А.А. Гурьев iimes.ru
Из событий внешней политики Турции в декабре следует выделить визит турецкого премьер-министра Р. Эрдогана в США. Анализ итогов турецко-американских переговоров в Вашингтоне позволяет сделать вывод об изменении концепции подхода администрации Б. Обамы к роли Турции в регионе и мире в целом. Ранее турок рассматривали как управляемое средство реализации американских интересов при решении региональных и глобальных вопросов. Сегодня впервые в истории отношений Анкары и Вашингтона можно говорить о начале реального процесса перехода Турции к иному статусу в тандеме с США, а именно к действительно партнерским взаимоотношениям, которые, при соответствующем развитии событий, могут стать весомым рычагом на международной арене.
Многие высокопоставленные чиновники американской администрации не согласны с новым подходом к отношениям с Турцией и предпочитают иметь «управляемое средство», а не полноправного партнера, с которым надо договариваться. Это говорит о том, что приобретение Турцией нового статуса во взаимоотношениях с США будет сопряжено с определенными трудностями, преодоление которых зависит от многих обстоятельств, в т.ч. от развития российско-турецких отношений.
Что касается самих итогов, то их оценки довольно противоречивы. По пяти из семи основных пунктов повестки дня, предложенных для обсуждения турецкой стороной, удалось достичь договоренности. Меньший успех сопутствовал обсуждению иранской и армянской проблем. Конкретным и наиболее значимым результатом, по мнению политических обозревателей, стало достижение договоренности между сторонами об обмене разведывательной информацией в сфере борьбе с терроризмом. Не умаляя значимости этой договоренности, необходимо отметить, что такой обмен осуществлялся и ранее. Речь идет лишь о некоторых дополнениях в этот процесс, которые не вносят в него принципиальных изменений.
Следует перечислить вопросы, по которым стороны достигли взаимопонимания. Однако, при этом, надо понимать, что степень удовлетворенности от этих договоренностей у сторон совершенно разная, а это говорит об отсутствии прочной основы для их реализации на перспективу.
1. Турция не будет направлять дополнительный воинский контингент в Афганистан. Ее содействие операции НАТО в этой стране будет осуществляться вне зоны боевых действий. Вашингтон не устраивает такая позиция Анкары и американцы будут пытаться изменить ее.
2. Белый Дом подтвердил, что сепаратистская Рабочая партия Курдистана (РПК) является общим врагом Турции, США и Ирака. Это подтверждение звучало неоднократно, однако ощутимых реальных действий /перекрытие каналов финансирования, поставок оружия, информационной поддержки и т.д./, подтверждающих стремление США на практике реализовать этот лозунг, по прежнему нет. В частности, в ходе встречи турецкий лидер напомнил Б. Обаме об обещании Белого Дома предоставить в распоряжении Турции боевые вертолеты и беспилотные самолеты-разведчики для борьбы с отрядами РПК, поставка которых под благовидными предлогами откладывается.
3. Б. Обама одобрил «демократическую инициативу» турецкого правительства в отношении курдской проблемы. Однако, при этом, необходимо учитывать, что против инициативы активно выступают основные оппозиционные партии, а это значит, что прямое одобрение со стороны США ведет к обострению внутриполитической ситуации в Турции.
4. Стороны выразили общее стремление способствовать процессу нормализации обстановки на Кипре. Общий лозунг, который постоянно присутствует в итогах турецко-американских переговоров, но позитивного практического выхода не получает.
5. Стороны договорились о создании постоянно действующего механизма по активизации двусторонних торгово-экономических связей. Это реальный рычаг, который может убедить турок в практической перемене во взглядах Вашингтона на значимость позиции Турции при решении глобальных и региональных проблем. Стороны договорились создать постоянно действующую комиссию во главе с министрами, в задачу которых будет входить работа по активизации торгово-экономических связей между двумя странами. Об этом рассказали на совместной пресс-конференции турецкий вице-премьер Али Бабаджан, представитель США по вопросам торговли Рон Кирк и министр торговли США Гарри Лок, которые, как планируется, и будут курировать эту работу. Кроме того, к ней должен подключиться государственный министр Турции Зафер Чаглыян.
