Курдистан, новости, политика, диаспора
KURDISTAN.RU

новостной сайт о событиях в курдском регионе

ежедневные новости политики, культуры и социальной жизни Курдистана

kurdistan.ru - новостной проект

Национальный лидер и национализм

Просмотры4174Комментарии0 уменьшить шрифт нельзя увеличить шрифтоткрыть версию страницы для печатиразвернуть
2010-04-07

Султыгов: Институт национального лидерства: вводные замечания к исследованию феномена edinros.er.ru
Принципиально важным аспектом характеристики национального лидера является анализ этого персонифицированного феномена через призму национализма. Очевидна взаимосвязь того или иного типа национализма с соответствующим типом национального лидера. Не вдаваясь в подробный анализ этого тезиса, заметим, что наряду с гражданским и этническим национализмом, к самостоятельным типам национализма правомерно, на наш взгляд, отнести «национал-шовинистический» («национал-расистский») и этногражданский.

Рассмотрим эти типы национализма на примере Турции – идеологии и политики монархической партии младотурков и кемалистов-республиканцев. Забегая вперед, отметим, что младотурецкую идеологию и политику можно определить как симбиоз национал-шовинизма и национал-расизма.

Младотурецкий период охватывает следующие основные события: первая попытка введения представительного строя – принятие султанской Конституции (1876), продекларировавшей создание двухпалатного парламента, «равенство» перед законом всех «оттоманов» без различия религий, а также обычные буржуазные свободы; «младотурецкая революция» (1908), восстановление Конституции 1876 г., правление «младотурецкого триумвирата», террор оппозиции и кровавые репрессии в отношении национальных меньшинств, великодержавная политика османизма, пантюркизма и панисламизма, прогерманская внешняя политика, поражение в Первой мировой войне и крах Османской империи.

Младотурецкий национализм, основанный на великодержавной идеологии этнонационального превосходства османских турок («османизм-оттоманизм») над другими тюркоязычными народами (не говоря уже о нетюркоязычных народах) империи, объединения всех тюркских народов мира («пантюркизм»), и народов, исповедующих исламскую религию («панисламизм»), был нацелен не на утверждение народного суверенитета, даже применительно к господствующей османской этнонации («миллиет-и хакими»), а на приведение границ Оттоманской империи в соответствие с этнографическим ареалом расселения мусульманских и тюркских народов («туранизм») [21] – осуществление этно-национал-религиозного имперско-цивилизационного проекта.

Один из младотурецких теоретиков в работе «Три политические системы» (1911), говоря об «идеологическом плюрализме» младотурок – сосуществовании трех политических систем – османизма, пантюркизма и панисламизма, писал, что национальная идеология есть тюркизм (turkcilik). Идея объединения османских народов – это османизм (osmanlilik), интернациональная идеология – это исламизм (islamlik) [22].

Посол Великобритании в Порте Дж. Лоутер отмечал, что политика младотурков направлена на дифференциацию населения страны по расам. В их интерпретации «оттоман» означает «турок», а «османизация» – туркизацию [23]. Другими словами, речь идет об оттоманизме как доктрине «насильственного отуречивания всех гетерогенных элементов империи. В осуществлении этой политики младотурки доходили «до крайнего шовинизма», выдвинув требование «единой и неделимой» Оттоманской империи и доказывая в шовинистическом угаре, что в Турции нет никаких отдельных народов, а все являются «оттоманами» [24]. Тем, кто боролся за сохранение своей национальной самобытности, отказывалось в праве занимать государственные должности [25].

«Оттоманство стало воинствующей политикой национального шовинизма младотурок: младотурецкий национализм-тюркизм перешел в агрессивный шовинистический оттоманизм и великодержавный национализм» [26]. Младотурки пропагандировали шовинистическую теорию о принадлежности турок к «чистокровной», «высшей» расе. В 1910 г. на обсуждение меджлиса была внесена резолюция, в которой ставился вопрос о запрещении туркам-арийцам вступать в смешанные браки [27].

