Автор: Виктор Каспрук Решение суда относительно необходимости пересчета голосов вносит некоторые коррективы в расстановку политических сил в Ираке. До пересчета голосов 91 место в парламенте получила коалиция бывшего премьер-министра Аяда Аллави «Иракский список», 89 — коалиция нынешнего главы правительства Нури Аль-Малики «Правовое государство», Иракская национальная коалиция — 70 и 43 места — Альянс Курдистана. Перерасчеты происходят на фоне уничтожения силами безопасности Ирака Абу Айюба Аль-Масри и Ахмеда Аль-Обейди — лидеров иракской «Аль-Каиды». Также в Ираке был ликвидирован Абу Омар Аль-Багдади — председатель приближенной к террористам организации «Исламское государство Ирак».
Все усилия, направленные на достижение национального примирения, политической стабилизации и улучшения ситуации в сфере безопасности, до сих пор не давали желаемых результатов. Их достижение возможно только в том случае, когда обе стороны религиозного конфликта будут готовы пойти на серьезные компромиссы для достижения стабильности в Ираке. Ведь без национального примирения преодолеть терроризм (независимо от его мотивов и причин) во всех его формах, компонентах и проявлениях иракцам не удастся.
Процесс повторного подсчета голосов может длиться до десяти дней, и после завершения возникнет вопрос признания легитимности его результатов. Поскольку никуда не исчезнет необходимость искать общие знаменатели за круглым столом, где каждая из сторон должна будет эффективно доказывать свою точку зрения. Очевидно, что иракцам нужны действенные механизмы для достижения будущего политического согласия.
Можно сказать, что после парламентских выборов и пересчета голосов Ирак окажется на пути установления нового баланса сил в стране и регионе. Вместе с тем выборы 2010 года в Ираке затронули ряд вопросов, касающихся характеристик правительства, сформированного в новом парламенте. Предвыборные споры, создание коалиций и переговоры о формировании правительства показали сектантский характер национальной политики и политические торги, продолжающиеся между шиитами и суннитами. Вместе с тем региональные разногласия между Ираном и США проявились в Ираке непримиримым противостоянием, усугубляя этим и так большие трудности национальной политики.
После парламентских выборов в Ираке будет формироваться уже пятое правительство со времени падения режима Саддама Хусейна. На это правительство будет возложена очень важная миссия. Ему придется согласовывать процесс вывода американских войск из страны, столкнуться с проблемами обеспечения безопасности и предотвращением насилия на религиозной почве после того как американские войска будут выведены.
В противовес обвинениям в сектантстве, раздувавшим межобщинную напряженность в предвыборный период, внедрение светских инициатив указывает на определенный прогресс в переходе иракской политики, прежде проводимой с позиций религиозного конфессионализма, на другой путь. Важно отметить, что премьер-министр Нури Аль-Малики еще в 2008 году отметил: народ не поддерживает федерализма и религиозного раздела. Поэтому, чтобы получить высокие результаты на провинциальных выборах 2009 года, Нури Аль-Малики сформировал 40-партийную коалицию «Правовое государство».
В эту коалицию входят почти все министры его кабинета. Шаг оказался удачным, и в ходе местных выборов коалиция «Правовое государство» лишила парламентских мест основные шиитские партии, в частности и иракский «Верховный исламский совет». Успех светского курса Аль-Малики подтолкнул к формированию коалиций, стремившихся преодолеть религиозные барьеры. Таким образом, после парламентских выборов 2010 года вполне можно говорить о начале конкуренции между фракциями политических партий, которые находятся в идеологическом спектре от светского до радикального ислама.
После пересчета голосов можно будет говорить об окончательных результатах выборов и о национальных перспективах. И если политические силы Аяда Аллави или Нури Аль-Малики получат незначительное преимущество, они все равно будут вовлечены в сложный процесс формирования правительства. Ведь и те и другие будут далеки от большинства количеством в 163 депутата, необходимого для избрания нового премьер-министра. И им непременно придется заключать союз с другими политическими силами, если они захотят возглавить формирование нового правительства.
