А.K. Лукоянов Институт Ближнего Востока
Проблемы отношений между Израилем и Иракским Курдистаном, которые все больше привлекают внимание исследователей, уходят в относительно далекое и в то же время в недавнее прошлое. Все, что сегодня журналисты пытаются представить в виде какой-то сенсации (будь то военное сотрудничество с курдами или развитие экономических связей и т.п.), на самом деле, не более чем продолжение и развитие старых теоретических и практических «наработок» обеих сторон. Явление это вполне естественное и закономерное.
Интерес Израиля к Курдистану определяется в настоящее время рядом факторов. Еврейское государство всегда было заинтересовано во вполне определенных переменах в регионе с целью создании благоприятных условий для обеспечения своих военно-политических и экономических интересов. Одним из необходимых шагов в этом направлении Израиль считал изменение политического режима в Ираке, а проще говоря, свержение режима Саддама Хусейна. Кроме того, накануне американского вторжения в Ирак в Израиле уже рассматривался вопрос о том, как поправить свои экономические дела за счет Ирака.
В одной из публикаций того периода под названием «Американский "план Маршалла" для Ирака и израильская экономика» читаем: «В последнее время мы слышим тысячи слов о плачевной экономической ситуации в Израиле, и многие аналитики считают, что в будущем будет еще хуже. Некоторые предполагают, что именно на экономической почве уже начался процесс развала правительства Шарона. Однако вполне возможно, что они ошибаются. Если в ближайшем будущем американцы претворят в жизнь свои планы по атаке на Ирак, это может кардинальным образом изменить экономическую ситуацию в Израиле». Тогда же просчитывалась в очередной раз возможность формирования новой геополитической ситуации. Когда Ирак будет расчленен, потребуется создание новой инфраструктуры для этих частей страны, обеспечение «70 тысяч солдат, в основном американских».
Многие видели в этой роли Израиль как «единственную страну на Ближнем Востоке», у которой есть для этого необходимые технологии и люди, способные быстро решить эти задачи. Тем более что американцы на тот момент как будто уже подсчитали, что в течение первых десяти лет «нового Ирака» они должны будут инвестировать в него, по крайней мере, 15–20 миллиардов долларов. Это очень хорошие деньги, которые можно частично «освоить». Кроме того, по некоторым израильским данным, туркмены и курды тогда уже выразили принципиальное согласие на сотрудничество с Израилем. В планы израильтян в Курдистане входило, например, создание «системы сотовой телефонии» по аналогии с той, что создана ими в Иордании. К тому же трубопровод с иракской нефтью также может пройти через израильскую территорию к Средиземному морю. «Если все эти планы будут реализованы, израильская экономика сможет перейти от упадка к росту и расцвету»(1).
После свержения режима Саддама Хусейна Иракский Курдистан (в дальнейшем будем именовать его просто «Курдистан») превратился в своеобразное государство, располагающее собственной законодательной и исполнительной властью (президент — Масуд Барзани), администрацией, флагом, гимном, армией и даже валютой. Несмотря на то, что курдская валюта является пока скорее символом, чем веским платежным средством, тем не менее ее наличие свидетельствует о том, что курдские лидеры не намерены возвращаться к прежнему государственному устройству Ирака.
По данным бахрейнской газеты «Ахбар аль-Халидж», курдские партии Д. Талабани — Патриотический союз Курдистана (ПСК) и М. Барзани — Демократическая партия Курдистана (ДПК) в одностороннем порядке заменили название страны «Республика Ирак» на «Федеративная Республика Ирак», и это новое название теперь используется в официальных документах на всей территории, контролируемой курдами(2). Примечательно также, что когда летом 2005 г. Джалал Талабани, президент Ирака (!), присутствовал на церемонии инаугурации новых парламентариев Национальной ассамблеи Курдистана в Эрбиле, иностранным наблюдателям бросалось в глаза, что флаг Ирака — страны, которую формально возглавил Талабани, — отсутствовал в зале, где проводилась церемония(3).
