А.А. Гурьев Институт Ближнего Востока
Ситуация в марте на внутриполитическом поле Турции по своей значимости представляет наибольший интерес с точки зрения перспектив дальнейшего политического, социально-экономического и правового развития страны. Партия справедливости и развития /ПСР/, являющаяся правящей партией в республике, предложила вниманию Великого Национального Собрания (парламента) Турции /ВНСТ/ пакет конституционных поправок. Он был представлен заместителем председателя парламентской фракции ПСР Бекиром Боздагом. Документ состоит из 30 пунктов и предусматривает внесение изменений в следующие статьи турецкой конституции, принятой после военного переворота 1980 года: 10, 20, 23, 41, 51, 53, 54, 69, 74, 84, 94, 125, 128, 129, 144, 145, 146, 147, 148, 149, 156, 166.
Председатель Кассационного суда Турции Хасан Герчекер назвал эти поправки в действующую конституцию «антиконституционными». «Проект конституционной реформы противоречит принципам независимости правосудия, разделения властей и Конституции», - заявил он на пресс-конференции в Анкаре после заседания Апелляционного суда, на котором был обсужден пакет поправок в Основной закон.
Лидеры основных оппозиционных партий также заявили, что не поддержат реформу. Если конституционные поправки не будут приняты парламентом, ПСР вынесет их на общенациональный референдум, который в соответствии с правовыми нормами может состояться до начала лета. Пакет изменений предполагает реформирование системы правосудия, в т.ч. Конституционного суда и Высшего совета судей и прокуроров, возможность проведения суда над военнослужащими гражданскими инстанциями, передачу парламенту полномочий на возбуждение дел о роспуске политических партий, которыми ныне наделен Апелляционный суд.
В частности, в тексте законопроекта имеются пункты, направленные на рассмотрение Конституционным судом дел в отношении начальника Генштаба ВС и командующих силовыми структурами Турции. В случае утверждения пакета может быть отменен и 15-й пункт конституции, что означает реальную возможность осуждения лиц, совершивших в Турции военный переворот 12 сентября 1980 года.
В конституции, кроме того, предлагается закрепить положения о введении института омбудсмена, признании за госслужащими прав на заключение коллективных договоров и проведение забастовок. Представители турецкого правительства накануне оглашения пакета конституционных поправок заявляли, что изменения в Основной закон готовились с учетом норм Евросоюза, куда Анкара добивается вступления в качестве полноправного члена.
Глава Апелляционного суда, в свою очередь, сообщил, что «у каждой страны есть своя специфика и собственная модель развития», что необходимо учитывать при реформировании действующего законодательства. По его мнению, реформа конституции в ее нынешнем виде «не решает вопросы правосудия, а равносильна его окружению и подавлению правительством».
Аналогичное мнение высказал и заместитель председателя Высшего совета судей и прокуроров Турции Кадир Озбек. «Реформа конституции должна осуществляться на основе согласия, в противном случае она чревата серьезными проблемами в будущем», - сказал он журналистам. «Не думаю, что реформа отвечает интересам народа. Что касается правосудия, то над ним явно насмехаются», - отметил заместитель председателя Высшего совета судей и прокуроров. Наблюдатели считают, что конституционная реформа в ее нынешнем виде обострит и без того напряженные отношения между правительством и органами правосудия, а также приведет к противостоянию правящей партии и оппозиции в парламенте, ПСР и армии. Согласно разработанной руководством ПСР и ее юристами «дорожной карте» реализации пакета поправок, в случае, если конституционная реформа будет вынесена на народное голосование, то он будет проголосован полностью, а не по отдельным пунктам.
Местные эксперты и СМИ цитируют отклики зарубежных средств массовой информации на проект изменений в конституцию, подготовленных правительством ПСР. Так, Guardian /Великобритания/ отмечает, что «исламистское правительство Турции, предложив пакет изменений конституции, произвело первый залп по светскому судопроизводству в стране». А Financial Times констатирует, что «правящая Партия справедливости и развития обнародовала свои планы касательно изменений конституции, которые ограничат полномочия ее наиболее жестких противников в системе судопроизводства и армии. Этот шаг... еще более сгустит политическую атмосферу в стране».
