А.Г. Гаджиев, iimes.ru
Религиозные авторитеты в Турции способны оказывать заметное воздействие на лидеров политических партий, а религиозные силы считаются важным фактором, формирующим политическую жизнь страны. Одной из основных опор правящей в Турции Партии справедливости и развития (ПСР) является ряд исламских сил. Движение исламского мыслителя Фетхуллаха Гюлена, признанное самым мощным и влиятельным движением Турции, занимает особое место среди прочих религиозных организаций, поддерживающих партию Р.Т. Эрдогана.
Более того, в составе ПСР среди наиболее популярных членов и консультантов партии существует отдельная прослойка, связанная с движением Ф. Гюлена и которая во многом способствовала приходу ПСР к власти.[1] Известно, что в июле 2000 г. Р.Т. Эрдоган навестил Ф. Гюлена в США, после чего ПСР стала получать серьезную поддержку со стороны сторонников движения нурсистов. В своем интервью с журналистом газеты «Заман» Ф. Гюлен, определив Р.Т. Эрдогана как «успешного лидера», в целом одобрил политический курс ПСР.[2]
Согласно списку, опубликованному 19 ноября 2009 г. Американским центром стратегических исследований международного университета «Джорджтаун», турецкий богослов признан одним из 20 самых влиятельных религиозных деятелей мира.[3] Очевидно, что лидер ПСР разделяет взгляды Ф. Гюлена относительно идеологии «умеренного ислама». Известно, что проповедник выступает за терпимость, межконфессиональный и межрелигиозный диалог, содействует интеграции турок в европейское общество, важной составляющей которой, по его мнению, является образовательная программа. Он считает, что ислам совместим с современной западной цивилизацией. Для него неприемлемы политические системы Ирана и Саудовской Аравии. Он выступает за сохранение демократического режима в стране. Согласно Ф. Гюлену, наилучшей формой правления государством является республика, вполне совместимая с принципами ислама.
Во время своей очередной проповеди в 1999 г. Ф. Гюлен представил свое видение исламизма в Турции. Он призвал членов движения незаметно проникать в систему государственной службы, расширять сеть и не делать преждевременных шагов. После этой проповеди Гюлен был вынужден переехать в США, где живет и поныне. В Турции ему были предъявлены обвинения в намерении изменить систему правления в стране и формировании нелегальной организации, целью которой, по мнению тогдашних властей, являлось создание исламского государства. В 2003 г., когда к власти пришла ПСР, во время судебных слушаний было решено отложить суд над Ф. Гюленом с условием, что в ближайшие пять лет у него не будет проблем с юстицией. В 2006 г. правительство ПСР внесло ряд поправок в положения Турецкого уголовного кодекса, касающиеся терроризма. Таким образом, дело Ф. Гюлена было закрыто.
Сформированное на основе идей суфизма и нурсизма движение Ф. Гюлена в результате существенных политических и экономических изменений в Турции и массовой эмиграции турецких граждан на Запад не ограничилось рамками Турции. Сегодня в Турецкой Республике действует множество структур и ассоциаций, находящихся под покровительством этого движения. Им принадлежат газета «Zaman», журнал «Sızıntı», телеканал «Samanyolu TV» и ряд других средств массовой информации.[4] В ведущих высших учебных заведениях США, Европы и Азии регулярно проводятся международные конференции, семинары, форумы с целью изучения идеологии и целей движения Ф. Гюлена. Важной составляющей этого движения являются образовательные программы и профессиональные тренинги, которые осуществляются весьма организованно и на высоком уровне.
Отношение к Ф. Гюлену среди турецких исламистов неоднозначное. Лидеры исламских организаций неоднократно обвиняли сторонников этого движения в том, что они позволяют светскому истеблишменту использовать свои возможности для «извращения исламской идеологии». Критика в адрес Ф. Гюлена со стороны сторонников исламизации турецкого общества особенно увеличилась после его проповеди, в которой он выступил с заявлением о дозволенности девушкам снимать тюрбан в высших учебных заведениях, если того требуют власти. Такую позицию лидер движения обосновал тем, что получение высшего образования важнее соблюдения норм шариата относительно внешнего вида.[5] Деятельность Ф. Гюлена в области исламизации турецкого общества породила недовольство военных, которые являются «хранителями светскости турецкого государства».
