Рудик Яралян, NEWS.am
Курдско-еврейские отношения, а также их влияние на политический расклад сил на Ближнем Востоке — тема малоизученная, но от того не теряющая своей важности. Курдский фактор во внешней политике Израиля занимал и занимает особое место. И этому не стоит удивляться, поскольку в текущих реалиях курды и их борьба в странах региона — мощнейший элемент, определяющий не только внутреннюю стабильность этих стран, но и, возможно, их будущие границы.
Еще до образования государства Израиль в 1948 г. еврейские политические деятели уже определили основные векторы внешней политики будущего государства на Ближнем и Среднем Востоке. В дальнейшем многие из предрешенных направлений были выражены в концепции внешней политики Израиля, в которой особое место заняла «Периферийная стратегия» (Peripheral Strategy). В этой связи придавалось важное значение оказанию еврейским государством финансово-экономической и военно-технической поддержки религиозно-этническим меньшинствам Ближнего Востока.
Уже в 1950-е гг. Израиль делал попытки установить связи с курдскими организациями региона, обсуждались даже вопросы по поставке израильских боеприпасов курдам. Этому последовали вооруженные выступления иракских курдов против центральных властей Багдада. В течение 14 лет борьбы израильская Моссад, американское ЦРУ и иранская САВАК проявляли некоторую активность в населенных курдами областях Ирака, а 1960-е гг. они совместными силами создали особую разведывательную службу Парастин, подчиняющуюся Демократической партии Курдистана. Примечательно то, что в своей политике в отношении курдов Израиль смог эффективно использовать потенциал стран, где проживало большое количество курдов, — Турции и Шахского Ирана. 28 августа 1958 г. было также подписано совершенно секретное соглашение между Моссадом и Службой национальной безопасности Турции.
29 августа 1980 г. бывший премьер-министр Израиля Менахем Бегин впервые официально заявил о том, что в 1965—1975 гг. Израиль оказывал поддержку иракским курдам, обеспечивая их оружием и предоставляя советников по финансовым и военным вопросам. Это было косвенным «вызовом» Турции и свидетельствовало о том, что принципы тайной дипломатии в отношении курдов вступили в новую качественную фазу. Выступление премьера совпало с наступлением новой волны курдского движения в 1980-е гг., но на этот раз — в Турции под руководством Курдской рабочей партии.
В феврале 1982 г. была опубликована статья израильского журналиста и бывшего сотрудника Министерства иностранных дел Одеда Йинона под названием «Стратегия Израиля в 1980-е гг.». Статья была напечатана в издании «Кевуним», принадлежащем информационной службе Всемирной сионистской организации, в котором автор анализирует региональные вызовы и процессы, делая в итоге заключение, что в новых геополитических условиях Израилю следует быть более решительным в оказании поддержки национальным меньшинствам региона. А для этого видится необходимым воспользоваться религиозно-этническими проблемами в арабских и других мусульманских странах (наверное, имеется в виду также Турция) и, насколько возможно, раздробить эти государства на более мелкие единицы. В вышеупомянутой статье бывшего дипломата, напечатанной в авторитетном издании «Кевуним», наилучшим образом выражены акценты «Периферийной политики», занимающие важное место во внешней политике Израиля.
О. Йинон открытым текстом говорит также о том, что с точки зрения курдского фактора Ирак, Иран и Турция довольно-таки уязвимы. Однако, принимая во внимание ряд обстоятельств, например иранское происхождение курдов и огромный опыт Турции в подавлении национальных меньшинств, он советует в дальнейшем ставить акцент на идее раздробления Ирака и создания трех суверенных государств:
а) на севере — курдское государство с центром Мосул;
б) в центральной части — суннитское государство с центром Багдад;
в) на юге — шиитское государство с центром Басра.
В 21-м веке, когда уже стало реальностью военное присутствие США в Ираке, выгладят более чем реалистичными израильские программы по перекройке границ на Ближнем Востоке, в которых курдский фактор имеет ключевое значение. А о том, что Израиль давно заинтересован в перекройке границ, свидетельствует также программное выступление бывшего министра обороны Израиля А. Шарона в декабре 1981 г., в котором говорилось о том, что оборонные интересы государства не ограничиваются прямой конфронтацией с соседними странами, но они включают в себя также Пакистан, Северную Африку и другие регионы африканского континента.
В этом контексте заслуживает внимания карта, опубликованная Р. Питерсом в августе 2006 г. под названием «Новые границы Среднего Востока», подлинным автором которой, как считает М. Гусман, является основатель партии «Ликуд» А.Шарон. Эта карта является программой, предопределяющей внутренние и внешние границы общего государства «Соединенные Штаты Среднего Востока» по принципу родственных связей и схожести верований. В 1990-е гг. стали заметными первые попытки осуществить эту программу, когда в Израиле стали проводить исследования наследственности, в результате чего была опровергнута прежняя теория о «Cohen Modal Haplotype». В этой теории представлена новая комбинация хромосом, которая, как раньше думали специалисты, свойственна только евреям. В 1998 г. в журнале «Научные открытия» К. Скорецки выразил идею о том, что представители других национальностей тоже могут иметь «CMH». А в 2001 г. группа исследователей из Израиля, Германии и Индии сделала примечательное заявление о том, что евреи и курды находятся в родственной связи.
Однако следует отметить, что все это лишь неудачные попытки удалить курдов из арийской (индоевропейской) семьи, чтобы сблизить их с семитами, евреями. По законам наследственности родственные связи могут относиться к семьям, к родам, но не к этническим группам или нациям. Что же касается объединения этнических групп и наций по схожести верований (религиозная принадлежность), то это устаревшая ценность цивилизации, которая противоречит идее естественной среды обитания при формировании наций, и поэтому не может отвечать требованиям нынешнего мира.
Таким образом, не обеспечивая официального сотрудничества с курдами на высоком уровне, Израиль все же развивает многослойную политику в этом направлении, приоритетность которой для Израиля не раз доказывала история. Фактически, создание в будущем курдского государства на Ближнем Востоке может окончательно изменить распределение сил в регионе: в первую очередь, оказываются под ударом турецко-израильские отношения, так как Турция не готова воспринять курдский элемент как активный фактор на Ближнем Востоке, а Израиль — как союзника курдов.