Курдистан, новости, политика, диаспора
KURDISTAN.RU

новостной сайт о событиях в курдском регионе

ежедневные новости политики, культуры и социальной жизни Курдистана

kurdistan.ru - новостной проект

Афганская война и "великая шахматная доска"

Просмотры2295Комментарии0 уменьшить шрифт нельзя увеличить шрифтоткрыть версию страницы для печатиразвернуть
2010-01-18

("The Real News Network", США)
Пол Джей

ПолДжей: Вот уже более 50 лет Збигнев Бжезинский является одним из самыхвлиятельных мыслителей и действующих лиц американской глобальнойполитики. Он были советником при президентах Кеннеди, Джонсоне иРейгане. Именно он привлек тогда еще мало известного губернатора штатаДжорджия в теневую Трехстороннюю комиссию и в итоге с 76-го по 80-й годбыл советником по национальной безопасности президента Джимми Картера.

Бжезинскийбыл в центре американской власти во время свержения иранского шаха,российского вторжения в Афганистан, нормализации отношений с Китайскойнародной республикой, строительства ракет и кэмп-дэвидских соглашений.

В своей книге 97 года “Великая шахматная доска” Бжезинский удивительно точным языком изложил свое видение Америки и мира:

“Главныйгеополитический приз для Америки – Евразия. глобальное первенствоАмерики непосредственно зависит от того, насколько долго и эффективнобудет сохраняться ее превосходство на Евразийском континенте… В Евразииживет около 75 процентов мирового населения, и здесь такжесконцентрирована большая часть физического мирового богатства - как втом, что касается промышленности, так и в том, что касается природныхресурсов. На Евразию приходится примерно три четверти разведанныхзапасов энергоносителей”.

“Внезапное возникновение первой иединственной глобальной державы создало ситуацию, при которой одинаковобыстрое достижение своего превосходства — либо из-за ухода Америки измира, либо из-за внезапного появления успешного соперника — создало быобщую международную нестабильность. В действительности это вызвало быглобальную анархию”.

“Главная задача – сделать так, чтобы вбудущем ни одно государство или же  коалиция государств не смогли быконсолидироваться в геополитическую силу, которая могла бы вытеснитьСША из Евразии или даже существенно снизить нашу решающую роль арбитра”.


Япообщался с профессором Бжезинским в Центре стратегических имеждународных исследований в Вашингтоне. Вопрос такой: почему США ведутвойну в Афганистане?

_________________________

Пол Джей: Добро пожаловать на The real news network. Меня зовут Пол Джей. К нам присоединяется Збигнев Бжезинский. Спасибо.

Збигнев Бжезинский: Спасибо вам.

-Если немного перефразировать рассуждение в вашей книге, вы пишете отом, что США в целях противостояния глобальной анархии, во имя мировойстабильности, должны поддерживать свое главенство в мире. И ключевойрегион доминирования – Евразия. От евразийской стратегии США, по сути,будет зависеть сохранение американского главенства. Какова американскаястратегия на предмет Евразии сейчас? И какова тут роль войны вАфганистане?

- Разрешите мне добавить, что в книге я также пишу,что американское превосходство не обязательно будет длиться вечно, ичто на самом деле, если мы будем проводить неумную политику, котораяисторически, так сказать, не будет идти в ногу со временем, мыпроиграем. И я боюсь, что в некотором роде моя обеспокоенность сейчассебя оправдывает, а именно: после 11 сентября мы отреагировали такимобразом, что лишь усугубили проблему, и это вовлекло нас в авантюру,финал которой тяжело предсказать.

Однако последствия этойавантюры, если мы ее каким-либо образом не завершим пока не поздно,могут быть разрушительными. А именно - мы ввязались в то, что в своейкниге я назвал “Глобальными Балканами”. Балканы были частью Европы,которая была внутренне слаба и разрываема множеством конфликтов,этнических, религиозных и территориальных, в которые великие державыимели склонность ввязываться. А теперь глобальные Балканы простираютсяот востока Суэца до запада Синьцзяна, от южных границ России, то естьот севера Казахстана, до самого Индийского океана. То есть, онивключают в себя регион, где проживают порядка 550-600 миллионовчеловек. Грустно констатировать – теперь в этом турбулентном регионе мысамый главный герой и противник.

