Николай Пахомов
Джордж Буш, действительно, поторопился, когда заявил с борта авианосца, что миссия американских войск в Ираке исполнена. Теперь журнал «Ньюсвик», поместив на обложке фото того выступления Буша, объявляет, что скоро эта миссия будет по-настоящему исполнена – в воскресенье в Ираке пройдут парламентские выборы, после которых можно будет говорить, что ближневосточное государство пополнило ряды демократических стран. Не повторяет ли ошибку предыдущего американского президента, торопясь объявить об успехе американского проекта в Ираке, уважаемый журнал?
В 2006-ом году в Ираке фактически шла гражданская война по религиозному признаку – шииты против суннитов. Американское командование в сотрудничестве с правительством Нури аль-Малики сумело не просто добиться сокращения насилия, из иракской политики фактически оказался удал¸н фактор религиозно-этнического противостояния, в принципе исключающего возможность компромисса. То есть был сделан значительный шаг в сторону появления общеиракской идентичности, без которой не может получиться новой иракской государственности.
Ещ¸ в прошлом году эта ситуация устраивала премьера аль-Малики: региональные выборы показали, что он может пользоваться своей славой победителя террористов для удержания власти. Но за год положение изменилось. Во-первых, хотя количество взрывов, нападений террористов и убийств сократилось, они остаются атрибутом иракской жизни. Во-вторых, по некоторым значительным вопросам, в первую очередь, по статусу богатого нефтью Киркука, так и не было найдено решения, устраивающего все группы. В-третьих, можно предполагать, что премьер осознал, что призывающие иракцев независимо от их религии к единству политические силы могут составить для него серь¸зную конкуренцию.
Опасения премьера нашли отклик в Иране, для которого секулярный, самостоятельный (или проамериканский) Ирак совершенно не выгоден, и на шиитско-фундаменталистской части иракского политического спектра началось судорожное партийное строительство. Вероятно, не без участия эмиссаров из Тегерана договориться получилось даже у одиозного Муктады Ас-Садра и верного ученика американских неоконсерваторов, первого после свержения Саддама наместника Ирака Ахмеда Чалаби – к выборам появился Иракский Национальный Альянс, призывающий избирателей-шиитов к единству под лозунгами религиозной общности.
Следующим шагом стала «чистка» избирательных списков, из которых по инициативе шиитских сил были удалены пять сотен кандидатов по обвинению в сотрудничестве с режимом Хусейна. Случилось это в середине января и наблюдатели сразу отметили, серь¸зность назревающего кризиса – ответом на эту «чистку» мог стать бойкот выборов суннитами, что и требуется шиитам, стремящимся к построению в Ираке государства по конфессиональному принципу. Учитывая, что такое государство неизбежно попад¸т в орбиту иранского влияния, неудивительно, что в Багдад зачастили американские посланники, включая вице-президента Байдена, старавшиеся убедить аль-Малики, что так открыто дискриминировать конкурентов на выборах не хорошо.
Некоторого ослабления запрета им добиться удалось, многих кандидатом восстановили, однако аль-Малики в ответ заявил, что Ирак продолжит идти своим пут¸м, и происки США этому не помешают. О «сво¸м» пути Ирака представления имеются не только в Вашингтоне и Тегеране, но и в Эр-Рияде, Анкаре, Дамаске и Амане – все соседи продолжают оставаться активнейшими участниками иракской политики. По-прежнему нет ясности, как поведут себя после выборов курды, фактически создавшие на севере Ирака сво¸ государство, полностью подрывающее новую иракскую государственность. Все эти факторы напоминают, что с выводами о триумфе демократии в Ираке лучше не торопиться, а дождаться хотя бы формирования правительства по их итогам. Если иракские политики сумеют достичь необходимых для такого правительства компромиссов, то тогда можно будет говорить о хотя бы некоторой состоятельности проекта «нового Ирака».
© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU"