Стивен Ли Майерс (Steven Lee Myers),
New York Times,
04/02/2010
Политический кризис в Ираке углубился в среду после того, как аппеляционный суд отклонил запрет на участие сотен кандидатов в предстоящих в следующем месяце выборах из-за того, что они имеют связи с саддамовской партией Баас, а премьер-министр Ирака Нури эль-Малики оспорил это решение аппеляционного суда.
Запрет создал опасность байкота выборов и породил опасения, что их справедливость будет поставлена под вопрос, если политические группы, особенно суннитские, сочтут, что их лишили их гражданских прав. И это подкрепило опасения возобновления насилия, когда начнется вывод американских войск.
Суд также заявл, что он еще раз вернется к рассмотрению запрета после выборов 7 марта, что создает условия для дальнейшей политической нестабильности путем лишения полномочий избранных членов парламента, если их связи с партией Баас будут установлены. Первоначально эта попытка отстранить от участия в выборах более 500 кандидатов – и суннитов, и шиитов, но главным образом, соперников избирательного блока Малики – породила политическую бурю и сильно обеспокоила официальных лиц в США и ООН.
Это решение, принятое комиссией из семи судей, появилось вначале как проявление юридической независимости в условиях все еще молодой демократии. За ним последовали недели закулисных переговоров и дипломатических услий, особенно со стороны администрации Обамы, который направил в Ирак в разгар этого скандала вице-президента Джозефа Байдена.
Когда кризис зашел в тупик, иракские, американские официальные лица и представители ООН обратились к иракской юридической системе за разрешением этого кризиса, с которым политики не могли справиться. «Это решение усилит целостность нашей судебной системы», - заявил Алиях Насииф, член парламента, который вначале оказался в числе попавших под запрет.
Г-н Малики сразу не прокомментировал это решение суда, но по государственной телевизионной сети в среду вечером прошло сообщение, что Малики не считает, что Избирательная комиссия страны связана этим решением аппеляционного суда и что он призвал к чрезвычайной сессии парламента Ирака, чтобы рассмотреть вопрос о запрете на участие указанных кандидатов в выборах.
То, что Малики выступил против решения аппеляционного суда привела к тому, что разразился новы конституционный кризис , на этот раз по поводу несбалансированности властных полномочий ветвей власти. Не ясно, однако, сможет ли Малики заставить парламент отвергнуть решение суда, и даже не ясно, удастся ли ему созвать внеочередную сессию парламента, принимаю во внимание усиливающуюся поддержку решению аппеляционного суда.
«Много вопросов могут быть подняты в связи с этим решением», - сказал одинииз союзников г-на Малики Садык эль-Рикаби (Sadiq al Riqabi). – «Это юридическое решение должно согласовываться с Конституцией. Никто не может отменять какую нибудь из статей Конституции. Лично я опасаюсь, что это политизация вопроса, относящегося к конституции». Юридическое обоснование решения суда, отклонившего запрет на участие депутатов в выборах, не было опубликовано, но многие законодатели уже ставили вопрос о том, каким образом орган со спорными полномочиями, известный как Комиссия по отчетности и законности (the Accountability and Justice Commission) смогла закрыть дорогу к участию в выборах почти каждому шестому кандидату на основании данных, которые никогда ранее не публиковались. Решение аппеляционного суда кажется предотвратило угрозу байкота выборов со стороны, по крайней мере, одной значительной избирательной коалиции, которая больше всех пострадала от этого запрета, - это «Иракия», возглавляемая бывшим премьер-министром шиитом Айядом Аллави. Эта коалиция включает суннитские и светские партии и многими расматривается как самый грозный соперник блока Малики, а также альянса в основном шиитских партий. Бойкот со стороны суннитов первых парламентских выборов в 2005 году стал питательной средой для широко распространившегося среди суннитов чувства, что они лишены гражданских прав и усилил повстанческое движение.
«Это большая победа для демократии, для нас, для Ирака», - сказал Осама Нуджиайфи, парламентарий-суннит от провинции Ниневия в телефонном интервью из Аммана (Иордания), где он сейчас находится.
Даже хотя суд попытался разрешить текущий кризис, заявление, что избирательная комиссия может дисквалифицировать кандидатов после выборов, посеял семена нового кризиса. Помимо оппозиции Малики, в иракском законодательстве нет положения для лишения полномочий избранного лица. Официальные лица из состава избирательной комиссии, на условиях анонимности из-за опасения быть наказанными, заявили, что дисквалификация кого-либо из тех, кто избран законным образом, будет нарушать волю закона.
«Проиграют только избиратели», - заявил этот чиновник.
Но сейчас, по крайней мере, решение суда расчистило сцену для ожесточенной кампании, вернув право участвовать в выборах ряду известных политиков, стремящихся воспользоваться кипящим недовольством в отноешнии правительства Малики, и такеи есть не только среди суннитов.
«Мы не хотим обвинять правительство, но факт в том, что оно нерадиво относится к своим обязанностям», - заявил спикер парламента Айяд эш-Саммарай вождям племен в среду выступив с критикой Г-на Малика за то, что ему не удалось обеспечить безопасность и рабочие места.
Оказалось, что некоторые из тех, кто был дисквалифицирован, имели очень слабые связи, если имели их вообще с партией Баас, которая была единственной политической организацией, которой правительство Саддама Хусейна разрешало существовать, и организацией, которая доминировала в социальной и экономической жизни страны. Процесс отслеживания такого рода связей начался через несколько месяцев после американского вторжения в Ирак в 2003 году, когда партия была запрещена после падения режима Саддама Хусейна.
Возрождение партии Баас кажется невероятным сейчас, но многие из тех, кто соперничает с Малики обращаются к сунитам за поддержкой с симпатией к элементам старой государственной машины, особенно к военным и бывшей государственной элите. Г-н Малики сам подверг критике остатки партии Баас в изгнании, обвиняя их представителей в сговоре с террористическими группами с целью проведения серии разрушительных терактов с авгутса прошлого года.
Многие законодатели обвиняют комиссию в сведении счетов в пользу главных шиитских партий и в интересах Ирана. «Решение комиссии – это меч на моей шее из-за моей оппозиции Ирану», - заявил заявил Дхафир эль-Ани, еще один суннит, который был отстранен от участия в выборах.
Ирак остается так настолько сильно разделенным, что даже выработка правил для проведения выборов – которые первоначально планировались на декабрь, затем на январь – породила много опасностей для большей части прошлого года, сильно парализовало работу парламента. Избирательный закон был заблокирован в течение нескольких месяцев в прошлом году только для того, чтобы быть принятым, затем на него наложили вето, затем приняли и, в конце концов, после еще одного раунда интесивного внешнего вмешательства внесли в него поправки.