Вадим Макаренко, Kurdistan.ru
Всем ясно, что сейчас главная цель США в Ираке отнюдь не демократия, а стабильность. И это верно не только для американцев, но и для самих иракцев. Это сейчас – главная цель.
Американцам сохранение стабильности дает шанс покинуть Ирак, не породив очередной волны проблем в Ираке и в США «иракского синдрома», подобного «вьетнамскому». В США это называют «ответственным выводом» войск. Иракцам – позволяет задействовать политические методы в решении проблем страны, оставляя путь к национальному (всеиракскому) примирению открытым, но, правда, не очень простым.
Первый результат выборов – явка – оказалась даже больше, чем ожидали. Это показывает, что цель – демонстрация стабильности – достигнута. Это позволило Бараку Обаме уже в день выборов, не дожидаясь их результата, заявить, что планы вывода американских войск остаются в силе. Но, думаю, что это заявление не только результат того, что в стране в день выборов сохранялась сравнительная безопасность, оно указывает, что и возможный расклад сил в будущем парламенте также вполне устраивает США. Это заявление американского президента – важный козырь и для действующего премьер-министра Нури эль-Малики, поскольку и для иракских партий – главная цель этих выборов – не сорвать вывод американских войск из Ирака. Она достигнута. Демонстративные взрывы, не направленные против населения или силовых структур, в Эль-Фалудже можно рассматривать как своеобразный прощальный салют. Сравнительная тишина в суннитских районах, которые не взорвали приступы де-баасизации накануне выборов, спровоцированные религиозными шиитами, свидетельствует, что они также обрели своих реальных политических лидеров.
Поступают сведения, что впереди светские коалиции, а ныне правящая коалиция шиитских партий позади. Видимо, Нури эль-Малики удалось не только обеспечить стабильность, но и добиться у избирателей мощной поддержки своей кандидатуры. Это – важное явление, поскольку оно показывает, что за время, прошедшее после выборов 2005 года, когда не оказалось ключевых политических фигур, а компромиссной стала фигура тогда сравнительно малоизвестного политика, сейчас в стране появились политические лидеры, которые способны сплотить избирателей именно вокруг себя, даже вступив в открытое соперничество со своим собственным идеологическим лагерем, как это сделал Нури эль-Малики. Хотя его преимущество может оказаться пирровой победой, поскольку результаты экзит-пола отдают предпочтение Айяду Алави, чья победа, если она случится, безусловно, будет сенсацией этих выборов. Она будет свидетельствовать, что Ирак – это много более зрелое, сложное и структурно организованное общество, чем можно было ожидать после нескольких десятилетий катастрофического развития страны.
Кто будет формировать правящую коалицию?
Безусловно, пока главным остается вопрос – кто получит право формировать правящую коалицию. Малики надо не только опередить своих братьев-шиитов, но опередить своего главного конкурента Айяда Аллави, чья коалиция «Иракия» может на фоне раскола шиитского блока стать формальной первой. Если это произойдет, это будет результат, которого Алави не удалось добиться в 2005 году. Но может быть, четыре года в оппозиции были для него крайне полезными. Возможно, что они станут полезными и для Ирака в целом.
Но, как ни важно то, кто будет первым, всем претендентам на пост премьер-министра предстоит пройти еще одно непростое испытание - сформировать еще одну коалицию, правящую, поскольку ни одна из сторон не может создать правительство самостоятельно.
И здесь важно понять, станет ли будущее правительство правительством действительно правительством национального единства, т.е. сложится ли оно на базе трех этнических групп – шиитов, суннитов и курдов при сохранении в стране потенций демократической федерализации, не подрывающей единство Ирака. Это был бы идеальный вариант. Возможно, что это будет преимущественно арабская, наоборот нацеленная на жесткую централизацию страны, коалиция Нури эль-Малики и Айяда Алави. Это не обещает курдам легкой жизни. Если позиции Айяда Алави окажутся очень сильными, то сохраняется еще возможность, что правительство по-прежнему останется преимущественно шиитским, поскольку его основой станет коалиция последнего шанса для Малики с базовым для него блоком «Иракским национальным альянсом» Эль-Хакима. Возможно, это Малики придется пойти на этот шаг, чтобы сохранить доминирующие позиции шиитской общины в Ираке. Возможно, опасность утраты доминирующих позиций в Багдаде заставит коллективное руководство шиитов вернуться к идее федерализации страны и ограничению полномочий федерального правительства. Поражения – тоже учат.
Но в любом случае первый этап пути пройден – выборы состоялись.