New York Times подчеркивает, что «предложения сделаны после серии задержаний и арестов десятков армейских офицеров и генералов по обвинению в подготовке переворота против правительства правящей ПСР. Проект изменений направлен против являющихся опорой светского строя судебной системы и армии, с подозрением относящихся к консервативной и клерикальной политике правительства». Wall Street Journal /США/, в свою очередь, особо указывает на тот факт, что «турецкое правительство обнародовало проект изменений разработанной в свое время генералитетом конституции, которые могут кардинально изменить баланс сил в стране, разделенной политическим противостоянием. Рынки негативно отреагировали на предложения правительства».
Испанская El Pais выделяет аспект, связанный со вступлением Турции в ЕС и отмечает в связи с этим, «партия турецкого премьер-министра обнародовала проект изменений конституции, направленный на интеграцию с ЕС». При этом газета справедливо указывает на негативную реакцию на предложения правительства оппозиционных партий, юридического сообщества и многих общественных организаций, включая профсоюзы, и делает вывод, что процесс принятии поправок будет весьма сложным.
Это подтверждает и мнение, высказанное президентом Центра алевитских исследований адвокатом Али Йылдырымом. В частности, он считает необходимым отменить обязательное преподавание в школах религии. В распространенном заявлении А.Йылдырым утверждает, что новая редакция основного закона ни в коей мере не учитывает требования турецких алевитов, а контакты и консультации правительства с алевитскими организациями сводятся к показным акциям.
Особое неприятие А.Йылдырыма вызвал отказ правительства изъять из ныне действующей «конституции генералов» положение об обязательных уроках религии, которые, как считает юрист, в условиях Турции являются инструментом ассимиляции алевитов. Такая позиция правительства вызывает сомнения относительно его искренности в осуществлении широко рекламируемой «алевитской инициативы». Критике президента Центра алевитских исследований правительство подверглось также и за отказ признать алевитские молельные дома религиозными организациями.
Из других внутриполитических событий представляют интерес обнародованные в марте данные по вопросам энергобезопасности Турции. Проправительственная газета «Заман» сообщила, что собственных запасов нефти и газа Турции хватит на 15 месяцев, после чего разведанные месторождения истощатся. Бедная на энергоресурсы страна потребляет в год 32 млрд. кубометром газа и 30 млн тонн нефти. Большую часть углеводородов Турция импортирует из-за рубежа. При этом одним из основных поставщиков топлива является Россия. Зависимость республики от зарубежных закупок превышает в среднем 90 процентов. Издание отмечает также, что Турция, имеющая богатых на нефть и газ соседей, не обладает достаточным объемом разведанных запасов.
По данным министерства энергетики Турции, на сегодняшний день разведано 20 процентов месторождений на суше и один процент на морском шельфе. Около 75 процентов доступных к разработке месторождений расположено на юго-востоке страны. В то же время, горный рельеф этого региона и нестабильная там ситуация заметно усложняют процесс добычи, повышая тем самым себестоимость сырья.
Представители министерства энергетики и природных ресурсов рассчитывают в ближайшем будущем разведать новые залежи углеводородов, чтобы компенсировать истощение находящихся в разработке. «На значительной части территории Турции, как на суше, так и на море, разведывательные работы не проводились. Разрабатываемые сейчас резервы почти закончились. Мы очень рассчитываем на поисково-разведывательные работы в Черном море», - отмечают энергетики. По их словам, которые, по мнению специалистов, чрезмерно и неоправданно оптимистичны, в недалеком будущем Турция сможет сама покрывать внутренний спрос на нефть и природный газ. «Пока же 92 процента необходимой стране нефти и 98 процентов газа мы импортируем», - сообщили представители министерства.
