Курдистан, новости, политика, диаспора
KURDISTAN.RU

новостной сайт о событиях в курдском регионе

ежедневные новости политики, культуры и социальной жизни Курдистана

kurdistan.ru - новостной проект

Езиды: проблемы и перспективы

Просмотры5596Комментарии0 уменьшить шрифт нельзя увеличить шрифтоткрыть версию страницы для печатиразвернуть
2010-04-12

Юрий Набиев, Kurdistan.Ru
Езиды всегда считались таинственным сообществом, о них ходили самые фантастические слухи. В России одно из первых сообщений о езидах принадлежит Пушкину, который встретил под Эрзерумом езидского шейха и подробно расспросил его о езидской религии; этот разговор он описывает в своем «Путешествии в Арзрум».
  В настоящее время езидов насчитывается, по максимальным оценкам, 1,5-2 миллиона, из них 700 тысяч в Ираке, в основном в районах Шангал и Шейхан. Каково же состояние мировой езидской общины в наше время? Каково ее экономическое и социально-политическое положение? Есть ли у нее силы на самосохранение и выживание как особой общности, каковы проблемы и как их решать? Самая актуальная проблема езидов - идентификация. Тема эта очень политизирована, в судьбу общины вмешиваются все, кто в этом сколько-нибудь заинтересован; в умах самих езидов царит неразбериха, и проблема самоидентификации становится предметом бурных споров. Являются ли езиды субэтнической группой курдов, или отдельной нацией – вот основной вопрос. Психологически, он нередко накладывается на застарелые обиды и трагические воспоминания, связанные у езидов с курдами-мусульманами, а также на давнюю, средневековую еще традицию, которая относила этноним «курды» только к мусульманам просто ввиду того, что идентичность в Средние века носила не национальный, а религиозный характер.
  Итак – кто такие езиды, часть ли они курдской нации, или отдельная нация?
  Лично для меня эта проблема решена давно. Я в этом отношении опираюсь на выдающихся ученых – к числу которых принадлежат Минорский, Вильчевский,Орбели, Никитин, Лейярд, Карцев, Жаба, Курдоев, современные ученые Карам Анкоси, Шакро Мгои, Тамара Пашаева, Керим Амоев, Зара Юсупова, Хана Омархали, Дмитрий Пирбари Латиф Мамад, Темур Авдоев и многие другие. На основе этнографических, лингвистических, антропологических, культурологических и иных исследований, они пришли к выводу, что езиды являются этноконфессиональной группой курдского народа. Думаю что даже исследование ДНК это подтвердят. Этот подход зафиксирован и в основных мировых энциклопедиях, в том числе таких авторитетных, как: Британника или Ларусс. Об этом же заявляли неоднократно и  глава езидов мира - Мир езидов Тахсин-Бек, и глава Духовного совета езидов Баба Шейх. Вместе с тем надо напомнить, что каждого конкретного представителя езидизма никто не принуждает называться курдом: в переписях национальность отмечается по самоидентификации, и это зафиксировано в конституции РФ, которая гласит (ч. 1 ст. 25): каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность, никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальности. Таким образом, для каждого лично вопрос – считать ли себя по национальности курдом или езидом – это вопрос самоидентификации. Следовательно, нет и предмета для спора: как сказано у Свифта, «каждый да разбивает яйца с того конца, с какого ему удобнее». Лично я с уважением отношусь к многим тем, кто считает себя езидом по национальности, и казалось бы вправе ожидать уважения и к моей самоидентификации. Но к сожалению некоторые из наших «езидистов» крайне агрессивны и не проявляют ответного уважения к тем, кто считает себя курдами по национальности и езидами по вероисповеданию. Эти люди, кажется, поставили целью своей жизни доказать, что они не курды, хотя никто с ними в этом вопросе спорить не собирается. Есть категория езидов, которая признает общие корни и общее происхождение с курдами, считая что большая часть единого народа насильственно была омусульманена. Для меня главным является чтобы человек искренне болел за езидскую веру и пытался что-либо делать для ее сохранения. В конце-концов кем бы кто себя не считал курдами-езидами или чисто езидами мы все члены одной общины у нас одни и те же шейхи и одни и те же праздники.
    Второй важный для езидов вопрос – проблема сохранения идентичности в диаспоре. Хотя основной ареал расселения езидов в Ираке, в силу притеснений и т.д. они в течение многих столетий расходятся по всему миру и сегодня в Европе, в Австралии, Северной Америке и в частности в России сложились довольно многочисленные езидские общины, можно сказать езидская диаспора. Самая многочисленная и старая (с начала ХХ века), и вместе с тем самая высокообразованная езидская диаспора – в России. На протяжении почти всего ХХ века российская община была оторвана от Курдистана, в результате, например, возникла разница в отправлении некоторых религиозных праздников. Гораздо опаснее, что езиды не знают основ своего вероучения. В результате связь их с религией предков оказывается, так сказать, чисто механической, и есть много случаев, когда езиды переходят в другие исповедания, прежде всего христианство, реже ислам.
