Вадим Макаренко, Kurdistan.ru
Выборы федеральной власти должны завершиться компромиссом, а ее полномочия должны быть урезаны в пользу автономных регионов.Истерика шиитских партий по поводу неудачи с отсечением кандидатов-суннитов от выборов показывает, насколько непроста ситуация в Ираке. В свое время Советский Союз, покидая Афганистан, оставил там хорошо укомплектованную и достаточно обученную армию, но тем не менее режим Наджибуллы был свергнут уже через несколько месяцев, а он сам повешен. Не столкнемся ли мы с подобной ситуацией в Ираке?
Казалось бы, шииты доминируют количественно и политически они останутся у рычагов центральной власти в Ираке и после предстоящих выборов. Тогда откуда предчувствие катастрофы, контуры которой сегодня просматриваются в нежелании допустить арабов-суннитов к сколько-нибудь серьезному участию в государственном строительстве?
Реально у шиитов есть причины для опасений. Иракские арабы-сунниты имеют не только свои собственные значительные людские, финансовые и организационные ресурсы, которые действительно окрашены в цвета партии Баас, они также могут опиреться на практически безграничный людской и финансовый потенциал арабского суннитского мира, поскольку снова оказываются на передовой сдерживания извечного иранского геополитического давления на земли Месопотамии и остального арабского мира.
Если сравнивать суннитов и шиитов с точки зрения их силового потенциала и оценивать политическую ситуацию с точки зрения вытекающего из этого потенциала противоборства, то будущему Ирака не позавидуешь. Но хуже всего то, что обе эти стороны – и арабы-шииты, и арабы-сунниты – не желают реального размежевания в пределах Ирака, т.е. его федерализации, а рассматривают всю страну в качестве приза одному-единственному победителю. Побежденному останутся только кровь и слезы.
Проблема еще в том, что количественный показатель веса религиозных общин, к замеру которого сводятся выборы в такой ситуации, не в пользу суннитов. Поэтому шииты могут доминировать, используя квазидемократические методы, поскольку демократия, особенно в поликонфессиональной и полиэтнической стране, не сводится к выявлению воли большинства: она известна до выборов. Но с учетом веса курдов на уровне федеральной власти возможно воспроизводство патовой ситуации, когда стороны вновь (еще пять лет?) будут сдерживать друг друга, защищая права своих этнополитических регионов или просто конфессиональных общин.
Вся реальная политика может и, видимо, должна быть вынесена на уровень автономных регионов. Но именно таких образований, кроме Регионального Курдистана, нет в Ираке. Их трудно создать в Ираке за пределами Курдистана, поскольку сейчас один, правда, страшно богатый нефтью Киркук, вокруг которого идет спор, дает колоссальное напряжение, а спорных районов в Ираке гораздо больше, как и много там других районов, очень богатых нефтью. Будет жарко, если начать их делить, а делить придется. Может быть, не таким важным покажется даже Киркук. Так, следующий по своему геоэкономическому и геополитическому значению район – это Басра. Да и многие другие иракские территории уникальны по своему геоэкономическому и геополитическому значению.
Эту ситуацию разрядить могла бы федерализация, которая была бы сформулирована как долговременная, а не одномоментная програма. Одномоментным был распад Британской Индии на Индию и Пакистан, который вылился в чудовищное кровопролитие, дальнейший кровавый распад Индии был предотвращен тем, что в процессе федерализации страны, которую ее лидеры вначале и не предполагали проводить, были созданы лингвистические (этнические) штаты. Многие территории вначале получили статус федеральных и пребывали в этом статусе достаточно долго прежде, чем обрели автономный статус.
Речи не может быть о замедлении процесса вокруг Киркука, решение которого предмет спора уже нескольких десятилетий и уже закреплено в 140 статье Конституции, которая должна остаться краеугольным камнем нового, демократического и федеративного Ирака. Но в пределах остальной иракской территории размежевание должно быть неспешным, хотя базовые (не обремененные территориальными спорами) территории должны обрести автономный статус как можно скорее. Многие вопросы мог бы снять федеральный закон о нефти.
Ситуация в Ираке сильно разрядится, если после выборов 7 марта сложится правящая коалиция, с одной стороны, нацеленная на федерализцию страны, с другой, подобно курдским партиям, способная демократически править в своем регионе. Выборы 7 марта должны закончиться достижением межконфессионального (и межэтнического) компромисса, а не победой какой-то одной партии или этноконфессиональной группы, как это было после выборов 2005 года, чтобы ситуация в Ираке не пошла по афганскому пути, которым чревата непримиримость позиций шиитов и суннитов.