Курдистан, новости, политика, диаспора
KURDISTAN.RU

новостной сайт о событиях в курдском регионе

ежедневные новости политики, культуры и социальной жизни Курдистана

kurdistan.ru - новостной проект

«Лукойл», «Газпромнефть» и иракский закон

Просмотры2150Комментарии0 уменьшить шрифт нельзя увеличить шрифтоткрыть версию страницы для печатиразвернуть
2009-12-17

.opec.ru Победное возвращение российских компаний на нефтяное поле Ирака может столкнуться с серьезными проблемами. В парламенте страны почти 3 года обсуждается проект важнейшего для экономики рамочного закона об углеводородах. Ситуацию анализирует юрист-международник Эльдар Касаев

12 декабря 2009 года крупнейшая частная нефтяная компания России вернула себе право на разработку месторождения «Западная Курна-2», которое у нее отобрали в 2003 году.  Консорциум во главе с «Лукойл», его доля составляет 63,75% (11,25% – у норвежской  Statoil, 25% – у Ирака), выиграл второй раунд общенационального тендера на лицензирование недр.

Консорциум предложил Багдаду самые выгодные условия по разработке второй очереди месторождения «Западная Курна-2».  Государство отдает компаниям в качестве вознаграждения 1,15 доллара за каждый добытый баррель сверх установленного объема, а консорциум обязуется нарастить добычу до 1,8 млн баррелей в сутки. Вице-президент компании Леонид Федун сказал, что «Лукойл» планирует начать работы на месторождении сразу после вступления контракта в силу и получить первую нефть через 3-4 года. По его словам, окончательный контракт российская сторона планирует подписать с иракским правительством до конца января 2010 года.

Однако мне кажется, следует иметь в виду, что даже заключение соответствующих договоров, не станет страховкой для компании от угрозы правовых рисков. Речь идет об отсутствии в Ираке детально проработанного единого закона, регулирующего правоотношения в области разработки и использования недр. С последствиями того же порядка может столкнуться и консорциум во главе с другим российским игроком, «Газпромнефтью», победившим в декабрьском тендере на разработку иракского месторождения «Бадра».  Так что российских инвесторов могут ожидать значительные трудности уже на этапе создания и запуска своих проектов.

Пробелы в законодательстве призван был восполнить проект рамочного закона об углеводородах, разработанный еще феврале 2007 года Федеральным комитетом по нефти и энергетике Совета министров Республики Ирак. Но последовавшее вскоре обсуждение законопроекта в парламенте резко обострило разногласия между представителями различных этнических и конфессиональных групп, проживающих в Ираке.  Результат – закон так до сих пор и не принят. Что не делает его менее ожидаемым и крайне необходимым для современного развития Ирака. Тем более что экономика Ирака полностью зависит от доходов, которые приносит продажа нефти.

Закон, который никак не примут

Обсуждаемый в Ираке проект нового закона, регулирующего нефтегазовые отношения, содержит ряд чрезвычайно принципиальных положений. Прежде всего, в части, касающейся деятельности специально созданных органов и структур, которые призваны разрабатывать и осуществлять различные направления энергетической политики государства. Поэтому они заслуживают отдельного рассмотрения.

Проект закона  состоит из 8 разделов, включающихся в себя 43 статьи, и приложений. Все его положения применимы ко всем операциям и действиям, проводимым в отношении недр на всей территории государства, за исключением операций по перегонке, использованию в промышленных целях, хранению и распространению нефтяных ресурсов.

В статьях документа подробно прописывается компетенция органов государственной власти при регулировании отношений в этой области. Так, в ст. 5 говорится, что создание законодательства об углеводородах находится в ведении Совета представителей, который должен одобрять все международные договоры в нефтегазовой сфере, заключенные Ираком.

Совет министров отвечает за нефтегазовую политику Ирака и обязан вести наблюдение за ее реализацией, включая внесение предложений в нефтяное законодательство страны. Поэтому все законодательные инициативы Совета представителей в области использования углеводородных ресурсов должны будут получать рекомендации Совмина.

В помощь Совету министров в сфере выработки нефтяной политики и связанного с ней планирования предлагается создать Федеральный совет по нефти и газу (ФСНГ),  в котором будут представлены все провинции и регионы. ФСНГ имеет право вносить значительные изменения в направления своей деятельности, влияя тем самым непосредственно на политику в области ТЭК.

У ФСНГ будет право пересматривать и изменять договоры в области разведки и добычи, дающие сторонам право на проведение нефтяных операций в соответствии с положениями данного законопроекта. Кроме того, новый орган должен одобрить или изменить форму договора на разведку или добычу, принимая во внимание природу месторождения или исследуемой области, с целью обеспечения максимальной выгоды для граждан Ирака. Важными его функциями также является установление квалификационных критериев для нефтегазовых компаний и передача им прав на исследование месторождения и последующую добычу нефти с условием, что эти действия не повлекут за собой негативные последствия для государства.

