В.И.Сажин Институт Ближнего Востока
1.ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА
1 апреля Иран отметил 31-ю годовщину провозглашения Исламской Республики. По всей стране прошли мероприятия, посвященные годовщине официального упразднения 25-вековой монархии (свергнутой двумя месяцами раньше) и образования Исламской Республики. В этот день 1979 году, когда в стране состоялся общенациональный референдум, 98,2% его участников высказались в пользу клерикального государства во главе с духовным лидером аятоллой Хомейни. Ислам шиитского толка был объявлен государственной религией.
Первым руководителем исламского Ирана стал основатель республики аятолла Рухолла Мусави Хомейни. После его кончины в 1989 году высший государственный пост занял аятолла Али Хаменеи. Он возглавляет Иран по сей день и фактически, и юридически на основе конституции ИРИ наделен неограниченной единоличной властью.
Как бы продолжая торжества, президент Ирана Махмуд Ахмадинежад – второе лицо в исламской республиканской иерархии - в своей речи в городе Урмия заявил 4 апреля, что Иран является самой мощной державой мира с точки зрения степени воздействия на международную общественность, международного престижа и уровня самозащиты. Он подчеркнул, что в стране существуют не имеющие в истории аналогов единство и солидарность, и «некоторые силы поднимают пыль», делают «черный пиар», пытаясь указать на недостатки правительства. Г-н Ахмадинежад особо отметил, что, несмотря на применение Западом санкций в отношении Ирана, «мы не остановились, и наше развитие было даже еще более интенсивным».
9 апреля Иран отметил другой праздник - Национальный день ядерной энергетики, который был учрежден четыре года назад. В апреле 2006 г в ИРИ был запущен первый каскад центрифуг и началось обогащение урана до уровня 3,5%. Как заявил тогда президент Махмуд Ахмадинежад, Иран вошел в «клуб держав, обладающих ядерными технологиями». Через год Иран приступил к промышленному обогащению урана, а еще через год - в День ядерных технологий - иранские официальные лица сообщили об установке в ядерном центре Натанз 6 тыс. центрифуг (сейчас их число достигло более 9 тыс., из которых около половины задействованы). В прошлом году 9 апреля в Исфахане был пущен завод по производству ядерного топлива, таким образом, в Иране был создан полный ядерно-топливный цикл. Кроме того, было объявлено о начале эксплуатации в Натанзе центрифуг нового поколения IR-3 и IR-4, а осенью – о строительстве нового завода по обогащению урана в Фордоу (недалеко от Кума). В феврале этого года, в дни празднования очередной годовщины иранской исламской революции 1979 г, президент Ахмадинежад объявил о начале обогащения урана до уровня 20%.
Следует констатировать, что этот рывок, который Иран совершил в ядерной области в последние годы, безусловно, вывели эту страну на первое место по развитию ядерных технологий в регионе. В настоящее время, несмотря на интерес других стран к ядерным исследованиям, серьезных конкурентов, сравнимых с Ираном в регионе нет.
Все же трудно согласиться с иранским президентом, что в его стране полное «единство и солидарность». В конце апреля бывший премьер-министр ИРИ Мир-Хосейн Мусави и экс-спикер парламента Мехди Карруби через Интернет призвали иранскую оппозицию провести новую манифестацию протеста. Оппозиционеры планировали организовать акцию 12 июня – в годовщину президентских выборов, победителем которых официально был объявлен Махмуд Ахмадинежад. Реформаторы намерены обратиться в МВД ИРИ с официальной просьбой разрешить проведение митинга. В прошлом такие просьбы неизменно отклонялись. Последняя попытка оппозиции провести публичную акцию была предпринята 11 февраля – в годовщину исламской революции 1979 года, но завершилась ничем. Она фактически была сорвана участниками массовой проправительственной манифестации, в которой по всему Ирану приняли участие около пяти миллионов человек.
Вполне вероятно, что проведенная также в конце апреля антиамериканская проправительственная демонстрация была репетицией отпора оппозиционерам, назначившим свою акцию на 12 июня. Манифестация была протестом против ядерной стратегии США, где сказано, что Иран и Северная Корея, как страны, не выполняющие режим нераспространения, будут изолированы от новых обязательств, связанных с ограничением использования американского ядерного оружия. Это высказывание Иран расценил как угрозу ядерной атаки.
Угрозе со стороны Запада подвергаются также устои исламского общества. Супруга президента Ирана Махмуда Ахмадинежада Азам аль-Садат Фарахи в апреле в ходе конференции мусульманских интеллектуалок обвинила страны Запада в использовании ООН для содействия своей незаконной деятельности и в попытке пошатнуть эти устои. Она заявила: «Семья, являющаяся основным элементом любого общества, на Западе давно рухнула, и теперь они стремятся перенести свои проблемы на исламский мир, распространяя свои декадентские схемы». По мнению жены Махмуда Ахмадинежада, которая крайне редко появляется в обществе и всегда одета в хиджаб, «свои отвратительные идеи Запад распространяет под названиями «стремление к прогрессу» и «борьба с социальной дискриминацией».
