Регион Ближнего и Среднего Востока уже очень давно считается самым неспокойным на планете
Иран, Ирак, Палестина, Йемен, Афганистан — Пакистан — каждый из этих регионов может стать в наступившем году источником острейшего кризиса. А поскольку все они так или иначе между собой связаны, не исключ¸н эффект домино.
Многочисленные кризисы здесь — вещь, увы, обыденная. Тем не менее сейчас там постепенно завязался сложнейший узел новых проблем, как он распутается — совершенно непонятно.
ХАМАС и ФАТХ сошлись в клинче, пытаясь решить, как же им вс¸-таки совместно управлять Палестиной. Ситуацию предельно осложнило заявление Аббаса о том, что больше он не собирается оставаться на посту лидера автономии. Альтернативы ему как-то не просматривается.
Читать дальшеВ Палестинской автономии продолжается перманентное противостояние ХАМАС и ФАТХ. Оно заведомо обострится в связи с намеченными в ПА президентскими и парламентскими выборами. Ситуация существенно усугубляется отказом Махмуда Аббаса участвовать в этих выборах (альтернативный лидер не просматривается). Самый простой выход из этого положения — отложить выборы. Собственно, такое решение уже принято. Однако оно автоматически вед¸т к делегитимации всех ветвей власти Палестины и усугубляет и без того ставший очень глубоким раскол между Западным берегом Иордана и сектором Газа. С другой стороны, проведение выборов может привести к гражданской войне, после чего ветвей власти уже не останется, а раскол станет, скорее всего, необратимым.
Выборы грядут и в Ираке, они тоже могут стать катализатором гражданской войны, а могут оказаться индикатором становления политической системы, которая будет по арабским меркам очень демократической, а по сравнению с тем, что происходило в самом Ираке ещ¸ три года назад, — очень стабильной. Для американцев, которые уже начали вывод войск из этой страны — а данный процесс заведомо необратим, — выборы будут иметь не менее эпохальное значение, чем для самого Ирака. Потому что решается вопрос: выиграли США иракскую войну или проиграли? Стабилизация обстановки в Ираке и способность этой страны существовать без присутствия иностранных войск станет для Вашингтона политическим и военным триумфом. Если страна сорв¸тся в гражданскую войну (а это даст возможность возродиться и, казалось бы, разгромленной «Аль-Каиде»), это станет для Штатов политической и военной катастрофой. И в том и в другом случае плоды пожн¸т Обама, хотя на самом деле и за то и за другое отвечать должен Буш. Именно он начал войну в Ираке, именно он е¸ почти проиграл, но добился перелома. И именно он начал вывод войск.
За что действительно стоит отдать должное Бушу, так это за то, что в ситуации, намного худшей той, которая была в Чечне в 1995—1996 годах, он не повторил нашу ошибку и не вывел войска. Перелом в борьбе против радикалов в Ираке произош¸л именно при н¸м, в конце его второго президентского срока. К тому моменту, когда Барак Обама стал президентом, уже стала очевидна необратимость тенденции постепенного улучшения в сфере безопасности и джихадистам в Ираке было нанесено серь¸зное военное поражение. Чем мог стать Ирак с развернувшимся там исламским радикализмом в случае его триумфа, даже трудно себе представить.
Читать дальшеИран имеет хорошие шансы оказаться в 2010 году в центре всей мировой политики. Внутренняя обстановка в этой стране крайне напряж¸нная, что в очередной раз продемонстрировали события конца декабря вокруг похорон аятоллы Монтазери. Соответственно, Ахмадинежад, который получил от Пекина гарантии того, что тот заблокирует в Совбезе ООН любые действенные антииранские санкции, будет играть на обострение обстановки в регионе. Он уже продемонстрировал это неожиданным набегом на иракскую нефтяную скважину, расположенную рядом с границей между странами. Хочется напомнить, что если и была во второй половине ХХ века настоящая война за нефть, то это война между Ираном и Ираком 1980―1988 годов. Сегодня Ирак гораздо слабее, чем был в 80-м, а Иран — гораздо сильнее.
Кроме того, Иран, несомненно, продолжит активно помогать ХАМАС, «Хезболлах» и шиитским повстанцам в Йемене, который стремительно превращается в очередную горячую точку мирового значения. Йеменские события ставят Иран на грань горячей войны с Саудовской Аравией и приближенными к ней арабскими странами (остальными пятью монархиями Персидского залива, Иорданией, Египтом и, естественно, самим Йеменом). Холодная война Тегерана с арабами ид¸т уже довольно давно.
