Юрий Набиев, Kurdistan.Ru
Езиды всегда считались таинственным сообществом, о них ходили самые фантастические слухи. В России одно из первых сообщений о езидах принадлежит Пушкину, который встретил под Эрзерумом езидского шейха и подробно расспросил его о езидской религии; этот разговор он описывает в своем «Путешествии в Арзрум».
В настоящее время езидов насчитывается, по максимальным оценкам, 1,5-2 миллиона, из них 700 тысяч в Ираке, в основном в районах Шангал и Шейхан. Каково же состояние мировой езидской общины в наше время? Каково ее экономическое и социально-политическое положение? Есть ли у нее силы на самосохранение и выживание как особой общности, каковы проблемы и как их решать? Самая актуальная проблема езидов - идентификация. Тема эта очень политизирована, в судьбу общины вмешиваются все, кто в этом сколько-нибудь заинтересован; в умах самих езидов царит неразбериха, и проблема самоидентификации становится предметом бурных споров. Являются ли езиды субэтнической группой курдов, или отдельной нацией – вот основной вопрос. Психологически, он нередко накладывается на застарелые обиды и трагические воспоминания, связанные у езидов с курдами-мусульманами, а также на давнюю, средневековую еще традицию, которая относила этноним «курды» только к мусульманам просто ввиду того, что идентичность в Средние века носила не национальный, а религиозный характер.
Итак – кто такие езиды, часть ли они курдской нации, или отдельная нация?
Лично для меня эта проблема решена давно. Я в этом отношении опираюсь на выдающихся ученых – к числу которых принадлежат Минорский, Вильчевский,Орбели, Никитин, Лейярд, Карцев, Жаба, Курдоев, современные ученые Карам Анкоси, Шакро Мгои, Тамара Пашаева, Керим Амоев, Зара Юсупова, Хана Омархали, Дмитрий Пирбари Латиф Мамад, Темур Авдоев и многие другие. На основе этнографических, лингвистических, антропологических, культурологических и иных исследований, они пришли к выводу, что езиды являются этноконфессиональной группой курдского народа. Думаю что даже исследование ДНК это подтвердят. Этот подход зафиксирован и в основных мировых энциклопедиях, в том числе таких авторитетных, как: Британника или Ларусс. Об этом же заявляли неоднократно и глава езидов мира - Мир езидов Тахсин-Бек, и глава Духовного совета езидов Баба Шейх. Вместе с тем надо напомнить, что каждого конкретного представителя езидизма никто не принуждает называться курдом: в переписях национальность отмечается по самоидентификации, и это зафиксировано в конституции РФ, которая гласит (ч. 1 ст. 25): каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность, никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальности. Таким образом, для каждого лично вопрос – считать ли себя по национальности курдом или езидом – это вопрос самоидентификации. Следовательно, нет и предмета для спора: как сказано у Свифта, «каждый да разбивает яйца с того конца, с какого ему удобнее». Лично я с уважением отношусь к многим тем, кто считает себя езидом по национальности, и казалось бы вправе ожидать уважения и к моей самоидентификации. Но к сожалению некоторые из наших «езидистов» крайне агрессивны и не проявляют ответного уважения к тем, кто считает себя курдами по национальности и езидами по вероисповеданию. Эти люди, кажется, поставили целью своей жизни доказать, что они не курды, хотя никто с ними в этом вопросе спорить не собирается. Есть категория езидов, которая признает общие корни и общее происхождение с курдами, считая что большая часть единого народа насильственно была омусульманена. Для меня главным является чтобы человек искренне болел за езидскую веру и пытался что-либо делать для ее сохранения. В конце-концов кем бы кто себя не считал курдами-езидами или чисто езидами мы все члены одной общины у нас одни и те же шейхи и одни и те же праздники.
Второй важный для езидов вопрос – проблема сохранения идентичности в диаспоре. Хотя основной ареал расселения езидов в Ираке, в силу притеснений и т.д. они в течение многих столетий расходятся по всему миру и сегодня в Европе, в Австралии, Северной Америке и в частности в России сложились довольно многочисленные езидские общины, можно сказать езидская диаспора. Самая многочисленная и старая (с начала ХХ века), и вместе с тем самая высокообразованная езидская диаспора – в России. На протяжении почти всего ХХ века российская община была оторвана от Курдистана, в результате, например, возникла разница в отправлении некоторых религиозных праздников. Гораздо опаснее, что езиды не знают основ своего вероучения. В результате связь их с религией предков оказывается, так сказать, чисто механической, и есть много случаев, когда езиды переходят в другие исповедания, прежде всего христианство, реже ислам.
Для езидов Курдистана важной проблемой является политическая разобщенность. Вообще в ситуации бурной, опасной, постоянно меняющейся ситуации в Ираке, где как никогда нужна сплоченность и выверенная, целенаправленная политика, езиды подобны судну без руля и ветрил.