В Вашингтоне, Анкаре и Стамбуле будут регулярно проходить заседания совместной межправительственной комиссии по двусторонней торговле, будет разработана система поощрений для участников торгово-экономических связей. По мнению сторон, объем торгового оборота на уровне 15 миллиардов долларов, достигнутый в прошлом году, не отвечает экономическому потенциалу двух стран. На ближайшем заседание, запланированном на февраль с.г., будет проработана идея открытия в Турции специализированных свободных экономических зон, предприятия в которых станут специализироваться на высокотехнологичном производстве.
В то же время, американский президент намекнул турецкому премьеру на то, что резолюция о признании факта геноцида армян в Османской империи может быть принята конгрессом США, если в ближайшее время парламенты Армении и Турции не ратифицируют подписанные Анкарой и Ереваном протоколы об установлении и расширении двусторонних отношений.
Наряду с этим, Б. Обама выразил сомнение в том, что мировое сообщество способно убедить Иран отказаться от его ядерной программы, которая «угрожает миру». Р. Эрдоган, в свою очередь, возразил, отметив, что Турция, выступая против обладания Ираном ядерным оружием, способна убедить Тегеран сосредоточиться исключительно на мирном использовании атомной энергии. Премьер-министр Турции предложил президенту США посреднические услуги по урегулированию кризиса вокруг ядерной программы Ирана. Несмотря на некоторые позитивные оценки этих возможных услуг, ни у США, ни у Ирана на сегодняшний день нет четкой позиции по вопросу их использования.
Такая неопределенность, в принципе, устраивает Анкару, которая уже зарабатывает на этом не только политический, но и экономический капитал. Не секрет, что у Анкары имеются весомые экономические интересы в этой исламской республике. В конце октября 2009 года премьер Р. Эрдоган нанес рабочий визит в Тегеран, в ходе которого подписал с руководством Ирана Меморандум по нефти и газу. Документом предусмотрено, что Турция, которая импортирует 20% потребляемого ею природного газа из Ирана, не только получит доступ к нефтегазовым месторождениям исламской республики, но и станет чуть ли не основным транзитером иранских энергоносителей через свою территорию. Как заявил министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йилдыз, Иран может стать одним из поставщиков природного газа для газопровода «Набукко» из турецкого Эрзурума до австрийского Баумгартена. В ближайшие три года Анкара будет инвестировать в иранскую экономику как минимум по миллиарду долларов в год. Планы на сближение Турции с Ираном явно не понравились Вашингтону. Это подтвердил спецпредставитель США по энергетическим вопросам в Евразии Ричард Морнигстар, который сделал ряд резких заявлений по поводу ирано-турецких энергетических планов, но официальная Анкара предпочла не замечать недовольство своего партнера по Североатлантическому альянсу.
Недовольны США и партнеры Турции по НАТО развитием отношений Анкары с Сирией. 22-23 декабря в Дамаске состоялось первое заседание Совета стратегического партнерства Турции и Сирии. Это заседание, по мнению турецких экспертов, показало, что развитие взаимоотношений между Турцией и Сирией реализуемо и не ограничится словесными заявлениями. На заседании в Дамаске было подписано 56 протоколов, проектов и меморандумов. Документы были подписаны премьер-министрами двух стран и министрами, имеющими прямое отношение к отмеченным в этих документах вопросам.
Таким образом, прилагаются усилия для преодоления бюрократических преград в вопросе развития отношений двух государств. Соглашения, подписанные между странами, касаются различных областей: политики, экономики, торговли, архитектуры, культуры, высшего образования и здравоохранения. Важным моментом является тот факт, что работа Совета по стратегическому партнерству будет направлена не только на развитие отношений двух государств, но и разработку совместного подхода к разрешению региональных и международных проблем. Отмена визового режима с Сирией, а затем Иорданией и Ливией способствовало преодолению визового барьера между Турцией и арабским миром.