- А почему это имеет такое значение? Почему американское доминирование в этом регионе настолько важно?

-Доминирование означает возможность управлять. Быть во что-то впутанным– это совсем другая вещь. Я, к примеру, ощущаю, что мыпереусердствовали в военных действиях, но думаю, что наша способностьуправлять различными конфликтующими интересами и силами на этомгигантском континенте имеет центральное значение для нашей стабильностии безопасности. Но это не означает, что мы должны быть вовлечены ввоенном смысле.

- Вы писали о невероятном богатстве региона, о значимости трубопроводов. Почему Америке важно играть во всем этом роль арбитра?

-Еще раз – я не говорю, что Америка должна быть арбитром, но я считаю,что для нас очень важно осознавать, что управление ресурсами играетроль в распределении глобальной власти, и что другие части мира, где унас есть интересы или с которыми мы поддерживаем близкие отношения, -такие как Дальний Восток, Япония, Китая, Европа, если они станутзависимыми от одной единственной державы, - это может бытьдеструктивно, может нанести вред и даже спровоцировать конфликты. Ипотому, например, диверсификация источников энергии является источникомбезопасности.

- Какова евразийская политика Обамы?

- Это очень хороший вопрос. Может, вам стоит спросить у него самого.

-Ну, он общался с вами. Общается ли до сих пор? Я не знаю. Разрешитеспросить у вас откровенно – советовался ли он с вами прежде чемпосылать дополнительные войска?

- Если я скажу, что да, это будетискажением фактов. Ну, я был задействован в чем-то вроде обсуждений, втом числе в Белом доме. Но я не думаю, что мой вклад был значительным,потому что из личного опыта я знаю, что действительно значительныйвклад исходит от тех людей, которые общаются с ним на ежедневнойоснове, кто участвует в обсуждении вариантов. Советник был приглашен состороны, может быть, даже только из вежливости. Он не играет роли впринятии решения. Так что я не питаю иллюзий.

Что я думаю ополитике? Я думаю, что у него не было выбора. Он унаследовал ситуацию.Вопрос в том, сможет ли он сейчас разрешить ее таким образом, чтобы онаперестала быть бесконечным болотом, в котором мы утопаем. Вот этореальная задача.

- Мысль о том, что Евразия имеет ключевоезначение для американской глобальной мощи – именно она являетсяпричиной того, что мы в Афганистане?

- Нет. Я думаю, что причинойнашего присутствия там является крупный теракт в США, авторы которогобыли родом из тихой гавани террористов в Афганистане. Тогдашнемуафганскому режиму, режиму Талибана, мы предложили либо покончить с этойтихой гаванью и передать Штатам тех, кто нас атаковал, либо статьмишенью неизбежных военных действий, направленных на уничтожение гнездатеррористов, в частности, Аль-Каиды. Они выбрали последнее. Поэтому мыв Афганистане.
Оригинал публикации: The Afghan war and the `Grand Chessboard`
Опубликовано: 13/01/2010 11:11


ПолДжей:  В своей книге вы пишете о значении Пакистана, Афганистана иТуркменистана, вообще на тему энергетики.  Вы, наверное, слышали такуюточку зрения, что не важно, есть ли у Аль-Каиды “тихая гавань” вАфганистане, или Северном Вазиристане, или в Гамбурге, дело в том, чтоАль-Каида может нанести удар из любого места. То есть, стратегическоевидение здесь какое-то иное.

Збигнев Бжезинский: Нет, подождите.О чьем видении вы вообще говорите? Ведь Обама не приходил в Афганистан.Это сделал кое-кто другой, 8 лет назад.

- Да, но по какой-топричине они не придавали Афганистану такой стратегической значимости,которую придает сегодняшняя администрация.

- Да, не придавали. Ноони пришли туда, и остались. Но не завершили своей работы, потому чторешили уйти в другое место. А именно – в Ирак, что было довольносомнительным предприятием.

