В. П. Юрченко Институт Ближнего Востока
В феврале 2010 военно-политическая обстановка в Ираке продолжала оставаться сложной, а ситуация в сфере безопасности в целом сохранялась неустойчивой. Главные события в стране были связаны с активно проходив-шей предвыборной кампанией перед назначенными на 7 марта парламентскими выборами и обострившейся в этой связи конкурентной борьбой между различными политическими силами Ирака. Внешнеполитическая деятельность иракского руководства накануне выборов стала менее активной.
В феврале 2010 года положение дел в сфере безопасности в Ираке осложнилось, однако значительного обострения обстановки по мере приближения даты парламентских выборов не произошло, хотя очень многие эксперты не исключали подобного варианта развития событий. Властям и ведущим политическим силам страны при содействии американских войск в целом удалось удержать ситуацию под контролем. Тем не менее, по признанию главы иракского МВД Дж. аль-Булани, в стране сохраняется серьезная угроза со стороны террористов и криминальных структур. Проблемы обеспечения безопасности и постоянная угроза новых терактов в связи с предстоящими выборами в Ираке остается предметом особой обеспокоенности ООН, говорится в докладе, подготовленном генеральным секретарем этой организации Пан Ги Муном.
По информации иракских правительственных органов, в феврале число погибших от различных видов вооруженного насилия среди гражданского населения возросло, составив 211 человек (в январе – 135 человек), но число раненых уменьшилось, составив 414 человек (в январе – 620 человек). Кроме того, было убито 52 боевика и террориста (в январе – 54), а 661 человек – арестован (в январе – 681 человек). Террористические акты и вооруженные нападения, совершенные в прошедшем месяце, вновь продемонстрировали сохраняющуюся низкую эффективность работы местных силовых структур.
В феврале на севере, в центре и на западе Ирака вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия имели место в городах (и прилегающих к ним районах): Багдад, Киркук, Мосул, Карма, Туз-Хурмату, Халидия, Канаан, Кубайса, Рашидия, Рава, Эль-Юсифия, Тармия, Рамади, Мадаин, Эль-Каим, Бухриз, Эль-Хадита, Эт-Таджи, Талль-Афар, Тикрит и в ряде других мест.
На севере Ирака в районах совместного проживания арабского и курдского населения продолжается совместное патрулирование войск США, иракской армии и курдских вооруженных формирований «пешмерга». Целью этого мероприятия является предотвращение столкновений и других инцидентов между арабами и курдами. Общая численность патрулирующих сил составляет 1350 человек.
Сложная ситуация сохраняется в крупнейшем городе иракского севера - Мосуле, где регулярно продолжают совершаться вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия. Напряженная обстановка сохраняется и в Киркуке. Здесь продолжается противостояние арабского и туркоманского населения с курдами.
Ситуация в сфере безопасности в Багдаде остается в целом напряжен-ной. В столице 1 февраля был совершен крупный теракт, в результате которого погибли свыше 54 и получили ранения 127 человек. Кроме того, в Багдаде регулярно совершаются небольшие теракты, вооруженные нападения и т. п. В феврале обстрелам вновь подвергалась «зеленая зона» в центре столицы, где расположены основные правительственные учреждения и многие иностранные посольства.
Теракты и вооруженные нападения продолжают иметь место в западной провинции Анбар.
В феврале в южных районах Ирака ситуация заметно осложнилась в дни шиитской религиозной церемонии «ашура», когда было совершено не-сколько терактов и обстрелов паломников, что привело к гибели около 100 человек и ранениям до 300 человек. И это, несмотря на то, что для обеспечения безопасности церемонии и участвовавших в ней паломников были привлечены свыше 30 тыс. полицейских и военнослужащих. На юге страны в минувшем месяце вооруженные нападения, теракты, другие насильственные действия имели место в городах (и прилегающих к ним районах) Кербела, Эн-Наджаф, Амара, Эль-Куфа, Али-аш-Шарки и некоторых других местах.
Ситуация в Иракском Курдистане в феврале стала более напряженной, что связано с предвыборной кампанией, однако крупных насильственных акций в регионе отмечено не было.