Анкара понимает растущее недовольство Запада развитием сотрудничества Турции с Ираном и Сирией, а потому в информационном плане пытается сгладить это недовольство. В декабре министр иностранных дел А. Давутоглу в интервью американскому журналу «Newsweek» заявил, что членство в НАТО и переговорный процесс по вступлению в ЕС являются «стратегическими приоритетами» Турции.
«В то же время это не значит, что мы не должны уделять внимание Ближнему Востоку, Азии и Африке», - добавил министр. А. Давутоглу сообщил, что видит Турцию в рядах ЕС до 2023-го года. По его словам, нынешнее состояние турецко-американских отношений «гораздо лучше», чем в период Джорджа Буша. «Б. Обама вместо того, чтобы формировать и реализовывать политику без консультаций с союзниками, придерживается стиля, предусматривающего многосторонность, взаимодействие и регулярные консультации с союзниками», - сказал он.
Эксперты обратили также внимание на выступление 9 декабря главы дипломатического ведомства Турции на пресс-конференции в отеле Мэйфлауэр, организованной в Вашингтоне фондом SETA. Министр рассказал собравшимся об основных тенденциях внешней политики современной Турции. В частности, А. Давутоглу коснулся актуальной в последнее время в мировых СМИ темы переориетации основного вектора внешней политики Турции на Восток. А. Давутоглу подверг критике высказывания журналистов, использующих такие словосочетания, как «изменение вектора внешней политики», «политика нового османизма», отметив, что внешняя политика государства должна отвечать меняющимся условиям международных отношений. Он привлек внимание собравшихся к тому факту, что в годы нахождения у власти правящей Партии справедливости и развития отношения Турции с НАТО значительно расширились и углубились, а в отношениях с ЕС был достигнут серьезный прогресс.
А. Давутоглу рассказал журналистам о трех основных подходах внешней политики Турции: «отказ от провоцирования кризисов», «формирование устойчивого и прогнозируемого окружения» и использование «мягкой силы». По словам министра, благодаря этим подходам влияние Турции на Большом Ближнем Востоке значительно усилилось. Он также указал на основные рабочие принципы своей внешней политики. К ним относятся «обеспечение баланса между независимостью и безопасностью», «ноль проблем с соседями», «активная дипломатия не только с соседями, но и во всем регионе», «гармония в глобальных отношениях» и «активное участие в международных организациях».
Наряду с этим, глава турецкого МИД в своем выступлении раскритиковал Израиль за чрезмерное применение силы против палестинцев и коснулся вопроса о ядерной программе Ирана. По словам турецкого министра, каждое государство в мире имеет право на энергию мирного атома. Однако система обладания атомным оружием не должна являться возможностью доказывать чью-либо правоту. В качестве примера он привел Иран и Израиль. «Мы не хотим атомный Иран, также мы не хотим атомный Израиль», - сказал министр.
Представляют интерес и высказывания о турецкой внешней политике премьер-министра Турции Р. Эрдогана, прозвучавшие в декабре в вашингтонском университете Хопкинса. «Когда Турция смотрит на Восток, она не теряет из вида Запада. Когда смотрит на Запад, не теряет из виду Восток. Она способно охватить взглядом все 360 градусов». Так образно охарактеризовал внешнюю политику своей страны турецкий премьер. Отвечая на вопросы аудитории, он опроверг предположения о том, что Турция в своей политике все более отдаляется от Запада, сближаясь с Востоком, подчеркнув, что она является в равной степени и западной, и восточной страной. Турецкий премьер выступил против приобретения Ираном ядерного вооружения, т.к. оружие массового поражения противоречит исламским ценностям, но напомнил, что Израиль обладает таким оружием.