Кстати, интересно отметить, что курды приветствовали и попытку ввести в Ираке новый государственный флаг, бело-голубой, чем-то напоминающий израильский, но с голубым полумесяцем, который якобы утвердил 26 апреля 2004 г. Высший управляющий совет Ирака(4). Правда, от этого проекта пришлось отказаться.
В настоящее время в Ираке сложилась такая ситуация, когда лидеры двух основных курдских партий — ДПК и ПСК — стали президентами и в этом качестве формально руководят всей территорией Ирака. При этом они опираются, естественно, прежде всего на собственные курдские вооруженные формирования и на американские войска, без всесторонней поддержки которых они существовать просто не могут.
Конечно, курды рассчитывают на поддержку Израиля. И это не случайно. Как писал еще в 1996 г. известный курдовед М.С. Лазарев, «события в Курдистане не только косвенно, но и прямо затрагивают государственные интересы Израиля, … борющегося с постоянной угрозой своей внешней и внутренней безопасности». Анализируя развитие арабо-израильского конфликта и курдского движения, автор отметил, что у курдов и израильтян — один общий враг: «агрессивный панарабизм». Для обоих народов угрозу с 60-х гг. представляли ультранационалистические «партии арабского социалистического возрождения», пришедшие к власти в Сирии и Ираке. Примечательно, что режимы в этих странах характеризовались автором как «диктаторские режимы откровенно фашистского типа», которые совершенно не случайно проводили одновременно политику геноцида в отношении курдов и «наиболее непримиримый и последовательный антиизраильский курс». На основании изложенного в статье материала М.С. Лазарев делает интересный вывод: «И курды, и Израиль остро нуждаются в местных и постоянных союзниках, чьи геополитические интересы в регионе в обозримом будущем не могли бы угрожать ни одной из сторон. И найти таких союзников они могут только друг в друге». Тем более если учесть геополитическое положение территории проживания курдов и наличие там богатых природных ресурсов, в том числе нефти (главным образом в районе Киркука в Иракском Курдистане) и пресной воды. Кроме того, территорию Курдистана «пересекают нефтепроводы, другие важнейшие коммуникации, соединяющие все страны западноазиатского региона, а также верховья и среднее течение его главных рек — Тигра и Евфрата»(5).
Кроме того, следует отметить, что связи курдов с Израилем имеют очень давнюю историю, о которой надо сказать хотя бы коротко, поскольку эти исторические связи призваны быть не просто реанимированными, но их, видимо, предполагается модернизировать и сделать активным элементом израильского присутствия в Курдистане. Напомним, что на территории современного Ирака евреи жили с библейских времен, со временем так называемого вавилонского пленения (VI в. до н.э.). В основном — в Курдистане, главным образом в районе городов Киркук, Мосул, Сулеймания, Эрбиль. Интересно, что с середины XVI в. у евреев Курдистана и близлежащих областей пользовались известностью раввины из семейств Баразани, поскольку раввин и каббалист Шмуэль бен Нетанэль ха-Леви Баразани (1560–1630?) был духовным главой курдских евреев.
В Израиль, а точнее, на территорию Палестины, называвшуюся Эрец Исраэль, эти евреи начали переезжать еще в начале XVI века. В начале XX в. в Иерусалиме (в районе нынешнего рынка Махане-Иехуда) обосновалась община курдских евреев со своей синагогой (построена в 1908 г.). Они занимались преимущественно физическим трудом; и поныне их число среди грузчиков в Иерусалиме значительно. После убийства в 1912 г. в Курдистане 12 евреев алия курдских евреев усилилась. К 1916 г. в Эрец Исраэль их насчитывалось 8560 человек. В 1920–1926 гг. в Эрец Исраэль поселились 1,9 тыс. курдских евреев. Антисионистская пропаганда в Ираке в конце 1920-х — начале 1930-х гг. усилила новую волну репатриации. В 1935 г. в страну прибыли 2,5 тыс. курдских евреев. В том же году часть их основали мошав Элрои (назван в честь Д. Алрои; ныне в пределах Кирьят-Тив‘она). Нелегальная алия курдских евреев продолжалась и позднее. В 1950–1951 гг. почти все евреи Иракского Курдистана репатриировались в ходе операции «Эзра и Нехемия» (поселились в основном в Иерусалиме и его округе)(6).