Как известно, разведывательные работы на черноморском шельфе в феврале начала бразильская компания "Петробрас" совместно с турецкой государственной нефтяной компанией ТПАО. Пробное бурение проводится на глубине от 1200 до 2200 метров в нескольких районах к северу от побережья Турции. В прошлом году специалисты ТПАО объявили о наличии в Черном море запасов нефти и газа, которые, по различным оценкам, являются перспективными. Объем нефтяных месторождений на морском шельфе может составить 15-20 млрд баррелей.
В связи с этим, специалисты обратили внимание на обнародованный в марте министерством энергетики и природных ресурсов Турции Стратегический план на последующую пятилетку. Документ предусматривает активизацию поисков нефти, газа и угля на территории страны. Согласно плану, до 2014 года планируется начать строительство атомной электростанции и завершить проект газопровода NABUCCO. Долю импорта российского газа планируется сократить на 50 процентов. В плане указывается, что Турция получает природный газ из 5 стран-поставщиков, при этом 2/3 импорта природного газа приходится на долю РФ, в связи с чем предлагается перейти к более пропорциональному распределению среди стран-поставщиков всего объема импортируемого газа. Наряду с этим, в последующие пять лет планируется увеличить объем добываемого бора, который на данный момент составляет около 1,5 млн тонн. По данным на конец 2009 года, Турция имеет примерно годовой запас нефти и 2-х месячный запас природного газа.
Как пишет газета Джумхуриет со ссылкой на информационное агентство АНКА, Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) опубликовал доклад, из которого следует, что по состоянию на январь 2010 года на рассмотрении этой организации находится 119300 исков. Из них 13100 подано против Турции. Из этого числа Судом уже вынесено 2295 обвинительных заключений, адресованных Турции. Большинство их касается нарушений в национальной системе судопроизводства.
Обращает на себя внимание информация, предоставленная министерством финансов Турции и подтверждающая разительную неравномерность экономического и социального развития отдельных регионов Турции. Так, в феврале этого года провинция Стамбул обеспечила 38,5% всех бюджетных поступлений. А доходы, полученные государством всего в четырех провинциях: Стамбуле, Анкаре, Коджаели и Измире на 74% сформировали доходную часть госбюджета.
Бюджеты 67 из 81 провинций страны демонстрируют дефицит платежей, 14 - профицит. Наибольший объем дотаций потребовался Диярбакыру - его бюджет сведен в дефицитом в 257,3 миллиона лир. Следом идут Ван (179,5 млн), Эрзурум (166 млн) и Хаккяри (157,1 млн). При этом провинция Хаккяри потратила в 17 раз больше, чем внесла в госбюджет. Данные свидетельствуют о том, что наибольшие дотации понадобились восточным провинциям страны, населенным в основном этническими курдами.
Представляют интерес обнародованные в марте сведения об увеличении Турцией закупок вооружений. Так, за последние два года Турция потратила 1,25 млрд долл. на закупку вооружений и техники за рубежом. При этом, если в 2008 году страна находилась на 13-м месте в мировом списке импортеров оружия (578 млн долл.), то в 2009 она переместилась на 10-е место (675 млн долл.). В то же время объем военного экспорта Турции составил 43 млн долл. в 2008 и $6 млн. долл. в 2009 годах. Крупнейшими покупателями турецкого оружия стали Азербайджан, Грузия и Пакистан.
Отметим, что в прошлом году Турция разработала план модернизации своих вооруженных сил, по которому в течение ближайших 25-30 лет на эти цели будет выделено 150 млрд долл. Первая фаза реализации плана предполагает затраты в объеме 31 млрд долл. в течение 10 лет. Турецкие вооруженные силы по своей численности уже заняли второе место среди стран НАТО, уступая лишь США. Общее количество военнослужащих - 610 000 человек, приблизительно три четверти из них - солдаты срочной службы. Несмотря на проблемы с финансированием, Турция каждый год тратит на приобретение нового вооружения около 3 млрд долл. Следует отметить, что в последнее время Турция усилила свое военное сотрудничество с Россией.