Что касается «хиджаба», то начатый в Европе, в частности, во Франции, процесс запрета на ношение женщинами хиджаба вызвал резкие протесты в Иране. Официальный представитель МИД ИРИ г-н Мехманпараст заявил, что «права мусульман во Франции ущемлены. Они (власти Франции) не имеют право принимать решения относительно религиозных мусульманских основ, в том числе и в отношении ношения хиджаба на основе своих убеждений».
Возникает законный вопрос о справедливости. Сегодня слово «эдалят» (по-персидски – «справедливость») - любимое слово иранских официальных лиц. Так вот справедливости в требованиях иранских властей по отношению к европейским требованиям, что-то особенно и не заметно. Почему иранские власти у себя дома запрещают ходить без хиджаба даже немусульманкам, даже иностранкам, проживающим в ИРИ или гостям Исламской Республики? Перефразируя уже приведенные слова г-на Мехманпараста, можно с полным основанием сказать: «права христиан в Иране ущемлены» и задать вопрос г-на Мехманпараста, но уже иранским властям: «Имеют ли права иранские власти принимать решения относительно религиозных христианских основ, в том числе и в отношении НЕ НОШЕНИЯ хиджаба на основе своих убеждений»? Где же справедливость? Получается, что в Иране справедливо преследовать женщин, не носящих хиджаб, который не соответствует европейским нормам, а в Европе несправедливо затрагивать интересы носящих чуждый для европейской культуры стиль мусульманской одежды. При всем этом в Иране дело доходит просто до абсурда. Сторонники строгих исламских норм в этой стране намерены применить репрессивные меры вплоть до ареста к загорелым девушкам, которые выглядят как «шагающие манекены». Иранские власти давно уже объявили манекены и галстуки вне закона. Более того под запрет попали и «естественные изгибы тела». Стражи исламской морали запретили владельцам магазинов использовать для демонстрации женской одежды манекены без головного платка. Кроме того, нельзя выставлять галстуки и галстуки-бабочки, а продавать женское белье могут только продавцы-женщины. Теперь дело дошло и до загара. Более того, недавно аятолла Казем Садеги в своей проповеди в одной из тегеранских мечетей заявил, что нарушение женщинами исламских норм поведения, в т.ч. не ношение хиджаба, использование косметики и самое главное внебрачный секс, является причиной землетрясений. И конечно, следуя наставлениям руководителей ИРИ – борцов за справедливость, во имя расположения природы к людям, во имя великой справедливости надо бороться с «тлетворным влиянием Запада», причем бороться и на Западе, в том числе и во Франции.
Безусловно, никто не отказывает в праве руководству той или иной страны устанавливать для своего народа порядки и законы, соответствующие национальным и религиозным традициям и нормам. Но навязывать эти порядки и законы другим странам, народам и отдельным людям является, по меньшей мере, недопустимым. Француженки, немки, англичанки почему-то не устраивали у себя в странах демонстрации в знак протеста против притеснения женщин в Иране (и не только иранок), стремящихся жить по-европейски.
Таким образом, антиевропейская кампания, развернутая в Иране, – это не только показатель двойных стандартов в иранской политике, но и стремление через нормы даже женской одежды экспортировать свои идеи по всему миру. Показательно, что Иран так и не присоединился к международной конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
Однако, несмотря на ужесточение исламских норм в повседневной жизни иранцев, это не привело к укреплению семейных уз. В последние годы в Иране резко вырос уровень разводов. В 2009 году на каждые 7 браков в Иране приходился 1 развод, а в столице страны Тегеране этот показатель составлял 1 развод на 4 брака.
Президент Ахмадинежад вместе с женой призвал иранцев укреплять исламскую семью и рожать больше детей. Он выразил опасение, что через 30 лет Иран столкнется с теми же демографическими проблемами, от которых страдают сегодня ведущие страны Запада. Президент утверждал, что граждане его страны хотят детей и выражал уверенность в том, что Аллах не оставит их в нужде.
Однако, ратуя за увеличение населения страны, президент Ахмадинежад решил сократить население Тегерана на 5 миллионов человек. По словам президента, администрация подготовила комплексный план по переселению населения из Тегерана в другие провинции, добавив при этом, что подробности плана будут оглашены позже. Он заявил в апреле: «Тегеран сталкивается с такими проблемами, как дорожные пробки и загрязнение воздуха, которые могут быть решены… По крайней мере, в целях сокращения населения и доведения до стандартного уровня пять миллионов человек должны покинуть Тегеран». Сейчас в Тегеране проживает более 13 миллионов 700 тысяч человек. Город находится в сейсмоопасной зоне, поэтому ранее выдвигались предложения о переносе столицы. Развивая мысль своего начальника, вице-президент Ахмед Бозоргиан сказал, что 200 тысяч госслужащих, проживающих в Тегеране, должны быть переселены из столицы, и они будут переселены. По его словам, зарплата госслужащих, которые покинут столицу, будет увеличена на 25-50 процентов. Согласно информации, к этим служащим относятся служащие вооруженных сил, официальные государственные служащие, служащие на контрактной основе, служащие банков, государственных компаний, страховых компаний и других государственных учреждений.