  Для езидов Курдистана важной проблемой является политическая разобщенность. Вообще в ситуации бурной, опасной, постоянно меняющейся ситуации в Ираке, где как никогда нужна сплоченность и выверенная, целенаправленная политика, езиды подобны судну без руля и ветрил.
Основная масса езидов тяготеет к курдским политическим партиям и организациям. Но есть и такие, кто активно сотрудничает с арабскими суннитскими организациями. Даже в эпоху Саддама часть езидов активно сотрудничала с его режимом. Идеологической опорой этого сотрудничества была распространенная при Саддаме теория, что езиды якобы не имеют ничего общего с курдами, так как происходят от древних жителей Месопотамии – аккадцев, шумеров и вавилонян. Нельзя исключить влияние древних веровании междуречья на формирование езидизма – это задача ученых. Патриотически же настроенная часть езидов и в целом многомиллионная курдская нация считает, что езидизм – изначальная курдская религия, аргументируя между прочим тем, что до сих пор сохранились племена, часть которых – мусульманская, часть – езидская. В настоящее время, руководство Курдистана активно стремится привлекать езидов на свою сторону, примером явились и прошедшие в Ираке выборы, когда 6 езидов прошло в парламент по спискам Альянса Курдистана. Но при этом, к сожалению, случается, что оно плохо понимает или просто игнорирует езидскую специфику, рассматривая езидов просто как часть курдов, но не как специфическую часть. Тут, со своей стороны, есть и доля вины езидов, которые не могут организоваться настолько, чтобы явить собой серьезную и независимую силу и заставить Эрбиль слушать себя и постоянно помнить о себе. Реальность показала, что будущее езидов – в составе Курдистана, как интегральной части большой курдской нации; но при этом езиды должны понимать что эрбильское руководство автоматический не будет заботится о езидах. Самим езидам необходимо сформулировать свои требования и добиватся их. На мой взгляд, езидам небходимо ставить вопрос  (после реализации 140 статьи и присоединения всех езидских районов к Курдистану)  об образование особой езидской провинции Синджар, со всеми институтами самоуправления, которыми по иракской конституции обладает провинция – провинциальным советом, собственным бюджетом, выборным губернатором и т.д. Такая провинция, до известной степени, продолжила бы традиции старого Синджарского эмирата езидов. Известно, что Курдистан состоит из исторических земель таких как Ботан, Бахдинан, Соран и т.д. Думаю, что будущее административное деление Курдистана осуществится именно по такому принципу исторических земель.
  Однако езиды не могут просто продолжать средневековые традиции, для того, чтобы дать ответ на вызовы современности, необходима решительная реформа всех сторон езидской жизни. В настоящее время, как это ни парадоксально, езиды более разобщены, чем в Средние века: когда-то был институт кавалов, собиравших пожертвования со всех езидов и тем связывавших их со Святым Лалешем, в наше же время езидские общины целиком разобщены, и у Мира езидов нет даже собственного сайта. Многие езиды вообще не имеют представления о позиции Мира и Духовного Совета и это порождает слухи и спекуляции. На мой взгляд, Лалеш должен быть для езидов примерно тем же, чем Ватикан является для католиков. Видимо было бы правильно расширить Духовный совет за счет представителей общин диаспоры и создать специальный фонд для деятельности этого совета. Необходимо возродить институт кавалов, которые с одной стороны пополняли бы фонд, а с другой вновь связали бы общины с религиозным центром. Кроме того неплохое пополнение фонда будет от паломников. Фонд помог бы организовать и содержать, условно говоря, езидское духовенство: поддержка фонда позволила бы шейхам не думать о том, где добыть кусок хлеба, и посвятить себя целиком выполнению ритуальных обязанностей. Пополнение и расходы фонда были бы прозрачными, всегда общественность смогла бы проконтролировать их. Назрела необходимость организации паломнических поездок езидов со всего мира в Святой Лалеш. Очень важно при этом, чтобы езидская религиозная верхушка на местах  тесно общалась с представителями духовенства других конфессий и разъясняла суть езидского вероучения, развеивая старые предрассудки, считающие езидов дьяволопоклонниками. Даже с точки зрения физиологии необходимо установить максимально тесную связь между всеми езидскими общинами, а также с езидским населением Ирака, так как в узком кругу небольших общин езиды, имеющие право заключать браки только в езидской же среде, окажутся перед необходимостью вступать в браки с близкими родственниками, что, как известно, способствует вырождению. Необходимо также добиваться, чтобы Лалеш был внесен ЮНЕСКО в список мирового культурного наследия (в настоящее время, над этим уже работает правительство Курдистана). Для решения всех этих вопросов необходимо провести всемирный езидский конгресс. Правительство Курдистана, Министерство по делам религий и езидский общественный центр Лалеш могли бы взять на себя инициативу по его проведению и дать толчок по решению всех этих вопросов. Для езидов пришло время возродить свою общность и свою религию, выйти на политическую арену Ирака и мира, и все мы, у кого болит душа за сохранение езидизма, должны подключаться к этим делам и приступить к сохранению духовного наследия нашего народа.