Как и прежде, террористы и боевики совершали вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия в отношении иракских политических деятелей различных рангов и ориентации, чиновников центральных и местных органов власти, работников избирательных комиссий, кандидатов в депутаты парламента (в основном суннитов), религиозных деятелей, военнослужащих правительственной армии, сотрудников полиции и спецслужб, бывших бойцов суннитских отрядов «Сахва», шейхов племен. Нападениям подвергаются представители иракской интеллигенции, иностранцы, работающие в Ираке, предприниматели. Многие теракты совершаются боевиками-смертниками (зачастую – женщинами), подрывающими автомашины, начиненные взрывчаткой, в людных местах или вблизи различных государственных учреждений.
Одной из наиболее опасных профессий в Ираке остается врач. Из-за многочисленных актов насилия в 2003-2008 годы эмигрировали из страны или были вынуждены оставить работу примерно 8 тысяч из 15,5 тыс. иракских врачей. К концу 2009 года 1480 человек возобновили медицинскую практику. В условиях острого дефицита медицинских работников в стране власти принимают различные меры с целью поощрить возвращение врачей на работу. Так, в провинции Васит юго-восточнее Багдада зарплата врача в зависимости от специальности эквивалента 850-1700 долларов США, врачам выделяются средства на наем жилья и автомобиля. Тем не менее, в регионе не хватает кардиологов, гинекологов и врачей других специальностей.
Продолжаются целенаправленные нападения на иракских христиан. Так, в Мосуле в феврале погибли 12 местных христиан, а всего с 2003 года число убитых христиан в Ираке составило 200 человек. Руководство общины, не надеясь на меры со стороны иракских властей, призывает обеспечить хрстианам международную защиту.
Не прекращаются похищения людей с целью получения выкупа или по политическим мотивам. В целом похищение людей и рэкет остаются в Ираке прибыльным «бизнесом», борьба с которым не приводит к заметным успехам.
Продолжают иметь место нападения на административные здания, по-лицейские участки и объекты иракской армии, офисы различных политических партий и организаций, представительства иракских и иностранных фирм, медицинские учреждения, различные экономические объекты. В феврале вновь был совершен подрыв нефтепровода (недалеко от Багдада), что привело к остановке работы местного нефтеперерабатывающего завода. Также в прошедшем месяце обстрелам подверглись некоторые базы американских войск.
Серьезную угрозу стабильности и безопасности в Ираке продолжают представлять противоречия и враждебность между суннитами и шиитами, арабами и курдами.
По оценке главы Объединенного центрального командования ВС США генерала Д. Петрэуса, в Ираке отмечается прогресс в борьбе против местного филиала «Аль-Каиды», хотя эта группировка «все еще представляет угрозу».
12 февраля лидер иракской «Аль-Каиды» А. О. аль-Багдади заявил о готовности экстремистов сорвать парламентские выборы в стране «всеми возможными способами, преимущественно военными». Багдади назвал пред-стоящие выборы «политическим преступлением», организованным шиитами.
По заявлениям американского командования, Иран продолжает финансировать, обучать и оснащать шиитские вооруженные группировки в Ираке. Часть этих группировок была разгромлена иракской армией при помощи ВС США, но оставшиеся продолжают действовать, в т. ч. активно применяя раз-личные самодельные взрывные устройства.
С целью предотвращения использования террористами и боевиками форменной одежды власти приказали портным и торговцам шить и продавать ее только лицам, имеющим право на ее ношение, подтвержденное соответствующими документами.
С целью предотвращения терактов, вооруженных нападений и других насильственных действий иракские власти в дни, непосредственно предшествующие парламентским выборам, намереваются ввести в крупные города дополнительные сил армии и полиции. Решением специально созданного правительством Высшего комитета по обеспечению безопасности выборов в период с 6-го по 8-е марта во всех населенных пунктах будет действовать комендантский час с 12-ти часов ночи до 5-ти часов утра. Гражданским лицам, имеющим лицензированное оружие, запрещено его ношение в этот период. В провинциальных центрах и других городах будет запрещено движение транспорта с 5-ти часов утра 7-го марта до 5-ти часов утра 8-го марта. В период с 7 по 8 марта власти закроют воздушное пространство страны, морские порты, автодорожное сообщение между провинциями. В городах будет резко ограничено автомобильное движение и запрещено движение грузовиков грузоподъемностью более одной тонны, мотоциклов, велосипедов и гужевого транспорта.