Справка. В течение полутора десятилетий после прихода к власти исламистов население страны, которое к тому времени насчитывало 36 млн. человек, стабильно увеличивалось на 3,2% в год. Этот рост вынудил власти ввести ограничения рождаемости и рекомендовать населению рожать не более двух детей – путем пропаганды выгод малой семьи и раздачи средств контрацепции. Данные меры замедлили демографический рост до 1,6% в год, за что Ирану была вручена премия ООН за достижения в области планирования семьи. Сегодня население страны составляет 74 млн. человек, причем 60% из них – молодежь в возрасте до 30 лет.
Причем, иранская молодежь не всегда следует исламским нормам. 11 апреля был арестован19-летний Даниэл Шахри. Его обвиняют в публикации лжи и оскорблении мусульманской веры. Некоторое время назад Шахри присутствовал на христианском собрании, куда ворвались люди сил безопасности. (Зачем? – Ведь, в ИРИ признают христианство). Офицеры конфисковали и просмотрели все сотовые телефоны присутствующих. Они нашли в телефоне Шахри антиправительственные шутки и заметки, которые часто пересылает молодежь в Иране.
В свою очередь, председатель Комитета межконфессионального сближения Ирана аятолла Мохаммадом Али Тахири заявил в апреле в одном из интервью: «Исламская Республика Иран управляется законами Корана и Сунны. А Коран и Сунна усиливают в человеке толерантность и терпимость. После Исламской революции мы объявили, что готовы к диалогу и являемся сторонниками справедливости. Мы выбрали путь диалога и начали проведение межкультурного, межрелигиозного, а также межконфессионального диалога. Считаю, что толерантность и терпимость в Иране на хорошем уровне. Мысли выражаются свободно, а свобода слова не должна наносить вред обществу. Свободные выступления некоторых лиц не должны оскорблять других людей. Свобода не должна выходить за рамки этических норм.
В Иране издаются сотни журналов и газет, которые распространяют мнения и идеи в рамках этики. По поводу свободы вероисповедания могу сказать, что о свободе религиозных меньшинств говорится в конституции. Евреи, христиане и другие религиозные меньшинства в Иране свободно исповедуют свою религию. Они имеют свои журналы, газеты и школы. Религиозные меньшинства, проживающие в Иране, также имеют своих представителей в парламенте и могут поднимать в законодательном органе свои проблемы и другие вопросы. Слава Аллаху, что отношения с этими религиями в стране очень хорошие».
Надо полагать, что известный кинорежиссер Мохаммад Нуризад вышел за рамки этики и поэтому суд приговорил его к 3,5 годам тюрьмы. Ему предъявлено обвинение в антигосударственной пропаганде, в пропаганде против руководителей страны и ее духовных лидеров. Г-н Нуризад был арестован в ноябре 2009 года после того, как он в письме аятолле Али Хаменеи потребовал его извиниться перед народом ИРИ за кровавые события после июньских выборов президента страны.
Судьбу кинорежиссера разделили и трое известных оппозиционных политических деятеля. Суд приговорил их к шести годам тюрьмы каждого. Такое наказание они получили за активную роль в событиях, последовавших за выборами президента страны в 2009 году. Мохсен Мирдамади, Мустафа Таджзаде и Давуд Солеймани были признаны виновными в антигосударственной пропаганде. Кроме того, по решению суда им запрещено заниматься политикой в течение 10 лет.
Дело дошло и до сына влиятельного государственного деятеля ИРИ, бывшего президента Ирана Али Акбара Хашеми Рафсанджани Мехди Хашеми-Рафсанджани, находящегося с августа 2009 г. в Лондоне. В апреле был выдан ордера на его арест. Мехди Хашеми-Рафсанджани обвиняется в связях со спецслужбами Великобритании, а также в причастности к вспыхнувшим после президентских выборов в июне 2009 года беспорядкам. Мехди в отличие от отца, не является известным в Иране политиком, однако он занимал руководящие должности в одном из ведущих в Иране ведомств - министерстве нефти, а также в подконтрольной министерству организации по оптимизации распределения топлива. По некоторым данным, аятолла Рафсанджани дал слово, что его сын вернется в Иран в случае необходимости.
Ранее сообщалось, что иранские правоохранительные органы задержали в международном аэропорту Тегерана внука Рафсанджани - Хасана Лахути, который затем был отпущен под залог. Он также обвинялся в связях со спецслужбами Великобритании и в причастности к беспорядкам в столице в июне 2009 года.
Нависает угроза и над протестующими иранцами, отстаивающими свои экономические права. В апреле прошла манифестация иранских рабочих судостроительной компании в иранском городе Бендер Аббас. Сотни человек протестовали против решения руководства относительно сокращения штата сотрудников. В последние месяцы все чаще иранцы выступают с экономическими требованиями.