ФСНГ и иракское министерство нефти несут ответственность за то, чтобы добыча ресурсов производилась в максимально выгодной для населения страны форме и в соответствии с законодательством, договорами и признанными международными критериями. Помимо выполнения своих административных и мониторинговых функций министерство нефти осуществляет контроль над издержками и расходами, понесенными лицами, наделенными соответствующим правом. Это делается для того, чтобы обеспечить должное и справедливое возмещение затрат.

Законопроект детально регулирует не только компетенцию федеральных органов государственной власти в нефтегазовой сфере, но и органов региональной власти. Согласно документу, в их ведении находятся вопросы лицензирования видов деятельности, связанных с разведкой и добычей нефти на открытых, но неразработанных месторождениях, в соответствии с распоряжениями и заявлениями ФСНГ совместно с квалифицированными международными нефтяными компаниями.

Помимо полномочий центральных и региональных органов государственной власти в области недропользования, законопроект регулирует распределение доходов от продажи энергоресурсов. Документ предполагает, что финансовые поступления от экспорта нефти станут направляться на единый счет, после чего их будут распределять между всеми 18 провинциями страны в зависимости от численности населения (ст.11).

В то же время документ предполагает передачу крупнейших иракских нефтяных месторождений в «полное и эксклюзивное управление» ведущим западным нефтяным компаниям сроком на 32 года (ст.13F). Этот пункт разрешает иностранным компаниям вести свою деятельность в Ираке на основе партнерства, а не собственности – по Конституции и в соответствии со ст.1 законопроекта, все недра принадлежат народу Ирака.

Этот противоречивый Курдистан

Разногласия между представителями различных этнических и конфессиональных групп Ирака при обсуждении законопроекта в парламенте прежде всего связаны с Курдистаном. Вопрос Курдистана, особенно его «энергетическая подоплека», всегда довольно остро стоял в Ираке. И сегодня споры различных местных этнических и конфессиональных групп по поводу нефти района Киркук остаются одним из основных факторов, не позволяющих принять соответствующий закон на федеральном уровне. Притязания на это богатейшее месторождение имеют помимо курдов, еще и арабы-сунниты, на территории которых в настоящее время отсутствуют действующие нефтяные месторождения. Статус Киркука – входить ли ему в состав Курдистана или нет – до их пор не определен.

По Конституции Ирака Курдистан имеет статус федерального района и очень широкие полномочия даже для субъекта федеративного государства: право на собственное законодательство (при условии непротиворечия федеральной Конституции), собственную систему законодательной, исполнительной и судебной власти, собственные силы безопасности, собственные представительства при иракских посольствах за рубежом. К исключительной сфере полномочий федерации относятся только внешние сношения, оборона, финансовая и фискальная политика, торговля между регионами Ирака и управление водными ресурсами, поступающими из-за пределов страны.

Положения Конституции, касающиеся эксплуатации богатейших нефтяных ресурсов страны, намеренно сделаны предельно расплывчатыми. Нефть и газ признаются собственностью всего иракского народа (ст.108), а управление добычей нефти из существующих на данный момент месторождений будет осуществляться федеральным правительством совместно с добывающими регионами и провинциями. Доходы будут распределяться между частями страны в соответствии с демографическим распределением населения (ст.109). На данный момент доля Курдистана в доходах от экспорта нефти составляет 17%.

Следует особо подчеркнуть, что, согласно основному закону Ирака, федеральное правительство  и правительства производящих районов и провинций вместе разрабатывают необходимую стратегическую политику по развитию нефтяного и газового богатства с целью получения максимальной выгоды для иракского народа, используя самую современную технологию и поощрение инвестиций.

Важно заметить, что в законодательстве отсутствует четкое определение порядка разработки вновь открытых месторождений. Он, по всей видимости, должен быть определен специальным федеральным законом. Однако уже сейчас в Курдистане создается Министерство природных ресурсов, и заключаются контракты с многочисленными зарубежными фирмами о разведке и добыче нефти.

Широкие полномочия курдского региона вызывают понятную озабоченность других иракских групп. Многие видят в них подготовку к созданию независимого курдского государства. Арабы-шииты сначала выступали против излишнего усиления Иракского Курдистана за счет центрального правительства, однако теперь они, видимо, все в большей степени склоняются к идее создания собственного самоуправляемого региона на юге Ирака. Но такой сценарий вызывает недовольство у суннитов, проживающих в центральной и восточной части страны.

Камнем преткновения в наибольшей степени служит именно нефть, поскольку суннитская часть практически лишена этих ресурсов. И споры вокруг нефти могут резко обостриться в случае включения в состав курдского региона района Киркука.

