Владимир Соловьев Русский Базар ¹52(714) 24 - 30 декабря, 2009
Согласитесь, странные вещи происходят в мире скоропортящейся политики. Когда главные события мирового значения переместились в Афганистан, Пакистан и Иран, отодвинулся на задний план даже вечный палестинско-израильский конфликт, где сейчас, по известной формуле Троцкого, ни войны, ни мира, а Ирак и вовсе давно вроде бы умиротворен и не заслуживает внимания.
Не факт. Сколько лет прошло с тех пор, как Буш-младший спустился, подобно deus ex machine, с вертолета на палубу авианосца, празднуя свой иракский триумф на фоне здоровенного баннера «МИССИЯ ВЫПОЛНЕНА»? Напомню: это было в 2003 году, но скоро отошло в область предания и черного юмора. Победа оказалась пирровой.
Миссия не выполнена, недовыполнена или невыполняема в принципе? Это не игра слов, а вопрос вопросов: после вывода союзнических войск Ирак может стать настоящей головной болью Америки - куда большей, чем при Саддаме Хусейне. Еще помните такого – с петлей на шее? Не на сон грядущий будет помянут.
Деспот и убийца, кто спорит? Однако в глобальном контексте Ирак при нем был куда надежнее, чем теперь, а тем более в предсказуемой перспективе ближайшего времени. Я уж не говорю о поводах для американского вторжения в Ирак: наличие в Ираке алькаеидовцев, которых там не оказалось (а сейчас есть), - как и оружия массового поражения.
Но еще нелепее выставленная неоконами из окружения Буша-Чейни в оправдание этой войны причина: импорт демократии в Ирак и другие мусульманские страны. Чуть позднее в более мягкой форме, без военного вмешательства, эта история повторилась с гуманным пакистанским диктатором генералом Первезом Мушараффом, которого сначала заставили снять военную форму, а потом и вовсе отказаться от власти в пользу слабого, коррумпированного правительства и связанного с талибами офицерства.
Тем временем, по предвыборному обещанию нового президента, США выводят свои войска из Ирака, но тот не дает о себе забыть и круто вторгается в мировые новости.
Синхронные октябрьские и декабрьские взрывы с сотнями убитых, а раненых еще больше. Поразительное сообщение о том, что иракским инсургентам удалось взломать программные устройства американских беспилотников-шпионов и теперь они знают заранее о наших военных операциях и данных разведки – этот видеоперехват может свести на нет американское преимущество за счет этих высокотехнических дронов.
На прошлой неделе и вовсе суперновость: соседний Иран вторгся в Ирак и захватил нефтяные местонахождения. Помните девятилетнюю войну между исламистской республикой Ираном и саддам-хусейновским Ираком, на которую мир взирал с поразительным спокойствием, несмотря на то, что она унесла полмиллиона жертв? «Чума на оба ваших дома!» - как говорит умирающий Меркуцио в «Ромео и Джульетте».
Кстати, и нынешние иракские верхи не хило замешаны в коррупции и скорее всего плотно связаны с последними взрывами в Багдаде, о чем писала недавно «Нью-Йорк таймс»: «Не с неба же эти бомбы падают, - говорит ее корреспонденту известный иракский судья Абдул Саттар аль-Бейрикдар. – Сначала их нужно провезти по улицам, чтобы доставить к цели. Если бы не коррупция, террористы не решились бы проезжать через проверочные пункты».
Только в первую половину этого года было выдано 1 455 ордеров на арест правительственных VIP-ов, но это только верхушка айсберга. В стране настоящая коррупционная пандемия. По словам министра внутренних дел Джавада Болани, коррупция есть прямая угроза безопасности и самой, без того хрупкой, государственной структуре Ирака. К слову, именно его министерство было одним из объектов недавней террористической атаки.
В ответ на одну из таких синхронных атак в центре Багдада иракское правительство немедленно арестовало 61-го сотрудника своей собственной госбезопасности, включая 11 офицеров. Вот это да! Откуда такая оперативность? Выходит, эти сотрудники были на подозрении? Почему их не арестовали прежде? А сколько еще неблагонадежных в силовых структурах Ирака? Может ли Америка полагаться на марионеточное правительство, которое не контролирует даже сверхохраняемую «зеленую зону» Багдада?
А теперь – представьте только! - это коррумпированное и беспомощное правительство хочет возобновить свою ядерную программу. Как сообщает британская “Guardian”, Багдад обратился в МАГАТЭ за разрешением восстановить один из реакторов и успел уже попросить Францию о технической помощи.
Вот остроумный заголовок, который я выудил из Интернета: «Ирак хочет стать Ираном». Еще одна ирано-иракская война? Только с ядерным оружием у обеих стран она продлится не девять лет, а несколько дней, а то и часов. А каково будет соседним ближневосточным странам?
В чем сходятся бушевские неоконы и обамовские неолибералы, так это в уверенности, что демократию надо насильно прививать там, где ее меньше всего ждут и хотят. Надо ли с такой упертостью распространять в мусульманском мире чуждую ему демократию? Совместимы ли по существу демократия и ислам?