Вот тут-то и происходит вещь поистине удивительная — союзниками Израиля становятся арабы. Египет, Иордания, Саудовская Аравия и официальная власть Палестинской автономии, то есть руководство ФАТХ. Каир, Амман и Эр-Рияд подстрекают Израиль к атаке на Иран (против чего категорически возражает Вашингтон!), а Абу Мазен якобы уже стал инициатором «Литого свинца», то есть вторжения Израиля в управляемую ХАМАС Газу в декабре — январе, и не возражает против того, чтобы новый израильский кабинет повторил операцию, прич¸м ещ¸ более решительно.
Читать дальшеНаиболее приемлемым вариантом для арабов станет разгром Ирана руками Израиля. В наступившем году этот сценарий становится, похоже, чрезвычайно актуальным. Ахмадинежад будет форсировать ядерную программу, что сделает израильский удар почти неизбежным. Арабские режимы выступят с гневными обличениями в адрес «сионистского образования», в кулуарах громко аплодируя еврейской решительности. А вот США окажутся в исключительно сложном положении.
Для того чтобы нанести удар по Ирану, израильские самол¸ты должны будут пролететь над Иорданией, а потом либо над Ираком, либо над Саудовской Аравией. Если на пути к цели израильские самол¸ты могут как бы остаться незамеченными (тем более всем известно исключительно высокое мастерство израильских пилотов), то на пути обратно так уже не получится. В итоге, если ни американцы (в Ираке), ни иорданцы, ни саудовцы не попытаются сбивать израильские самол¸ты (хотя бы на обратном пути), они автоматически становятся в глазах Тегерана соучастниками израильской агрессии.
Правда, это будет только в том случае, если Израиль получит от США разрешение на удар. Если такого разрешения не будет, то не будет и поддержки (хотя, разумеется, не будет и противодействия). При этом надо понимать, что, не имея возможности достать до Израиля, Иран может ударить по американцам в Ираке. То есть начать действовать так, как если бы удар нанесли сами американцы (способы его асимметричного ответа описаны выше). Как несложно догадаться, Вашингтон будет не в восторге от такой «подставы» со стороны союзника. Тель-Авив оказывается перед дилеммой — дать возможность Ирану создать ракеты с ядерными БЧ или очень сильно поссориться с США. Видимо, в ближайшее время станет ясно, какой вариант предпочт¸т израильское руководство.
Читать дальшеОтветить самому Израилю Иран почти не может. Видимо, он имеет всего несколько десятков БРСД, способных долететь до еврейского государства. Над¸жность и точность этих ракет, скорее всего, очень невысока, при этом значительная их часть почти наверняка будет уничтожена в ходе израильского удара. Остальные добь¸т довольно мощная израильская ПРО. А если даже упадут на Израиль две-три БРСД с обычными БЧ, вряд ли они нанесут ему хоть сколько-нибудь заметный ущерб. Соответственно, главной целью иранского ответа будут «соучастники».
Основным способом удара по арабам станет, скорее всего, провоцирование Тегераном выступления шиитского большинства в Ираке и Бахрейне, шиитских меньшинств в других странах региона (особенно в Саудовской Аравии) против своих правительств. Одновременно иранские СМИ развернут бешеную агитационную кампанию, ориентированную на «арабскую улицу» с призывом свергнуть «предателей» и «пособников сионистов». Дойд¸т ли дело до реального свержения хотя бы одного арабского правительства, сказать сложно, но проблемы у них будут большие. В наиболее сложном положении окажется, конечно, Ирак, вероятность срыва страны в гражданскую войну возраст¸т на порядок.
Тот Иран, бросивший вызов Израилю, США и «продавшимся Западу» нефтедобывающим монархиям Персидского залива, и восхищал простых мусульман от Марокко до Филиппин, и пугал своими экспансионистскими планами правящие режимы арабских государств. Революционный напор пассионарной иранской революции разрушил незримую стену, разделявшую представителей двух течений в исламе, вызвав сильнейшие брожение не только среди шиитских общин арабских стран, но и среди простых арабов-суннитов. Он же спровоцировал первый раунд саудовско-иранского противостояния.
Читать дальшеВ тяжелейшую ситуацию попадут американские войска в регионе. Иракская группировка ВС США уже заметно ослаблена из-за начавшегося вывода войск. Афганская заметно усиливается, но дело в том, что она ориентирована на противопартизанскую, а не на классическую войну. У американцев в Афганистане нет, например, ни одного танка, практически отсутствует ПВО. К тому же снабжение группировки, как известно, является серь¸знейшей проблемой. Самое же главное, что Обама категорически не готов воевать всерь¸з. Поэтому Вашингтон сделает вс¸, чтобы удержать Израиль от удара. Только если станет ясно, что Тегеран реально близок к созданию ядерного оружия, Тель-Авив уже никого слушать не будет.
