В.П.Юрченко, Iimes.Ru
В январе 2010 в Ираке сохранялась сложная военно-политическая обстановка. Положение дел с обеспечением безопасности в целом оставалось неустойчивым, а в некоторых районах страны ситуация в этой сфере характеризовалась напряженностью. По мере приближения назначенных на 7 марта парламентских выборов в Ираке усиливается противоборство между различными политическими силами, стремящимися упрочить свои позиции с целью завоевания большего числа депутатских мандатов. Внешнеполитическая деятельность иракского руководства по-прежнему была сосредоточена преимущественно на отношениях с соседними государствами и США.
В сфере безопасности в Ираке в январе 2010 года существенных изменений не произошло и ситуация продолжала оставаться хрупкой и нестабильной. По информации иракских правительственных органов, в прошедшем месяце число погибших от различных видов вооруженного насилия среди гражданского населения составило 135 человек (в декабре – 303 человека), а число раненых достигло 620 человек. Кроме того, было убито 54 боевика и террориста, а 681 человек – арестован. Террористические нападения, совершенные в прошедшем месяце, в очередной раз продемонстрировали в целом низкую эффективность работы местных силовых структур.
По данным МВД Ирака, число преступлений, совершенных в стране в 2009 году, увеличилось на 36 проц по сравнению с 2008 годом, и составило около 8,4 тысяч. Из них только треть – теракты. По подозрению в причастности к терроризму в 2009 году были обвинены около 4,2 тыс. человек, которым в вину вменялось участие в примерно 2,98 тыс. террористических акциях. К другим наиболее распространенным правонарушениям относятся убийства, захват заложников, вооруженные грабежи, преступления, связанные с вымогательством и шантажом.
В январе на севере, в центре и на западе Ирака вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия имели место в городах (и прилегающих к ним районах): Багдад, Киркук, Мосул, Эль-Фаллуджа, Карма, Эш-Ширкат, Балад, Туз-Хурмату, Эль-Баадж, Зуммар, Ханакин, Хит, Самар-ра, Эз-Заб, Эль-Мукдадия и в ряде других мест.
По оценке американского военного командования, «сложность ситуации в Северном Ираке означает, что в регионе после выборов 7 марта будет оставаться больше войск США, чем в других районах страны». Речь, прежде всего, идет о четырех провинциях: Найнава, Эт-Таамим, Салах-эд-Дин и Дияла. В настоящее время на территории этих провинций, а также в трех курдских провинциях Дахук, Эрбиль и Сулеймания дислоцируется группировка ВС США численностью 21 тыс. человек.
Сложная ситуация сохраняется в крупнейшем городе иракского севера - Мосуле, где регулярно продолжают совершаться вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия. Особую обеспокоенность у американцев взывает стремление иракского филиала «Аль-Каиды» закрепиться Мосуле и провинции Найнава в целом. Напряженная обстановка сохраняется и в Киркуке. Здесь продолжается противостояние арабского и туркоманского населения с курдами. В городе часто совершаются вооруженные нападения и другие насильственные действия.
7 января турецкая артиллерия обстреляла районы расположения боевиков сепаратистской Курдской рабочей партии в Cеверном Ираке. Вместе с тем, ситуация в Иракском Курдистане в целом остается стабильной.
По инициативе командования ВС США и с согласия правительств Ирака и курдской автономии в провинциях Дияла, Найнава и Эт-Таамим в местах проживания смешанного арабского, курдского и туркоманского населения, и особенно в спорных районах, на владение которыми претендуют как арабы, так и курды, создаются трехсторонние блокпосты с участием военнослужащих ВС США, иракской армии и бойцов курдских вооруженных формирований пешмерга. Здесь также организуется совместное патрулирование, а со временем предполагается создать региональный совместный координационный центр. Все это делается с целью предотвращения столкновений и других инцидентов между правительственной армией и курдскими отрядами и общей стабилизации обстановке на севере страны. В то же время местные арабские политические лидеры негативно относятся к американской инициативе, т. к. видят в ней «де-факто признание курдских территориальных претензий». Кроме того, подчеркивается, что в рядах иракской армии на севере страны служат много курдов, а это ставит под сомнение беспристрастность действий военных. В ряде районов вопрос об организации совместного патрулирования стал предметом острых переговоров между местными властями и военными.