Однако куда более важен не этот идеологический вопрос, а стратегический: на кого нам опираться в мусульманских странах - на сильные автократии или слабые, а то и мнимые демократии?
Пусть меня сочтут циником, но так ли уж важны для нас свободные выборы и соблюдение прав человека в этих странах? Не скажу про Саддама Хусейна, но генерала Мушаррафа я предпочел бы его гражданским наследникам, политическим евнухам. Как шахский Иран - нынешнему теократическому. Это уже камушек в огород Джимми Картера, который кой для кого, может, и моральный маяк, но политик никакой: это он ради прав человека предал нашего верного союзника шаха и допустил приход к власти в Иране фундаменталистов, с чего и начался мировой исламский оползень с сопутствующим ему террором.
Мы уже давно живем в мире, к которому моральные принципы ну никак не приложимы. Прежде всего – к политике. Тем более наша глобал виллидж расколота религиозно и идеологически, а теперь вот и вовсе на два военных лагеря. Политкорректно назовем это войной цивилизованного мира с исламским гипертерроризмом, но по сути – это столкновение двух цивилизаций: общемировой (иудаизм, буддизм, индуизм, христианство) – с мусульманской.
Вы помните, чем возмущались египтяне, когда в их стране произошли террористические акты: «Но почему они взрывают нас, египтян, своих?!» А если жертвами этих терактов становятся американцы, израильтяне, англичане, итальянцы, австралийцы, то никакого возмущения – разве что страх потерять хорошо оплачиваемую работу в египетских курортах, отелях и ресторанах из-за сокращения западного туризма.
Пора взглянуть правде в глаза. Демократия - не панацея. А война даже с благими намерениями не только не разрешает поставленных насущных проблем, но и вызывает новые. Понятно, я далек от того, чтобы сказать хоть одно доброе слово про поганца, тирана и убийцу Саддама Хусейна, но, как ни парадоксально, его кровавый тиранический режим был тем краеугольным камнем, который удерживал эту страну от хаоса. Нынешнее же правительство Ирака не обладает никакой властью ни над страной, ни над столицей, ни над непосредственными субординатами в силовых и гражданских структурах, ни даже, похоже, над собственными членами. У американских правительственных чиновников на подозрении там все – от министра до солдата.
Образно выражаясь, это импотентное и коррумпированное правительство опирается на американские штыки. Однако, как известно, хоть опираться на них можно, но сидеть на штыках нельзя. Как только американцы и их союзники уйдут, в Ираке неизбежно начнется гражданская война.
А чем она кончится? Тоже не бином Ньютона. Судя по этно-религиозному антагонизму, распадом многострадального Ирака на три государства, который под сурдинку начался уже сейчас: шиитское, суннитское и курдское. К примеру, три северные провинции Ирака, населенные по преимуществу курдами, уже представляют политическую автономию. Фактически это и есть независимая страна, но страна-невидимка, юридически не признанная ни другими странами, ни ООН. Сложность, однако, в том, что курды мечтают не просто о государстве-этногене и выгоняют со своих территорий арабов, но о Великом Курдистане, чтобы в него вошли заселенные миллионами курдов земли Турции, Ирана, Ирака и Сирии.
Каким образом великие державы, деля мир в Версале после окончания Первой мировой войны, проморгали Курдистан – уму непостижимо. Политическая ошибка по географическому невежеству? Но даже «малый» Курдистан как независимое от Ирака государство – прямая угроза Турции, которая, пусть ненадежный, но член НАТО. А сунниты, привыкшие повелевать большинством иракских шиитов, разве когда-нибудь смирятся с тем, что сами стали меньшинством? А иракские шииты с их конфессиональным тяготением к соседнему Ирану?
На глазах нашего поколения произошел мощный передел мира. Исчезли с политической карты и с лица земли СССР, Югославия, Чехословакия, а взамен возникло порядка двух дюжин новых государств, и это, полагаю, еще не конец: Квебек, Шотландия, Уэллс, Северная Италия (по границе реки По), Абхазия, Приднестровье, Чечня-Ичкерия, Тибет, Татарстан, Башкирстан и прочие потенциальные или гипотетические независимые страны. Пусть не в обозримом будущем, но в мире возможны такие катаклизмы, которые резко убыстряют ход мировой истории. Что тоже случилось и продолжает происходить на наших глазах. В том же Ираке.
Когда-то Джо Байден носился с идеей раздела Ирака на три государства. Правда, тогда он был простым сенатором, а не вице-президентом. Не есть ли это лучший выход из почти тупиковой ситуации?
И еще: не лучше ли оставить в покое этот непримиримый исламский мир, предоставить самому себе? Не знаю.
Может ли Америка, единственная теперь супердержава, снять с с себя мировую ответственность, тем более, судя по опросам, средний американец настроен произоляционистически – против войн за рубежом, против иностранной помощи, против иммиграции и даже против импорта? Должен ли Белый дом прислушиваться к этим винтажным настроениям в обществе?
Даже Барак Обама, получая в Осло Нобелевскую премию мира, вынужден был указать на очевидное противоречие: премия мира дана главнокомандующему страны, которая ведет одновременно не одну, а две войны. Включая позабытую, но неоконченную в Ираке.