Но все же успешнее иранские спецслужбы борются со шпионами. В мае суд вынес приговор - лишение свободы сроком на 3 года - в отношении ученого из Азербайджана Рашида Алиева. Напомним, ведущий научный сотрудник лаборатории физики биологических систем НИИ проблем физики Бакинского государственного университета (БГУ) Рашид Алиев был арестован два года назад в ИРИ. Г-н Алиев в течение 2006-2008 годов сотрудничал с иранской компанией Sazan Electronics Industry Company в рамках соглашения, заключенного с согласия руководства БГУ. Рашид Алиев отклонил неоднократные предложения руководства компании о постоянной работе в Иране и вернулся в Азербайджан. По настоятельной просьбе руководства компании г-н Алиев отправился в последний раз с кратковременным визитом в Иран 5 октября прошлого года. Через день полиция арестовала Рашида Алиева, сославшись на проблему с визой. Против Р.Алиева выдвинуто обвинение в отправке в Азербайджан электронных схем и информации, связанной с лазерными технологиями. То есть другими словами, в шпионаже.
В конце апреля в городе Лордеган иранской провинции Чахармахал и Бахтияри было арестовано 56 граждан Пакистана, которые незаконно пересекли границу и обосновались в этом городе. При них было обнаружено и изъято 6 400 компакт-дисков запрещенного содержания. По факту возбуждено уголовное дело.
Происки американских шпионов просто поражают. По данным из источников КСИР, органы разведки США на ирано-иракской границе используют домашний скот в разведывательных целях, устанавливая на нем специальную аппаратуру. Согласно информации, аппаратура, установленная на животных, обладает высоким качеством звукозаписи и фотосъемки. Эта аппаратура, в основном, устанавливается на домашних животных жителей иракской провинции Курдистан, которые затем направляются в Иран.
Кроме внутренних врагов и шпионов активность в Иране проявляют и террористы. В апреле силы безопасности ликвидировали террористическую группировку, связанную с ваххабитами, которая планировала совершить серию диверсий в провинции Курдистан и за ее пределами. У боевиков изъяты документы, свидетельствующие об их принадлежности к религиозно- экстремистскому движению, а также значительное количество оружия и боеприпасов. По мнению властей, эта группировка «пользовалась покровительством американских и сионистских сил и получала от них указания».
В апреле также боевики Партия свободной жизни Курдистана (ПЕЖАК), считающейся иранским крылом Курдской рабочей партии, в течение последней недели убили 4 иранских военных. Министр внутренних дел ИРИ Мостафа Мохаммад Наджар сообщил, что за последние полгода в иранском Курдистане ликвидированы семь экстремистских групп, выявлены и задержаны 30 террористов.
Справка. Западная провинция Курдистан - самая неблагополучная с точки зрения безопасности в Иране. Помимо ваххабитов и салафистов, там действуют курдские сепаратисты из левоэкстремистской организации «Пежак», которая ведет вооруженную борьбу с иранскими властями, добиваясь независимости Курдистана.
Суровым наказаниям подвергаются в ИРИ наркоторговцы. Число казненных за последние месяцы составило 270 человек. Напомним, смертная казнь в Иране предусмотрена за убийство, изнасилование, разбой, торговлю наркотиками, супружескую измену и гомосексуальность. Особо жестко с гомосексуальным меньшинством стало поступать правительство Ахмадинежада. Известно, что нынешний президент придерживается агрессивных гомофобных взглядов и не раз заявлял, что «в Иране нет геев». После его победы на последних президентских выборах в июне прошлого года более 300 геев покинули Иран. Многие из них приехали в Турцию с целью получить политическое убежище, где они ждут помощи от ООН и надеются, что их примут в США, Канаде, Западной Европе или Австралии.
Преследуется в Иране не только геи, но и юмористы. В апреле руководитель и духовный лидер ИРИ аятолла Хаменеи, выступая перед студентами Тегеранского университета, весьма негативно отозвался о тех, кто пародирует акценты представителей разных народов, в первую очередь иранских азербайджанцев, говорящих на фарси. По словам Хаменеи, с точки зрения ислама, такое высмеивание – грех. Он сказал: «К сожалению, это явление стало очень модным в последние годы, когда акценты разных народов, населяющих Иран, подвергаются высмеиванию в телевизионных программах. Причем высмеивают такие народы, которые в течение последних ста лет были в Иране образцами героизма. Это очень большой грех». Отметим, что духовный лидер Ирана сам является этническим азербайджанцем.
2.ОСНОВНЫЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ
В апреле 2010г. внешняя политика Ирана была направлена на создание условий, препятствующих консолидации оппонентов ИРИ в ядерной проблеме. Становилось ясно, что, несмотря на «шапкозакидательские» заявления иранского руководства, Тегеран крайне озабочен возможностью консенсуса ведущих мировых держав в вопросе ужесточения давления и санкций в отношении ИРИ. Не случайно 30 апреля на сайте иранского президента появилось выступление Махмуда Ахмадинежада, в котором он заявил: «Наилучший выбор для стран-гегемонов - дружба и мир с иранским народом. На протяжении всей истории никто еще не страдал от дружбы с народом Ирана». Президент отметил, что сегодня иранцы являются полезными членами общества во всех странах мира, в том числе и американского. «Народ Ирана является сторонником логики, диалога, мира, а также дружбы. Некоторые силы разместили близ нашей границы военную технику, ракеты и военные корабли. Это ли не враждебность?», - сказал он. Враги боятся потенциала иранского народа, отметил Ахмадинежад, добавив, что сегодня никакая сила на земле не способна нанести ущерб народу Ирана. «Любая атака на Иран из любой точки мира не останется безответной», - сказал иранский президент.