Из внешнеполитических событий, наиболее детально и широко обсуждаемых в Турции, следует выделить голосование 5 марта в Комитете по иностранным делам в палате представителей Конгресса США по вопросу резолюции, признающей факт геноцида армян в 1915 году во времена Османской империи. Одобрение резолюции вызвало резкое осуждение в Турции и стало причиной очередного обострения в турецко-американских отношениях. Анкара оказалась крайне оскорблена поведением американских конгрессменов и продолжает критиковать их решение о принятии этого документа. В то же время, администрация президента Барака Обамы пытается найти компромисс и договориться с лидерами Конгресса о том, чтобы резолюция не выносилась на голосование палаты представителей.
Турция отозвала своего посла в США для консультаций. «Турция не поддастся давлению», - об этом на срочной пресс-конференции 5 марта заявил министр иностранных дел страны Ахмет Давутоглу, комментируя решение комитета по международным делам Конгресса США о признании геноцида армян в Османской империи в 1915 году. Можно следующим образом сформулировать основные положения выступления главы МИД Турции по данному вопросу:
- трагедия первой мировой войны затронула и народ Турции;
- отношения между турками и армянами развивались в духе благожелательности;
- рассмотрение вопроса о геноциде со стороны американского Конгресса было ошибкой;
- парламенты не властны над историей, следует открыто обсудить все проблемы и оставить потомкам доброе наследие;
- Турция не будет принимать никаких решений в обстановке давления;
- посол США в Турции приглашен для беседы в МИД;
- голосование в парламенте было «несерьезным» и «комическим», ведь резолюция была одобрена с перевесом всего в один голос;
- Турция не хочет, чтобы ее отношения с США переживали кризис каждую весну;
- справедливое решение вопроса о геноциде - дело национальной гордости Турции.
Министр также акцентировал внимание участников пресс-конференции на том, что принятое в США решение, к сожалению, свидетельствует о непонимании Вашингтоном стратегического значения сотрудничества с Турцией, которое осуществляется, в частности, в таких критических точках как Афганистан и Ирак.
Наряду с этим, глава турецкой дипломатии подчеркнул, что решение об одобрении резолюции о «геноциде армян» - это неуклюжее вмешательство третьей стороны в процесс нормализации турецко-армянских отношений, которое оказывает негативное влияние не только на этот процесс, но и может иметь отрицательные последствия для стабильности Кавказе, а также для отношений между Турцией и США.
В связи с этим, эксперты отметили, что на этом антиамериканском фоне в позитивном плане выделялись сделанные на этой же пресс-конференции высказывания А.Давутоглу о сотрудничестве на Кавказе с Россией. Турецкий министр дал высокую оценку сбалансированной позиции России по урегулированию ситуации в этом регионе.
«Мы проводим регулярные полезные и всеобъемлющие консультации с Россией по всему комплексу проблем на Кавказе. В рамках недавнего визита в Москву премьер-министра Турции Р.Эрдогана эти проблемы были детально обсуждены с президентом Д.Медведевым и премьер-министром В.Путиным, а также в ходе моих переговоров с министром иностранных дел Лавровым. В частности, сегодня в Москве находится представительная турецкая делегация во главе с первым заместителем министра иностранных дел Турции Ф.Синирлиоглу, которая также проводит консультации по вопросам ситуации в кавказском регионе. Кавказ – это зона совместных взаимных интересов России и Турции. Анкара намерена расширять взаимодействие и консультации с Москвой по всем вопросам этого региона. Мы настроены на совместную работу», - сказал министр.
«В мае президент России Дмитрий Медведев посетит Турцию с официальным визитом. В рамках этого визита будет создан Совет сотрудничества высшего уровня и мы проведем первое его заседание, на котором обсудим, в частности, вопросы углубления регионального взаимодействия наших стран, в т.ч. на Кавказе. И это естественный процесс для наших стран», - подчеркнул в заключение глава МИД Турции.