Ситуация в сфере безопасности в Багдаде остается в целом напряженной. В столице 25 и 26 января вновь была совершена серия крупных терактов, в результате которой погибли свыше 50 и получили ранения около 180 человек. Ответственность за эти акции взяла на себя иракская «Аль-Каида». Кроме того, в Багдаде регулярно совершаются небольшие теракты, вооруженные нападения и т. п. В январе обстрелам вновь подвергалась «зеленая зона» в центре столицы, где расположены основные правительственные учреждения и многие иностранные посольства.
Теракты и вооруженные нападения продолжают иметь место в западной провинции Анбар.
В южных районах Ирака положение дел в сфере безопасности в январе в основном характеризовалось относительной стабильностью. Вместе с тем, вооруженные нападения, теракты, другие насильственные действия имели место в городах (и прилегающих к ним районах) Хилла, Кербела (здесь про-изошел крупный теракт) и некоторых других местах. В январе командование ВС США передало под контроль иракской гражданской администрации международный аэропорт крупнейшего города на юге страны – Басры.
Как и прежде, террористы и боевики совершали вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия в отношении иракских политических деятелей различных рангов и ориентации, чиновников центральных и местных органов власти, работников избирательных комиссий, кандидатов в депутаты парламента, религиозных деятелей, военнослужащих правительственной армии, сотрудников полиции и спецслужб, бывших бойцов суннитских отрядов «Сахва», шейхов племен. Нападениям подвергаются представители иракской интеллигенции, иностранцы, работающие в Ираке, предприниматели. Многие теракты совершаются боевиками-смертниками, подрывающими автомашины, начиненные взрывчаткой, в людных местах или вблизи различных государственных учреждений.
После войны 2003 года в Ираке были убиты более 620 врачей и медицинских работников. В январе правительство страны одобрило законопроект, призванный защитить их от вооруженного насилия и тем самым удержать врачей от отъезда за рубеж, а эмигрировавших – побудить к возвращению на родину. Документ, в частности, позволяет медикам иметь оружие для самозащиты.
Не прекращаются похищения людей с целью получения выкупа или по политическим мотивам. В целом похищение людей и рэкет остаются в Ираке прибыльным «бизнесом», борьба с которым не приводит к заметным успехам.
Продолжают иметь место нападения на административные здания, полицейские участки и объекты иракской армии, офисы различных политических партий и организаций, представительства иракских и иностранных фирм, медицинские учреждения, различные экономические объекты.
Власти Ирака серьезно озабочены ростом числа преступлений, в т. ч. терактов, совершаемых лицами, переодетыми в военную или полицейскую форму, которая находится в свободной продаже. Министерства обороны и внутренних дел принимают меры по усилению контроля за хранением и выдачей форменной одежды, что, однако, пока не привело к исправлению ситуации. Не исключено принятие специального закона, запрещающего продажу формы силовых ведомств.
Серьезную угрозу стабильности и безопасности в Ираке продолжают представлять противоречия и враждебность между суннитами и шиитами, арабами и курдами.
Командующий войсками США в Ираке генерал Р. Одьерно считает, что в последнее время действия боевиков местной «Аль-Каиды» мотивируются не столько идеологическими факторами, сколько стремлением к «насилию и деньгам». Вместе с тем, генерал предупреждает, что боевики и террористы все еще представляют серьезную угрозу и в состоянии осложнять обстановку в стране. Генерал Одьерно утверждает, что многие лидеры иракского филиала «Аль-Каиды» - это лица, получившие хорошее образование, а большинство из них – иракцы, а не иностранцы, как это было прежде. Целью экстремистов, по мнению американского командующего, является дестабилизация ситуации в стране на как можно более длительный срок.
По состоянию на 1 января 2010 года в силовых структурах Ирака (вооруженных силах и МВД) числилось около 675 тыс. человек.
По официальной правительственной информации, в январе 2010 года иракские силовики при проведении боевых и специальных операций, а также в ходе повседневной служебной деятельности потеряли убитыми 61 человека (в декабре – 34 человека), в т. ч. 20 военнослужащих и 41 полицейского. Число раненых составило 162 человека, в т. ч. 42 военнослужащих и 120 полицейских.
В январе вертолетные подразделения армии США и ВВС Ирака начали проводить совместные боевые операции.