В то же время Ахмадинежад заявил в середине апреля, что Иран готов к переговорам, если США изменят свои позиции по иранской ядерной программе. По его словам, чтобы спасти Соединенные Штаты, американскому президенту следует наладить контакт с ИРИ, а не продолжать политику угроз и запугивания. Развивая эту мысль, президент Ахмадинежад продолжил: «Обама в Палестине, Ираке и Афганистане не может ничего сделать, и даже в собственной экономике столкнулся с проблемами. Он не чудотворец, поэтому единственное, что у него останется…изменить свою политику по отношению к Ирану и начать с ним сотрудничать». При этом как отметил иранский президент, никто и даже США не могут нанести вред развитию Ирана. Более того Ахмадинежад считает, что сотрудничество с Ираном спасет США от изоляции. «Американцы говорят, что хотят помочь Ирану и вывести его из изоляции в то время, как мы хотим помочь США и вывести страну из изоляции», — добавил он.
В другом из своих многочисленных выступлений иранский президент заметил, что американскому президенту Бараку Обаме не хватает опыта и знаний. Об этом сказал Ахмадинежад, комментируя слова американского коллеги о том, что ядерное оружие не может быть использовано только против государств, не обладающих им, а также стран, подписавших договор о ядерном нераспространении (кроме Ирана и КНДР). А в начале месяца президент Ахмадинежад заявил, что его американский коллега Барак Обама находится под «сионистским влиянием» - отсюда вся его политика.
Своему президенту вторит и министр иностранных дел Ирана Манучехр Моттаки, который заявил, что высказывания официальных лиц США относительно борьбы с терроризмом не что иное, как пошлость.
Кроме того, США и Запад в целом проводят подрывную политику в отношении дружеских отношений Ирана с его соседями. Так, член комиссии по внешней политике и национальной безопасности иранского парламента Казим Джалали заявил, что сотрудничество Ирана с соседями основано на принципах мира и добрососедства. Однако западные страны готовят проекты, направленные на подрыв отношений Ирана с соседними государствами. Также он отметил, что ядерная программа Ирана имеет мирные цели и не создает никакой опасности для соседних стран и людей. «Просто враги расценивают это подобным образом», - заметил он. Г-н Джалали призвал соседние с Ираном государства не поддаваться на провокационную политику Запада. «Иран готов делиться с соседними странами достижениями в сфере ядерных технологий. Надеюсь, что соседние мусульманские страны примут наше предложение и поддержат нас. И это подорвет планы западных стран и врагов, направленные на подрыв наших отношений», - сказал иранский парламентарий. «Мы верим в то, что, если израильский режим начнет клеветать на Иран, чтобы подорвать его авторитет, арабские и соседние мусульманские страны заявят на это свой протест, потому что мы как части одного тела», - уточнил Джалали.
В свою очередь, заместитель начальника Генштаба вооруженных сил Ирана генерал-лейтенант Сайад Джазайери призвал к созданию «военного альянса региональных государств», целью которого будет «изгнание иностранных армий». Джазайери осудил «западную пропаганду», рисующую Иран в качестве главной угрозы миру на Ближнем Востоке. Генерал Джазайери заявил в конце апреля: « Великие державы пользуются любой возможностью для того, чтобы продлить свое доминирование в регионе. Они не понимают геоэкономоических и геостратегических особенностей региона». Для того, чтобы навести порядок в районе Персидского залива все расположенные там государства должны «объединится и взять дело в свои руки».
Однако, по всей вероятности, до этого еще далеко. В ирано-арабских отношениях не вс¸ так просто. В апреле министр иностранных дел Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) Абдулла Бен Заид Аль Нахайан заявил, что «между Ираном и Израилем нет никакой разницы в вопросе оккупации арабских территорий». По словам Нахайана, как Израиль оккупировал Голанские высоты, Западный берег, сектор Газа и юг Ливана, так и Иран оккупировал три острова в Персидском заливе - Большой и Малый Томб и Абу Мусса, которые являются частью территорий ОАЭ. Эмираты, по словам Аль Нахайана, не видят разницы в оккупации арабских земель Ираном и Израилем, так как это является незаконным и противоречит исламским принципам. Глава МИД ОАЭ добавил, что, занимая непримиримую позицию в спорном вопросе вокруг трех островов, Иран отказывается от любых инициатив Эмиратов для того, чтобы решить проблему путем прямых переговоров или международного суда. Представитель иранского МИД Мехманпараст отверг эти заявления, добавив, что Тегеран всегда стремился к установлению сотрудничества в исламском мире против возможных угроз в регионе, намекая на политику Израиля. Первый вице-спикер парламента Ирана Мохаммад Хасан Абу Тураби предупредил руководство ОАЭ, что если официальные лица страны не внесут изменения в заявления главы МИД, это может сильно навредить отношениям с Тегераном. Следует отметить, что в пропагандистском плане сравнение Ирана с Израилем, прозвучавшее из уст высокопоставленного политического деятеля ОАЭ, сильнейший удар по престижу ИРИ в арабском мире.