Но я думаю, учитывая обстоятельствапосле 11 сентября, у нас не было особого выбора – там был виновный. Онубил 3 тысячи американцев. Там была его организация. Нам необходимобыло ее уничтожить. Проблема в том, что произошло после.

Яочень косвенно принимал участие в этом решении, очень косвенно. Как яуже говорил, я принял участие в нескольких заседаниях Министерстваобороны и министра обороны сразу после 11 сентября. Тогда ониконсультировались с несколькими из нас. Однако хочу подчеркнуть, чтоконсультирование – это не принятие решения. Это лишь процессобсуждения, иногда он полезен, иногда применяется для того, чтобызаручиться общественной поддержкой государственной политики.

Ноя помню, что пытался донести свою позицию. Она состояла в том, что намнеобходимо отправиться и уничтожить Аль-Каиду, но нам не стоит тамоставаться. Я ведь прекрасно знаю, что случилось в Афганистане сСоветами. И я сказал – “Не задерживайтесь там. Никакого строительстванаций, продвижения демократии. Придите, вырубите их и выматывайтесь!”Такова моя позиция.

- А позицией Пентагона совпадает с вашей?

- Я не знаю, какая позиция у Пентагона.

- Позиция Пентагона такая: есть необходимость в наличии постоянных баз в регионе.

-О нет, я не думаю, что США пришли в Афганистан за этим, поверьте уж.Это я знаю точно. Администрация Буша создала целую суперструктуру, незнаю, верили они в нее или это была просто риторика. Довольно тяжелосказать, верили или нет, потому что они верили в уйму вещей, которыепотом оказались совершенной неправдой. Но давайте дадим им кредитдоверия. Они верили, что силой оружия строят там демократию. А этодовольно долгосрочное предприятие – если учесть, что речь идет обобществе в некотором роде средневековом.

В любом случае,возвращаясь к настоящему, которое Обама унаследовал. - Мы пошли туда неза нефтью. В Афганистане нет столько нефти. Мы пошли туда, потому чтонас атаковали. Однако это не отменяет того факта, что регион имеетбольшое значение. Однако значение имеет также то, как именно мыобращаемся с этим регионом. Я думаю, что установление присутствия,завязывание торговли, строительство трубопроводов, дороги с Востока наЗапад, новый шелковый путь – вот путь к стабилизации региона иосуществлению своего влияния в нем.

- По поводу точки зренияПентагона… Часто говорят, что в том, что касается Ирака, нам простонадо было это сделать, надо было показать, что мы на это способны. Мыне должны выглядеть слабыми на мировой арене. Как можно такое видениесоотнести с Афганистаном сегодня? Что если Америка хочет поддерживатьсвою домининирующую власть в регионе, в Евразии, она не может себепозволить, чтобы кто-то выкинул ее из Афганистана?

- Я несогласен с такой аналогией. Во-первых, я не думаю, что нам вообщестоило приходить в Ирак! Я не думаю, что мы пришли в Ирак, чтобыпоказать, какие мы сильные. Мы пришли в Ирак, потому что купились нафальшивые аргументы, которые интенсивно пропагандировались стране: чтомы под угрозой, потому что в Ираке есть оружие массового поражения. Аего там не было.

- Но мы знаем, что Буш и Чейни знали, что там не было оружия!

-Ну я не знаю. Они заявляют, что верили в это. Говорят, прошла такаяинформация. Но оставим это. Это старая битва. Нам не надо снова тамвоевать.

Смотрите – мы в Афганистане, потому что мы были там втечение 8 лет. Уйти оттуда – легко сказать! Если мы быстро уйдем изАфганистана, встанет вопрос – а что дальше? Там опять будет что-товроде военного режима, который, вероятно, будет допускать присутствиеАль-Каиды?

И кроме того, встала и другая проблема, а именно:конфликт в Афганистан теперь связан с конфликтом в Пакистане. Пакистан– важная страна с населением в 170 миллионов человек, с ядерным оружиеми системами доставки радиусом действия в целый регион. Так что мыдолжны ответственно подходить к проблеме. Я сочувствую президенту и егодилемме.