Однако израильтяне никогда не намеревались вывозить всех евреев из Ирака и Курдистана. Они оставили там своих людей, обеспечивавших их хотя бы какой-то информацией о ситуации в регионе. Интересно, что якобы «последний еврей-беженец» (вымышленное имя Джекоб, 55 лет) выехал из Багдада только в марте 2003 г., накануне американских бомбардировок города. Причем с большими мерами секретности его поселили почему-то в какой-то европейской стране. Видимо, это очень важная персона, так как Общество помощи еврейским иммигрантам (HIAS) сразу же стало добиваться предоставления Джекобу специального статуса через Верховный комиссариат ООН по делам беженцев. Примечательно, что этот еврей работал в одном из государственных учреждений и незадолго до бегства из Ирака вышел на пенсию. По данным Еврейского комитета по распределению (JDC), во всем Ираке оставались еще 35 евреев, которым якобы был запрещен выезд из страны, что представить себе довольно сложно в условиях арабской действительности. К тому же, по данным некоторых СМИ, иракское правительство выделяло средства, например, на содержание еврейских кладбищ. Саддам Хусейн даже оплатил реставрацию синагоги и прислал туда вооруженную охрану, после того как палестинский террорист убил двух евреев и двух мусульман накануне Суккота в октябре 1998 г. Может быть, все-таки некоторые евреи оставались в Ираке по доброй воле, поскольку Ирак является, с точки зрения представителя HIAS, «колыбелью еврейской цивилизации». Представитель этой организации так и сказал: «Горькая ирония заключается в том, что эта территория — колыбель еврейской цивилизации, отсюда все начиналось»(7).
Сделать теперь это можно, например, через курдов, которых не так давно признали в Израиле даже генетически близкими к евреям. Опять же в преддверии подготовки к американскому вторжению в Ирак, в 2001 году, были опубликованы результаты исследований проекта профессора Ариеллы Оппенгеймер (Ariella Oppenheimer) из Еврейского университета в Иерусалиме. Оказалось, курды наиболее похожи на еврейский народ генетически. «Мы были поражены, когда узнали, что между евреем и курдом имеется больше генетической общности, чем между евреем и его арабским соседом», — сказала Ариелла Оппенгеймер(8). Именно такие результаты генетических исследований чрезвычайно важны для привлечения на свою сторону курдов, заинтересованных в развитии отношений с Израилем. Более того, подобные открытия призваны разрушить иранскую позицию в отношении курдов, в соответствии с которой курды относятся к иранской группе народов и рассматриваются как естественные союзники персов. Мы не знаем пока иранского ответа, но убеждены, что он очень критический. Кстати сказать, в этом контексте становится еще более ясно, почему в последние годы в Исламской республике Иран (ИРИ) стали придавать большое значение современным исследованиям в области генетики с привлечением иностранных специалистов, в том числе и из России.
Ориентация Израиля на курдов, конечно, вполне понятна. Иных союзников, кроме турок, у него здесь просто пока нет и быть не может. Конкурентов же и врагов — гораздо больше. Курдские же евреи давно обосновались в Израиле, и, конечно, маловероятно, что кто-нибудь из них сегодня захочет вернуться в Курдистан — на родину предков. Потому израильтяне давно работали именно с курдами. Например, иракским курдам Израиль оказывал помощь еще в 70-е гг. в их борьбе с Багдадом. Наряду с проамериканским шахским режимом Ирана, он принимал участие в создании курдского разведывательного агентства «Парастин», которое использовалось для дестабилизации багдадского режима.