Справка. По соглашению 1971 года острова Большой и Малый Томб, расположенные вблизи стратегического Ормузского пролива, относятся к иранским территориям в Персидском заливе, а контроль над Абу Муссой должны осуществлять Тегеран и Абу-Даби совместно. Однако ОАЭ, при поддержке большинства арабских стран, отказываются признать это соглашение и заявляют о принадлежности этих островов к арабским территориям. Несмотря на территориальные споры, между странами существуют сильные экономические связи. ОАЭ является крупнейшим торговым партнером Ирана в Персидском заливе. По данным арабских СМИ, в ОАЭ проживает около 400 тыс. иранцев.
Не способствует ирано-арабскому сближению и тревога арабов (особенно региона Персидского залива) в отношении ядерной программы ИРИ. Создается впечатление, что арабов больше волнует нуклеризация Ирана, чем ядерный потенциал Израиля.
Но у Ирана есть вс¸ же «верный» арабский друг - президент Сирии Башар Асад. Принимая в конце апреля в Дамаске вице-президента ИРИ Мохаммада Резу Рахими, он заявил, что давление на Иран «неприемлемо и является разновидностью неоколониализма». Заявление сирийского лидера стало ответом на прозвучавшее в его адрес предупреждение госсекретаря США Хиллари Клинтон, которая посоветовала Асаду «прислушаться к мнению» Соединенных Штатов и дистанцироваться от Ирана. В свою очередь, г-н Рахими дал высокую оценку позиции Сирии, поддерживающей «законное право Ирана на использование атомной энергии в мирных целях». Он прибыл в Дамаск для участия в работе межправительственной сирийско-иранской комиссии по сотрудничеству, итогом которой станет поднятие на новый уровень двусторонней интеграции и учреждение совместного банка. Сирия и Иран выступили с инициативой создания «регионального экономического сообщества», которое бы способствовало «независимому развитию и стабильности на Ближнем Востоке».
В рамках визита иранского вице-президента советник президента Ирана по прессе и директор государственного информагентства IRNA Али Акбар Джаванфекр выдвинул предложение об учреждении Ираном, Турцией и Сирией совместного информационного агентства. Сирийский министр связи Мохсун Билал приветствовал предложение официального представителя Ирана. Стороны приняли решение обсудить данное предложение в Турции в трехстороннем формате.
В последние месяцы Турция все больше сближается с Ираном. Принимая верительные грамоты у нового посла Турции в Тегеране Юмита Йардыма, Махмуд Ахмадинежад заявил: «Иран и Турция вместе решают конструктивные задачи». По мнению иранского президента, у двух стран «есть исторически общие интересы и выгоды». Общими задачами Анкары и Тегерана он назвал обеспечение региональной безопасности и совместную работу по построению нового мирового порядка. И Турция, и Иран, благодаря их роли и влиянию в исламском мире, стали «центрами притяжения и очень близки во мнении по многим международным вопросам».
В апреле прослеживалась иранская дипломатическая активность по всем азимутам. На западе Иран хочет видеть, как «иракский народ живет в условиях мира и процветания». Иран и впредь продолжит усилия, направленные на улучшение условий жизни в Ираке». Об этом заявил спикер иранского парламента Али Лариджани. Комментируя недавние президентские выборы в Ираке, г-н Лариджани выразил надежду, что «все иракские политические партии будут сотрудничать в атмосфере, свободной от иностранного вмешательства».
В то же время некоторые иракские политики обвинили Тегеран в оказании влияния на формирование нового правительства в Ираке. Пресс-секретарь МИД ИРИ Рамин Мехманпараст опроверг эту информацию. Он добавил, что основой внешней политики его страны является невмешательство во внутренние дела других стран и развитие двусторонних отношений, особенно с соседними странами.
Однако на востоке активные попытки ИРИ наращивать свое «негативное» влияние в Афганистане были отмечены председателем Объединенного комитета начальников штабов вооруженных сил США адмиралом Майклом Малленом. Он заявил в начале апреля в Кабуле: «Иран стремится усилить свое влияние в этом регионе… С одной стороны, это неудивительно, поскольку он является соседним государством. Но, с другой стороны, то воздействие, которое я вижу, слишком часто бывает негативным». По словам адмирала Маллена, накануне ему сообщили «о крупной партии оружия, которая была направлена из Ирана в Кандагар». «И я обеспокоен, что это желание ИРИ быть более влиятельным растет», - указал он.
На севере, на центрально-азиатском направлении Тегеран в апреле обратил внимание на Узбекистан. Первый Вице-президент Ирана Мохаммад Реза Рахими, подчеркивая потребность поощрения отношений между Тегераном и Ташкентом, призвал к полномасштабному расширению политических отношений между этими двумя странами. Это коснулось и ирано-туркменских взаимоотношений. Высокопоставленная делегация из Ашхабада вела многосторонние переговоры с иранской стороной.