В этом контексте бросается в глаза некоторые сходства национал-шовинистической, расистской идеологии младотурков и нацизма. Обе идеологии отходят от обычной религии, возвращаясь к легендам времен язычества, в целях оправдания таких деяний, которые вызвали бы содрогание даже у язычников. Обе идеологии выдвигают идею о господствующей расе, применяя террор против всех, кто не принадлежит к этой расе [28].

Младотурецкая доктрина «оттоманизма-османизма» выражалась в политике насильственной ассимиляции нетюркских народов империи. «Пантюркизм» калькируя «оттоманизм-османизм» во внутренней политике, во внешней был направлен на подчинение господству османских турок других тюркских народов от Босфора до Алтая.

В свою очередь, «пантюркизм» тесно переплетается с «интернациональной» доктриной «панисламизма».

Раскрывая смысл последнего во внутренней политике, резолюция форума младотурецкой партии отмечала: «По своему характеру империя должна быть мусульманской, она должна обеспечить уважение к мусульманским учреждениям и традициям: другим нациям нужно отказать в праве организовываться. Распространение турецкого языка является наивысшим средством утверждения мусульманского превосходства и ассимиляции других элементов» [29].

Говоря о равенстве между мусульманами и иноверцами, провозглашенном в Конституции, младотурецкие идеологи подчеркивали, что «…Не может быть и речи о равенстве до тех пор, пока мы не выполним труднейшую задачу османизации империи...» [30].

«От конституционализма английского типа - они (младотурки – А.-Х.С.) перешли к защите шариата, надев, по меткому выражению своих врагов, чалму на конституцию; от признания равноправия всех народностей - они пришли к устройству небывалых по размерам армянских погромов и т.д. и т.п.» [31].

Во внешней политике переплетение пантюркизма и панисламизма – доктрина османо-мусульманской нации-цивилизации – нацелено на утверждение османских турок как господствующей нации в мусульманском мире и предполагает ассимиляцию нетюркских мусульманских народов, а также придание османскому языку статуса официального гражданского языка всех мусульман, при сохранении за арабским языком статуса коранического языка – языка религии ислама.

Таким образом, можно сказать, что младотурки в рамках триединой доктрины («османизм-пантюркизм-панисламизм») видели Османскую империю центром объединенного исламского мира, султана – халифом всех правоверных, а оттоманов – господствующей нацией мусульманской цивилизации – исламской нации наций. Причем, будучи сторонниками османо-мусульманской цивилизационной гегемонии, младотурки, по сути, провозгласили доктрину конфликта цивилизаций. Они призывали к объединению вокруг турецкого султана — «халифа правоверных» – 300-400 млн. мусульман Азии, Африки и Европы. Младотурецкие идеологи заявляли, что «Когда мы достигнем этой цели, мы без сомнения станем нацией, господствующей над всем миром» [32].

Кемализм приходит на смену национал-шовинизму – идеологии и политике младотурецкой монархической партии – национализму экспансистско-шовинистического расистского типа. Принципиальным отличием кемалистского национализма этногражданского типа является изначальная апелляция к «воле и решению самого народа», нацеленность на созыв национального собрания – утверждение народного суверенитета. В 1921 г. не султан, а впервые народные представители – ВНСТ – принимают Основной закон, который фиксирует безусловную и безоговорочную принадлежность суверенитета турецкой нации, а не наместнику Создателя – монарху. ВНСТ распускает султанат, провозглашает Турцию республикой и упраздняет халифат.

Приведем основные положения Конституции 1924 г., закрепляющие основы республиканского государственного строя.

«Турецкое государство – республика». Причем в Основном законе особо оговаривается, что данная статья «относительно республиканской формы правления Турецкого государства не может предлагаться к пересмотру в какой бы то ни было форме.

Верховная власть без каких-либо ограничений и условий принадлежит народу.

ВСНТ является единственным и подлинным представителем народа и осуществляет власть от его имени.