И последнее, но не по значимости: президент сейчасимеет дело с очень поляризированной страной. Мы очень разделенныйнарод. Сейчас у нас нет внешней политики, которая бы устраивала обепартии, и тому есть несколько внутриполитических причин. Если Обамапоспешно уйдет из Афганистана, его назовут пораженцем, президентом,который спасается бегством. И если в Пакистане резко ухудшитсяситуация, это еще добавит обвинений, и в итоге мы понаделаем еще болееиррациональных вещей. Так что я думаю, что Обама был в безвыходномположении.

Моя личная точка зрения такова: мы должны приложитькак можно больше усилий для того, чтобы “афганизировать” действияпротив Талибана. Эта деятельность не должна проводиться американцами,потому что тогда мы повторим судьбу Советов.

Во-вторых, намнеобходимо заключить соглашения с элементами в Талибане, которые несвязаны с сетью Аль-Каиды. У них есть концепция того, что они хотят вАфганистане, но они совсем не обязательно настроены на глобальныйджихад против Запада, на который настроена Аль-Каида.

И третье,это так же важно, как и первые два пункта: мы должны найти способпомочь Пакистану справиться с его проблемой в Пакистане, но также ирешить свою проблему в Афганистане. И тут встает невероятно сложнаяпроблема, а именно: как нам гарантировать пакистанцам, что в случаенашего ухода из Афганистана там не воцарится режим, не Талибан, которыйбудет более дружественным по отношению к Индии, чем к Пакистану?

-Если говорить о евразийской стратегии, кажется, она базируется наамерикано-индийском альянсе, но об этом много не говорят – именнопотому, я полагаю, что это может возмутить общественное мнение вПакистане.

- Так и есть.

- Однако американо-индийский альянс представляет собой краеугольный камень евразийской стратегии.

-Ну, если это так, тогда я не понимаю этой евразийской стратегии. Потомучто если она строится на этом альянсе, тогда мы не решим афганскийвопрос, а если мы не решим афганский вопрос, а конфликт продолжится,как американо-индийский альянс повлияет на отношения Китая и Пакистана,которые довольно тесные? И как это может содействовать перспективестабильности в мировом масштабе между Китаем и Индией?

- Япопытаюсь выступить с утверждением против аргументации в вашей книге –не стоит ли США начать выходить из роли доминирующего игрока в Евразиии разрешить евразийцам разбираться самим?

- А кто такие евразийцы? Речь идет об афганцах.

- Возьмем Индию и Пакистан.

- Ну, начнем с афганцев, пакистанцев, индийцев и китайцев, добавим иранцев и русских…

- Знаете, Шанхайский договор – ведь они уже начали сотрудничать друг с другом.

-Да. Но дело еще в том, что наше участие в евразийской игре являетсяисточником стабильности и может предотвратить вспышки, которые напрямуюзатрагивают нас или наших непосредственных друзей. Кто наши друзья вэтом регионе? С одного края это европейцы. С другого края – японцы. Ещеу нас есть несколько друзей в Персидском заливе, плюс Эмираты. У насесть Израиль, Египет и так далее. Нам нужно принимать это во внимание.Мы не можем просто сказать: “Ну, а теперь пусть Евразия самаразбирается. Пока!”
Оригинал публикации: The Afghan war and the `Grand Chessboard` Pt.1

поделиться ссылкой в Ya.Ru поделиться ссылкой в ВКонтанте поделиться ссылкой в LiveJournal поделиться ссылкой в FaceBook'е поделиться ссылкой в Одноклассниках поделиться ссылкой в МоемМире на Mail.Ru поделиться ссылкой в FriendFeed поделиться ссылкой в МоемКруге поделиться ссылкой в MySpace поделиться ссылкой в Memori поделиться ссылкой в Twitter'е поделиться ссылкой в Google Buzz

еще нет ниодного комментария...

Вы не можете оставлять комментарии.
Войдите или зарегистрируйтесь
еще в рубрике

На Ближнем Востоке и в Азии ищут альтернативы Суэцкому каналу

2024-12-23 Станислав Иванов

Альтернативы Суэцкому каналу начали искать еще в 2021 году, когда один из крупнейших контейнеровозов в мире "Ever Given” сел на мель и устроил морскую транспортную мега-пробку...

