Выдержки из доклада Начальника национальной разведки США Дениса Блэра «Ежегодная оценка угроз разведывательным сообществом США», представленный в сенатский комитет по разведке 02 февраля 2010 г., с.с. 22-25
Позитивные тенденции в сфере безопасности в Ираке последнего года продолжились и уровень насилия остался на его самой нижней отметке начиная с 2003 года. Хотя есть периодические всплески в проведении нападений, террористические и повстанческие группы были неспособны достичь своих целей в разжигании этноконфессиональной напряженности или парализации деятельности правительства Ирака, и мы оцениваем, что они вряд ли смогут это сделать и в будущем по трем главным причинам:
- Первая, Аль-Каида в Ираке (AQI) испытывает финансовые трудности, трудности с рекрутированием новых членов и продолжающимся неприятием суннитами этой группы, что ограничивает возможности АКИ подорвать деятельность правительства Ирака или получить широкую поддержку арабов-суннитов для создания Исламского калифата. Несмотря на ее провалы, мы считаем, что АКИ сохранит приверженность проведению террористических нападений в обозримом будущем. В это же время повстанцам из числа арабов-суннитов недостает сплоченности для того, чтобы (реально. – прим. Пер.) угрожать центральному правительству Ирака, и мы считаем, что насильственное сопротивление арабов-суннитов будет ослабевать без американского (военного. – прим. Пер.) присутствия как общего для них мобилизующего фактора.
- Вторая, иракское правительство и иракское общество продемонстрировали высокую стойкость перед лицом атак АКИ. Несмотря на разрушительные теракты, направленные против правительственных зданий в 2009 году, мы не заметили каких-либо признаков появления угрозы возникновения конфликта внутри общества – таких как ответное насилие, повторное появление милицейских формирований среди населения, или усиление межконфессиональных обвинений – которые наблюдались после терактов с большим числом жертв в 2006 году.
- Последняя. Силы безопасности Ирака (СБИ) продолжают улучшать свою тактическую подготовленность и боевую эффективность и обеспечили безопасность в большинстве городских районов после вывода 30 июня (2009 года. – прим. Пер.) американских войск из иракских городов.
Хотя мы считаем, что Ирак будет способен удержаться на в целом безопасном пути, это будет зависеть от того, насколько эффективно будущее правительство Ирака будет разрешать вопросы, связанные с напряженностью в отношениях между арабами и курдами; сможет ли оно продолжить интегрирование арабов-суннитов в политический процесс; и от способности Сил безопасности Ирака бороться с угрозами государству. Два ключевых события в 2010 году – мартовские парламентские выборы 2010 года и вывод в августе американских боевых соединений – будут важными показателями способности нового правительства приспособиться к конфликту, как и управлять и сдерживать его.
Курдско-арабская напряженность потенциально способна сбить Ирак с в целом позитивной траектории развития, в том числе может дать старт конфликту между основными этноконфессиональными группами в Ираке. Многие факторы, задающие арабо-курдскую напряженность, - спорные территории, разделение доходов и контроль над нефтяными ресурсами, интеграция сил пешмерга в федеральные структуры – все еще нуждаются в проработке, и просчеты. И неправильное восприятие ситуации с любой стороны чревато опасностью непреднамеренной эскалации насилия. Американское участие в разрешении этих проблем – будет оставаться критически важным в предотвращении кризиса в этой сфере.
Темпы спада повстанческой активности будут в основном зависеть от примирения арабов-суннитов с правительством, экономических возможностей, и от того реализуются или нет надежды, которые сунниты возлагают на общенациональные выборы. Правительство с преобладанием шиитов, повторно избранное, которое решит вернуться политике подавления суннитов, толкнет суннитов к тому, чтобы вновь начать рассматривать насилие как эффективное средство для достижения их целей.
Иран продолжает обучать, оснащать и финансировать отобранные группы шиитской милиции для оказания силового давления на американские военные силы. Наиболее опасные группы вероятно продолжат нападения на Коалиционные силы до их полного вывода из Ирака.
Силы безопасности Ирака справляются с операциями по обеспечению безопасности после вывода американских войск из городов и самостоятельно проводят большинство операций против повстанцев, но они все еще создают достаточные возможности в других сферах, включая тыловое обеспечение, разведку и наблюдение.
На политическом фронте, иракские политики активно участвуют в кампаниях и создании коалиций накануне выборов в парламент, намеченных на март. Позитивно то, что политики из всех иракских партий отреагировали на результаты выборов в провинциальные органы власти в январе 2009 года работой над созданием межконфессиональных коалиций, но некоторые принципиальные вопросы в проведении выборов остаются нерешенными. Недавняя попытка отстранить от участия в выборах кандидатов и партии, которые собирались побороться за голоса избирателей на мартовских выборах , а также продолжающиеся этноконфессиональные трения могут затемнить перспективы прозрачных (гласных) и широко признанных с точки зрения принятия их результатов выборов. Проблемы с ратификацией закона о выборах прошлой осенью указывают на возможные поствыборные вызовы их законности со стороны недовольных или непрошедших в парламент партий. Иракские партии и коалиции после выборов похоже столкнутся с затяжными переговорами с целью формирования правительства, которые будут осложняться переменами, которые предполагает конституция Ирака. После выборов иракские лидеры будут вынуждены выполнить положение, заложенное в конституции, и заменить нынешний президентский совет, в котором есть президент и два вице-президента, имеющих право вето, президентом в единственном числе.
Общее состояние экономики Ирака, вероятно, останется многовекторным. Ирак завершил работу над одним нефтяным контрактом и готовится к заключению еще девяти других контрактов с нефтяными консорциумами, чтобы расширить развитие некоторых из крупнейших иракских месторождений. Эти контракты потенциально способны создать многие тысячи новых рабочих мест в иракском нефтяном и других секторах и стимулировать экономический рост. Предполагаемая добыча нефтяных компаний достигнет приблизительно 12 миллионов баррелей в день в течение десятилетия по сравнению с нынешними 2,4 миллиона баррелей в день, однако этого будет сложно достичь из-за инфраструктурных и институциональных ограничений.
Бюджет Ирака на 2010 год предполагает увеличение капитальных расходов на 60% с увеличением средств, выделяемых министерствам нефти, электроэнергетики, добычи природных ископаемых, водных ресурсов, здравоохранения и образования. Однако Ирак вероятно будет продолжать бороться в ближайшее время за привлечение иностранных инвестиций, необходимых для восстановления инфраструктуры и для экономического роста в за пределами нефтяного сектора. Создание рабочих мест останется сложной задачей в обозримом будущем, учитывая чрезмерную зависимость страны от нефтяного сектора, возможности которого по созданию рабочих мест ограничены.
Последние оценки роста реального ВВП в 2010 году, сделанные Международным валютным фондом, дали 5 – 6 процентов. Инфляция будет падать, она сократилась приблизительно до 5% в ноябре 2009 года по сравнению с 13% в ноябре 2008 года.
Перевод: В.Макаренко, Kurdistan.Ru