поделиться ссылкой в Ya.Ru поделиться ссылкой в ВКонтанте поделиться ссылкой в LiveJournal поделиться ссылкой в FaceBook'е поделиться ссылкой в Одноклассниках поделиться ссылкой в МоемМире на Mail.Ru поделиться ссылкой в FriendFeed поделиться ссылкой в МоемКруге поделиться ссылкой в MySpace поделиться ссылкой в Memori поделиться ссылкой в Twitter'е поделиться ссылкой в Google Buzz

еще нет ниодного комментария...

Вы не можете оставлять комментарии.
Войдите или зарегистрируйтесь
еще в рубрике

Ситуация в Сирии остается сложной

2025-05-24 Станислав Иванов

Последние сообщения из Сирии и комментарии политиков и экспертов не вселяют оптимизма в отношении будущего Сирии...

Демократический конфедерализм — утопия или необходимость?

2025-05-21 Анаре Барие Бала

Я очень люблю русские народные сказки, потому что вырос на них. Они очень поучительны. Сказки – это не вымысел, а кладезь народной мудрости, переданная в образах...

Трамп возвращается на Ближний Восток

2025-05-18 Станислав Иванов
Трамп возвращается на Ближний Восток

За время президентства Байдена Вашингтон во многом утратил свое влияние на Ближнем Востоке. Авраамовы соглашения 2020 года по сближению Израиля с арабскими странами оказались заморожены...

Станислав Иванов о курдском вопросе в Турции

2025-05-13 Kurdistan.Ru
Станислав Иванов о курдском вопросе в Турции

Уважаемые читатели, предлагаем вашему вниманию интервью с ведущим научным сотрудником Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук, кандидатом исторических наук Ивановым Станиславом Михайловичем...

Курдский вопрос в его современном звучании

2025-05-11 Станислав Иванов
Курдский вопрос в его современном звучании

Якобы в конце февраля 2025 года один из лидеров курдского национального движения Абдулла Оджалан обратился к своим сторонникам с призывом прекратить вооруженную борьбу...

80 лет Победы — побеждён ли фашизм?

2025-05-11 Анаре Барие Бала
80 лет Победы — побеждён ли фашизм?

9 мая 1945 года нацистская Германия окончательно капитулировала, подписав акт о безоговорочной капитуляции. В этом году исполняется 80 лет со дня окончания самой разрушительной войны в истории человечества — Великой Отечественной войны, являвшейся частью

Региональные хищники рвут Сирию на куски

2025-05-11 Станислав Иванов
Региональные хищники рвут Сирию на куски

Многострадальная Сирия после 13 лет масштабной гражданской войны оказалась "яблоком раздора" на этот раз между Израилем и Турцией...

Курдистан в арабско-турецкий период

2025-04-28 Анаре Барие Бала
Курдистан в арабско-турецкий период

На протяжении всей своей истории Месопотамия пережила множество нашествий, однако наиболее значимыми оказались вторжения ассирийцев, римлян-византийцев, армян, персов, арабов и турок...

Прощание с Папой Римским

2025-04-26 Аза Авдали
Прощание с Папой Римским

В Риме 21 апреля 2025 года скончался Папа Римский Франциск – Хорхе Марио Бергольо, в возрасте 88 лет — редкостная личность, судьбой вознесенный на пьедестал Олимпа: вел крайне скромный образ жизни...

В единстве — наша сила

2025-04-25 Анаре Барие Бала

21 апреля Главнокомандующий Силами Демократической Сирии (СДС) Мазлум Абди объявил, что Курдская национальная конференция в Рожаве состоится 26 апреля...