Кстати, в случае прямого военного столкновения между США и Ираном Москве прид¸тся по-настоящему определяться, с кем она. Иран потребует от нас немедленно поставить заказанную и оплаченную «тр¸хсотку». США потребуют обеспечения транзита в Афганистан любых грузов, включая военные. В конце декабря 2009 года Тегеран с удовольствием плюнул Москве в лицо, заявив, что выставит ей сч¸т за оккупацию в годы Второй мировой. Впрочем, глубокая принципиальность нашей внешней политики, полное отсутствие двойных стандартов хорошо известны. Например, Эстонии никак нельзя перенести памятник советским солдатам с одного места на другое, а Узбекистану вполне можно вообще снести аналогичный памятник, а заодно и православную церковь (что произошло в Ташкенте в конце ноября прошлого года). Нет сомнений, что и в случае с иранским сч¸том Москва утр¸тся. Мы же встали с колен, а уважение к нам в мире резко выросло. И никакие грубые факты не смогут опровергнуть эту чудесную теорию.
Признав этот значительный успех Штатов, Кремль рискует показать свой истинный интеллектуальный уровень. Ведь первопричину царившего несколько лет назад в Ираке полного хаоса Москва видела исключительно в присутствии там американских войск, к немедленному выводу которых она, наряду со всем остальным «миролюбивым человечеством», очень «дальновидно» призывала Белый дом. Представляете, какие «мир и процветание» наступили бы в Ираке сразу после ухода янки из страны, кишевшей «воинами Аллаха», которые к тому же вовсю подливали масла в огонь начавшейся было гражданской войны между суннитами и шиитами!
Читать дальшеВ Йемене складывается удивительная и до сего времени немыслимая коалиция между местными повстанцами-шиитами (их активно поддерживает Иран) и «Аль-Каидой». Ваххабиты, составляющие «Аль-Каиду», всегда считали шиитов вероотступниками. Однако теперь их, видимо, объединяет ненависть к общим противникам — Западу (особенно, конечно, США) и арабским режимам (для шиитов они угнетатели, а для ваххабитов — недостаточно радикальны). Уже нет вопроса, втянутся ли в гражданскую войну в Йемене внешние силы, — втянулись, прич¸м давно. Вопрос в том, какие масштабы война примет и не прид¸тся ли воевать американцам ещ¸ и здесь. Впрочем, если до этого дойд¸т, американский контингент в Йемене будет очень ограниченным.
Независимо от развития событий вокруг Ирана и Йемена, в Афганистане у США впереди решающий год. Поскольку начало вывода войск анонсировано на середину 2011 года, значит, надо добиться победы в течение 2010 года. Интересно, каким в этой ситуации будет поведение талибов. Пойдут ли они в лоб, рискуя проиграть, или затаятся, создав у американцев иллюзию победы? В любом случае, хотя год и станет решающим, мы почти наверняка к его окончанию ещ¸ не будем знать ответа на вопрос, добились ли американцы коренного перелома.
Ситуацию усугубляет то, что и в Афганистане, как и в Палестине и Ираке, должны пройти выборы (парламентские, они назначены на 22 мая). Несложно понять, что они не будут способствовать стабилизации обстановки в стране. Тем более что другую ветвь власти афганцы явно не считают легитимной — слишком откровенным фарсом стала победа Карзая на прошлогодних президентских выборах.
А здесь Обама заранее объявил, что американцы уйдут. Очевидно, независимо от результата. И уйдут ещ¸ в течение президентского срока Обамы. Который, надо полагать, хочет остаться на второй срок. То есть он будет вынужден выполнять обещания. Поэтому талибы на этот период могут просто затаиться либо уйти в Пакистан. Чтобы создать у Вашингтона иллюзию победы. А уж потом можно будет развернуться по полной программе.
Читать дальшеК тому же ответ на афганские вопросы напрямую зависит ещ¸ и от ситуации в Пакистане. Год за годом можно констатировать факт возможности прихода к власти в этой стране радикальных исламистов и получения ими доступа к ядерному оружию и средствам его доставки. До сих пор этого не произошло, но ситуация в Пакистане оста¸тся крайне нестабильной. В конце 2009 года случилось е¸ очередное обострение, плавно перет¸кшее в начало 2010-го. И если Пакистан взорв¸тся, то не только Афганистан, но и Иран покажутся американцам мелкими неприятностями.
Александр Храмчихин