В свою очередь, премьер-министр Турции Р.Эрдоган в ходе своего визита в Саудовскую Аравию заявил, что «посол Турции в Вашингтоне не вернется в диппредставительтсво, пока не будет продвижения в вопросе резолюции о геноциде армян». Таким образом он прокомментировал ситуацию с отзывом посла Намыка Тана. «Пока не увидим конкретного продвижения по вопросам этого документа /резолюции - авт./, мы не будем возвращать посла в Вашингтон», - сказал глава правительства.
В жесткой форме прокомментировал возможность продолжения диалога по вопросу геноцида с США и президент Турции А. Гюль. «Мне больше нечего обсуждать с господином Обамой относительно вопроса о геноциде армян. Все что надо, мы уже обсудили, причем обсудили детально. Мы показали свои добрые намерения по многим вопросам. Ситуация на Кавказе у всех на виду. Что мне еще обсуждать с Обамой?», - заявил в беседе с журналистами президент Турции А. Гюль.
«Подобные резолюции и решения со стороны американцев не помогут нормализации турецко-армянских отношений, они их лишь усугубят. Мы - часть Кавказа, и нынешняя ситуация не на пользу ни Турции, ни Азербайджану, ни Армении. Анкара со своей стороны будет делать все возможное для установления мира в нашем регионе», - сказал турецкий президент.
После неприемлемого для Турции голосования в Комитете по иностранным делам палаты представителей Конгресса США в Турции активно заговорили о возможных ответных шагах Анкары. В частности, были даже озвучены эмоциональные призывы к принятию решения о выдворении американской военной базы Инджирлик из Турции. США, несмотря на маловероятность такого решения, рассматривали в Конгрессе и такой, худший из всех возможных, сценарий.
«Военно-воздушная база Инджирлик имеет большое значение для США», - об этом высокопоставленные американские военные заявили в ходе заседания комитета палаты представителей Конгресса США, указав также на эффективность действий Турции в Афганистане. Командующий военно-воздушными силами США генерал армии Дункан Макнабб подчеркнул, что военная база Инджирлик играет «ключевую роль» с точки зрения операций в Ираке и Афганистане. «46% американских ВВС в регионе используют базу Инджирлик», - отметил он. Глава центрального командования ВС США Дэвид Петреус, сказал, что Турция проводит эффективную работу в Афганистане. Он также отметил, что США продолжают сотрудничать с Турцией в борьбе против PПK, указав на то, что только на севере Ирака турецкие капиталовложения достигли 10 млрд долларов.
Кроме этого, государственный министр Турции Зафер Чаглаян в интервью Financial Times заявил, что «Анкара заморозила все свои отношения с США». Он отметил, что уже отменил две поездки в США - в феврале и в марте. «Мы надеялись, что Америка может пойти на приемлемые для нас меры в контексте образцового партнерства, но мы увидели другое», - заявил З. Чаглаян. Примечательно, что по поводу связей с Россией З. Чаглаян заметил: «Турция и Россия - стратегически близкие партнеры. Обе страны стремятся развивать экономические и коммерческие связи. Я хотел бы подчеркнуть тот факт, что между Турцией и Россией установились очень искренние отношения».
Вместе с тем, турецкая сторона опровергла озвученную некоторыми экспертами возможность в качестве ответных мер «сворачивания» турецко-американского сотрудничества в сфере энергетики. «К сожалению, в последнее время политика стала сильно влиять на энергетические вопросы. Это неприемлемо и мы должны выработать такие механизмы, чтобы в будущем снизить влияние политики, на энергетику». Об этом на нефтяной конференции в Стамбуле заявил министр энергетики Турции Танер Йылдыз. «Мы, энергетики, должны быть далеки от политики и наша задача заключается в совершенно ином. С этой целью мы должны максимально снизить влияние политики на нашу деятельность», - отметил он.
Касаясь деятельности американских энергетических компаний в Турции, Т.Йылдыз выразил надежду на то, что «США поставят в ближайшее время точку в вопросе так называемого «геноцида армян» и он не будет мешать отношениям двух стран в сфере энергетики». «Как вы знаете, американская Exxon Mobil является участником консорциума по разработке нефтяных месторождений в Черном море. Не думаю, что в связи с последними событиями мы прекратим сотрудничество с этой компанией. Наши переговоры с ней продолжаются», - сказал он.
