаменует конец кровопролитной гражданской войны,как в США. Но все обстоит гораздо прозаичнее: Днем национальногоспасения в Азербайджане считают день возвращения курда Гейдара Алиева круководству в этой республике.
Вообще говоря, с курдами у тюрок-азери всегда были, мягко выражаясь, непростые отношения.
Еще со времен Шеддадидов, когда курдские правители сдали территории нынешнего Азербайджана кочевым тюркским племенам, в совокупности именуемым сельджуками. Затем другие курдские правители — Сефевиды — огнем и мечом насадили среди недавно обосновавшихся на Южном Кавказе
тюрок шиитскую версию ислама.
Был еще курд — Фатали Хан Хойский — сыгравший значительную роль в создании Азербайджанской демократической республики 1918-20 годов.
Потом, уже в советские годы, секретарь ЦК КП Азербайджана курд Гасан Алиев (родной брат Алирзы, отца Гейдара) выбивал для соплеменников теплые местечки. Азербайджан неуклонно превращался в вотчину курдов, где тюрки вынуждены были прислуживать господствующим (и соперничающим друг с другом) в республике национальным меньшинствам: курдам и татам.
Распад Советского Союза и незаконное приобретение Азербайджаном независимости послужили удобным поводом для тюркского реванша. Народный фронт этой республики избрал своим лозунгом тюркизм.
Однако в начальном периоде независимости власть в Азербайджане сохранилась за татским кланом во главе с Аязом Муталибовым. Тогда, в жесточайшей борьбе за власть, тюрки республики решили пожертвовать целым поселком — Ходжалу. Потом уже выяснится, что уничтожение свыше
шестисот тюрок этого поселка было проведено по совету курда Гейдара
Алиева, в стремлении ослабить соперников столкнувшего лбами тюрок и татов.
Не исключено, что свой план он претворял с помощью внедрившегося в Народный фронт курда Исы Гамбарова, уроженца села Кюрдляр (Курды) Физулийского района.
Однако после свержения Муталибова к власти пришел тюрок Эльчибей.
Амбициозный, недалекий и трусливый, Эльчибей соперником Алиеву быть не мог. Летом 1993 года возглавляемая курдом Сурретом Гусейновым бригада пошла в сторону Баку.
Не дождавшись окончания победного марша, не сделав даже попытки сохранить власть, Эльчибей бежал из столицы, куда 15 июня триумфально возвратился Гейдар Алиев. Именно это событие празднуется в современной Азербайджанской республике как День национального спасения.
В годы своего правления в Азербайджане Г. Алиев был вынужден опираться не только на курдов, но и на тюрок азери, «еразов», выходцев из Армении. Данное решение было вынужденным: в предыдущие годы тюрки и таты изрядно потрепали «курдских коршунов» в Баку, лишив их возможности единолично выступать в роли опоры трона.
Тандем курдов и еразов до поры до времени успешно справлялся с возложенной на него ролью, обеспечив Гейдару Алиеву спокойную старость.
Однако уже в те годы Гейдар Алиев, прозванный в Азербайджане «общенациональным лидером», целенаправленно выводил курдов на первое место в республике. К концу жизни он уже обеспечил курдов непререкаемой властью.
Его сыну, Ильхаму Алиеву, пришедшему к власти с помощью прямого подлога, оставалось лишь довершить дело отца, что он и сделал, уничтожив признанных лидеров «еразов»: Фархада Алиева и Али Инсанова.
В результате власть курдов в Азербайджане стала незыблемой настолько, что Алиев-младший решился на переселение соплеменников из Турции в компактно населенные тюрками районы Азербайджана.
Сынок решил пересмотреть политику отца, опиравшегося на курдских олигархов. Алиев-младший вычислил слабые стороны отца и принялся за создание социальной базы для курдских правителей Азербайджана.
Планы Алиева вызвали серьезное недовольство премьера Турции Эрдогана, но выпускнику МГИМО каким-то образом удалось заболтать его.
Как бы там ни было, сегодня количество курдов в Азербайджане растет в геометрической прогрессии. Курды же владеют всеми ключевыми должностями в Азербайджане: от политических до финансовых.
Подлинными и полновластными хозяевами Азербайджанкой республики сегодня являются курды, оказавшиеся умнее и хитрее тюркского большинства республики. Не случайно в интеллектуальных кругах Баку Азербайджан уже успели прозвать Курдбайджаном.
Не в восторге от курдского засилья и коренные жители Азербайджанской республики — талыши, лезгины и другие, — среди которых сегодня вновь популяризировалась пословица: что лысый Гасан, что Гасан лысый, все равно чума.
Среди коренных народов Азербайджана неуклонно растет идея сопротивления чужеродному засилью, и чем больше будет давление на них, тем больше у Азербайджана шансов столкнуться с национально-освободительным движением автохтонов республики.
Таким образом, мы вправе констатировать, что День национального спасения Азербайджана является началом пути на эшафот созданного в 1918 на турецких штыках тюркского государства на Южном Кавказе.
Или — Днем курдизации Азербайджана.