В Ираке только что прошли успешные выборы, результаты которых будут известны в ближайшее время. Однако складывается впечатление, что администрацию Обамы заботит лишь скорейший вывод войск, а не будущее страны и региона в целом
Прошедшие в минувшее воскресенье иракские выборы были для страны огромным шагом вперед. Однако потенциальная польза этого события для США разбазаривается администрацией Обамы, которая упрямо придерживается политики «принудительного развода». Вместо того чтобы предпринимать активные дипломатические действия для установления с Ираком партнерских отношений, которые бы кардинально улучшили обстановку в регионе, команда Обамы старается дистанцироваться от Ирака. Как и накануне президентских выборов в США 2008 года, Ирак по-прежнему рассматривается через призму исключительно внутренней политики. По этому поводу начинают беспокоиться даже демократы на Капитолийском холме.
Несмотря на успехи в Ираке, страна и регион остаются серьезной угрозой интересам США. Однако они же открывают и широкие возможности. К участию в воскресных выборах удалось привлечь три крупные этнические группировки - это само по себе большая победа. Тем не менее, процесс формирования правительства может оказаться не столь гладким. Хромающее на обе ноги государственное устройство, которое Ирак получил в наследство от американской оккупации, по ее окончании будет меняться, как на национальном, так и на местном уровне. В ближайшем будущем Ирак неизбежно ждут смутные времена. Однако если Америка установит партнерские отношения со страной, чье географическое положение, история и экономические ресурсы позволяют ей претендовать на лидерство в регионе, то для США откроются гигантские возможности. Ирак, будучи единственной настоящей республикой среди государств с арабским большинством населения, должен стать нашим ключевым партнером в регионе.
К сожалению, Обама, управляющий политикой Белого дома, заснул за рулем. В частности, это привело к тому, что участие США в иракском предвыборном процессе свелось к нулю. В Багдаде политические лидеры жаловались, что не могут попасть на прием к послу США Кристоферу Хиллу, которого молва называет равнодушным и ленивым. Что еще хуже, иракские лидеры не представляют, к кому им обращаться, когда требуется получить консультацию Белого дома по важным или неотложным вопросам. Раньше с этой ролью успешно справлялись послы США, но все изменилось. Администрация Обамы делает лишь заявления общего характера о поддержке плюрализма и демократии, но представления о будущем Ирака и путях его строительства у нее нет.
Это прискорбно, особенно если учесть, сколько поставлено на карту и какое внимание проявляют к Ираку наши противники. Соседний враждебный режим - Иран - пытается заполнить вакуум, образовавшийся после того, как к Ираку охладели американские военные и политики. Месяц назад американский генерал Одиерно заявил: «Мы по-прежнему обнаруживаем в Ираке иранские ракеты и другое оружие, а также прошедших обучение в Иране боевиков, совершающих теракты против сил безопасности США и Ирака». Не менее ясно Одиерно высказался и по поводу иракских политиков, которые пляшут под иранскую дудку. Их цель - создать правительство, враждебное США. Нетрудно представить, сколь ужасным было бы создание проиранской империи, протянувшейся от Афганистана через Ирак до берегов Средиземного моря.
Снизить этот потенциальный риск могла бы жизнеспособная иракская демократия, богатая, сильная и влиятельная. Ирак фактически мог бы стать нашим главным козырем в регионе - привлекательной альтернативой исламистской тирании иранских властей. Однако этот сценарий становится все менее осуществимым, поскольку администрация Обамы, который питает отвращение к реальной дипломатии, единодушно стремится к одному - вывести войска.
Подобная позиция начала беспокоить даже конгрессменов-демократов. На прошлой неделе сенатор Джон Керри выдвинул проект сенатской резолюции, призывающей администрацию уделить Ираку внимание на самом высшем уровне. 3 февраля группа либеральных конгрессменов написала Обаме, призвав его уделить больше внимания выборам и политической ситуации в Ираке.
Когда новое иракское правительство будет сформировано, господин Обама должен встретиться с его главой на равных и начать совместную работу по укреплению долгосрочной безопасности и политического сотрудничества. Именно к этому призывает стратегическое рамочное соглашение, принятое в январе 2009 года. Чтобы этого добиться, мало жизнерадостных заявлений для прессы и позирования перед камерами, к которым в основном сводится дипломатия Обамы. Целью должно стать всеохватное экономическое, политическое и военное партнерство.
С практической точки зрения это партнерство должно предусматривать создание в Ираке постоянных военных баз США. Хотя принято решение вывести из страны все американские войска к концу текущего года, создание баз послужит интересам обеих стран. Также как в послевоенных Азии и Западной Европе, постоянные военные базы США лучше всяких слов демонстрируют, насколько мы привержены поддержанию безопасности любого региона. Они способствуют созданию экономических и политических каналов, через которые успешно действует дипломатия. Но чтобы эта система заработала в Ираке, Обаме придется серьезно поразмыслить над тем, как сохранить американское присутствие в регионе. Необходимо заняться реальной дипломатией. Пора администрации, которая пришла к власти под лозунгом всесильности дипломатии, попробовать применить ее на практике.
Кристиан Уитон