Продолжается, хотя и медленно процесс интеграции бывших бойцов суннитских вооруженных формирований «Сахва», помогавших американским войскам бороться с «Аль-Каидой», в различные государственные структуры. К настоящему времени трудоустроены примерно 50 тыс. из 96 тыс. бывших бойцов. Так, на службу в МВД приняты до 15 тыс. человек, из них 9,5 тыс. человек – в Багдаде. Кроме того, в столице в гражданском секторе получили работу еще 30 тыс. человек. И если в Багдаде эта проблема решается в целом успешно, то в провинциях она все еще далека от завершения.
В ходе предвыборной кампании оппозиционные партии подвергли правительство острой критике за неспособность создать эффективные армию и полицию, которые могли бы успешно противостоять террористам и обеспечивать безопасность в стране.
25 января был казнен через повешение двоюродный брат С. Хусейна А. Х. аль-Маджид («химический Али») – один из наиболее одиозных деятелей прежнего режима, обвиненный в многочисленных преступлениях против иракского народа, особенно курдского населения.
В январе 2010 года численность группировки вооруженных сил США в Ираке сократилась примерно на 3 тыс. человек. По состоянию на 1 февраля 2010 года в стране находилось около 107 тыс. американских военнослужащих в составе 11 боевых бригад и других частей.
В январе 2010 года в Ираке погибли 5 американских военнослужащих, в т. ч. 2 человека – боевые потери (в декабре – 4 человека, все потери – не боевые). Число раненых в январе составило около 20 человек (в декабре - около 20 человек). Таким образом, общие потери вооруженных сил США в Ираке с 20 марта 2003 года по 31 января 2010 года составили, по уточненным данным, убитыми 4622 человека и ранеными около 31620 человек. Кроме того, один американский военнослужащий продолжает числиться пропавшим без вести.
Президент США Б. Обама 25 января подтвердил, что полный вывод американских войск из Ирака завершится в конце августа 2010 года, однако Соединенные Штаты «будут поддерживать иракское правительство в ходе выборов и помогать гражданам страны в восстановлении мира и благополучия».
1 января 2010 года Командование многонациональных сил – Ирак официально стало называться Командование вооруженных сил США – Ирак. Это связано с тем, что на территории страны остались только американские войска.
В январе морская пехота США официально завершила свою деятельность в Ираке. Из находившихся в стране 23 тыс. морских пехотинцев остались лишь 3 тыс. человек, которые в ближайшее время вернуться на родину. Морская пехота несла службу главным образом в провинции Анбар. Сейчас там дислоцированы части 1-й бронетанковой дивизии армии США.
Интенсивность действий авиации США в Ираке в январе существенно не изменилась. В минувшем месяце американские самолеты и вертолеты ежедневно совершали от 17 до 56 вылетов (в декабре от 39 до 55 вылетов) для поддержки действий наземных войск и обеспечения повседневной деятельности группировки ВС США в стране. Боевая авиация (преимущественно тактические истребители F-16) оказывала поддержку войсковым и анитеррористическим операциям вооруженных сил США и Ирака, прикрывала с воздуха расположение частей американских войск в различных районах страны, наносила удары по базам и лагерям боевиков и террористов, складам оружия и боеприпасов, мастерским по изготовлению взрывных устройств, прикрывала с воздуха передвижение важных транспортных конвоев на автодорогах, вела воздушную разведку противника. Одним из наиболее часто применяемых способов действий авиации США в Ираке является демонстрации силы над неспокойными районами. Для нанесения ударов по противнику использовались авиационные боеприпасы различных типов. Авиация США также регулярно привлекалась к решению поисково-спасательных задач и эвакуации раненых. Транспортные перевозки в интересах американских войск, находящихся в Ираке, выполнялись главным образом самолетами типа С-17 и С-130. Дозаправку горючим боевых самолетов в воздухе производили самолеты-заправщики КС-10 и КС-135.
В тюрьмах и лагерях, контролируемых американскими войсками, продолжают оставаться до 5 тыс. заключенных. Их передача иракским властям должна быть завершена в июле с. г.
Таким образом, положение дел в сфере безопасности в Ираке в январе 2010 года продолжало оставаться сложным и неустойчивым. Американское командование и иракские власти опасаются усиления активности экстремистских сил по мере приближения даты парламентских выборов.
В январе 2010 года обострение предвыборной борьбы значительно ос-ложнило внутриполитическую обстановку в Ираке.