Наряду с этим, премьер-министр Р. Эрдоган выступил с обращением к нации, в котором подв¸л итоги уходящего года и прокомментировал наиболее значимые в жизни страны события. «В едином отечестве под единым знаменем, разделяя общую судьбу, мы построим будущее вместе», - заявил глава правительства. «Мы демонстрируем тв¸рдость и решимость идти к будущему в единстве, солидарности и братстве», - сказал он. Отметив, что в течение семи лет был создан необходимый базис для укрепления национального единства и братства, а также для процесса демократических инициатив, Р. Эрдоган заверил в том, что в дальнейшем Турция достигнет ещ¸ больших высот.
В связи с процессом вступления в ЕС премьер сообщил, что, невзирая на несправедливое со стороны стран ЕС отношение к себе, Турция не утратила искренности и твердости в своем намерении интегрироваться в Евросоюз. На это, по словам премьера, указывает и то обстоятельство, что недавно было начато рассмотрение 12-го по сч¸ту раздела переговоров, посвящ¸нного вопросам окружающей среды. В то же время, Р. Эрдоган подчеркнул, что внешняя политика государства не является одногранной, и Турция стремится развивать хорошие отношения со всеми странами. Он подчеркнул, что для региона примером могут служить отношения между Турцией и Сирией, которые укрепляются с каждым дн¸м. В заключении, Р. Эрдоган по случаю годовщины человеческой драмы в секторе Газа, призвал «мировую общественность обратить свой взор на трагедию и сообща решить эту острую проблему».
Несмотря на жесткую критику руководителями Турции политики Израиля, турецко-израильские отношения постепенно налаживаются. В рамках конференции ООН по проблемам изменения климата в датской столице Копенгагене глава Турции А. Гюль встретился с президентом Израиля Ш. Пересом. Эксперты констатируют позитивные результаты переговоров двух президентов. Как известно, 9 декабря Президент Израиля Шимон Перес принял верительные грамоты вновь назначенного посла Турции в Израиле Ахмета Чевиккола. На встрече с вступившим в должность турецким послом, Ш. Перес, говоря об отношениях между странами, заявил, что «у них есть особое хорошее прошлое, а также констатировал свою уверенность в большом будущем этих отношений».
Президент Ш. Перес передал турецкому послу свое приглашение президенту Турции А. Гюлю. «Мне будет очень приятно и я буду рад принять главу Турции в Израиле», - отметил Ш. Перес. «Турция - влиятельный и важный партнер на Ближнем Востоке. Я надеюсь, что мы вместе будем в состоянии приблизить мир. У наших армий есть очень тесные отношения, у нас есть общие опасности и угрозы. Я уверен, что Вы еще встретите в Израиле много друзей Турции», - резюмировал президент Израиля.
Кроме этого, в январе 2010 года ожидается визит министра обороны Израиля Эхуда Барака в Турцию. Приглашение министра национальной обороны Вежди Г¸нюля посетить Турцию было передано Э. Бараку 17 декабря послом в Тель-Авиве Ахметом Чевикколом. Министр обороны Израиля отметил, что с удовольствием принимает приглашение и придает большое значение данному визиту.
О росте значимости Турции в системе региональных и глобальных международных отношений, по мнению турецких экспертов, говорит и тот факт, что Турция в наступившем 2010 году возьм¸т на себя ряд важных обязательств. Так, Турция, чь¸ временное членство в Совете безопасности ООН в качестве непостоянного члена продолжается, к концу 2010-го года опять станет председателем Совбеза. Кроме того, в 2010-м году Турция возглавит Контртеррористический комитет и Комитет по Афганистану Совета безопасности ООН. В ноябре временное председательство в Совете Европы перейд¸т к Турции. Впервые должность председателя Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) займет турецкий парламентарий. Им станет анталийский депутат от Партии справедливости и развития (ПСР) Мевлют Чавушоглу. В июне Казахстан передаст Турции временное председательство в Конференции по взаимодействию и мерам укрепления доверия в Азии (CICA). Кроме того, в 2010-м году Стамбул станет Культурной столицей Европы. В будущем году планируется также завершить строительство Арабского газопровода, по которому, как ожидается, через Турцию в Европу ежегодно будет экспортироваться до 10 миллиардов кубометров природного газа.
