Состоявшиеся в Ираке выборы интересны в первую очередь тем, как они скажутся на дальнейшем развитии социально-политической ситуации в стране. Тем более что, комментируя их итоги, Вашингтон подчеркнул свое намерение вывести в 2011 году американские войска. И хотя наблюдатели весьма скептически относятся к этим обещаниям, тем не менее их следует рассматривать в плане своего рода поощрительного жеста в сторону народа Ирака, который должен определить свое «демократическое будущее». Не остался в стороне и российский МИД, который отметил, что выборы говорят об «укреплении независимости Ирака».
Один из самых главных вопросов, который ему придется решать на этом пути, состоит в том, как наиболее эффективно распорядиться нефтяными богатствами страны. От него будет зависеть восстановление экономики, которая в результате войн, вмешательства и внутренней борьбы находится в лежачем состоянии, подъем жизненного уровня населения. Как известно, Ирак располагает крупнейшими в регионе запасами нефти, которые оцениваются в более 15 млрд. т. Ирак добывает в день 2,4 млн. баррелей нефти, из которых экспортирует 2,1. Экспорт углеводородов покрывает 85 процентов бюджета страны.
Следует отметить, что до недавнего времени иракское руководство давало достаточно туманные обещания сотрудничающим с ним иностранным нефтяным компаниям. Их привлечение в иракскую экономику не оспаривается, по крайней мере в силу того, что только с их помощью можно восстановить разрушенную инфраструктуру нефтяной промышленности страны. За счет продажи, сдачи в аренду и иных форм использования иностранцами нефтяных месторождений власти Ирака намерены увеличить добычу нефти до 10 и даже более млн. баррелей в день. В частности, в конце 2009 года иракское руководство допустило к нефтяным месторождениям ряд фирм, включая российские. В начале текущего года НК «Лукойл» и правительство Ирака подписали контракт по разработке и добыче нефти на месторождении Западная Курна-2, а «Газпромнефть» получила долгосрочный контракт на разработку нефтяного месторождения Бадра.
Однако на пути возвращения иностранных, в том числе и российских, компаний в Ирак существует ряд препятствий. Естественно, специалисты поедут прежде всего в те зоны, где власти способны обеспечить должный уровень безопасности работающих. Сейчас такие заверения даются только Иракским Курдистаном. И там уже работают многие иностранные компании, в основном китайские, сингапурские и других стран. При этом они подвергаются большому риску из-за старых трений между центральным правительством и властями курдской автономии. В Багдаде уже сформировали свой «черный список» зарубежных компаний из числа подписавших контракты с курдским региональным правительством. Им будет запрещено вести бизнес в стране и экспортировать нефть.
Существенной проблемой остается отсутствие должной инфраструктуры. Чтобы добраться до Багдада, не говоря уже о регионах добычи углеводородного сырья, приходится использовать обходные пути, пробираться через соседние страны, тем самым подвергая себя по дороге дополнительному риску. Во многих районах страны отсутствует нормальная связь, включая телефонную, что не может обеспечивать нормальное функционирование деловых и производственных структур. Железнодорожная структура также представляет собой разрушенную отрасль.
Наконец, третье препятствие состоит в нерешенности юридическо-правовых вопросов деятельности иностранных компаний в Ираке. Вопросы добычи нефти на законодательном уровне особенно не регулируются, что, с одной стороны, порождает неуверенность у иностранных компаний, а с другой - допускает волюнтаризм местных властей. Иракская сторона пока еще сама для себя не решила, насколько, в какой степени и на каких условиях она готова будет отдать свои стратегические месторождения иностранным компаниям: будут ли это соглашения о разделе продукции или какие-то иные формы. Раньше обязательным условием разработки месторождений было вхождение в проекты иракской национальной нефтяной компании, говорилось также о необходимости предоставить государству как минимум контрольный пакет акций в крупных месторождениях. Это одна из важнейших проблем, которые предстоит решать вновь избранному парламенту страны.
Иракскому руководству придется решать и еще одну важную для него проблему: насколько оно может и должно дистанцироваться от США. На последних международных форумах по проблемам развития нефтегазового комплекса оно демонстрирует свою самостоятельность в принятии решений. Однако результаты проводимых в Ираке тендеров отражают лишь формирующееся новое соотношение сил между американскими, европейскими, российскими, китайскими и иными фирмами. Причем налицо намерение нынешней администрации США закрепить контроль над крупнейшими месторождениями, к которому до этого стремилась ее предшественница.
Россия готова содействовать усилению позиций центральных властей Ирака и выразила готовность оказать военную помощь иракской армии и силам правопорядка. Однако на каком-то этапе эти ее инициативы, в том числе и пожелания иракских властей получить российское вооружение, блокировались Вашингтоном. Сейчас ситуация в этом вопросе несколько изменилась в лучшую сторону. Однако главное заключается в том, что в России имеется большое количество специалистов, не понаслышке знающих Ирак, проблемы этой страны и пути их решения. И в этом плане возвращение и помощь старых друзей может быть неоценимой.