В феврале существенных изменений в численности иракских ВС и МВД не произошло. По состоянию на 1 марта 2010 года в силовых структурах страны числилось около 675 тыс. человек.
В прошедшем месяце значительно возросли потери иракской армии и МВД. Так, по официальной правительственной информации, в феврале 2010 года иракские силовики при проведении боевых и специальных операций, а также в ходе повседневной служебной деятельности потеряли убитыми 141 человека, в т. ч. 45 военнослужащих и 96 полицейских (в январе - 61 человека, в т. ч. 20 военнослужащих и 41 полицейский). Число раненых составило 270 человек, в т. ч. 115 военнослужащих и 155 полицейских (в январе - 162 человека, в т. ч. 42 военнослужащих и 120 полицейских).
Министр обороны Ирака А. К. Джасим считает, что вооруженные силы страны смогут завершить программу модернизации не ранее 2020 года, т. е. значительно позже 2011 года, когда должен быть завершен вывод из Ирака американских войск.
По мнению командующего войсками США в Ираке генерал Р. Одьерно, иракский военный бюджет «все еще ограничен» и стране потребуется от 5 до 10 лет, чтобы недавно заключенные нефтяные контракты обеспечили правительство дополнительными средствами для закупок вооружения. Генерал также полагает, что хотя местные силовые структуры в последние годы «серьезно прогрессировали», Ираку все же потребуется в перспективе по-мощь для защиты от внешних угроз.
25 февраля иракское правительство приняло решение о возвращении в вооруженные силы 20,4 тыс. офицеров, служивших ранее в армии С. Хусейна. Это решение, как считают оппозиционные политики, является со стороны премьер-министра Н. аль-Малики «еще одним шагов в предвыборной борьбе» и имеет цель привлечь дополнительные голоса суннитов. Со своей стороны, А. аль-Лами, председатель Комиссии по справедливости и ответственности (Комиссии по дебаасификации) потребовал очистить армию и спец-службы от лиц, связанных с правившей до 2003 года партией Баас. Аль-Лами передал в министерства обороны и внутренних дел, а также в службу национальной разведки список из 480 человек, которых обвиняют в связях с партией Баас.
Американские военные специалисты полагают, что иракские ВВС все еще находятся на «самой ранней стадии развития», а их строительство идет медленно. Военной авиации необходимы «больше профессионализма и больше техники». А пока она «не может быть фактором, который будет обеспечивать безопасность страны. В то же время американцы опасаются, что поступление на вооружение ВВС Ирака ударных самолетов (речь идет о намерении Багдада приобрести истребители F-16) может обострить внутри-политическое положение страны, в частности, негативно сказаться на решении противоречий между арабами и курдами. Поэтому, как сообщается, ВВС США планируют поставить Ираку легкие штурмовики, «но не экспортировать F-16».
В феврале США завершили поставку иракским ВВС партии из восьми учебно-тренировочных самолетов Т-6А «Тексан» II.
Иракская военная делегация в феврале посетила Пакистан. В Исламабаде иракцам предложили широкую и разнообразную помощь в деле подготовки военных кадров. Пакистан, начиная с 2005 года, поставлял Ираку стрелковое оружие и боеприпасы, бронетранспортеры и специальные машины для полиции.
В феврале 2010 года численность группировки ВС США в Ираке сократилась примерно на 11 тыс. человек и впервые с 2003 года снизилась до уровня менее 100 тыс. человек. По состоянию на 1 марта 2010 года на иракской территории находилось около 96 тыс. американских военнослужащих.
В феврале 2010 года в Ираке погибли 5 американских военнослужащих, в т. ч. боевые потери – 1 человек, (в январе – 5 человек, в т. ч. боевые потери – 2 человека). Число раненых в феврале составило около 20 человек (в январе - около 20 человек). Таким образом, общие потери вооруженных сил США в Ираке с 20 марта 2003 года по 28 февраля 2010 года составили, по уточненным данным, убитыми 4627 человека и ранеными около 31640 человек. Кроме того, один американский военнослужащий продолжает числиться пропавшим без вести.