После вторжения американцев в Ирак в 2003 г. курдов стали все чаще обвинять в сотрудничестве с Израилем. Хотя такого рода обвинения формально должны быть лишены оснований. Ведь сотрудничают же с Израилем другие страны мира, в том числе и мусульманские.
Стремление курдов к самостоятельному и многостороннему развитию отношений со всеми странами мира вполне естественно, и никто не может лишить их этого права. Правда, при условии, что курды выступают в данном случае от имени самостоятельного государственного образования. Таковым, похоже, и становится Курдский автономный район Ирака (КАР). По крайней мере, таковым его хотят видеть курдские лидеры, которым американцы этого делать пока не позволяют. Эти лидеры стараются придерживаться собственного политического курса, отвечающего интересам, как они считают, всего курдского народа. Ради этого они идут на всевозможные союзы с теми силами, от которых могут получить реальную помощь в деле реализации курдской мечты — создания самостоятельного независимого государства.
В качестве одной из таких влиятельных сил курды давно рассматривают государство Израиль. 1 декабря 2005 г. в израильской газете «Едиот ахронот» («Yedioth Ahronoth») появился материал, свидетельствующий о том, что израильский спецназ тайно обучает иракских курдов «борьбе с терроризмом», что фактически лишь подтвердило ранее опубликованную информацию о подготовке спецподразделений курдов израильтянами. Этим уже давно нельзя было никого удивить, хотя СМИ почему-то подхватили именно эту информацию. Тем не менее в этом издании указывается даже, что специалисты из Израиля с опытом службы в элитных военных частях организовали в пустынной части Курдистана крупный тренировочный лагерь, где проходят обучение местные «спецназовцы». Раскрывается даже «секрет» о том, что «сотрудничество в оборонной сфере держится в тайне, и израильские инструкторы проникают в Ирак через границу с Турцией под видом специалистов по сельскому хозяйству или инженеров-строителей».
Но гораздо больший интерес представляет то, что израильские компании (а не отдельные частные лица), по соглашению с курдским руководством, работают на севере Ирака. Причем активно участвуя не только в подготовке и оснащении курдских сил безопасности, но и в строительстве международного аэропорта в городе Эрбиле, а это очень большие деньги. Тем более что этот аэропорт рассматривается курдами как очередной шаг к обретению независимости. Кроме того, в курдские районы Ирака поставляются тонны оборудования военного и полувоенного назначения: системы модернизации автоматического оружия, бронежилеты, средства связи, транспорт и даже… служебные собаки. И все это тоже не бесплатно! В числе компаний-поставщиков называются Motorola Israel и Magalcom Communications and Computers, суммы контрактов составляют уже сотни миллионов долларов.
По сведениям «Едиот ахронот», с курдским руководством сотрудничает некая израильская компания, основанная бывшим шефом израильской разведки «Мосад» Дани Ятомом, который позже продал свои акции в связи с избранием в кнесет. Важно, однако, не то, кто основал эту компанию, а то, что эта кампания оказывает консультации по стратегическим вопросам в сфере экономики и безопасности, что опять же стоит очень больших денег! Правда, почему-то в качестве комментария приводится только мнение министерства обороны Израиля, в соответствии с которым подобного рода деятельность, если она действительно имеет место, не санкционирована израильскими властями и носит сугубо частный характер. «Мы не давали разрешения израильтянам работать в Ираке, и вся эта деятельность, если она действительно имеет место, является частной инициативой, ответственность за которую лежит на самих работниках и их работодателях», — говорится в заявлении израильского оборонного ведомства(9).
Как бы там ни было, но курды рассчитывают, и не без основания, на поддержку не только государственных структур Израиля, но и тех ста тысяч курдских евреев этой страны, которые ранее проживали на территории Курдистана. И такое сотрудничество, причем именно всестороннее, похоже, будет в дальнейшем только развиваться, несмотря на противодействие со стороны Ирана и ряда арабских государств.