Наряду с этим, в качестве одного из возможных кандидатов на должность специального представителя ООН в Афганистане рассматривается кандидатура бывшего гражданского представителя НАТО в Афганистане, известного турецкого дипломата и государственного деятеля Хикмета Четина. Срок полномочий нынешнего спецпредставителя Кая Эйде истекает в марте этого года. По причине разногласий, которые возникли между К. Эйде и его заместителем американским дипломатом Питером Гэлбрайтом по поводу фальсификации голосов на недавних выборах в Афганистане, К. Эйде не сможет вновь договориться с западными державами.
Примечательна оценка успехов Турции в сфере внутренней и внешней политики со стороны директора Школы 21-го века имени Джеймса Мартина при Оксфордском университете Яна Голдина. Он, выступая на конференции в рамках открывшегося в Стамбуле 8-го Промышленного конгресса, назвал Турцию образцовой страной в плане управления кризисом. Я. Голдин сообщил, что между той Турцией, которую он посетил в 2001-м году, будучи в составе рабочей группы Всемирного банка, и Турцией сегодняшнего дня существует внушительная разница. «Теперь Турция стала образцовой страной в плане управления кризисом. Финансовая система, действительно, осталась на удивление прочной и многое почерпнула из предыдущих кризисов. Инфляция прочно взята под контроль. Экономика обрела устойчивость. Турецкое руководство, действительно, стоит поздравить», - сказал Я. Голдин. Отмечая успехи Турции во внешней политике, он отметил, что этим нужно хорошо управлять. «К 2050-му году Турция станет одной из тр¸х стран, являющихся мировыми лидерами», - констатировал Я. Голдин.
В открытии Промышленного конгресса, который проходил под эгидой Стамбульской промышленной палаты, приняли участие министр промышленности и торговли Нихат Эргюн, бывшие государственные министры Кюршад Тюзмен и Али Джошкун, председатель Союза палат и бирж Турции (ТОББ) Рыфат Хисарджиклыоглу и многочисленные предприниматели.
Несмотря на политику «нулевых проблем с соседями», которую начал активно реализовывать министр иностранных дел А. Давутоглу, Турции, похоже, придется решать сложную водную проблему. Генеральный секретарь совета министров Ирака Али Элак от имени своего государства сделал жесткое заявление в адрес Турции и Ирана. В документе указывается, что Ирак протестует против сокращения водных ресурсов, которые текут из Ирана и Турции в Ирак. Иракский чиновник заявил, что если Тегеран и Анкара продолжат «играть» с водными ресурсами, предназначенными для Ирака, то Багдад без замедления рассмотрит вопрос прекращении своих отношений с этими странами. «Если эти страны не обеспечат нормальное течение рек совместного пользования, то Ирак прекратит политические, экономические, торговые и другие отношения с Анкарой и Тегераном», - предъявил ультиматум Али Элак и подчеркнул, что продолжение отношений с этими странами зависит от того, как решат водный вопрос Иран и Турция.
Внимание специалистов привлекло решение главы турецкого внешнеполитического ведомства о проведении активной общественной дипломатии. Под общественной дипломатией, которую интенсивным образом применяют ряд стран, в первую очередь США, Великобритания, Германия и Израиль, понимают вид дипломатии, в которой особое значение придается открытым заявлениям внутри страны и за рубежом. Их главной целью является соискание международной общественной поддержки той или иной политике или позиции страны. В отличии от классической дипломатии, в дипломатии общественной взаимодействие между государствами происходит посредством общественности, СМИ, неправительственных организаций и общественных деятелей.