Соединенные Штаты приняли решение переименовать военную операцию в Ираке с «Иракской свободы» на «Новый рассвет». По мнению главы Пентагона Р. Гейтса, новое название операции призвано «посылать четкий сигнал» о серьезности корректировки целей и задач американского военного присутствия в стране.
Численность американских войск в Ираке к августу 2010 года может быть сокращена до 50 тыс. человек. Однако, при обострении ситуации в стране командование может рекомендовать руководству США замедлить темпы вывода войск. По мнению генерала Р. Одьерно, «если в течение первых 60 дней после выборов мы столкнемся с существенным ростом насилия, это потребует сохранения присутствия американских сил». В то же время генерал считает, что 50 тыс. американских военнослужащих, обучающих и помогающих иракцам, достаточно для поддержания порядка в стране в случае необходимости. Командование также высказывает пожелание оставить боевые части на севере Ирака, где обстановка все еще остается нестабильной. Кроме того, Р. Одьерно высказал предположение о том, что «небольшой» контингент ВС США может остаться в Ираке и после 2011 года. Это связано с тем, что иракцам может потребоваться помощь и консультации в освоении поставляемого американцами вооружения и военной техники. Но окончательное решение по данному вопросу, как заявил генерал, должно принять иракское правительство.
Интенсивность действий авиации США в Ираке в январе существенно не изменилась. В минувшем месяце американские самолеты и вертолеты ежедневно совершали от 34 до 55 вылетов (в январе от 17 до 56 вылетов) для поддержки действий наземных войск и обеспечения повседневной деятельности группировки ВС США в стране. Боевая авиация (преимущественно тактические истребители F-16) оказывала поддержку войсковым и анитеррористическим операциям вооруженных сил США и Ирака, прикрывала с воз-духа расположение частей американских войск в различных районах страны, наносила удары по базам и лагерям боевиков и террористов, складам оружия и боеприпасов, мастерским по изготовлению взрывных устройств, прикрывала с воздуха передвижение важных транспортных конвоев на автодорогах, вела воздушную разведку противника. Наибольшая активность американской авиации отмечалась в районе городов Мосул и Амара. Одним из применяемых способов действий авиации США в Ираке является демонстрации силы над неспокойными районами. Авиация США также регулярно привлекалась к решению поисково-спасательных задач и эвакуации раненых. Транспортные перевозки в интересах американских войск, находящихся в Ираке, выполнялись главным образом самолетами типа С-17 и С-130. Дозаправку горючим боевых самолетов в воздухе производили самолеты-заправщики КС-10 и КС-135.
Таким образом, ситуация в сфере безопасности в Ираке в феврале 2010 года стала более сложной, но в целом не вышла из-под контроля иракских властей.
Внутриполитическую обстановку в Ираке в феврале 2010 года определял ход развернувшейся в стране предвыборной кампании к парламентским выборам 7 марта и связанная с ней жесткая конкурентная борьба между различными политическими партиями и движениями.
Официально предвыборная кампания в стране началась 12 февраля. Всеми вопросами, связанными с подготовкой и проведением выборов, занимается Независимая высшая избирательная комиссия, созданная в 2007 году как «нейтральный избирательный орган». Комиссия имеет свои представительства во всех 19 иракских провинций. Право голоса в Ираке имеют 19 млн человек. Кроме того, возможность проголосовать имеют право 1,4 млн иракцев, проживающих за рубежом. Для них созданы избирательные участки в 16 странах (см. обзор за январь 2010 г.). В самом Ираке создано около 10 тыс. избирательных участков, на которых имеется примерно 54 тыс. урн для голо-сования.
Отметим, что предвыборная кампания в Ираке проходит очень сложно, в условиях обострившегося противостояния между суннитами и шиитами, острой конкурентной борьбы между политическими группировками, большинство из которых имеет отчетливо выраженную конфессиональную и этническую ориентацию. Причем нынешнюю предвыборную ситуацию от 2005 года отличает твердая решимость суннитов принять самое активное участие в выборах. Сунниты учли уроки предыдущего голосования, когда из-за объявленного ими бойкота выборов они во многом оказались отодвинуты на задворки политической жизни Ирака.