За 325 депутатских мандатов борются около 6500 кандидатов, представляющих 86 политических партий и группировок, 12 предвыборных бло-ков, а также независимые политики. Иракцы, проживающие за рубежом, смогут проголосовать в 16 странах: Сирии, Ливане, Иордании, Египте, ОАЭ, Турции, Иране, США, Австрии, Австралии, Швеции, Германии, Нидерландах, Дании, Великобритании и Канаде.
Политическую ситуацию в стране резко обострило решение Комитета за справедливость и стабильность (более известен как Комитет по дебааси-фикации) отстранить от участия в парламентских выборах более 500 канди-датов, обвиненных в связях с правившей при С. Хусейне, а ныне запрещенной партии Баас. Решение было мотивировано тем, что все эти лица попадают под действие закона по искоренению баасизма.
Премьер-министр Ирака Н. аль-Малики поддержал решение Комитета, заявив, что «не позволит ни одному замаскировавшемуся баасисту прокра-сться в парламент». Однако оппозиционные силы раскритиковали его как не-объективное, политизированное и сделанное в интересах правящей группи-ровки во главе с Н. аль-Малики. Кроме того, оппозиция увидела в этом шаге «грубое попрание демократических устоев» и «дискриминацию суннитской общины».
Со своей стороны, представители правительства заявляют, что среди исключенных кандидатов преобладают шииты, или «примерно равное» число представителей двух общин. Однако при более внимательном изучении «черных списков» становится ясно, что если включенные в него шииты представлены лицами, как правило, малоизвестными, то сунниты в большинстве являются известными и активно действующими политиками. В частности, среди них оказался видный политик-суннит С. аль-Мутлак - лидер Ирак-ского совета за национальный диалог. Он действительно не скрывает своих симпатий к баасистам и является одним из самых ярых критиков правительства Н. аль-Малики. В 2005 году, когда подавляющее большинство иракских суннитов бойкотировало парламентские выборы, С. Аль-Мутлак повел своих сторонников к избирательным урнам и получил 11 депутатских кресел. Ныне С. аль-Мутлак пользуется поддержкой нео- и бывших баасистов, озабоченных засильем шиитов во властных структурах и влиянием через них Ирана на политическую жизнь Ирака. В 2009 году С. аль-Мутлак и его партия вступили во влиятельный оппозиционный блок «Аль-Иракия», в который входят преимущественно светские шиитские силы во главе с бывшим премьер-министром Ирака А. Алауи. Этот блок способен бросить вызов правящей верхушке. Многие в Ираке считают, что попытка нейтрализовать аль-Мутлака может подтолкнуть многих членов суннитской оппозиции к возобновлению вооруженного насилия.
В противостояние между властями и оппозицией вмешался президент Ирака Дж. Талабани, поставивший под сомнение законность вердикта Коми-тета по дебаасификации. По его мнению, «басисты, которые не были тесно связаны с прежним режимом, имеют право участвовать в политической жизни страны», том числе быть избранными в парламент. По мнению Талабани, в стране идет борьба не с баасистами, а против террористов. Президент Ирака также выступил в поддержку участия С. аль-Мутлака в парламентских вы-борах.
Активную деятельность по поиску выхода из создавшейся в Ираке кризисной ситуации предприняли Соединенные Штаты, также опасающиеся нового витка масштабного противостояния между шиитами и суннитами. Вице-президент США Дж. Байден, курирующий иракское направление в вашингтонской администрации, посетил 22 января Багдад, чтобы лично подключиться к посредническим усилиям. Официально Байден утверждал, что дело об отстранении кандидатов – «это иракский вопрос, и он не желает вмешиваться в правовой и конституционный процесс», а в Вашингтоне поддерживают запрет на деятельность в Ираке партии Баас. При этом американский вице-президент призвал сделать предстоящие выборы «транспарентными, справедливыми и заслуживающими доверия» как в стране, так и за ее пределами. Однако багдадские власти по итогам переговоров с Дж. Байденом зая-вили, что проблема не может быть решена путем иностранного вмешательства, а тем более давления, хотя и согласились с тем, что отвергнутые кандидаты могут быть восстановлены в избирательных списках, если они публично осудят «тоталитарный баасистский режим и подтвердят приверженность демократическим принципам». Однако, С. аль-Мутлак, сообщил, что он «никогда не будет подписывать документ», осуждающий партию Баас, так как считает это для себя «постыдным».