На кавказском направлении также отмечалась активность иранской дипломатии. Министр внутренних дел ИРИ Мустафа Мохаммад Наджар в ходе визита в Баку 3-4 мая подписал соглашение о безопасности между Азербайджаном и Ираном. Однако не следует забывать, что в последнее время в отношениях двух стран наблюдаются некоторые разногласия, связанные с правовым статусом Каспийского моря, а также с эксплуатацией энергетического местонахождения Альборз.
Не вс¸ однозначно и в роли Ирана в карабахской проблеме. Тегеран стремится стать посредником между Азербайджаном и Арменией. Однако ему трудно удержать необходимую объективность, поскольку на треках – Иран – Азербайджан – Армения внутри ИРИ действует слишком много привходящих факторов. Министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян приветствовал желание Ирана помочь в урегулировании карабахской проблемы. Практически одновременно представитель высшего руководства Ирана в Ардебильском округе Сеид Хасан Амели, обратившись к верующим с призывом очистить от армян Карабах, заявил: «Армения должна знать, что поддержка ее со стороны США и Израиля – это пустое. Это – не что иное, как нагнетание противостояния в регионе. От уловок этих двух стран ни для мусульман, ни для региона добра не будет». На этой пятничной молитве присутствовали посол Азербайджана и один из религиозных лидеров Азербайджана Хаджиали Экрамов. Таким образом, Иран, в силу своих внутренних политико-этнических проблем, несмотря на значительные амбиции, не может, но хочет выступать посредником в этом сложнейшем конфликте.
В апреле отмечено дипломатическое наступление в Африке. Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад находился в Зимбабве по приглашению своего коллеги Роберта Мугабе. Президенты двух стран заключили соглашение о сотрудничестве. На совместной пресс-конференции после подписания документов Роберт Мугабе подчеркнул, что обе страны занимают «антиимпериалистическую позицию».
Справка. В январе 2009 года главы МИД 27 стран-членов Евросоюза приняли решение об очередном ужесточении санкций против руководства Зимбабве. В феврале ЕС продлил санкции, наложенные на Зимбабве за отсутствие прогресса в реализации соглашения по разделению власти в стране. После этого президент Зимбабве Роберт Мугабе заявил, что ЕС мешает развитию его страны. В последние годы экономика Зимбабве переживает тяжелые времена. Уровень безработицы в государстве достигает 80%, а несколько миллионов его жителей уже стали беженцами. Страна испытывает нехватку продовольствия и топлива.
Махмуд Ахмадинежад поздравил президента Судана Омара аль-Башира, правительство и народ Судана с переизбранием на пост президента. В послании президента ИРИ выражается надежда на то, что усилия руководства двух стран откроют новую страницу в истории расширения двустороннего и международного сотрудничества ИРИ и Судана ради общих интересов и реализации мира и справедливости во всем мире.
Кроме Судана г-н Моттаки посетил Сенегал, куда прибыл из Габона. Перед визитом в Габон он совершил однодневный визит в Алжир. В конце месяца министр иностранных дел ИРИ Манучехр Моттаки отправился в Бутан для участия в заседании Ассоциации регионального сотрудничества стран Южной Азии (СААРК). В рамках своей поездки г-н Моттаки встретился с королем Бутана, премьер-министром и главой МИД.
Друзья исламских руководителей Ирана находятся не только в Африке, но и в других частях света.
Заместитель министра иностранных дел Ирана Мохаммад Али Фатоллахи, находившийся с визитом в столице КНДР Пхеньяне, 22 апреля заявил, что Иран и КНДР поддерживают друг друга. Дружественные отношения, установленные руководителями двух стран, в настоящее время расширяются и развиваются в сфере политики, экономики, культуры и т.д. Двустороннее сотрудничество в будущем будет особо плодотворным в экономической области.
Председатель Верховного народного собрания КНДР Цой Тхэ Бок в свою очередь подчеркнул, что северокорейско-иранские отношения дружбы и сотрудничества при заботе руководителей двух стран непрерывно расширяются и развиваются. Стороны подписали межправительственный план об обменах в культурной и научной сферах на 2010-2012 гг.
В католической Латинской Америке также есть друзья и сочувствующие исламскому Ирану. Президент Венесуэлы Уго Чавес поддержал своих иранских друзей и опроверг заявление США о нахождении военнослужащих Корпуса стражей исламской революции (КСИР) в его стране. Как известно, в начале апреля военное ведомство США представило Конгрессу доклад, в котором утверждается, что элитный КСИР наращивает свое присутствие в странах Латинской Америки и, в частности, в Венесуэле.
«Белый дом, - сказал г-н Чавес в телеобращении к народу, - утверждает, что, если США введут санкции в отношении Ирана, то находящиеся здесь подразделения КСИР могут начать террористическую деятельность на их территории». Эта ложь, сказал президент, «является частью тактики запугивания, направленной против правительства Венесуэлы». Как отмечают СМИ, открытая антиамериканская политика, которую проводят Чавес и Ахмадинежад, сблизила эти две страны. Венесуэла поддерживает иранскую ядерную программу, несмотря на скептицизм международного сообщества.
