Барри Ландо
Удивительно, как Генри Киссинджер смог сохранить свою ауру неукротимого гения международных отношений, продолжая рекомендовать президентам, правительствам иностранных государств и основным глобальным фирмам, что они должны и не должны делать.
Мы видим это, несмотря на собственную его историю монументального циника и двуличного человека, когда он был руководителем внешней политики президентов Никсона и Форда. Действительно, это - дань способностям, которые основные американские СМИ простили и забыли.
Последний пример - фрагмент, где Киссинджер запросто пишет в "Нью-Йорк таймс" предупреждение американским лидерам, чтобы они больше не уделяли Ираку внимания, которого она заслуживает.
Факт, однако, что когда Киссинджер отвечал за политику США в Ираке, результаты для его народа, в особенности курдов, были катастрофическими.
За прошедшие десятилетия донкихотская борьба курдов за ту или иную форму независимости обрекала их на бесконечный цикл восстаний, за которыми следовали невероятно жестокие репрессии.
Эти восстания обычно поощрялись врагами правителей Ирака, которые использовали курдов для дестабилизации режима в Багдаде. Это был беспощадный, лукавый процесс, в результате которого сотни тысяч курдов на протяжении многих лет были убиты и перемещены. И это было идеальное поле для игр Киссинджера.
На протяжении многих лет шах Ирана поддерживал иракских курдов, чтобы оказать давление на Багдад. Так же поступали и израильтяне, которые надеялись отвлечь весьма вирулентного иракского лидера от присоединения к арабским нападениям на еврейское государство. В 1972 году Генри Киссинджер и Ричард Никсон, мотивированные опасениями, что отношения Ирака с Советским Союзом становятся слишком тесными, согласилась на просьбу шаха, помочь вернуть курдов.
Из осторожности, США поставили курдам советское оружие, захваченное во Вьетнаме, в то время как Израиль предоставил советское оружие, которое он захватил в войнах с арабами. По данным журналиста "Вашингтон Пост" Джона Рэндала, эти операции держались в тайне даже от государственного департамента США, который выступал против любой такой поддержки. Новые друзья курдов, однако, не хотели, чтобы их протеже выиграли борьбу. По их мнению, независимое курдское государство было бы слишком разрушительным для всего региона. Их поддержка была тщательно вымеренной, достаточной, чтобы поддержать восстание, но не настолько, чтобы привести его к победе.
Курдский лидер Мустафа Барзани был достаточно прозорлив, чтобы понять, что его люди использовались Ираном, но мог вполне осознать, что его американские сторонники могут быть так же двуличны. "Мы не доверяем Шаху", - сказал Барзани корреспонденту Рэндалу в 1973 году. - "Я доверяю Америке. Америка слишком большая держава, чтобы предать такой маленький народ, как курды ".
Это было роковой ошибкой в оценках. В 1975 году шах и лидеры Ирака неожиданно согласилась урегулировать свои споры и подписали договор о дружбе. Ключевой частью Соглашения было обязательство Ирана немедленно прекратить поддержку иракских курдов. Немедленно, подразделения иранской армии, которые поддерживали курдов - артиллерия, ракетчики, тыловики отступили через границу на территорию Ирана. США и Израиль также внезапно прекратили свою поддержку. В то же время, иракские войска начали массированное наступление против несчастных курдов.
Таким образом, без всякого предупреждения, курды были брошены, не только бойцы пешмарга, но их деревени, жены и дети подверглись свирепому наистку иракцев. Барзани направил отчаянный призыв к Киссинджеру о помощи. "Наше движение и люди подвергаются невероятному погрому при всеобщем молчании. Мы считаем, Ваше Превосходительство, что Соединенные Штаты несут моральную и политическую ответственность по отношению к нашим людям, которые посвятили себя политике вашей страны. Господин министр, мы с нетерпением ждем вашего быстрого реагирования ".
Двенадцать дней спустя, американский дипломат в Тегеране телеграфировал директору ЦРУ Уильяму Колби, отметив, что Киссинджер не ответил, и предупредил, что если Вашингтон "намерен принять меры, чтобы предотвратить массовые убийства, он должен быстро ходатайствовать перед Ираном".
Между тем, четверть миллиона курдов бежали, спасая свои жизни, в Иран. Турция закрыла свои границы для тысяч других людей, ищущих убежища. Многие из оставшихся боевиков, особенно студенты и преподаватели, были захвачены в облаве, устроенной иракцами, заключены в тюрьмы, подвергнуты пыткам и казнены Около 1500 деревень были взорваны и снесены бульдозерами.
В течение следующих недель и месяцев, пока продолжались убийства, Барзани отчаянно призывал ЦРУ, президента Джеральда Форд, Генри Киссинджера. Никто не ответил. Киссинджер не только отказалась вмешаться, но также отклонил повторявшиеся просьбы курдов об оказании гуманитарной помощи для тысяч беженцев.
Эта двуличность американских официальных лиц, возможно, никогда бы не выплыла, если бы не расследование в 1975 году специального комитета Конгресса США по разведке, возглавлявшегося демократом от Нью-Йорка Отсом Пайком. Доклад Пайка приходил к выводу, что для Тегерана и Вашингтона курды никогда не были более чем на картой для игры, "исключительно полезным инструментом для ослабления" потенциального международного авантюризма Ирака. "С самого начала, говорилось в докладе," Президент, д-ра Киссинджер , и Шах надеялись, что наши клиенты [курды Барзани] не одержат победы". Курдов призывали бороться исключительно с целью подрыва Ирака. "Даже в контексте проведения тайных операций, наша была циничным предприятием".
Убийственный выводы доклада, продолжал: если бы США не поощряли курдов идти вместе с шахом и возобновить военные действия в Ираке", курды могли бы достигнуть компромисса с иракским центральным правительством, таким образом, получить по меньшей мере степень автономии, избегнув при этом дальнейшего кровопролития. Вместо этого курды воевали, поддерживая тысячи жертв и 200000 беженцев"
Одним из чиновников, которые давали показания перед комитетом на закрытом заседании, был Генри Киссинджер. Отвечая на вопрос потрясенных конгрессменов о решении США предоставить курдов их кровавой судьбе, Киссинджер упрекнул Комитет, что "не следует путать секретные операции с социальной работой".
Генри Киссинджер и курды
2555 | 0 |