Турки равны перед законом, и все они без исключения обязаны повиноваться ему. Всякие привилегии – групповые, классовые [33] и семейные, а также всякие личные привилегии – отменяются и воспрещаются.

Никто не может преследоваться за религию, исповедание или принадлежность к церковному союзу, а также за те философские мнения, которых он придерживается.

В отношении гражданства все жители Турции без различия религии и народности считаются турками» [34].

В соответствии с изменениями, внесенными в Основной закон в 1928 г., из текста Конституции исключается указание на ислам как на государственную религию Турции. Другими словами, религия перестает быть фактором, ослабляющим единство турецкой политической нации, препятствующим формированию турецкой национальной идентичности.

«Нация, – говорил Ататюрк, – изменила вековые формы и даже существо взаимосвязей, установленных между принадлежащими к ней людьми… Нация объединила своих сынов не связями религиозной доктрины, а принадлежностью к турецкой национальности» [35].

В 1931 г. Конгресс народно-республиканской партии принимает шесть принципов турецкой национальной идеи, сформулированных Ататюрком. Партия провозглашалась республиканской, национальной, народной [36], государственной, светской и революционной [37]. В 1937 г. эти принципы включаются в текст Конституции. В результате вторая статья Основного закона приобрела следующий вид: «Турецкое государство Республика, опирается на Национализм, Народовластие, Этатизм, на Светский государственный строй и на принципы Революции».

Эти положения Основного закона можно назвать базовыми в плане формирования Ататюрком турецкого национального самосознания этногражданского типа.

По Ататюрку, «нация – это человеческая общность, объединенная определенной культурой и ее свойствами, члены которой несут единые для всех обязанности и которая создала собственное государство. Когда народная масса становится способной построить свое государство, она становится нацией (миллет)» [38].

Национализм Ататюрка, с одной стороны, прямо противоположен расовому национализму и пантюркизму, с другой стороны, панисламизму и исламизму. Ислам как высшая санкция существования нации заменяется народом и народовластием.

Ататюрк мыслит категориями нации и национализма на французский манер. Однако, с одной стороны, речь идет об идеологии нации-согражданства – гражданской политической нации Турецкой Республики, в отличие от пантюкистской доктрины тюркской этнонации. С другой стороны, нация включает в себя всех граждан Турецкой Республики, но в рамках их воспитания в духе национального единства – турецкого этнокультурного и исторического самосознания, то есть ассимиляции нетюркского населения республики [39]. Понятно, что такой подход в принципе исключает создание условий для постановки вопроса о праве наций на самоопределение, не говоря уже об отделении.

Отсюда и национализм Ататюрка в трактовке трагической предыстории турецкой нации, связанной с преступлениями младотурецкого режима. С одной стороны, некоторые источники указывают на выступление Мустафы Кемаля на суде в Стамбуле (1919-1920) над младотурецкими лидерами как организаторами геноцида армян, с обвинительной речью и его более поздние подобные высказывания о «резне армян» как акте варварства. С другой стороны, именно он стал инициатором табу на упоминание об этих событиях, закрепленного в 301 статье Уголовного Кодекса за «оскорбление национального достоинства». По-видимому, в понимании Ататюрка новая турецкая нация, разрубившая «гордиев узел» османизма, пантюркизма, панисламизма, султаната и халифата, не несет морально-политической ответственности за преступления времен Оттоманской империи. Не говоря уже о том, что иная позиция, даже в форме прецедента по признанию особого статуса армянской этнической группы в Турецкой Республике, могла поставить под сомнение саму концепцию нациестроительства Ататюрка [40].

Ататюрк сформулировал шесть элементов, укрепляющих турецкий национализм и единство нации: Пакт национального единства; Национальное воспитание; Национальная культура; Единство языка, истории и культуры; Турецкое самосознание; Духовные ценности [41].