Основные выводы

Итак, победителям тендеров при разработке месторождений в любом случае придется столкнуться со множеством дополнительных рисков по причине отсутствия здесь внятного законодательства, регулирующего эту сферу деятельности.

До сих пор не принятое иракское законодательство об основах деятельности в нефтяной отрасли вводит определенные юридические новеллы. Прежде всего, это касается закрепления правового статуса, выполняемых функций и задач, соответствующих институтов и порядка пользования недрами на территории Курдистана.

Надо иметь в виду, что региональные курдские власти сохранят за собой право выдачи лицензий на последующее иностранное участие (к примеру, российское) в нефтяном и газовом развитии своего региона.

И, наконец, самое неприятное, на мой взгляд – иракскому парламенту вряд ли удастся принять законопроект в ближне- и даже среднесрочной перспективе. Процесс тормозят серьезные разногласия, сложившиеся внутри разношерстного депутатского корпуса. Межконфессиональные, а также этнические проблемы осложняются противоречиями внутри отдельных групп, сформированных по этим признакам.

Эльдар Касаев, МГИМО (У) МИД России, специалист по инвестициям в энергетику стран Ближнего Востока и Африки

поделиться ссылкой в Ya.Ru поделиться ссылкой в ВКонтанте поделиться ссылкой в LiveJournal поделиться ссылкой в FaceBook'е поделиться ссылкой в Одноклассниках поделиться ссылкой в МоемМире на Mail.Ru поделиться ссылкой в FriendFeed поделиться ссылкой в МоемКруге поделиться ссылкой в MySpace поделиться ссылкой в Memori поделиться ссылкой в Twitter'е поделиться ссылкой в Google Buzz

еще нет ниодного комментария...

Вы не можете оставлять комментарии.
Войдите или зарегистрируйтесь
еще в рубрике

Курдистан в "Словаре мира" на турецком языке, изданном в 1888 году

2025-02-25 Kurdistan.Ru
Курдистан в "Словаре мира" на турецком языке, изданном в 1888 году

Курдистан — это обширный регион в Западной Азии, большая часть которого находится в пределах Османской империи, а часть — под управлением Ирана. Название региона происходит от курдского народа, который составляет его основное население...

Сасаниды были курдами, а не персами

2025-02-20 Йыгыт Идрис
Сасаниды были курдами, а не персами

В то время как подавляющее большинство восточных и западных историков считают Сасанидов персами, достоверные исторические источники определенно подтверждают, что они были курдами...

Вашингтон предлагает депортировать палестинцев Газы

2025-02-20 Станислав Иванов
Вашингтон предлагает депортировать палестинцев Газы

Д. Трамп вместо ожидавшихся от него разумных инициатив и предложений по решению палестинской проблемы выдвигает какие-то нереальные "прожекты" по массовому переселению жителей сектора Газа в соседние и другие страны...

Курдский вопрос на турецкой повестке

2025-02-19 interaffairs.ru
Курдский вопрос на турецкой повестке

15 февраля в день 26-й годовщины заточения лидера Рабочей партии Курдистана (РПК) А. Оджалана на о. Имралы ожидалось его обращение к соратникам с призывом "сложить оружие"...

Вашингтон выдвигает утопические идеи решения палестинской проблемы

2025-02-08 Станислав Иванов
Вашингтон выдвигает утопические идеи решения палестинской проблемы

Вряд ли можно отнести к разряду сенсаций тот факт, что первым иностранным лидером, которого принял Дональд Трамп после своей инаугурации на пост президента США стал премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху...

Турция претендует на роль нового патрона Сирии

2025-02-04 Станислав Иванов
Турция претендует на роль нового патрона Сирии

Как известно, в 20-30-х годах прошлого века Франция по мандату Лиги наций создавала на осколках Османской империи сирийское государство...

К снижению напряженности обстановки на Ближнем Востоке

2025-02-02 Станислав Иванов

Смена режима в Сирии 8 декабря 2024 года стала важной вехой в нормализации общей ситуации на Ближнем Востоке. Это событие сопровождалось ослаблением влияния Ирана в регионе, усилением позиций Турции, Израиля и монархий Персидского залива...

К диалогу о судьбе российских военных баз в Сирии

2025-01-30 Сьанислав Иванов

Не дожидаясь снятия с новых руководителей Сирии ярлыка террористов и официального признания Переходного правительства этой страны, российские власти приступили к переговорам с ними о судьбе российских военных баз...

Проблема международного терроризма и как ее решать с учетом национальных интересов?

2025-01-27 Станислав Иванов
Проблема международного терроризма и как ее решать с учетом национальных интересов?

В последние годы стало весьма модным и распространенным явлением навешивать ярлык террористов на всех противников того или иного режима или правителя...