Основная масса езидов тяготеет к курдским политическим партиям и организациям. Но есть и такие, кто активно сотрудничает с арабскими суннитскими организациями. Даже в эпоху Саддама часть езидов активно сотрудничала с его режимом. Идеологической опорой этого сотрудничества была распространенная при Саддаме теория, что езиды якобы не имеют ничего общего с курдами, так как происходят от древних жителей Месопотамии – аккадцев, шумеров и вавилонян. Нельзя исключить влияние древних веровании междуречья на формирование езидизма – это задача ученых. Патриотически же настроенная часть езидов и в целом многомиллионная курдская нация считает, что езидизм – изначальная курдская религия, аргументируя между прочим тем, что до сих пор сохранились племена, часть которых – мусульманская, часть – езидская. В настоящее время, руководство Курдистана активно стремится привлекать езидов на свою сторону, примером явились и прошедшие в Ираке выборы, когда 6 езидов прошло в парламент по спискам Альянса Курдистана. Но при этом, к сожалению, случается, что оно плохо понимает или просто игнорирует езидскую специфику, рассматривая езидов просто как часть курдов, но не как специфическую часть. Тут, со своей стороны, есть и доля вины езидов, которые не могут организоваться настолько, чтобы явить собой серьезную и независимую силу и заставить Эрбиль слушать себя и постоянно помнить о себе. Реальность показала, что будущее езидов – в составе Курдистана, как интегральной части большой курдской нации; но при этом езиды должны понимать что эрбильское руководство автоматический не будет заботится о езидах. Самим езидам необходимо сформулировать свои требования и добиватся их. На мой взгляд, езидам небходимо ставить вопрос (после реализации 140 статьи и присоединения всех езидских районов к Курдистану) об образование особой езидской провинции Синджар, со всеми институтами самоуправления, которыми по иракской конституции обладает провинция – провинциальным советом, собственным бюджетом, выборным губернатором и т.д. Такая провинция, до известной степени, продолжила бы традиции старого Синджарского эмирата езидов. Известно, что Курдистан состоит из исторических земель таких как Ботан, Бахдинан, Соран и т.д. Думаю, что будущее административное деление Курдистана осуществится именно по такому принципу исторических земель.
Однако езиды не могут просто продолжать средневековые традиции, для того, чтобы дать ответ на вызовы современности, необходима решительная реформа всех сторон езидской жизни. В настоящее время, как это ни парадоксально, езиды более разобщены, чем в Средние века: когда-то был институт кавалов, собиравших пожертвования со всех езидов и тем связывавших их со Святым Лалешем, в наше же время езидские общины целиком разобщены, и у Мира езидов нет даже собственного сайта. Многие езиды вообще не имеют представления о позиции Мира и Духовного Совета и это порождает слухи и спекуляции. На мой взгляд, Лалеш должен быть для езидов примерно тем же, чем Ватикан является для католиков. Видимо было бы правильно расширить Духовный совет за счет представителей общин диаспоры и создать специальный фонд для деятельности этого совета. Необходимо возродить институт кавалов, которые с одной стороны пополняли бы фонд, а с другой вновь связали бы общины с религиозным центром. Кроме того неплохое пополнение фонда будет от паломников. Фонд помог бы организовать и содержать, условно говоря, езидское духовенство: поддержка фонда позволила бы шейхам не думать о том, где добыть кусок хлеба, и посвятить себя целиком выполнению ритуальных обязанностей. Пополнение и расходы фонда были бы прозрачными, всегда общественность смогла бы проконтролировать их. Назрела необходимость организации паломнических поездок езидов со всего мира в Святой Лалеш. Очень важно при этом, чтобы езидская религиозная верхушка на местах тесно общалась с представителями духовенства других конфессий и разъясняла суть езидского вероучения, развеивая старые предрассудки, считающие езидов дьяволопоклонниками. Даже с точки зрения физиологии необходимо установить максимально тесную связь между всеми езидскими общинами, а также с езидским населением Ирака, так как в узком кругу небольших общин езиды, имеющие право заключать браки только в езидской же среде, окажутся перед необходимостью вступать в браки с близкими родственниками, что, как известно, способствует вырождению. Необходимо также добиваться, чтобы Лалеш был внесен ЮНЕСКО в список мирового культурного наследия (в настоящее время, над этим уже работает правительство Курдистана). Для решения всех этих вопросов необходимо провести всемирный езидский конгресс. Правительство Курдистана, Министерство по делам религий и езидский общественный центр Лалеш могли бы взять на себя инициативу по его проведению и дать толчок по решению всех этих вопросов. Для езидов пришло время возродить свою общность и свою религию, выйти на политическую арену Ирака и мира, и все мы, у кого болит душа за сохранение езидизма, должны подключаться к этим делам и приступить к сохранению духовного наследия нашего народа.
Езиды: проблемы и перспективы
5381 | 0 |