Несмотря на то, что фактически Ф. Гюлен уже стал духовным лидером вполне самостоятельного направления, он считается современным последователем известного богослова Бадиуззамана Саида Нурси. Сторонники движения Ф. Гюлена сохранили традиции нурсизма, а само движение является частью течения «Нурджулар», созданного в Турции вскоре после Первой мировой войны. При Кемале Ататюрке течение «Нурджулар» находилось под запретом, а С. Нурси провел 23 года в тюрьмах и ссылках. В 1950-х гг. правительство Аднана Мендереса поддержало нурсистов. Однако в 1999 г. после «постмодернистского вмешательства» армии власти страны снова признали деятельность течения «Нурджулар» противоречащей основам принципа светского государства.[6]
На спонсорские средства в основном турецких бизнесменов «Нурджулар» ведет просветительскую деятельность в исламском и тюркском мире, продвигая идеи С. Нурси. Они заключены в 14 томах его сочинений под общим названием «Рисале-и-Нур». Согласно мнению известного теолога, профессора Томаса Мишеля, в учении С. Нурси межрелигиозный диалог представлен в качестве одной из основных заповедей ислама. Книги С. Нурси – это сборник комментариев к Корану и проповедуемым в нем моральным нормам. Они регулярно издаются в Турции на протяжении почти 70 лет. Управление религиозных дел Турецкой Республики официально заявляло, что в «Рисале-и-Нур» не содержится никаких преступных призывов.[7]
Согласно официальным сведениям, в 35 странах действует около 300 учебных заведений, созданных при участии «Нурджулар», семь из них - в России. Формально они являются светскими.[8]
Отношение российских властей к течению «Нурджулар».
Верховный суд России 10 апреля 2008 г. признал течение «Нурджулар» экстремистской и запретил ее деятельность на территории Российской Федерации.[9] Решение было принято по иску Генеральной прокуратуры РФ, поддержанному Министерством юстиции и ФСБ. Была оглашена только резолютивная часть решения, так как дело проходило под грифом «секретно». Представители «Нурджулар» на суде не присутствовали.[10]
Секретарь Совета безопасности Российской Федерации Николай Патрушев сообщил, что в 2002 г. ФСБ пресекла в России деятельность более 50 функционеров этой турецкой организации. В 2002-2004 гг. из России были выдворены более 20 граждан Турции, которые, как утверждали российские спецслужбы, были связаны с течением «Нурджулар».[11]
Напомним, что еще в мае 2007 г. Коптевским судом г. Москвы русский перевод «Рисале-и-Нур» был признан экстремистской литературой. Суд постановил, что книги С. Нурси «направлены на возбуждение религиозной розни, пропаганду исключительности, превосходства и неполноценности граждан по признаку их отношения к религии».[12]
Согласно сведениям ФСБ, течение «Нурджулар», действующее в России через созданные им фирмы «Серхат», «Эфляк», фонды «Торос», «Толеранс» и «Уфук», «решало широкий спектр задач в интересах разведки». По заявлениям Н. Патрушева, течением «Нурджулар» осуществлялся «сбор информации о происходящих на Северном Кавказе процессах, велась пантюркистская и панисламистская обработка российской молодежи, проводились пропагандистские акции, изучались кандидаты на вербовку для формирования протурецкого лобби в местных властных структурах, проникновения в правоохранительные органы и общественные объединения». По его словам, «имеются точные сведения о тесных контактах функционеров этой “секты” с представителями действующих в Турции организаций, в том числе и фондом “Кавказ”, оказывающих помощь бандформированиям в Чечне».[13]
* * *
Итак, учитывая значение «Нурджулар» в политической жизни Турции, можно предположить, что позиция российских властей по отношению к этому течению может оказывать какое-то влияние на развитие дальнейших российско-турецких связей в целом. В настоящее время течение «Нурджулар» признается в России экстремистской. Согласно российскому законодательству, экстремистская деятельность относится к преступлениям против основ конституционного строя государства и влечет за собой уголовную ответственность.