Посетители в восторге. Зрелище - настоящий праздник для глаз и ушей. Аудиозапись с предельной громкостью воспроизводит грохот пушек и бой барабанов. Султан Мехмед II Завоеватель гордо поглаживает белого туркменского скакуна, византийские стены покоряются напору янычаров. Гигантская круговая диорама взятия Константинопаля – главный экспонат стамбульского Исторического музея, посвященного 1453 году.
После торжественного открытия - самим премьер-министром Эрдоганом - полюбоваться на "завоевание родины" в диораму пришли все школьники Стамбула. "Ты будто находишься на поле боя. Просто невероятно! - восторгается приведший свой класс в диараму учитель Мутлу Туркоглу, глаза которого блестят не меньше, чем у детей. – Юные турки должны гордиться своей историей. Именно это определяет самосознание".
Созданный муниципалитетом Стамбула музей – показатель "оттомании", охватившей всю Турцию. Туркам надоело критиковать и презирать "больного человека Европы", как когда-то назвал их страну Николай I. Они с радостью открывают османское прошлое и с ностальгией взирают на империю, некогда блиставшую от Балкан до Аравии.
"С 1923 года все усилия были направлены на строительство молодой республики и ее будущее, - говорит социолог Нилюфер Нарли. – Из-за этого у нас развился род амнезии. Сегодня мы возвращаемся к более позитивному образу".
Пышные похороны, устроенные в сентябре прошлого года внуку последнего султата Абдулхамида II Эртугрулу Осману – прекрасная иллюстрация возврата симпатий к Османской империи.
В 1924 году Эртугрул был изгнан из Турции вместе с остальными членами семьи султана. Таким образом Мустафа Кемаль, основатель турецкой республики, покончил с остатками империи. 85 лет спустя на похороны наследника престола в Голубую мечеть пришли 10 тысяч турок, в том числе министры правительства.
Пришедшая к власти в 2002 году исламистская Партия справедливости и развития (АКР), восходящая к мусульманской буржуазии, конкурирующей с традиционно светской элитой, сняла с истории Турции груз кемализма.
Новую турецкую дипломатию во главе с Ахметом Давут-оглу, активную как на Ближнем Востоке, так и на Балканах, часто называют "нео-османской". "Турция возвращается в пространство, на котором находилась веками", - подчеркнул недавно Суат Киникли-оглу, пресс-секретарь парламентского Комитета по внешней политике.
"Блистательная Порта" превратилась также в доходную вывеску. Во время Рамадана Burger King предложил меню под названием "Султан". На футболках со стилизованными в духе мусульманского Fantasy янычарами можно прочитать: "Империя контратакует". Турецкая молодежь в восторге от таких вещей. На улицах Стамбула отреставрированы фонтаны, эти жемчужины османской архитектуры, которые в лучшем случае были просто заброшены, в худшем – служили помойкой для жителей квартала.
"Нереалистично мечтать снова стать империей: эпоха другая, актеры сменились", - говорит Гани Мюжде, режиссер нашумевшего фильма "Османская республика", собравшего за 2008 год 1.65 млн. зрителей.
В его исторической фантазии турецкой республики никогда не существовало, а станой, попавшей в полную зависимость от США, управляет выдуманный султан Осман VII, слабый и некомпетентный.
"Я вырос в квартале Фанар в Стамбуле. Среди греков, армян. Евреев и курдов. Это и есть истинное османское наследие. Сегодня нельзя об этом забывать", - говорит режиссер, чьи косовские предки были поддаными султана.
Сегодня подчеркивается не декаданс и ослабление империи в 19 веке, а ее религиозная терпимость – Pax ottomana, царившая над всем Средиземноморьем.
Нежелание многих европейских стран впускать Турцию в Евросоюз только подталкивает турок к мифологизации османского "потерянного золотого века".
"Нам дали понять – "Вы не принадлежите к Европе"", - говорит социолог Нарли. Этот отказ только усиливает желание турок найти утешение национальным чувствам в прошлом. Для многих турецкая идентичность сводится к исламскому государству.
По материалам газеты Le Figaro