В связи с обострением турецко-американских отношений критика позиции Вашингтона по вопросу о геноциде армян усилилась в турецких СМИ. Так, турецкий политолог Эркан Читлиоглу на страницах газеты Yeni Zaman заявил, что «Турция готова к тому, что в ряде стран мира будет признан армянский геноцид, но это нас не пугает. Хорошо было бы, если конгресс США окончательно признал геноцид, и тогда Турция узнала бы истинную политику своего стратегического партнера и знала, как строить свою политику дальше».
«США своими коварными действиями вокруг признания армянского геноцида они стремятся обеспечить интересы армянского лобби и в то же время поставить определенные условия перед Турцией, прежде всего, в иранском вопросе, а также по увеличению численного состава турецкого военного контингента в Афганистане», - констатировал Э.Читлиоглу и назвал такие действия Вашингтона политикой «двойных стандартов» и «шантажом».
В свою очередь известный турецкий политический обозреватель Мехмет Али Биранд указывает, что торговый оборот между США и Турцией в 2008 году составил около 15 миллиардов долларов, в то время как оборот между Турцией и Россией превышает этот уровень более чем втрое. В итоге он задается вопросом о том, какое партнерство более устойчиво: «то, которое существует на бумаге под голословным лозунгом «стратегического партнерства» и постепенно теряет значимость, или то, за которым стоят от 50 до 100 миллиардов долларов взаимного товарооборота».
Не способствовало снижению уровня напряженности в треугольнике Турция-США-Армения и заявление турецкого премьера Р. Эрдогана о возможной депортации из Турции 100 тысяч армян. 16 марта в интервью BBC он предупредил о возможности высылки из страны 100 тысяч нелегальных мигрантов из Армении. «В моей стране проживает 170 тысяч армян, из них 70 тысяч турецкие граждане. Завтра, если потребуется, я скажу этим ста тысячам, с которыми мы сейчас справляемся, чтобы они покинули нашу страну. Я сделаю это, потому что они не мои граждане, и я не обязан их держать в своей стране», - отметил глава турецкого правительства.
Евросоюз резко осудил эти высказывания. «Заявление премьер-министра Турции Реджепа Эрдогана о возможной высылке из страны 100 тысяч армян вызывает у нас только чувство сожаления», - заявила сопредседатель межпарламентской комиссии ЕС-Турция Элена Флаутр. По ее словам, подобные заявления могут крайне негативно сказаться на отношениях между Турцией и Арменией: «Создается впечатление, что Турция использует этих людей в качестве инструмента своей политики, а это неприемлемо в современном мире». Элена Флаутр призвала Анкару в будущем не делать подобных заявлений, которые могут навредить мирным процессам в регионе.
Сирия предложила свое посредничество в процессе нормализации отношений между Арменией и Турцией. Об этом заявил президент Сирии Башар Асад в ходе встречи со своим армянским коллегой Сержом Саргсяном в Дамаске. Б. Асад отметил, что Сирия очень заинтересована в нормализации отношений между Турцией и Арменией. «Турция наш сосед, и мы будем рады, если ее отношения с Арменией нормализуются. В этом мы хотим оказать помощь. У Сирии прекрасные отношения как с Арменией, так и с Турцией. Почему бы нам не использовать наши возможности для улучшения отношений наших друзей», - подчеркнул сирийский президент в ходе совместной пресс-конференции с главой Армении.
В марте Анкара вновь подтвердила неизменность своей позиции по вопросу решения проблемы иранской ядерной программы. Министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу в своем выступлении на заседании глав МИД Лиги арабских государств в Каире заявил, что «Турция прилагает и будет прилагать усилия для разрешения кризиса вокруг ядерной программы Ирана мирным путем». В своем заявлении, сделанном для египетских журналистов, А. Давутоглу в этой связи подчеркнул следующее: «В этом отношении Турция проводит четкую и ясную политику. Использование ядерного оружия в качестве инструмента в осуществлении политических целей, мы рассматриваем как преступление против человечества. Ибо ядерное оружие несет угрозу для будущего всего человечества. Мы не хотим ядерного оружия в нашем регионе. Не только в Иране, но и других странах. Мы требуем применения объективных критериев в данном вопросе».