Знаете ли вы про геноцид курдов в Османской империи в 1916?

2024-12-17 Kurdistan.Ru

В своих мемуарах Талат-паша, премьер-министр того периода, пишет, что 702,905 курдов были депортированы и что более половины их погибли по дороге по разным причинам...

Эрдоган провоцирует продолжение войны в Сирии

2024-12-16 Станислав Иванов
Эрдоган провоцирует продолжение войны в Сирии

Казалось бы, многолетняя ожесточенная гражданская война в Сирии, унесшая жизни около миллиона сирийцев и разрушившая страну почти до основания, завершилась...

Развяжется ли сирийский узел?

2024-12-12 Станислав Иванов
Развяжется ли сирийский узел?

Сегодняшняя Сирия – это уравнение со многими неизвестными. Некоторые предрекают ей трагическую судьбу Ливии или Афганистана. Вряд ли кто сможет предсказать, что будет в этой стране через месяц или полгода...

Причины падения режима Башара Асада в Сирии

2024-12-09 Станислав Иванов
Причины падения режима Башара Асада в Сирии

То, что режим Башара Асада недолговечен и не пользуется поддержкой подавляющего большинства сирийцев было известно давно. Лакмусовой бумагой для правительства Асада стали события арабской весны 2011 года...

Главное звено шиитской дуги или полумесяца выпало

2024-12-08 Станислав Иванов

Свержение правительства Башара Асада в Сирии стало одним из важнейших событий на Ближнем Востоке со времени начала арабской весны 2011 года...

Кто становится бенефициаром от новой вспышки насилия в Сирии?

2024-12-05 Kurdistan.Ru
Кто становится бенефициаром от новой вспышки насилия в Сирии?

Новое масштабное наступление боевиков радикальных исламистских группировок и отрядов вооруженной оппозиции в провинциях Алеппо, Идлиб и Хама застало правительственные войска и поддерживающие их иностранные шиитские формирования врасплох...

Багдад опасается войны в ливанском стиле. Ирак мобилизует силы для отражения атак Израиля, - Игорь Субботин

2024-11-21 centrasia.org

Ирак начал готовиться к отражению предполагаемых нападений Израиля. Как заявили военные, правительство в Багдаде распорядилось направить к западным рубежам силы быстрого развертывания...

К очередной антикурдской провокации в Турции

2024-10-25 Станислав Иванов
К очередной антикурдской провокации в Турции

23 октября 2024 года в столице Турции Анкаре на объекте аэрокосмической корпорации Tusaş произошел теракт. Трое вооруженных преступников обстреляли один из КПП предприятия и осуществили подрывы взрывных устройств...

Новый кризис на Ближнем Востоке

2024-10-23 Станислав Иванов
Новый кризис на Ближнем Востоке

К великому сожалению, возникший после нападения боевиков ХАМАС и "Исламского джихада" (запрещено в РФ) на Израиль 7 октября 2023 года новый кризис на Ближнем Востоке не только продолжается, но и имеет тенденцию к расширению как по географии, так и по масш

Маховик насилия на Ближнем Востоке продолжает раскручиваться

2024-09-29 Станислав Иванов
Маховик насилия на Ближнем Востоке продолжает раскручиваться

Вслед за громким убийством одного из лидеров радикальной палестинской группировки ХАМАС Исмаила Хании в Тегеране был убит в Бейруте 27 сентября 2024 года в результате серии авиаударов ВВС Израиля лидер ливанской шиитской группировки "Хизбалла"...

Дороже нефти и золота: смогут ли курды, Иран и Турция поделить воду?

2024-09-19 Андрей Сизов, newizv.ru
Дороже нефти и золота: смогут ли курды, Иран и Турция поделить воду?

На днях произошло событие, незаслуженно обойденное вниманием крупнейшими СМИ и мировой общественности. Масуд Пезешкиан стал первым президентом Ирана, посетившим Иракский Курдистан...