Курды в древности

2025-04-24 Анаре Барие Бала
Курды в древности

Курды — один из древнейших народов Ближнего Востока, населяющий территорию от Таврских до Загросских гор. Их язык относится к индоевропейской языковой семье. Земли, на которых традиционно проживают курды, исторически известны как Курдистан...

Трамп пытается примирить Эрдогана с Нетаньяху

2025-04-12 Станислав Иванов
Трамп пытается примирить Эрдогана с Нетаньяху

Как известно, турецко-израильские отношения в очередной раз резко осложнились после начала масштабной военной операции Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) в секторе Газа осенью 2023 года...

Переговоры на базе Инджирлик: оправдаются ли надежды на перемирие между Турцией и сирийскими курдами?

2025-04-10 tehnowar.ru
Переговоры на базе Инджирлик: оправдаются ли надежды на перемирие между Турцией и сирийскими курдами?

Соединённые Штаты и Россия взаимодействуют с Турцией, чтобы остановить атаки поддерживаемых Турцией вооружённых группировок на севере и востоке Сирии, в частности направленные против "Сирийских демократических сил"...

Эрдоган играет на опережение в борьбе за власть

2025-03-23 Станислав Иванов
Эрдоган играет на опережение в борьбе за власть

Несмотря на то, что очередные президентские выборы в Турции намечены на май 2028 года, Эрдоган решил сыграть на опережение и нанести решительный удар своему основному конкуренту на пост главы государства...

Израиль нарушил режим прекращения огня в секторе Газа

2025-03-21 Станислав Иванов
Израиль нарушил режим прекращения огня в секторе Газа

Как известно, в январе 2025 года Израиль и ХАМАС при посредничестве Египта, Катара и США подписали соглашение о прекращении огня. Оно начало действовать 19 января, его первый этап продлился 42 дня...

К перспективам сохранения российских военных баз в Сирии

2025-03-18 Станислав Иванов

На сегодняшний день перспективы и шансы сохранения российских военных баз в Сирии весьма туманны, если не сказать, равны нулю. Пока этот вопрос можно рассматривать лишь в одной плоскости...

Игра в демократию

2025-03-17 Анаре Барие Бала

10 марта между Главнокомандующим Сирийскими демократическими силами (СДС) Мазлумом Абди и исполняющим обязанности президента Сирии Ахмедом Шааром было подписано соглашение, состоящее из восьми пунктов....

Ко дню рождения Мустафы Барзани

2025-03-14 Kurdistan.Ru
Ко дню рождения Мустафы Барзани

Имя Мустафы Барзани хорошо известно в Курдистане и за его пределами. Не имея в своем распоряжении танковых армий и воздушных флотов, он мог проявлять свои военные таланты лишь на ограниченном театре партизанской войны...

Курды заслуживают государство

2025-03-13 Юрий Дасни, "Историческая и социально- образовательная мысль"
Курды заслуживают государство

Несмотря на то, что курды являются одним из самых многочисленных народовмира и живут на своей земле, до настоящего времени они остаются народом безгосударства....

Ближний Восток остается в ожидании мира или войны

2025-03-10 Станислав Иванов
Ближний Восток остается в ожидании мира или войны

Конец 2024 года и начало 2025 года характеризовались некоторым снижением напряженности военно-политической обстановки на Ближнем Востоке...

Курдистан в "Словаре мира" на турецком языке, изданном в 1888 году

2025-02-25 Kurdistan.Ru
Курдистан в "Словаре мира" на турецком языке, изданном в 1888 году

Курдистан — это обширный регион в Западной Азии, большая часть которого находится в пределах Османской империи, а часть — под управлением Ирана. Название региона происходит от курдского народа, который составляет его основное население...

другие возможности
Прямая трансляция KurdistanTV
Прямая трансляция KurdistanTV
На правах рекламы
Смотрите канал KurdistanRuVideoNews
Смотрите наш канал на YouTube

Смотрите канал KurdistanRuCollect

Kurdistan Democratic Party

Опросы
Считаете ли вы, что езидский Синджар в ближайшем времени станет безопасным районом?

Да

Нет

Не знаю

На правах рекламы
Kurdistan.Ru в социальных сетях

Наша акция
Спасите Хасанкейф!
Наша реклама
Наши партнеры

Translate this page
Технологии Переводчик

© 2000-2012 Kurdistan.Ru Все права защищены.
Использование материалов, размещенных на сайте Kurdistan.Ru, допускается только с указанием обратной активной ссылки на материал.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Новости
Статьи
Представительство
Диаспора
Фото
Видео
Опросы
Архив
Книги

Разработка, поддержка и поисковая оптимизация осуществляется организацией ICHI Ltd.

Яндекс.Метрика