И.А.Свистунова iimes.ru
16 декабря 2009 года в Институте международных стратегических исследований (USAK) в Анкаре состоялось выступление президента Турции А.Гюля на тему «Внешняя политика Турции в новой эре». Глава государства рассказал о принципах формирования и приоритетах внешней политики правящей Партии справедливости и развития, активизация которой в последнее время вызывает дискуссии как в самой Турции, так и за рубежом.
Президент Гюль отметил достижения Турции и укрепление ее положения на международной арене. Экономическая мощь, политическое влияние и растущее население позволяют Турции принимать активное участие в международных отношениях и вносить свой вклад в достижение стабильности и процветания в окружающих регионах. Объем гуманитарной помощи, которую Анкара оказала странам Азии и Африки, в совокупности составил 1 млрд долларов, а усилия Турции в данном направлении получили широкое международное признание. Кандидатура Турции на пост временного члена Совета Безопасности ООН встретила беспрецедентную поддержку. Весь мир признает тот факт, что Турция – страна, где мусульмане составляют большинство населения, смогла установить законы, основанные на принципах демократии и свободной рыночной экономики, и совершает решительные шаги в направлении транспарентности и уважения права меньшинств на развитие национальной культуры.
В выступлении А.Гюля содержался ответ на многочисленные комментарии зарубежных политологов, сопровождающие рост дипломатической активности Турецкой Республики на восточном направлении. Президент Турции заявил, что внешнеполитические приоритеты остаются неизменными, основываясь на принципе Ататюрка – «Мир в стране, мир за рубежом». В соответствии с этим, Турция «продолжает проводить многовекторную, ответственную и этичную внешнюю политику». Вопрос о том, «куда движется Турция: на Восток или на Запад?» - некорректен по сути, поскольку внешняя политика Турции развивается на всех возможных направлениях.
Не вызывает сомнения, что некоторые высказывания президента Гюля касались ситуации в турецко-израильских отношениях, хотя Израиль не был назван прямо. Президент заявил, что турецкая внешняя политика основывается не исключительно на прагматичных интересах, но определяется также чувством ответственности за судьбу региона, которое вызвано историческим прошлым Турции и ее региональными связями. Исходя из этого, Турция считает своим долгом выступать на стороне справедливости и критиковать действия даже своих союзников. При этом необходимо заботиться о том, чтобы не нанести непоправимого ущерба традиционным дружеским отношениям. Президент напомнил, что даже в те времена, когда страна находилась в тяжелом положении, правительству удавалось принимать смелые внешнеполитические решения, несмотря на давление великих держав.
Турция поддерживает идею о том, чтобы все государства Ближнего Востока отказались от ядерного оружия. А.Гюль напомнил, что после войны в Персидском заливе 1990 г. Советом Безопасности ООН были предприняты две попытки установить подобное правило для всех без исключения государств региона. Президент Турции выразил мнение о том, что следует проявить волю к решению данного вопроса.
Отдельное внимание А.Гюль уделил таким направлениям внешней политики Турецкой Республики, как отношения с Европейским cоюзом и США, а также подходу Анкары к решению проблем, затрагивающих Афганистан, Кавказ и африканский континент.
Президент Гюль высказал твердое убеждение в том, что после того, как Турция выполнит все требования, предусмотренные для кандидатов на вступление в ЕС, она сможет стать полноценным членом организации. Для Анкары не может идти речи ни о каком привилегированном партнерстве, заменяющем собой членство в Евросоюзе. А.Гюль напомнил о том, что Турция на протяжении многих лет уже является партнером ЕС, участвуя в совместных внешнеполитических и военных мероприятиях и входя в Таможенный Союз. Руководство Турции с уважением относится к позиции отдельных стран, заявивших, что в случае успешного завершения переговорного процесса, вопрос о присоединении Турции к Европейскому cоюзу будет вынесен на референдум. Вместе с тем, турецкое правительство считает подобные дискуссии преждевременными, поскольку неизвестно, какое решение примет в тот момент само турецкое общество.
Отношения с США остаются одним из важнейших направлений внешней политики Турции. А.Гюль с удовлетворением отметил совпадение подходов сторон ко многим вопросам международных отношений и положительно оценил намерение президента Обамы поддерживать диалог со своими союзниками при принятии внешнеполитических решений.
Турция не является сверхдержавой, подобной США, однако, подходит к региональным событиям с ответственностью, обусловленной ее историческим прошлым и уникальным геостратегическим положением.
В частности, ситуация в Афганистане, который А.Гюль уподобил Ближнему Востоку, не может быть нормализована исключительно за счет военных средств. Важнейшей задачей является завоевание доверия и расположения афганского народа. По словам А.Гюля, ни одно государство не делает столько, сколько Турция для решения данной задачи. Турция использовала средства Турецкого управления по сотрудничеству и развитию для создания твердого покрытия на улицах Кабула, между тем, как ни один международный фонд не пожелал выделять на это деньги. Неправительственные организации Турции открыли в Афганистане школы, где получают образование тысячи девочек, ранее не имевших такой возможности. При содействии Анкары состоялись три встречи руководителей Афганистана и Пакистана, способного положительно повлиять на ситуацию в соседней стране.
Упомянув о необходимости стабилизации обстановки на Кавказе, А.Гюль сказал, что турбулентность в этом регионе «превращает его в стену, разделяющую Восток и Запад». Позиция Турции, которая, руководствуясь Ковенцией Монтре, не позволила военным кораблям западных держав войти в Черное море в ходе конфликта в Южной Осетии в августе 2008 г., предотвратила обострение ситуации и стала выражением принципов, на которых основана внешняя политика Анкары. Турция надеется на успешное развитие процесса нормализации турецко-армянских отношений. Вместе с тем президент Гюль однозначно заявил о том, что Турция рассматривает Нагорный Карабах как оккупированную территорию Азербайджана.
Турция признает свою ответственность за судьбы жителей африканского континента, ресурсы которого вывозились и использовались другими государствами в течение длительного периода, и призывает к этому все страны мира. В последние годы Турция открыла посольства в десяти африканских государствах. Турецкое управление по сотрудничеству и развитию активно действует в странах Африки.
А.Гюль отметил, что в вопросах внешней политики Турция должна идти в ногу со временем, широко используя возможности современных информационных технологий для разъяснения и отстаивания своих позиции по актуальным вопросам международных отношений. Президент также подчеркнул значение публичной дипломатии, позволяющей информировать население о тех или иных внешнеполитических шагах правительства и учитывать настроения общественности.
Очевидно, что акцент на прозрачности и необходимости развития системы коммуникаций с населением, в том числе посредством разнообразных институтов гражданского общества, научно-исследовательских структур и представителей СМИ, призван представить Турцию в качестве современного государства, соответствующего западным представлениям о демократическом процессе принятия решений. В то же самое время высказывания турецкого президента свидетельствуют о том, что Турция чувствует себя достаточно сильной региональной державой, способной проводить самостоятельную политику, прежде всего, формируемую на основе собственных стратегических интересов.