В стране отмечены многочисленные случаи предвыборного вандализма, когда плакаты политических партий и их кандидатов срывались, замазывались грязью, сжигались. Нередки и случаи появления надписей с угрозами жизни и требованиями к кандидатам отказаться от участия в выборах. В значительной степени все это относится к противостоянию суннитских и шиитских сил. Также отмечены частые случаи «покупки» голосов будущих избирателей.
Острая борьба, переросшая в политический кризис, развернулась во-круг вопроса об отстранении от участия в выборах более 500 кандидатов, обвиненных в связях с бывшей правящей партией Баас, среди которых оказалось несколько видных суннитских политиков.
3 февраля Независимая аппеляционная комиссия отменила решение Комиссии по дебаасификации и признала право исключенных кандидатов на участие в выборах. Однако правительство Н. аль-Малики назвало это решение незаконным. Резко негативно отнеслись к такому повороту событий и ведущие шиитские партии и движения, назвавшие решение аппеляционной комиссии «реабилитацией баасистов». Сторонники партии «Ад-Даава», которую возглавляет Н. аль-Малики и приверженцы радикального шиитского лидера М. ас-Садра провели в Багдаде и Басре массовые демонстрации про-теста с требованием отмены постановления аппеляционной комиссии.
В урегулировании кризиса вокруг отстраненных кандидатов самое активное участие приняли США, не одобрившие дискриминационные меры иракских властей. Активную посредническую деятельность развернул американский вице-президент Дж. Байден, который курирует в вашингтонской администрации иракские дела. Командующий ВС США в Ираке генерал Р. Одьерно заявил, что отстранение кандидатов-суннитов стало результатом деятельности агентов влияния Ирана, а руководители Комиссии по дебаасификации А. Чаляби и А. аль-Лами тесно связаны с иранской организацией «Кудс» Один из вице-президентов страны суннит Т. аль-Хашеми, находившийся в начале февраля с визитов в США встретился в Вашингтоне с президентом Б. Обамой и вице-президентом Дж. Байденом, обсудив с ними ситуацию в Ираке. Т. аль-Хашеми назвал решение Комиссии по дебаасификации «необязательным» для избирательной комиссии.
В итоге, мобилизовав все имеющиеся возможности, в т. ч. административный ресурс, правительство Н. аль-Малики фактически не допустило реализации решения Независимой аппеляционной комиссии. 177 человек из «черного списка» обжаловали решение об их отстранении от участия в парламентских выборах в суде, но лишь 26 из них смогли добиться положительного вердикта. Еще 67 бывших кандидатов «простила» Комиссия по дебаасификации. Таким образом, свыше 300 политиков, в т. ч. суннитские лидеры С. аль-Мутлак и Д. аль-Али все же были исключены из списков кандидатов в депутаты.
Н. аль-Малики заявил, что исключение кандидатов не было направлено против суннитов, а было превентивной мерой против возрождения идей баа-сизма. По мнению же зарубежных политических наблюдателей, развернувшаяся в стране «охота» на бывших баасистов «уже бросила первую тень» на парламентские выборы, которые, как считается, должны стать проверкой для иракской демократии.
Партии, чьи кандидаты были исключены из списков для голосования, не стали прибегать к бойкоту выборов и в большинстве случаев заменили выбывших лиц новыми, продолжив участие в предвыборной кампании. Так, лидер Фронта национального диалога (ФНД) С. аль-Мутлак, исключенный из списков кандидатов, первоначально заявил, что ФНД, входящий в блок «Аль-Иракия», будет бойкотировать выборы, но затем изменил свое решение, сообщив, что Фронт продолжит борьбу за голоса избирателей, и призвал своих сторонников участвовать в голосовании.
Аналитики считают, что глава иракского правительства Н. аль-Малики, возглавляющий коалицию «Государство закона», чувствует себя накануне выборов вполне уверенно и решительно настроен на победу. Он повсеместно позиционирует себя в качестве общенационального лидера, который в со-стоянии гарантировать безопасность в стране и ее успешное развитие. Коалиция «Государства закона» объявила себя «широким общенациональным фронтом, не ограниченным конфессиональными рамками». В ее рядах объединились 39 политических партий и группировок, в т. ч. ряд крупных суннитских объединений, что значительно упрочило позиции проправительственных сил.