Как стало известно, в диппредставительствах за рубежом и в центральной структуре МИД Турции определены ответственные за общественную дипломатию. Кроме того, создан специальный центр, который будет заниматься анализом информации, поступающей из диппредставительств. Результаты такого анализа будут предоставляться как турецкой, так и зарубежной общественности. Официальный сайт МИД будет обогащ¸н и расширен за сч¸т использования ряда возможностей, присущих социально-общественным сетям. Наряду с этими мерами предусматривается также общая активизация деятельности по лоббированию интересов и позиции Турции. Вопрос покрытия необходимых для запуска общественной дипломатии затрат, оцененных минимум в 7,5 миллиона турецких лир, положительно решен на заседании парламента 18-го декабря в ходе рассмотрения бюджета министерства.
О росте активности турецкой внешней политики говорит и решение о создании Ведомства по вопросам проживающих за рубежом турецких сограждан, которое было принято 21декабря на заседании кабинета министров Турции. Как заявил по окончанию заседания официальный представитель правительства госминистр Джемиль Чичек, новое ведомство будет заниматься вопросами около 5 миллионов турецких граждан, проживающих за рубежом. По его словам, соответствующие услуги в настоящее время оказываются 30 государственными учреждениями, тогда как создание данного ведомства позволит собрать их под сводом одной организации.
Наиболее значимым событием декабря на внутриполитическом поле Турции стало решение Конституционного суда о закрытии прокурдской Партии демократического общества /ПДО/. Волна протестов против этого решения прокатилась по всей стране. Беспорядки отмечены в десятках городов, в первую очередь, на юго-востоке Турции. Не удалось избежать проявлений насилия. Столкновения курдов с полицией отмечены в центре Стамбула, неподалеку от провинциального бюро ПДО. Группа граждан, вооруженная палками, камнями, топорами и ножами, атаковала стражей порядка, полиция ответила слезоточивым газом.
Полиция разогнала несанкционированные митинги протеста в нескольких городах провинции Диярбакыр. Здесь также пришлось применить слезоточивый газ и водометы. На улицах города Хаккяри демонстранты соорудили баррикады и попытались забросать наряды полиции бутылками с зажигательной смесью, один полицейский был ранен. Полицейским с трудом удалось воспрепятствовать попытке линчевания двух своих коллег. Органы охраны правопорядка обвинили в организации этого инцидента активистов ПДО. В провинции Хаккяри арестовано 12 зачинщиков беспорядков, в провинции Ван — 20.
Государственный министр и глава турецкой стороны в переговорном процессе по вступлению в Евросоюз Эгемен Багыш, комментируя решение Конституционного суда о закрытии ПДО, сказал, что было бы справедливей, если бы вместо партий наказывались физические лица. Э. Багыш отметил, что они /ПСР – прим. автора/ изначально выступали против закрытия политических партий. Надо наказывать виновных лиц, так как сторонники закрываемой политической партии ни в чем не виновны, и многие из них даже не ведают о том, что случилось, подчеркнул госминистр. «Надо наказывать физические лица. Когда вы наказываете организацию, все е¸ члены попадают под подозрение», - сказал он.
Представитель Еврокомиссии Амадеу Альтафаж Тардио в связи с решением Конституционного суда о закрытии ПДО заявил, что ЕС «разочарован в том, что ПДО упорно отказывалась осуждать террористические акции и дистанцироваться от РПК». Тардио отметил, что «ЕС серьезно обеспокоен последними событиями, начавшимися на прошлой неделе с кровавого нападения РПК, которые ставят под угрозу демократические инициативы». Представитель отметил, что демократические инициативы впервые за последние десятилетия внушили надежду на то, что курдский вопрос будет решен пут¸м диалога. Указав, что для этого необходимо участие всех политических партий, Тардио сказал, что «юго-восточная часть Турции наряду с миром, демократией и стабильностью нуждается также в экономическом, социальном и культурном развитии».
Правящая ПСР действительно не заинтересована в обострении внутриполитической ситуации в связи с закрытием ПДО, а потому было найдено компромиссное решение, которое соответствует Закону о политических партиях и Конституции страны. Депутаты от запрещенной ПДО вернулись в парламент, но уже в составе Партии мира и демократии (ПМД). Бывшие депутаты ПДО, число которых вместе с участием депутата Уфука Араса достигло 20 человек, вступив в ПМД, сформировали парламентскую фракции. Таким образом, назревший кризис был временно локализован.