Премьер-министру Реджепу Эрдогану, посетившему с визитом Саудовскую Аравию, вручили Международную премию имени короля Файсала» «За служение исламу». Это одна из наиболее престижных наград арабского мира. В сво¸м выступлении Р. Эрдоган отметил, что в корне многих проблем современности лежит нехватка справедливости и обездоленность. Премьер подчеркнул, что Турция не может со спокойной совестью смотреть на конфликты Ближнего Востока и воспринимать последний как исполненный скорби и боли регион. «Наши призывы к миру, диалогу и справедливости находят отклики в международном сообществе. Видеть, что в ходе этой борьбы мы не одиноки, чувствовать это, прибавляет нам мужества», - сказал Р. Эрдоган.
Турецкие средства массовой информации обратили также особое внимание и на награду президента Турции, которой он удостоен в области международных отношений. «Абдуллах Гюль награжден британским Королевским институтом международных отношений Чэтем-хаус (Chatham House Prize) за усилия по стабилизации обстановки в регионе, внутреннюю модернизацию Турции и усиление ее позиций на международной арене», - отмечается в сообщении института.
Члены Чэтем-хауса признают заслуги А. Гюля в интеграции Турции в Евросоюз, проведении внутренних реформ, направленных на демократизацию политической и правовой системы и защиту прав человека. «Господин Гюль работал и продолжает работать над укреплением традиционных связей Турции со странами Ближнего Востока, он выступал посредником между противоборствующими силами в Ираке и добивался диалога между руководством Афганистана и Пакистана для разрешения противоречий. Он также предпринимает значительные усилия по восстановлению единства разъединенного Кипра, а также наравне со своим американским коллегой сыграл ключевую роль в начале процесса урегулирования разногласий между Турцией и Арменией», - констатировали учредители премии.
А. Гюль признан членами института политиком 2009 года как президент, сочетающий качества «поистине национального, регионального и международного лидера». Торжественная церемония награждения состоится в ближайшее время. Президент Турции приглашен в Лондон для получения статуэтки, а также памятной грамоты, подписанной патроном института, королевой Великобритании Елизаветой Второй.
Из событий в российско-турецких отношениях следует выделить визит в Турцию министра внутренних дел России Рашида Нургалиева. Визит российского министра начался с изменения его программы. Именно на это изменение эксперты обратили особое внимание. Глава МВД России был принят премьер-министром Турции Реджепом Эрдоганом. В ходе незапланированной ранее встречи глава турецкого правительства подчеркнул важность дальнейшего развития многопланового российско-турецкого партнерства, в котором, по мнению Анкары, взаимодействие специальных служб двух стран приобретает особую значимость.
Эта убежденность Москвы и Анкары была продемонстрирована и во время переговоров с министром внутренних дел Беширом Аталаем. В частности, одним из важных этапов в укреплении межведомственного сотрудничества стала готовность турецкой стороны аккредитовать при российском посольстве в Анкаре представителя МВД России, который сможет приступить к своим обязанностям уже в следующем году. В свою очередь, Москва готова принять с аналогичными функциями турецкого полицейского атташе, что позволит вывести межведомственное оперативное сотрудничество на качественно новый уровень.
Кроме этого, министры внутренних дел России и Турции договорились о совершенствовании договорной базы между министерствами. В частности, стороны согласились в том, что существующее соглашение 1992 года требует значительной переработки с учетом современных реалий. Исходя из этого, российский министр передал турецким партнерам проект нового Соглашения о сотрудничестве между МВД России и МВД Турции, которое планируется подписать во время предстоящего в мае с.г. официального визита в Турцию президента РФ Д. Медведева.