Не станет ли Турция "Троянским конем" в БРИКС?

2024-09-18 Станислав Иванов
Не станет ли Турция "Троянским конем" в БРИКС?

Как сообщается в СМИ, Турция подала официальную заявку на вступление в БРИКС и этот вопрос будет рассматриваться уже на октябрьском 2024 года саммите организации в столице Татарстана г. Казани...

Иракский Курдистан как авангард курдского национального движения за свои права и свободы

2024-09-16 Станислав Иванов
Иракский Курдистан как авангард курдского национального движения за свои права и свободы

В отличие от курдов Турции, Сирии и Ирана, которые пока официально не имеют прав даже на культурную национальную автономию, иракские курды смогли добиться статуса субъекта федерации в постсаддамовском Ираке с самыми широкими правами и полномочиями...

Афгано-пакистанские отношения испытываются на прочность

2024-09-10 Станислав Иванов

4-7 сентября 2024 года произошли вооруженные столкновения с применением тяжелого оружия между афганскими и пакистанскими пограничниками и военными...

Скрестить сирийского ежа с турецким ужом вряд ли удастся

2024-08-28 Станислав Иванов
Скрестить сирийского ежа с турецким ужом вряд ли удастся

Российские власти вместе с Ираном и Ираком продолжают прилагать значительные политико-дипломатические усилия по снятию напряженности в турецко-сирийских отношениях, а в идеале, - по восстановлению атмосферы доверия, дипломатических и других отношений межд

16 августа – дата основания ДПК и день рождения ее лидера, Масуда Барзани

2024-08-16 Kurdistan.Ru
16 августа – дата основания ДПК и день рождения ее лидера, Масуда Барзани

78 лет назад, 16 августа 1946 года, в Багдаде состоялось подпольное собрание представителей курдских групп, которое вошло в историю как I съезд "Демократической партии Курдистана" (ДПК)...

О курдском флаге

2024-08-15 Анаре Барие Бала
О курдском флаге

"Я был рождён в тени курдского флага в Мехабаде, и я готов служить и умереть ради этого флага" – Масуд Барзани...

Ирак между молотом и наковальней

2024-08-14 Станислав Иванов
Ирак между молотом и наковальней

Раздираемый внутренними противоречиями Ирак оказался вновь перед дилеммой - выбором своих стратегических внешних партнеров. На их роль претендуют Иран и США...

Ближний Восток вновь на грани большой войны

2024-08-07 Станислав Иванов
Ближний Восток вновь на грани большой войны

Убийство 31 июля 2024 года в Тегеране главы политбюро палестинской радикальной группировки ХАМАС Исмаила Хании и ликвидация в результате воздушного удара Израиля...

Езиды Ирака после геноцида ИГИЛ

2024-08-04 Юрий Дасни
Езиды Ирака после геноцида ИГИЛ

Исламизм — один из самых значимых и трагичных явлений езидского геноцида. Оказавшись в исламском окружении езиды на протяжении всего последнего тысячелетия в регионе своего автохтонного проживания испытывают на себе систематические преследования...

другие возможности
Прямая трансляция KurdistanTV
Прямая трансляция KurdistanTV
Декабрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
2526272829301
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
На правах рекламы
Смотрите канал KurdistanRuVideoNews
Смотрите наш канал на YouTube

Смотрите канал KurdistanRuCollect

Kurdistan Democratic Party

Опросы
Считаете ли вы, что езидский Синджар в ближайшем времени станет безопасным районом?

Да

Нет

Не знаю

На правах рекламы
Kurdistan.Ru в социальных сетях

Наша акция
Спасите Хасанкейф!
Наша реклама
Наши партнеры

Translate this page
Технологии Переводчик

© 2000-2012 Kurdistan.Ru Все права защищены.
Использование материалов, размещенных на сайте Kurdistan.Ru, допускается только с указанием обратной активной ссылки на материал.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Новости
Статьи
Представительство
Диаспора
Фото
Видео
Опросы
Архив
Книги

Разработка, поддержка и поисковая оптимизация осуществляется организацией ICHI Ltd.

Яндекс.Метрика