В этом смысле важнейшей проблемой, в плане осознания турками идеи национального единства и воспитания в этом духе новых поколений турецкой нации, являлась проблема переформатирования исторической памяти народа, пережившего распад великой Османской империи. В целях переработки всех трудов по истории, филологии и литературе Ататюрк инициирует создание Общества изучения турецкой историографии и Общества турецкой филологии. По сути, он поставил задачу пересмотра истории в интересах турецкой нации и республики. На основе вновь сформулированных принципов турецкой истории издается четырехтомный труд, который становится учебником истории [42].

Во внешнеполитическом плане речь шла о формировании нового, позитивного образа Турции и турок, преодоления вековой враждебности между турками и европейцами; преобладавших в зарубежных политических кругах и историографии взглядов на турок как на отсталый народ разрушителей и завоевателей, ставших одной из причин раздела Османской империи. В частности, речь шла об исторической легитимации прав Турции на территорию Анатолии, в рамках утверждения идеи о том, что анатолийские турки – аборигены этой местности и создатели древнейшей цивилизации. «Наши предки, создавшие огромные государство, – писал Ататюрк, являлись и создателями великих цивилизаций. Наш долг – исследовать, изучать их и рассказывать об этом турецкому народу и всему миру. Когда турецкие дети узнают о делах своих предков, они найдут в себе силы для свершения еще более важных дел» [43].

Очевидно, что такой подход к переформатированию исторической памяти лежит в русле ататюркской доктрины нациестроительства – строительства не гражданской политической нации и федерации, а этнополитической нации гражданского типа и моноэтнического унитарного государства.

По Ататюрку, «народ» и «нация» – полные синонимы. «Турецкая нация – это народ Турции, создавший республику под названием Турция» [44]. Другими словами, нация – это народ, создавший республику [45]. В этом смысле, турецкое гражданство законодательно отождествляется с турецкой национальной (этнокультурной) идентичностью, безотносительно к собственно этнической или религиозной принадлежности граждан [46].

Таким образом, Ататюрк, уравнивая всех граждан республики в правах и свободах, за исключением этнокультурных прав представителей национальных меньшинств, становится последовательным проводником курса на строительство унитарного моноэтнического Турецкого государства и турецкой политической нации этногражданского типа [47].

Говоря об особенности кемалисткого национализма как дискриминационной политики по отношению к национальным меньшинствам в этнокультурной сфере, нужно подчеркнуть, что Ататюрк столкнулся с необходимостью одновременного решения двуединой задачи – построения турецкой этнической и политической наций. Понятия «османец» и «османский язык» заменяются на «турок» и «турецкий язык». Тюркизм трансформируется в политику турецкого национализма – туркизма [48].

В Оттоманской империи подобная политика была в принципе невозможна. Специфика исламского монархического государства, силой объединившего огромное разнообразие народов в этнокультурном и религиозном отношениях и последовательно проводившего во внешней политике курс пантюркизма и панисламизма, исключала не только возможность формирования единой османской нации, но и турецкого национального самосознания.

Население империи делилось на две неравные части: «нацию» горожан – высшие слои Стамбула и простолюдинов – «народ». Идентичность последних различалась не по этническому, а по географическому и религиозному признакам. Стамбульцы [49] называли остальное сельское население по названию провинции его проживания, т.е. безотносительно к этнической принадлежности (албанцами, курдами, арабами или лазами). Что же касается турок, то в восточной Анатолии слово «турок» переводилось как «шиит», а в Стамбуле «турками» называли «грубых и неотесанных мужиков». В исторической литературе Османской империи слову «турок» или «турки» всегда сопутствовали оскорбительные эпитеты: «глупые», «несмышленые» и т.п. Причем такое отношение культивировалось веками [50]. О степени презрения, которое у имперской элиты вызывало слово «турецкий», говорит следующий факт. В 1803 г. османский дипломат сразу же по прибытии в Париж был отозван в Стамбул под тем предлогом, что был назван «турецким послом» [51].