В декабре имело место очередное обострение отношений между военными и правительством ПСР. После обысков, проведенных в анкарском отделении Совета по мобилизации, армейское командование направило в суд запрос о запрете на судебное рассмотрение результатов оперативно-розыскной работы, ссылаясь на закон о соблюдении государственной тайны. Однако, Анкарский суд по особо тяжким преступлениям отклонил запрос военных на том основании, что, согласно действующему законодательству, никакие документы, относящиеся к процессу по особо тяжким преступлениям (по которым предусмотрено наказание в виде тюремного заключения на срок от пяти лет), не могут считаться закрытыми для судебного рассмотрения, даже если они содержат государственную тайну.
Обыск был предпринят в рамках расследования дела о предполагаемой подготовке покушения на вице-премьера Турции Бюлента Арынча со стороны ряда военнослужащих. Ряд СМИ сообщал, что все данные из рабочих компьютеров обвиняемых офицеров были заблаговременно удалены.
На российском треке турецкой внешней политики можно отметить состоявшиеся 10 декабря в Анкаре российско-турецкие консультации по ближневосточной тематике. Российскую делегацию возглавлял Спецпредставитель Президента Российской Федерации по Ближнему Востоку, заместитель Министра иностранных дел Александр Салтанов. Турцию представлял заместитель главы внешнеполитического ведомства Энгин Сойсал.
Стороны провели обстоятельный обмен мнениями по широкому кругу проблем Ближнего Востока, включая состояние дел в урегулировании арабо-израильского конфликта на всех его треках, ситуацию в Ираке и Ливане, а также роль иранского фактора в регионе. Глава турецкой делегации Энгин Сойсал заявил о поддержке российского предложения провести в Москве Международную конференцию по Ближнему Востоку.
Москва и Анкара в рамках анкарских консультаций в целом позитивно оценили решение Израиля заморозить на десять месяцев строительство в еврейских поселениях, однако отметили, что его следует распространить также на Восточный Иерусалим. Стороны подтвердили свою поддержку созданию независимого, жизнеспособного и суверенного Палестинского государства. Анкара поддержала изложенную спецпредставителем российского президента Александром Салтановым российскую формулу достижения этой цели: «Прекращение оккупации Израилем палестинских земель, создание Палестинского государства на Западном берегу и в секторе Газа на базе линий 1967 года с возможными согласованными территориальными разменами». При этом оптимальный путь реализации этой формулы, по мнению Москвы и Анкары - диалог и переговоры. Главы делегаций двух стран констатировали, что неотложного решения требуют такие задачи, как полное прекращение строительства израильских поселений на палестинских территориях, прекращение блокады Газы, обеспечение свободного передвижения палестинцев.
Обе стороны рассмотрели также проблематику двустороннего взаимодействия с акцентом на оказание палестинцам практического содействия по созданию единой и эффективной власти, государственных институтов, преодолению острых социально-экономических проблем. Как известно, и Россия, и Турция регулярно передают на гуманитарные проекты в секторе Газа и на Западном берегу финансовые средства, на безвозмездной основе россияне обучают в своих вузах палестинских студентов. В Анкаре состоялся предметный разговор, как сделать эту помощь более эффективной и адресной.
Обе стороны, констатировав близость позиций России и Турции по актуальным проблемам ближневосточного региона, приняли решение о создании постоянно действующего механизма для регулярного обмена мнениями и координации совместных действий по этой тематике. Достигнута договоренность о проведении очередных консультаций по данному вопросу в Москве весной 2010 года.
Турецкие эксперты, положительно оценивая результаты российско-турецких консультаций в Анкаре по ближневосточной тематике, подчеркивают, что это далеко не единственная международная проблема, по которой позиции России и Турции близки или совпадают. Сферой продуктивного взаимодействия двух стран стали сегодня также и вопросы обеспечения безопасности в Черноморском регионе и на Кавказе, послевоенного обустройства Ирака, урегулирования проблемы иранской ядерной программы.