Представитель Комитета за справедливость и стабильность 25 января заявил, что принято решение о восстановлении 59 человек в списках кандидатов в депутаты парламента. Отметим также, что 150 политиков из «черного списка» подали апелляцию в судебные органы.
Как видится, шиитский правящий истеблишмент решил непременно добиться гарантированного прохождения в законодательный орган страны максимального числа своих сторонников, а посему пошел на шаги, которые политические наблюдатели рассматривают не иначе, как произвольные. Тем более, что всеми необходимыми инструментами для осуществления подобного рода мер он располагает как по линии правительства и парламента, так и опираясь на ряд им же «изобретенные» с подачи американцев разного рода «комитеты» и «комиссии». Также есть основания полагать, что действия шиитской правящей верхушки ставят под вопрос судьбы курса на достижение в Ираке национального примирения.
В то же время, по информации иракских официальных лиц, представители власти встречались в Сирии, Иордании и ОАЭ с активистами партии Баас и повстанческих группировок в попытке «вернуть их в политический процесс» в стране.
Президент курдской автономии М. Барзани заявил, что альянс ведущих курдских партий – Демократической партии Курдистана и Патриотического союза Курдистана – не будет вступать в предвыборные блоки с другими партиями и коалициями.
М. Барзани в январе посетил Вашингтон, где встречался с президентом США Б. Обамой и вице-президентом Дж. Байденом. В ходе встречи Б. Обама отметил, что американская администрация готова взаимодействовать с властями курдской автономии, а также предложил посредничество США в деле урегулирования разногласий между правительством Иракского Курдистана и центральным правительством в Багдаде на основе положений иракской конституции и в тесном взаимодействии с ООН.
Член Демократической партии Курдистана Р. Н. Шавис в январе был назначен заместителем премьер-министра Ирака. Он занял место Б. Салеха, ставшего главой правительства курдской автономии.
Иракский парламент утвердил в январе бюджет на 2010 год. Его доходная часть установлена в размере 52,8 млрд долларов, расходная - в пределах 72,4 млрд. Дефицит составит 19,6 млрд долларов. В Ираке 95 проц бюджета пополняются за счет доходов от продажи нефти. На покрытие дефицита будут использоваться государственные валютные резервы, а также внутренние и внешние заимствования. Багдад рассчитывает получить 4,5 млрд долларов от МВФ и 2 млрд долларов - от Всемирного банка. В бюджете предусмотрено сокращение на 10 проц заработной платы высокопоставленным чиновникам.
Правительство Ирака 31 января завершило подписание соглашений с иностранными компаниями на разработку нефтяных месторождений страны. Так, в последний день января министерство нефти подписало окончательное соглашение с российским «Лукойлом» и норвежской компанией «Статойл» на разработку супергигантского южного месторождения Западная Курна-2 с оценочными запасами 12,9 млрд баррелей. «Статойл» планирует инвестировать в месторождение 1,4 млрд долларов в течение четырех-пяти лет, а «Лукойл» - до 30 млрд долларов. Всего Ирак заключил 10 соглашений по итогам двух раундов тендера, прошедших в 2009 году, надеясь с помощью иностранных инвестиций повысить добычу нефти до 12 млн баррелей в сутки с нынешних 2,5 млн баррелей. Правительство стремилось заключить все соглашения до парламентских выборов, чтобы показать избирателям, что страну ждет приток инвестиций и рост государственных доходов. В то же время нет никакой гарантии, что правительство, которое придет к власти по итогам выборов, не захочет изменить условия соглашений. Некоторые чиновники уже сейчас называют подписанные контракты незаконными. К политическим рискам, связанным с предстоящими выборами, и продолжающимся в стране насилием, прибавляется коррупция, а обязательства по добыче нефти, которые взяли на себя многие компании, некоторые аналитики считают недостижимыми. Еще одно серьезное препятствие – слаборазвитая инфраструктура Ирака. «Учитывая состояние нефтяной инфраструктуры страны с ржавыми трубопроводами и недостаточным объемом хранилищ, невозможно достичь (добычи в 10–12 млн баррелей в сутки), – сказал председатель нефтегазового комитета парламента А. Х. Балу. – Прежде чем говорить о такой добыче, Ирак должен потратить миллиарды долларов на модернизацию инфраструктуры, строительство хранилищ и трубопроводов».