Более того, речь шла и о тюркизации османского языка, а, по сути, о воссоздании турецкого языка. Лексика османского языка до 70 процентов состояла из арабских и персидских заимствований. Литературный османский язык очень сильно отличался от турецкого разговорного народного языка. Этот своеобразный гибридный язык не понимали ни турки, ни арабы, ни персы.

Причем в османском языке использовался арабский алфавит с некоторыми модификациями, общими с персидской письменностью, не доступный для подавляющего большинства населения [52]. В 1928 г. был принят закон о введении латинского алфавита [53].

Примечательно обращение Ататюрка к нации в связи с этим эпохальным событием: «Граждане, мы должны принять новый алфавит ради нашего прекрасного, богатого языка. Мы должны избавиться от невнятных знаков, которые железными тисками сжимали нашу мысль в течение многих веков. Граждане, немедленно приступайте к изучению новых турецких букв. Считайте это национально-патриотическим долгом» [54].

Таким образом, турецкий национализм – туркизм – являлся не реакцией на чаяния доминирующего тюркского населения, а официальной доктриной партии Ататюрка – государственной политикой нациестроительства. В этом смысле, болезненный процесс туркизации этнических тюрок шел одновременно с туркизацией нетюркских этнических групп и арабских религиозных текстов [55], а также языка мусульманского духовенства. Причем в рамках этой политики «культурной революции» и этнические тюрки, и нетюркские этнические группы в подавляющем большинстве впервые приобщались к грамоте.

В связи со сказанным следует отметить, что политика латинизации тюркского языка являлась еще одним шагом Ататюрка по отказу от доктрины панисламизма. Однако в условиях развернувшейся в СССР кампании по латинизации языков народов СССР [56], прежде всего, тюркских и мусульманских, она невольно провоцировала ренессанс идей пантюркизма и панисламизма.

Очевидно, что турецкий республиканский проект строительства этнически однородной политической нации унитарного государства, основанный на принципах веротерпимости и классового мира, был более привлекательным в сравнении с советским республиканским проектом строительства классово однородной многоэтнической политической нации, в рамках богоборчества и классовой борьбы, возведенных в ранг государственной политики [57].

Подобная ситуация, в условиях неизбежного военного конфликта капиталистического мира, частью которого являлась Турция, с СССР, создавала дополнительные предпосылки для возможного объединения тюркских и мусульманских народов СССР под эгидой республиканской Турции. Понятно, что осуществление подобной «освободительной» миссии могло вернуть Турции статус великой державы, очищенный от негативного образа Османской империи, и стать компенсацией за поражение в Первой мировой войне.

Однако раскол и военное столкновение западных держав, отказ СССР, в условиях надвигающегося мирового конфликта, от классово-цивилизационного проекта латинизированной нации [58], и замена форсированными темпами латинизированных алфавитов на алфавиты на основе кириллицы (1938 - 1940 гг.) исключили возможность постановки подобных вопросов в повестку дня внешней политики Турецкой Республики.

поделиться ссылкой в Ya.Ru поделиться ссылкой в ВКонтанте поделиться ссылкой в LiveJournal поделиться ссылкой в FaceBook'е поделиться ссылкой в Одноклассниках поделиться ссылкой в МоемМире на Mail.Ru поделиться ссылкой в FriendFeed поделиться ссылкой в МоемКруге поделиться ссылкой в MySpace поделиться ссылкой в Memori поделиться ссылкой в Twitter'е поделиться ссылкой в Google Buzz

еще нет ниодного комментария...

Вы не можете оставлять комментарии.
Войдите или зарегистрируйтесь
еще в рубрике

На Ближнем Востоке и в Азии ищут альтернативы Суэцкому каналу

2024-12-23 Станислав Иванов

Альтернативы Суэцкому каналу начали искать еще в 2021 году, когда один из крупнейших контейнеровозов в мире "Ever Given” сел на мель и устроил морскую транспортную мега-пробку...

Знаете ли вы про геноцид курдов в Османской империи в 1916?