Уход от сектантского формирования нового правительства предполагает не только отход от сектантского характера формирования новой коалиции и недопущения межобщинной фрагментации Ирака. Нури Аль-Малики и Аяд Аллави обязаны будут бороться за поддержку курдов, поскольку ни одно жизнеспособное правительство не может быть сформировано без поддержки этого сегмента иракского населения.
Альянс Курдистана, в который входят восемь курдских партий, осознает эту необходимость и попытается использовать свои важные 43 места в новом парламенте для достижения компромисса относительно основных интересов Курдистана. Таких как сохранение автономии и определение статуса Киркука. Как подчеркивало иракское независимое агентство прессы Aswat al Iraq: «Никто не желает изолировать курдов, даже в демократической игре. Потому что это будет нагнетать напряженность между арабами и курдами и даст основания для начала процесса полного или частичного раздела Ирака».
Ситуация для обоих претендентов в премьеры сложная. Если учесть, что у Аяда Аллави до пересчета голосов было 91 место в парламенте, то, даже гипотетически заручившись поддержкой со стороны Альянса Курдистана (не потеряв при этом мест других членов коалиции), ему еще понадобится более 30 мест — до 163, необходимых для избрания премьер-министром. Ведь, решая сложную задачу привлечения курдов, Аллави противоречит некоторым своим суннитским союзникам, от которых получил значительную поддержку.
Коалиция Нури Аль-Малики сталкивается с аналогичными проблемами. К которым прибавляется еще и отказ разных политических групп поддержать его пребывание на посту главы правительства. Не углубляясь в детали текущей расстановки малых шиитских и суннитских политических сил в Ираке, можно сказать, что вполне возможен сценарий, когда лидеры политических коалиций Аяд Аллави и Нури Аль-Малики, набравшие наибольшее количество голосов, не смогут возглавить правительство.
Хотя в «премьерскую игру» могут быть введены новые имена, такие как Адель Абдул Махди или Ибрагим Джаафари — доказать иракскому политикуму, что ситуация с избранием премьера зашла в тупик. И в этом случае вполне вероятно, что две большие коалиции были созданы для объединения непримиримых до тех пор противников на время выборов, а в дальнейшем для достижения консенсуса между кандидатами в премьеры Нури Аль-Малики и Аядом Аллави. Поскольку парламентских мест у их политических сил, вместе взятых, больше, чем нужно для избрания премьер-министра.
Но достижение таким путем политического консенсуса и отсутствие согласования с другими участниками больших политических коалиций могут привести к опасной ситуации в Ираке, способной спровоцировать углубление межконфессионального насилия и укрепления позиций суннитских повстанцев.
Таким образом, напрашивается вывод, что лидеры политических коалиций на выборах 2010 года Аяд Аллави и Нури Аль-Малики вряд ли позиционируют себя в ипостаси следующего премьер-министра. А переговоры о формировании правительства затянутся в поиске консенсуса и проходного кандидата на премьерский пост. В таких условиях вес шиитского компонента в коалиционном правительстве будет обеспечивать тесную связь между Багдадом и Тегераном. И какими бы ни были результаты, их перспективы не оптимистичны для американских интересов в Ираке после вывода войск. Ведь у Вашингтона останется мало контроля над развитием событий в Ираке.
Впрочем, ситуация может развиваться и по другим сценариям. Поскольку, по информации влиятельной иракской газеты Al-Sabah, «осведомленный политический источник сообщил, что официальные переговоры по формированию правительства, которые должны были начаться в середине этой недели, были отложены до установления окончательных результатов выборов». Это событие совпадает с объявлением Альянсом Курдистана о своей готовности стать посредником в процессе согласования позиций между коалицией «Правовое государство» и коалицией «Иракский список».