Каракуш, Ирак,
9 февраля 2010, Нью-Йорк Таймс, Стивен Ли Маерс
(Steaven Lee Myers)
Выборы в прошлом году нового губернатора и совета провинции породили политический тупик из-за этнических трений. Бойкот заседаний совета третью его депутатов, начавшийся летом, мешает работе правительства провинции тогда, как иракцам обещали, что выборы улучшат его работу.
Коммунальные услуги остаются неудовлетворительными, а экономика слабой. Насилие, хотя и уменьшилось, но не смягчилось, и действует разрушающе на этот перекресток, где сходятся народы и веры, на равнине, где Арабский Ирак встречается с Курдскими горами.
«Это все из-за демократии, что принесли американцы», - говорит Хусейн Махмуд Ахмед, по национальности шабак, относящийся к этническому меньшинству, которое проживает на равнине.
Это суждение все чаще можно слышать по всему Ираку по мере того, как страна готовится избрать новый парламент 7 марта. Выборы – третьи со времени американского вторжения в 2003 году – считаются критически важными для создания единого, функционирующего демократического государства. Здесь в Ниневии, хотя как и везде, выборы высвечивают тревожащую тенденцию к распаду Ирака.
Ливан – модель, о которой часто вспоминают иракцы, демократия, результатом которой стало противостояние этнических и конфессиональных партий, разделенных до выборов в такой же степени, как и после них, приведшее к усиливающемуся политическому параличу. Другой пример – Босния. Когда вопрос стоит о земле и границе, которые оспаривают друг у друга арабы и Региональное правительство Курдистана, различия в позициях становится столь же непреодолимыми, как между израильтянами и палестинцами.
Когда федеральное правительство начало строительство текстильной фабрики в деревне г-на Ахмеда Барталла (Bartallah), расположенной в той части провинции, что контролируют курды, Региональное правительство Курдистана остановило реализацию этого проекта из-за того, что он создает рабочие места для рабочих, которые лояльны Мосулу, населенной в основном арабами столице провинции.
В Каракуше вопрос о собственности на землю политически стоит столь остро, что местный совет создал «черную книгу», чтобы записывать имена всех христиан, которые продали свою землю «чужакам».
«Мы живем как голуби среди волков», - говорит Стаифо Джамиль, глава местного совета, который представляет Каракуш, христианский город, который живет в таком страхе, что он создал свою собственную нерегулярную милицию, чтобы быть на чеку.
Иракская демократия еще молода и по сравнению с другими странами региона она остается самой конкурентной, если не совсем непредсказуемой. Но апатия и разочарование среди избирателей уже начало пускать корни и здесь. Выборы на местах, откладываемые на месяцы из-за споров в Багдаде, стали местом столкновения не идей, а уловок с помощью которых выборы проводятся и распределяются парламентские места.
Процесс дисквалификации кандидатов, имевших связи с саддамовской партией Баас, вышиб из списка по меньшей мере 10 кандидатов, связанных с губернатором Атилом эль-Нуджаифи (Atheel al Nujaifi), арабом-суннитом, который стремится восстановить доминирование арабов в этой, все еще разделенной провинции. Среди этих кандидатов мэр Мосула Зухар эль-Араджи (Zuhar-al Araji ), который одно время тесно сотрудничал с американскими военными. Провинция Ниневия остается расколотой, это началось с 2003 года, на арабские и курдские районы. Напряженность столь высока, что американские военные в этом месяце стали входить в состав сил и той и другой стороны, чтобы следить за порядком на линии разделения, вдоль которой установили новые контрольные пункты.
Политики и той и другой стороны линии раздела жалуются на ограничения, с которыми они сталкиваются на чужой стороне: оскорбления кандидатов, давление на партии, насилие. Когда сам г-н Нуджаифи недавно пересек неофициальную границу по пути в Тэль Каиф (Tall Kayf), его конвой был забросан камнями и помидорами и на небольшое время задержан курдскими пешмерга. В прошлое воскресенье вечером женщину, которая выдвигала свою кандидату в составе светской коалиции, куда входят г-н Нуджаифи и бывший премьер-министр Айяд Аллави, была застрелена около ее дома в Мосуле.
Избрание г-на Нуджаифи в прошлом году породило надежды, что отстранение суннитов от участия в политике в Ниневии, что подпитывало вооруженное сопротивление, подходит к концу и меру по примирению принесут положительные результаты.
Вот почему в интервью часто выражается надежда, что предстоящие выборы принесут лучшие результаты.
«Ничего не произойдет», - говорит Салех Хасан Али эль-Джубури (Saleh Hassan Ali al Jubouri), мэр Аш Шуры ( Ash Shura), города, на арабской стороне Тигра, недалеко от древних руин Калху, или Нимруда.
«Мы знаем, какая часть принадлежит курдам, а какая – Ниневии», - говорит он, когда его спрашивают, как результаты мартовских выборов могут повлиять на территориальный спор, который расколол провинцию. Он повторил с видимым сожалением: «Ничего не произойдет».
Поразительно то, насколько строго иракцы намерены голосовать по своей идентичности, несмотря на то, что агитационная кампания обращается к чувствам (обще)национального единства.
Все вопросы – коммунальные службы, экономическое развитие, безопасность – кажутся зависящими от идентичности также, как от политики. «Первой – этническая принадлежность, второе – партия», - вот как Хосро Горан (Khasro Goran), главный курдский руководитель в провинции видит предстоящий выбор.
Новый парламент Ирака будет включать 31 депутата от Ниневии, и г-н Горан рассчитывает, что основная курдская коалиция в провинции получит 10 мест, основываясь не на опросах общественного мнения, а на предполагаемой доле курдов в составе населения провинции. Малочисленные этнические и конфессиональные меньшинства провинции Ниневия – езиды, шабаки и христиане – имеют зарезервированные места в парламенте для своих представителей.
Г-н Горан, который возглавляет бойкот провинциального совета, обвиняет губернатора и его партию в возросшем отчуждении, заявляя, что стабильность в Ниневию придет только с уважением к партиям меньшинства, подобных его партии.
Он также считает, что вопрос о границе Ниневии на севере с тремя официально признанными курдскими провинциями запутан из-за тупика в отношениях между правительством Нури эль-Малики в Багдаде и Региональным правительством Курдистана президента Масуда Барзани, которые спорят о пределах федерализма в Ираке. Это, как и местные споры, придает курдскому бойкоту непреходящий характер. Но для того, чтобы стать лояльной оппозицией в Ниневии, может быть придется признать политическую власть Мосула над всей территорией провинции.
«Некоторые проблемы носят местный характер, другие – общеиракские», - заявил г-н Горан в столице Курдистанского региона Эрбиле, говоря о спорах, которые терзают Ниневию. – «И мы вынуждены платить за это».
Халис Ишо (Khalis Isho), кандидат из Каракуша, рассчитывающий завоевать одно место для христиана в парламенте, говорит, что политические лидеры страны не справились с задачей привнесения в страну демократических прав и представительного правительства, не смогли уяснить, что выборы – это только часть демократии.
«Я не верю, что мы уменьшим масштабы террористической активности до тех пор, пока не изменится подход к этим вопросам в Ираке в целом и в Мосуле в частности, до тех пор, пока политики не поймут, что мир в Мосуле означает мирное сосуществование».