2024-12-17 Kurdistan.Ru

В своих мемуарах Талат-паша, премьер-министр того периода, пишет, что 702,905 курдов были депортированы и что более половины их погибли по дороге по разным причинам...

Эрдоган провоцирует продолжение войны в Сирии

2024-12-16 Станислав Иванов
Эрдоган провоцирует продолжение войны в Сирии

Казалось бы, многолетняя ожесточенная гражданская война в Сирии, унесшая жизни около миллиона сирийцев и разрушившая страну почти до основания, завершилась...

Развяжется ли сирийский узел?

2024-12-12 Станислав Иванов
Развяжется ли сирийский узел?

Сегодняшняя Сирия – это уравнение со многими неизвестными. Некоторые предрекают ей трагическую судьбу Ливии или Афганистана. Вряд ли кто сможет предсказать, что будет в этой стране через месяц или полгода...

Причины падения режима Башара Асада в Сирии

2024-12-09 Станислав Иванов
Причины падения режима Башара Асада в Сирии

То, что режим Башара Асада недолговечен и не пользуется поддержкой подавляющего большинства сирийцев было известно давно. Лакмусовой бумагой для правительства Асада стали события арабской весны 2011 года...

Главное звено шиитской дуги или полумесяца выпало

2024-12-08 Станислав Иванов

Свержение правительства Башара Асада в Сирии стало одним из важнейших событий на Ближнем Востоке со времени начала арабской весны 2011 года...

Кто становится бенефициаром от новой вспышки насилия в Сирии?

2024-12-05 Kurdistan.Ru
Кто становится бенефициаром от новой вспышки насилия в Сирии?

Новое масштабное наступление боевиков радикальных исламистских группировок и отрядов вооруженной оппозиции в провинциях Алеппо, Идлиб и Хама застало правительственные войска и поддерживающие их иностранные шиитские формирования врасплох...

Багдад опасается войны в ливанском стиле. Ирак мобилизует силы для отражения атак Израиля, - Игорь Субботин

2024-11-21 centrasia.org

Ирак начал готовиться к отражению предполагаемых нападений Израиля. Как заявили военные, правительство в Багдаде распорядилось направить к западным рубежам силы быстрого развертывания...

К очередной антикурдской провокации в Турции

2024-10-25 Станислав Иванов
К очередной антикурдской провокации в Турции

23 октября 2024 года в столице Турции Анкаре на объекте аэрокосмической корпорации Tusaş произошел теракт. Трое вооруженных преступников обстреляли один из КПП предприятия и осуществили подрывы взрывных устройств...

Новый кризис на Ближнем Востоке

2024-10-23 Станислав Иванов
Новый кризис на Ближнем Востоке

К великому сожалению, возникший после нападения боевиков ХАМАС и "Исламского джихада" (запрещено в РФ) на Израиль 7 октября 2023 года новый кризис на Ближнем Востоке не только продолжается, но и имеет тенденцию к расширению как по географии, так и по масш

Маховик насилия на Ближнем Востоке продолжает раскручиваться

2024-09-29 Станислав Иванов
Маховик насилия на Ближнем Востоке продолжает раскручиваться

Вслед за громким убийством одного из лидеров радикальной палестинской группировки ХАМАС Исмаила Хании в Тегеране был убит в Бейруте 27 сентября 2024 года в результате серии авиаударов ВВС Израиля лидер ливанской шиитской группировки "Хизбалла"...

Дороже нефти и золота: смогут ли курды, Иран и Турция поделить воду?

2024-09-19 Андрей Сизов, newizv.ru
Дороже нефти и золота: смогут ли курды, Иран и Турция поделить воду?

На днях произошло событие, незаслуженно обойденное вниманием крупнейшими СМИ и мировой общественности. Масуд Пезешкиан стал первым президентом Ирана, посетившим Иракский Курдистан...

Не станет ли Турция "Троянским конем" в БРИКС?

2024-09-18 Станислав Иванов
Не станет ли Турция "Троянским конем" в БРИКС?