В декабре была успешно осуществлена поставка в Турцию первой партии российского противотанкового ракетного комплекса /ПТРК/ «Корнет-Э». Военно-техническое сотрудничество /ВТС/ России и Турции – сравнительно молодая область отношений двух стран. Москва и Анкара, понимая взаимовыгодность сотрудничества в этой сфере, в апреле 1994 года подписали Межправительственное соглашение о сотрудничестве по военно-техническим вопросам и в области оборонной промышленности. В мае 2001 года была создана Смешанная российско-турецкая комиссия по ВТС, которая призвана придать этому сотрудничеству более стабильный и долгосрочный характер. В декабре 2004 года в Анкаре в рамках переговоров на высшем уровне Россия и Турция подписали два Соглашения о взаимной охране прав интеллектуальной собственности и о взаимной защите секретной информации в сфере ВТС.
Именно такая прочная договорно-правовая база отношений двух стран на этом направлении позволила в августе 2008 года подписать контракт на поставку в Турцию российских ПТРК «Корнет-Э». Сумма контракта составила более 100 млн долларов. Российская компания «Рособоронэкспорт» в соответствии с этим контрактом осуществила в декабре поставку первой партии противотанкового ракетного комплекса /ПТРК/ «Корнет-Э» в количестве 40 комплексов. Турецкие специалисты высоко оценили тактико-технические характеристики российского «Корнета».
Напомним, что этот комплекс является одним из самых эффективных средств борьбы с танками и другой бронетехникой. Комплекс «Корнет-Э» способен пробивать броню толщиной до 1200 мм, тогда как лучшие зарубежные аналоги – 900 мм, а также бетонную стену толщиной до 3,5 метров. Примечательным фактом является и то, что за последние 15 лет это первый оружейный контракт на поставку российского оружия в Турцию – страну, являющуюся членом НАТО.
Необходимо отметить, что перспективы военно-технического сотрудничества с Турцией имеют объективные ограничители. К ним, в частности, следует отнести применение в Турции стандартов НАТО, а также весьма жесткую конкуренцию со стороны США и других западных государств, располагающих прочными позициями в военных и политических кругах Турции. Тем не менее, очевидны перспективы и высокая политическая значимость продвижения сотрудничества с Турцией на этом направлении.
Так, по мнению известного в Турции политолога, председателя Турецкого центра международных отношений и стратегического анализа /TURKSAM/ Синана Огана, Россия и Турция обладают большим потенциалом для сотрудничества в военно-технической сфере. У Турции, по его мнению, несмотря на то, что страна является членом Североатлантического альянса, есть желание и понимание взаимовыгодности военно-технического сотрудничества с Россией. Есть такое желание и понимание и у России.
В декабре продолжалось активное обсуждение вопроса отмены атомного тендера. Министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз вновь неоднократно заявлял, что отмена тендера не означает отмены самого проекта. Он добавил, что Турция не откажется от развития ядерной энергетики. «Мы приступим к новому процессу. Строительство АЭС возможно и без проведения тендера», - констатировал турецкий министр. Российское участие на бестендерной основе в строительстве АЭС станет одним из основных вопросов повестки дня переговоров в Москве в рамках запланированного на 12-13 января визита в Россию премьер-министра Р. Эрдогана. Судя по двусторонним контактам в декабре, Россия сохраняет реальные шансы на участие в реализации турецкого атомного проекта.
Такое активное начало в новом 2010 году российско-турецкого политического диалога на высшем уровне подтверждает высказывание российского посла в Анкаре Владимира Ивановского в эксклюзивном интервью радио «Голос России». Высокопоставленный российский дипломат, подводя итоги российско-турецких отношений в 2009 году, подчеркнул, что Москва и Анкара не останавливаются на достигнутом в укреплении двустороннего партнерства, ведут активную подготовку к новым встречам и переговорам на высоком и высшем уровне, которые состоятся в 2010 году.