Оппозиция, в т. ч. шиитские политики подвергли правительство Н. аль-Малики резкой критике, обвинив многих его министров в коррупции, ошибках в деле обеспечения безопасности, а самого премьера - в претензиях на авторитаризм.
По данным опросов, проведенных в Ираке во второй половине февраля, за коалицию «Государство закона» изъявили желание отдать свои голоса 29,9 проц. избирателей, а за ее главного соперника – светский либерально-патриотический альянс «Аль-Иракия», возглавляемый бывшим премьер-министром страны А. Аллауи, намерены проголосовать 21,8 проц. Третью позицию занял шиитский Высший исламский совет Ирака, которому готовы отдать голоса 17,2 проц. избирателей. За альянс во главе с правящими партиями Иракского Курдистана предполагают проголосовать 10 проц., за Объединенный иракский альянс во главе с министром внутренних дел Дж. аль-Булани – 5 проц., за суннитский Фронт национального согласия – 2,7 проц. избирателей. О своей готовности прийти 7 марта на избирательные участки заявили 63 проц. опрошенных иракцев (в парламентских выборах в 2005 г. участвовало 74,63 проц избирателей), в т. ч. 63 проц. шиитов, 57 проц. суннитов и 67 проц. курдов. Характерно, что 47 проц. участников опроса поддержали решение Комиссии по дебаасификации об отстранении от участия в выбо-рах лиц, обвиненных в связях с партией Баас, 38 проц. осудили это решение, а 15 проц. не высказали свое мнение по этому вопросу. Около 45 проц. иракцев заявили, что проголосуют за светских кандидатов, 37 проц. – за независимых, 7 проц. – за либералов и лишь 4 проц. – за религиозных деятелей.
Духовный лидер иракских шиитов Великий аятолла А. ас-Систани при-звал иракцев принять участие в парламентских выборах, но при этом дистанцировался от поддержки какой-либо политической партии или движения. А. ас-Систани считает, что отказ от участия в голосовании «позволит другим достичь незаконных целей».
За ходом предстоящих выборов в Ираке будут следить 218 международных наблюдателей, в основном из европейских стран. Процесс голосования проконтролируют 60 тыс. представителей иракских общественных и правозащитных организаций и 32 тыс. представителей партий и движений, принимающих участие в выборах.
Запад оказывает давление на иракское руководство в вопросе о много-численных нарушениях прав человека в стране, предъявляя обвинения в пытках, нарушениях прав женщин, частом применении смертной казни. Так, в 2009 году в Ираке казнили по приговорам судов 79 человек, а еще около 900 человек ожидают исполнения приговоров. Со своей стороны, в Багдаде заявляют, что, отказавшись от смертной казни, как «средства устрашения», власти не смогут справиться с насилием в стране.
Сложной остается экономическое положение Ирака и ситуация в социальной сфере. По оценкам МВФ, экономическое развитие Ирака, зависящее в основном от положения дел на мировых рынках нефти, в 2009 году существенно замедлилось. В 2010-2011 годах, несмотря на ожидаемый «заметный рост» мировых цен на нефть, стране грозит сохранение дефицитов платежного баланса и бюджета. Нехватка финансирования в период до 2012 года со-ставит почти 5 млрд долларов. Поступления от экспорта нефти составляют сейчас около 85 проц. всех доходов иракской казны. Причем, как подчеркивают эксперты МВФ, в стране «из-за недостаточных инвестиций добыча и экспорт нефти выросли не так сильно, как планировалось», а, учитывая мировой кризис, доходы от продажи нефти сократились до 39 млрд долларов, что привело к образованию крупного дефицита в платежном балансе страны. Так, по информации МВФ, бюджетный дефицит Ирака в 2009 году превысил 20 проц. ВВП. При этом международные резервы Центрального банка Ирака уменьшились почти на 7 млрд долларов – примерно до 44 млрд долларов. Экономический рост замедлился до 4 проц. ВВП.
МВФ выделит Ираку кредит в 3,6 млрд долларов на восстановление инфраструктуры страны. Это будет самый большой кредит, предоставленный Ираку со времени свержения режима С. Хусейна в 2003 году. Взамен иракские власти должны будут либерализовать некоторые сферы экономки, в ча-стности, прекратить субсидирование промышленных производителей и фер-меров.
