Роберт Дрейфус, «The Nation»
До выборов в Ираке осталось менее месяца - то есть, если они действительно пройдут, как запланировано, 7 марта - а дела идут от плохого к худшему.
В прошлом месяце неизбранная комиссия, организованная в первые дни американской оккупации Ирака - Комиссия справедливости и ответственности опубликовала шокирующий запрет более чем 500 кандидатам, участвующим в выборах, включая ряд членов нынешнего состава парламента, баллотироваться на переизбрание. Эта комиссия, преемник старой комиссии по дебассизации, контролируется Ахмедом Чалаби и одним из его близких друзей, Али аль-Лами.
Чалаби, милый Бушу в эру неоконсерваторов, которые проталкивали Чалаби в качестве лидера Ирака после 2003 года, имеет давние тесные связи с Тегераном, и в этом случае запрет поразил тех иракских политиков, которые активнее всего выступают против растущего влияния Ирана в Ираке.
На прошлой неделе иракский апелляционный суд, казалось, отменил запрет. Его действия последовали за визитом в Багдад вице-президента Джо Байдена, который взял на себя иракский портфель от Обамы; Байден давил на иракцев, чтобы они восстановили кандидатов. После решения апелляционного суда, американские официальные лица поздравили себя. "Мы с удовлетворением восприняли решение, принятое ранее на этой неделе о восстановлении 500 имен из списках на предстоящих выборах", сказала Хиллари Клинтон.
Но все не так просто. В соответствии с решением суда, правительство Ирака - под руководством шиитских-сектантской коалиции, тесно связанной с Ираном - потребовало, чтобы решение апелляционного суда было отменено. Али аль-Даббаг, один из ближайших помощников премьер-министра аль-Малики, назвал отмену запрета "незаконной и не конституционной". Другой помощник аль-Малики призвал к высылке посла США Кристофера Хилла, который якобы лоббировал за кулисами, добиваясь снятия запрета. И сам Малики обрушился на Хилла: "Мы не позволим, чтобы американский посол Кристофер Хилл выходил за рамки своей дипломатической миссии." Малики начал работать с лидерами своей коалиции, членами парламента, с верховным судом, чтобы обеспечить сохранение введенного Чалаби запрета.
Вмешательство США в политику Ирака показывает, что, несмотря на присутствие более чем 100.000-ных войск США, влияние Америки в Ираке быстро исчезает, а Ирана растет. Соединенные Штаты не так уж много могут сделать по этому поводу. Как только Джордж Буш принял судьбоносное решение смести правительство Ирака и посадить в Багдаде проиранских изгнанников, жребий был брошен. Президенту Обаме не остается иного выбора, кроме как собрать вещи и уйти.
Но те, кто оказались конечными адресатами вдохновленного иранцами зла, чувствует себя обманутым и брошенным. Бывший премьер-министр Ияд Аллави, чей ключевой партнер по коалиции, Салех аль-Мутлак, была запрещен, обрушился на комиссию Чалаби: "Комиссия справедливости и ответственности фактически является тайной полицией. Мы не знаем, кем эти члены являются или, как они были назначен. Мы знаем только, что они – главные виновники". Он обвиняется в КСО в "фабрикации отчетов". Многие из светских политиков, сунниты, анти-иранские шииты, и те, кто выступает против правительства Малики, хотят, чтобы США вмешались от их имени, в том числе через скрытую поддержку их партий, но это, кажется, отсутствует в планах – и это не было бы хорошей идеей.
Тем не менее, действия КСО является маккартистскими. В конечном итоге, они любых оппонентов нынешней правящей элиты объявляют членами партии Баас. Светские политики, националисты, бывшие баасисты низкого ранга, диссидент-баасисты, которые вышли из партии в 1970-е годы (такие, как Аляуи и Мутлак), и многие другие подаются как кровавые преступники и "Саддамисты". Тот факт, что Малики опустились до такого мелочного и ожесточенного навешивания ярлыков - сигнал, что премьер-министр отказался от любого рода попытки подняться над сектантством, чтобы стать национальным лидером. Для выборов, по крайней мере, Малики связал его судьбу с проиранской кликой.
Конечно, есть еще выборы. Как отнесутся иракские избиратели, в том числе 60 процентов иракцев, которые являются шиитами, к тому что Малики размахивая в кровавым флагом баасизма, неясно. Кроме того, вполне возможно, что запрет на сотни кандидатов будет снят, но время уходит. Бюллетени не напечатаны. Кампания, начало которой запланировано на 7 февраля, была отложена до конца этой недели, в лучшем случае. И нанесен ущерб. Малики, Чалаби, и их друзья в Тегеране отравила атмосферу выборов 7 марта. Единственный оставшийся вопрос – является ли доза смертельной?
Ирак: от плохого к худшему
2107 | 0 |