Родство курдов и грузин

2025-01-25 Анаре Барие Бала (Зердеште Кал)

В апреле 2018 года компания "1С Казахстан" организовала семинар в Тбилиси, на который мне посчастливилось быть приглашённым. Помимо содержательной деловой части, была подготовлена насыщенная культурная программа...

Эрдоган пытается подражать римскому полководцу

2025-01-18 Станислав Иванов

Как известно, римский государственный деятель Марк Порций Катон старший являлся непримиримым врагом Карфагена и заканчивал все свои речи в сенате вне зависимости от повестки дня и темы своего выступления одной и той же избитой фразой: "Карфаген должен быт

Иранские власти ищут выход из кризисной ситуации

2025-01-12 Станислав Иванов
Иранские власти ищут выход из кризисной ситуации

В Иране идёт бурная дискуссия об активизации поиска путей снятия со страны ограничительных финансово-экономических санкций, поскольку экономика ИРИ оказалась в глубочайшем кризисе...

Турецкие власти провоцируют новый конфликт в Сирии

2025-01-09 Станислав Иванов

Казалось бы, в Сирийской Арабской Республике наконец-то наступил долгожданный мир, страна приступает к "залечиванию ран" и воссозданию своего государства...

Возродится ли сирийское государство или снова хаос и насилие?

2025-01-08 Станислав Иванов
Возродится ли сирийское государство или снова хаос и насилие?

Созданное Францией в 20-х годах прошлого столетия по мандату Лиги наций на осколках Османской империи сирийское государство получило независимость лишь в 1946 году и просуществовало сравнительно недолго (65 лет)...

Вслед за падением режима Асада возникла угроза и Тегерану

2024-12-31 Станислав Иванов
Вслед за падением режима Асада возникла угроза и Тегерану

Как показали последние события в Сирии, "арабская весна" 2011 года оказалась еще далека от своего логического завершения как по глубине политических и социально-экономических реформ в каждой из затронутых ею стран, так и по географии ее распространения...

Видит курдов турецкое око, да зуб неймет

2024-12-29 Станислав Иванов
Видит курдов турецкое око, да зуб неймет

К внешней политике турецких властей на сирийском направлении больше всего подходит приведенная в заголовке статьи цитата из известной басни И.А. Крылова "Лисица и виноград"...

Воспоминания для созидания правды

2024-12-27 Kurdistan.Ru
Воспоминания для созидания правды

Барие Бала в 60-е годы прошлого века, словно луч Солнца ворвался в литературу курдского народа. В течении шестидесяти лет он писал, творил, переживал горести и радости, расцветал и увядал...

На Ближнем Востоке и в Азии ищут альтернативы Суэцкому каналу

2024-12-23 Станислав Иванов

Альтернативы Суэцкому каналу начали искать еще в 2021 году, когда один из крупнейших контейнеровозов в мире "Ever Given” сел на мель и устроил морскую транспортную мега-пробку...

Знаете ли вы про геноцид курдов в Османской империи в 1916?

2024-12-17 Kurdistan.Ru

В своих мемуарах Талат-паша, премьер-министр того периода, пишет, что 702,905 курдов были депортированы и что более половины их погибли по дороге по разным причинам...

Эрдоган провоцирует продолжение войны в Сирии

2024-12-16 Станислав Иванов
Эрдоган провоцирует продолжение войны в Сирии

Казалось бы, многолетняя ожесточенная гражданская война в Сирии, унесшая жизни около миллиона сирийцев и разрушившая страну почти до основания, завершилась...

Развяжется ли сирийский узел?

2024-12-12 Станислав Иванов
Развяжется ли сирийский узел?

Сегодняшняя Сирия – это уравнение со многими неизвестными. Некоторые предрекают ей трагическую судьбу Ливии или Афганистана. Вряд ли кто сможет предсказать, что будет в этой стране через месяц или полгода...

другие возможности
Прямая трансляция KurdistanTV
Прямая трансляция KurdistanTV
Февраль
ПнВтСрЧтПтСбВс
272829303112
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728
На правах рекламы
Смотрите канал KurdistanRuVideoNews
Смотрите наш канал на YouTube

Смотрите канал KurdistanRuCollect

Kurdistan Democratic Party

Опросы
Считаете ли вы, что езидский Синджар в ближайшем времени станет безопасным районом?

Да

Нет

Не знаю

На правах рекламы
Kurdistan.Ru в социальных сетях

Наша акция
Спасите Хасанкейф!
Наша реклама
Наши партнеры

Translate this page
Технологии Переводчик

© 2000-2012 Kurdistan.Ru Все права защищены.
Использование материалов, размещенных на сайте Kurdistan.Ru, допускается только с указанием обратной активной ссылки на материал.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Новости
Статьи
Представительство
Диаспора
Фото
Видео
Опросы
Архив
Книги

Разработка, поддержка и поисковая оптимизация осуществляется организацией ICHI Ltd.

Яндекс.Метрика