По данным министерства нефти Ирака, экспорт нефти из страны в фев-рале 2010 года составил 2,069 миллиона баррелей в день, что стало макси-мальным показателем с 1990 года.
Иракцы все больше обеспокоены проблемой безработицы. Официально уровень безработицы в стране составляет 18 проц, но по неофициальной ин-формации он превышает 30 проц, к тому же примерно 10 проц занятых рабо-тают неполный рабочий день.
В феврале вновь открылось железнодорожное сообщение из Ирака че-рез территорию Сирии в Турцию, прерванное еще в 1980-е годы.
После почти 10-летнего перерыва возобновил работу иракский торго-вый флот. Его суда были заблокированы в ряде арабских и других иностран-ных государств. В начале февраля иракское торговое судно впервые отпра-вилось в коммерческий рейс из Египта в Малайзию. В течение года число действующих судов планируется довести до пяти единиц.
Таким образом, внутриполитическая ситуация в Ираке в феврале 2010 года определялась ходом подготовки к предстоящим в марте парламентским выборам. В стране шла жесткая конкурентная борьба между различными по-литическими партиями и движениями, что зачастую создавало острые ситуации.
В феврале 2010 года внешнеполитическая активность иракского ру-ководства заметно снизилась, что было связано с его занятостью преимущественно предвыборными проблемами.
Активное и не всегда корректное американское вмешательство в иракскую предвыборную кампанию привело к осложнению отношений между Ба-гдадом и Вашингтоном. Премьер-министр Н. аль-Малики 6 февраля даже потребовал от американского посла в Багдаде Дж. Хилла «прекратить вмешательство во внутренние дела Ирака», а представители США заявляли об «одном из наиболее критических периодов» в двусторонних отношениях.
Здесь же следует отметить, что после прихода к власти в Вашингтоне администрации президента Б. Обамы отмечается постепенное, но все более заметное ослабление американского воздействия на политические процессы, происходящие в Ираке. Причем образующийся вакуум в целом успешно пытается заполнить Иран, руководство которого настойчиво и целеустремленно проводит линию на упрочение своих позиций в соседнем стране. И сегодня, как видится, Вашингтону становится все труднее остановить возрастающее влияние Тегерана на иракскую политическую жизнь. Тем не менее, американский фактор продолжает играть значительную роль в Ираке, а США не намерены сдавать свои позиции в этой стране, отказываться от курса на со-хранение отношений стратегического партнерства с Багдадом – слишком много усилий и средств американцы вложили в Ирак. Поэтому Соединенные Штаты продолжат помогать Ираку «строить здоровые политические и демократические институты», укреплять в стране «мир и безопасность», помогать модернизировать иракскую экономику и поддерживать «продуктивные отношения» с соседними государствами. Как заявил посол Дж. Хилл, «размеры американского посольства в Багдаде являются гарантией того, что присутствие США сохраниться здесь на длительный срок».
Вице-президент США Дж. Байден признал 14 февраля, что война в Ираке в 2003 году не стоила той ужасной цены, которую Соединенным Штатам пришлось заплатить. Но главное, как считает Байден, развернув военную кампанию в Ираке, в Вашингтоне забыли про Афганистан, где талибы сумели укрепить свои позиции. Кроме того, Америка утратила «поддержку в мире. И стоило больших усилий, чтобы вернуть ее». Но сегодня, как полагает Дж. Байден, Ирак находится на пути к стабилизации.
В Пекине в феврале сообщили о списании 80 проц иракского долга Ки-таю, что составляет 6,8 млрд долларов из общей суммы в 8,5 млрд долларов.
Таким образом, в феврале 2010 года в Ираке сохранялась сложная военно-политическая обстановка. Ситуация в сфере безопасности в стране по-прежнему остается нестабильной. Однако основные события минувшего месяца были связаны с предвыборной кампанией перед мартовскими парла-ментскими выборами. Эта кампания проходила в очень жесткой, зачастую принимавшей некорректные формы конкурентной борьбе между различными политическими партиями и группировками. Предвыборные проблемы также отодвинули на второй план внешнеполитическую деятельность иракского руководства.