Таким образом, в январе 2010 года внутриполитическая ситуация в Ираке заметно осложнилась и, как предполагают эксперты, по мере приближения даты парламентских выборов обстановка будет становиться все более напряженной.
В своей внешнеполитической деятельности в январе 2010 года иракское руководство, как и прежде, основное внимание уделяло отношениям с соседними государствами и США.
Президент Б. Обама в январе неоднократно заявлял о приверженности Соединенных Штатов долгосрочным отношениям с Ираком.
8 января на встрече в Багдаде министры иностранных дел Ирака и Ира-на Х. Зибари и М. Моттаки обсудили вопрос о пограничном инциденте, произошедшем в декабре 2009 года, когда иранские военнослужащие заняли участок иракской территории. По итогам переговоров было заявлено о намерении Багдада и Тегерана урегулировать вопросы, связанные со спорными участками границы между двумя государствами, чем займутся специальные технические комитеты.
По заявлению губернатора юго-восточной иракской провинции Майсан, иранские военные в конце января были полностью выведены с территории Ирака в районе нефтяного месторождения Факка. Таким образом, пограничный инцидент был исчерпан.
В январе правительство Ирака направило официальный запрос в МА-ГАТЭ в связи со строительством Ираном ядерного реактора вблизи иракской территории. В документе говорится о намерении Багдада предпринять совместно с МАГАТЭ необходимые шаги с целью «избегания возможных рисков», связанных с этим строительством. Причем иракские шаги «будут зависеть от информации, которую предоставит иранская сторона».
Заметные элементы напряженности, взаимного недоверия и подозри-тельности сохраняются в отношениях Ирака с Саудовской Аравией. В январе 40 видных деятелей саудовского религиозного истеблишмента подписали за-явление, в котором обвинили иракских шиитов в сговоре с йеменскими шиитскими мятежниками с целью свержения правящего в королевстве ваххабитского режима. Кроме того, авторитетный саудовский проповедник Аль-Урефи выступил с оскорбительными выпадами в адрес духовного лидера иракских шиитов аятоллы А. ас-Систани, назвав его «атеистом и пьяницей». Все это вызвало резкие протесты у иракских шиитов, а глава правительства Н. аль-Малики сделал специальное заявление, обвинив саудовских религиозных авторитетов в склонности «к оскорблениям имамов и аятолл, что порождено их ненавистью к шиитам». Н. аль-Малики потребовал от властей Саудовской Аравии «обуздать зарвавшихся проповедников».
Министр иностранных дел Кувейта шейх М. ас-Сабах заявил 17 января, что его для страны главное не то, чтобы Ирак выплатил репарации за оккупацию в 1990-1991 годы (до 25 млрд долл.) и долги времен ирано-иракской войны 1980-1988 годов (16 млрд долл.), а установление с Ираком отношений, основанных на гарантированной безопасности и добрососедстве.
Президент Сирии Б. Асад и король Иордании Абдалла II в совместном заявлении выразили надежду, что предстоящие парламентские выборы в Ираке будут содействовать «единству иракского народа, усилению безопасности и стабильности» в этой стране.
В январе Ирак подписал с Евросоюзом меморандум о «Стратегическом энергетическом партнерстве» на период 2010-2015 годов. В документе определены приоритеты сотрудничества, «принимая во внимание возможную роль Ирака как поставщика природного газа для «Южного коридора». В Брюсселе ожидают, что Ирак «может стать энергетическим мостом между Ближним Востоком, Средиземноморьем и Евросоюзом». Меморандумом определяет также следующие области сотрудничества ЕС и Ирака в энергетике: «развитие энергетической политики для народа Ирака, обеспечение безопасности поставок энергоносителей между Ираком и Евросоюзом, развитие возобновляемых источников энергии и меры по обеспечению энергоэффективности».
Таким образом, в январе 2010 года военно-политическая обстановка в Ираке продолжала оставаться сложной. Нестабильность по-прежнему характерна в вопросах обеспечения безопасности. Однако наибольшие сложности в минувшем месяце имели место в политической сфере, где по мере приближения намеченных на март парламентских выборов обостряется борьба меж-ду различными партиями и группировками. Неурегулированные проблемы политического, территориального и иного характера сохраняются в отношениях Ирака с соседними государствами.