Документ, в частности, предусматривает взаимодействие в области борьбы с терроризмом, преступлениями экстремистской направленности, против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывных устройств, сильнодействующих, ядовитых и радиоактивных веществ, а также ядерных материалов. Важным направлением сотрудничества правоохранительных органов России и Турции станут совместные действия против экономических преступлений, в том числе в сфере легализации доходов, полученных преступным путем.
Особое внимание министры уделили также развитию сотрудничества в сфере подготовки и переподготовки кадров на базе ведомственных учебных заведений двух министерств. В частности, речь идет о сотрудничестве Полицейской академии Турции и Казанского юридического института МВД России.
По окончанию переговоров, министр внутренних дел России посетил Полицейскую академию, где ознакомился с особенностями подготовки кадров для системы министерства внутренних дел Турции. По мнению обеих сторон, проведенные переговоры показали готовность Москвы и Анкары и далее расширять долгосрочные партнерские отношения между МВД России и МВД Турции.
Террористические акты в Москве еще раз подтвердили актуальность, злободневность и востребованность обсужденных в Анкаре министрами внутренних дел России и Турции направлений сотрудничества спецслужб двух стран. Трагедия в московском метрополитене вызвала в Турции волну осуждения. Президент Турции Абдуллах Гюль, премьер-министр Реджеп Эрдоган, министр иностранных дел Ахмет Давутоглу одними из первых направили соболезнования своим российским коллегам. Реджеп Эрдоган воспользовался состоявшейся пресс-конференцией с канцлером ФРГ Ангелой Меркель, чтобы еще раз выразить осуждение и глубокое сожаление в связи с актами террора в Москве.
МИД Турции выступил с развернутым заявлением, в котором «решительно осудил осуществленную в Москве гнусную акцию». В нем говорится: «Турция искренне уверена в необходимости международного взаимодействия в борьбе с терроризмом и находится на стороне России, солидарна с Россией, подвергшейся этому вероломному нападению. Как страна, долгие годы ведущая борьбу с терроризмом, мы решительно осуждаем осуществленную в Москве гнусную акцию и выражаем соболезнования родственникам погибших и пожелания скорейшего выздоровления раненым».
В марте продолжалась активная подготовка к официальному визиту в Турцию президента РФ Дмитрия Медведева. Практически в постоянном ежедневном режиме стороны готовят к подписанию ряд важных двусторонних документов. Это еще раз подтвердил в эксклюзивном интервью радио «Голос России» заместитель премьер-министра Турции, государственный министр Бюлент Арынч, который будучи председателем парламента страны неоднократно посещал Россию с официальными визитами.
«Наши отношения с Россией динамично развиваются. Это подтверждают и темпы роста двустороннего товарооборота. Наши подрядные фирмы с большим успехом работают на российском рынке. Российско-турецкие отношения с каждым годом укрепляются и расширяются во всех областях, прежде всего в сфере энергетики. Это сотрудничество двух стран носит сегодня стратегический характер. Мы поддерживаем прекрасные отношения с президентом РФ Дмитрием Медведевым и премьер-министром Владимиром Путиным. У нас налажено полное взаимопонимание между правительствами двух стран. Наш премьер-министр несколько раз посещал Россию.
С точки зрения российско-турецких межпарламентских связей у нас также установились очень хорошие отношения и с Государственной Думой, и с Советом Федерации. Председатели нашего парламента осуществляют регулярные контакты с российскими коллегами. Я в этом статусе также неоднократно посещал Россию», - заявил Бюлент Арынч.
«Мы испытываем глубокое удовлетворение от многопланового партнерства между Россией и Турцией – двумя влиятельными и важными государствами с точки зрения мировой политики. И сегодня мы с нетерпением ожидаем визита президента России. Уверен, в рамках этого визита будут подписаны очень важные документы, будет открыта новая страница в российско-турецких отношениях и наше сотрудничество многократно укрепится», - подчеркнул в заключение заместитель главы турецкого правительства.