Как сообщается в СМИ, Турция подала официальную заявку на вступление в БРИКС и этот вопрос будет рассматриваться уже на октябрьском 2024 года саммите организации в столице Татарстана г. Казани...

Иракский Курдистан как авангард курдского национального движения за свои права и свободы

2024-09-16 Станислав Иванов
Иракский Курдистан как авангард курдского национального движения за свои права и свободы

В отличие от курдов Турции, Сирии и Ирана, которые пока официально не имеют прав даже на культурную национальную автономию, иракские курды смогли добиться статуса субъекта федерации в постсаддамовском Ираке с самыми широкими правами и полномочиями...

Афгано-пакистанские отношения испытываются на прочность

2024-09-10 Станислав Иванов

4-7 сентября 2024 года произошли вооруженные столкновения с применением тяжелого оружия между афганскими и пакистанскими пограничниками и военными...

Скрестить сирийского ежа с турецким ужом вряд ли удастся

2024-08-28 Станислав Иванов
Скрестить сирийского ежа с турецким ужом вряд ли удастся

Российские власти вместе с Ираном и Ираком продолжают прилагать значительные политико-дипломатические усилия по снятию напряженности в турецко-сирийских отношениях, а в идеале, - по восстановлению атмосферы доверия, дипломатических и других отношений межд

16 августа – дата основания ДПК и день рождения ее лидера, Масуда Барзани

2024-08-16 Kurdistan.Ru
16 августа – дата основания ДПК и день рождения ее лидера, Масуда Барзани

78 лет назад, 16 августа 1946 года, в Багдаде состоялось подпольное собрание представителей курдских групп, которое вошло в историю как I съезд "Демократической партии Курдистана" (ДПК)...

О курдском флаге

2024-08-15 Анаре Барие Бала
О курдском флаге

"Я был рождён в тени курдского флага в Мехабаде, и я готов служить и умереть ради этого флага" – Масуд Барзани...

Ирак между молотом и наковальней

2024-08-14 Станислав Иванов
Ирак между молотом и наковальней

Раздираемый внутренними противоречиями Ирак оказался вновь перед дилеммой - выбором своих стратегических внешних партнеров. На их роль претендуют Иран и США...

Ближний Восток вновь на грани большой войны

2024-08-07 Станислав Иванов
Ближний Восток вновь на грани большой войны

Убийство 31 июля 2024 года в Тегеране главы политбюро палестинской радикальной группировки ХАМАС Исмаила Хании и ликвидация в результате воздушного удара Израиля...

Езиды Ирака после геноцида ИГИЛ

2024-08-04 Юрий Дасни
Езиды Ирака после геноцида ИГИЛ

Исламизм — один из самых значимых и трагичных явлений езидского геноцида. Оказавшись в исламском окружении езиды на протяжении всего последнего тысячелетия в регионе своего автохтонного проживания испытывают на себе систематические преследования...

другие возможности
Прямая трансляция KurdistanTV
Прямая трансляция KurdistanTV
Декабрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
2526272829301
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
На правах рекламы
Смотрите канал KurdistanRuVideoNews
Смотрите наш канал на YouTube

Смотрите канал KurdistanRuCollect

Kurdistan Democratic Party

Опросы
Считаете ли вы, что езидский Синджар в ближайшем времени станет безопасным районом?

Да

Нет

Не знаю

На правах рекламы
Kurdistan.Ru в социальных сетях

Наша акция
Спасите Хасанкейф!
Наша реклама
Наши партнеры

Translate this page
Технологии Переводчик

© 2000-2012 Kurdistan.Ru Все права защищены.
Использование материалов, размещенных на сайте Kurdistan.Ru, допускается только с указанием обратной активной ссылки на материал.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Новости
Статьи
Представительство
Диаспора
Фото
Видео
Опросы
Архив
Книги

Разработка, поддержка и поисковая оптимизация осуществляется организацией ICHI Ltd.

Яндекс.Метрика