Э.О. Касаев Институт Ближнего Востока(с сокращением)
В конце 2009 г. произошли два события: российским компаниям удалось выиграть тендер в Ираке и президент Судана Омар аль-Башир официально заявил о желании местной власти и крупного бизнеса сотрудничать с Россией в нефтедобывающей сфере. Удастся ли в будущем нашим нефтяникам закрепиться на иракском и начать осваивать суданское нефтяное поле?
Ирак
Несмотря на то, что де-юре «Лукойлу» удалось вернуть Западную Курну-2, де-факто для вывода проекта на самоокупаемость российского нефтяному гиганту понадобится вложить не менее 4–5 млрд долл. в течение 5–7 лет.
Кроме того, сегодня еще слишком рано говорить о каком-либо контроле над всей производственной цепочкой «сырье — готовый продукт», ведь заключенные сторонами договоры являются по сути сервисными: «Лукойл» и «Газпром нефть» станут за установленную плату вести добычу «черного золота», а распоряжаться им будет иракская сторона.
По подсчетам специалистов, доходы «Лукойла» после достижения пика добычи составят около 450 млн долл. в год и не сопоставимы с экономической отдачей второй очереди месторождения Западная Курна в целом.
Помимо экономических, следует также отметить некоторые политические и правовые риски, ожидающие российский бизнес в Ираке.
Прежде всего, внутренняя обстановка в стране по сей день остается сложной, что во многом обусловлено продолжающейся острой и напряженной борьбой между различными политическими силами.
В этой связи иракские власти и военное командование США опасаются, что после проведения парламентских выборов в марте этого года вооруженная оппозиция может значительно активизировать свои действия для того чтобы выразить свое несогласие с их результатами.
Самым существенным правовым риском несомненно является отсутствие в законодательной базе современного Ирака закона, который бы детально регулировал порядок привлечения и поощрения иностранных инвестиций в топливно-энергетический комплекс (ТЭК) государственной экономики.
И хотя 23 ноября 2009 г. парламент Ирака утвердил закон об инвестициях, но этот нормативный акт лишь дает право иностранцам покупать иракскую землю под жилищное строительство (ранее они могли только арендовать ее на короткое время). Новый закон не затрагивает нефтяной сектор и не разрешает иностранцам заниматься строительством отелей.
Однако отмеченные нами препятствия российских нефтяников не останавливают. Почему?
Основной причиной можно назвать то, что ведение профильной деятельности на территории Ирака предоставляет отечественным нефтяникам уникальную возможность получить не только доход (пусть и в перспективе), но и геофизическую информацию о регионе, которая в будущем поможет нашим компаниям в принятии новых инвестиционных решений при участии в проектах на территории стран-соседей Ирака.
Примечательно, что пока энергетический диалог с аравийскими нефтяными монархиями находится еще в начальной стадии, а наименее развитые арабские государства пока не могут заинтересовать российских экспортеров и инвесторов, основная ставка в российской внешнеэкономической стратегии в последние годы делалась на государства со средним уровнем доходов, но относительно диверсифицированной экономикой: Египет, Сирию, Иорданию, Ливан, страны Магриба.
Что касается Ирака, то здесь вполне выигрышная ситуация, так как экономические потребности Ирака в целом соответствуют возможностям российских производителей.
Достаточно напомнить, что «Лукойл» является ведущей российской транснациональной компанией по величине зарубежных активов, стоимость которых, по подсчетам специалистов, составляет 23,5 млрд долл. или 33% от ее совокупных активов (на начало 2009 г.).
Справедливости ради отметим также, что освоение иракского месторождения Бадра, право на которое компания «Газпром нефть» получила в составе консорциума с турецкой TPAO, корейской Kogas и малазийской Petronas, станет для нефтяной «дочки» российского газового монополиста первым зарубежным проектом.
Каковы же механизмы для успешной деятельности в Ираке?
1. Прежде всего, следует добросовестно выполнять договорные условия, одним из которых является привлечение иностранными компаниями к работе на территории Ирака максимального количества местного населения.
2. Необходимо наладить дружеский, конструктивный и действенный диалог с представителями различных этнических и конфессиональных групп, проживающих в Ираке и антагонично настроенных друг к другу.
Связано это с тем, что после мартовских выборов политическая обстановка в стране еще больше стала влиять на экономическую ситуацию. Другими словами, силы, пришедшие к власти в Багдаде, могут повлиять на развитие энергетической деятельности России на территории Ирака.
3. Стоит всерьез подойти к проблеме должного информационного обмена и сотрудничества с иракской стороной. Это означает, что России необходимо проводить различные тематические мероприятия разного уровня: встречи, конференции, форумы – с тем, чтобы на Востоке представители властных кругов и бизнес-элита отчетливо себе представляли реальные и потенциальные возможности нашего государства в сфере иностранного инвестирования. Целесообразно подключать для этого как властные, общественные, так и научные силы: МИД России, ТПП России, РАН, а также другие организации.
Институт Ближнего Востока