В конце апреля состоялся официальный визит в ИРИ министра иностранных дел Бразилии Джелсо Аморима. В ходе визита г-н Аморим встретится со своим иранским коллегой Манучехром Моттаки, генеральным секретарем Верховного совета по национальной безопасности Ирана Саидом Джалили и другими официальными лицами страны. Целью визита является подготовка к визиту в Иран президента Бразилии Луиса Инасиу Лула да Сильва, который прибудет в эту страну в мае.
Вся внешнеполитическая деятельность иранского руководства в апреле была еще одной попыткой выйти из изоляции, куда, собственно, загнал Иран нынешний режим, конфронтационно настроенный к большей части международного сообщества. Недаром, президент Ирана Махмуд Ахмадинежад, выступая перед работниками полиции в Тегеране, назвал Совет Безопасности ООН и право вето, которым обладают некоторые его члены, «инструментом сатаны».
3.ЯДЕРНАЯ ПРОБЛЕМА ИРАНА
13-14 апреля в Вашингтоне прошел саммит по проблеме ядерной безопасности. В нем приняли участие главы почти 50 государств, а также ряда международных организаций, включая ООН, МАГАТЭ и Евросоюз. Иран на саммит приглашен не был. Как заявил по окончании форума президент России Дмитрий Медведев, инициатива о проведении в Вашингтоне саммита по ядерной безопасности «была абсолютно своевременной», и саммит «завершился полным успехом». «Я не помню, - сказал он, - более беспроблемного саммита, где бы участники были столь единодушны в оценке текущей ситуации».
По итогам работы саммита было принято коммюнике, в котором говорится о глобальных ядерных угрозах и путях их устранении. В документе впрямую ничего не сказано о ядерной проблеме Ирана, но в ходе дискуссий, на многочисленных двусторонних встречах лидеров государств этот вопрос был центральным.
Происходит это потому, что иранская ядерная проблема сегодня вышла за рамки чисто технических вопросов и стала политическим вызовом режиму нераспространения ядерного оружия. Причем, из месяца в месяц ситуация вокруг ядерной проблемы ИРИ все больше обостряется.
Ядерная политика иранского руководства привела к тому, что у самых последовательных приверженцев переговорно-дипломатических методов убеждения иранских лидеров пойти навстречу оправданным и взвешенным просьбам международного сообщества стали возникать сомнения в искренности Тегерана. Поэтому, как констатировали в Вашингтоне участники саммита, Иран действительно создает серьезные проблемы. Он, по сути, игнорирует те вопросы, которые ему адресуют, либо отделывается малозначительными фразами и предложениями.
Необходимо констатировать, что переговорный процесс зашел в тупик: Иран не идет на компромиссы. Как считают эксперты, остается два варианта – новый пакет санкций с продолжением на этой основе переговорного процесса. И военное решение, которое станет катастрофой.
Итак, Вашингтонский саммит по проблеме ядерной безопасности подтвердил единство взглядов ведущих мировых держав на современные глобальные угрозы. Форум не только принял коммюнике, но и создал план работы в качестве руководства для национальных и международных действий, включая взаимодействие по линии соответствующих международных форумов и организаций.
На саммите была обсуждена ядерная проблема Ирана, которая стала одним из важнейших объектов мировой политики и безопасности. Определились пути, по которому пойдут члены «шестерки» переговорщиков с Тегераном для того, чтобы направить ядерную программу Ирана исключительно в мирное русло под контролем МАГАТЭ.
Конечно, саммит не принял обязывающих резолюций и договоров, но его несомненная значимость заключается в том, что лидеры почти 50 держав выработали общие подходы к решению проблем безопасности. Теперь на основе единства они смогут более успешно противостоять глобальным угрозам безопасности.
Примечательно, что официальные лица в Тегеране поспешили объявить: Иран не считает обязательными для исполнения решения, которые приняты на в Вашингтоне на саммите по ядерной безопасности. По мнению Тегерана, эти решения «не имеют никакого отношения к государствам, которые на нее не были приглашены».
17—18 апреля иранское руководство провело свой саммит в Тегеране - Международную Конференцию по разоружению и нераспространению под лозунгом «Ядерную энергию – всем, ядерное оружие – никому». Однако саммит не получился. В работе этой Конференции приняли участие не лидеры государств, а в своем большинстве - чиновники и эксперты. Россию на этой конференции представлял заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков.
Это мероприятие завершилась скандалом, который стал результатом хитроумных шагов, предпринятых организаторами. По итогам конференции, как объявили ее иранские хозяева, единогласно был принят документ, который однако никто не обсуждал и, естественно, не принимал. На эту восточную хитрость отреагировал российский МИД. В специальном заявлении было сказано: «Россия не поддерживает итоговый документ международной конференции по вопросам разоружения и нераспространения, которая прошла 17-18 апреля в Тегеране». Официальный представитель МИД России Андрей Нестеренко заявил: «Подготовленный иранской стороной данный заключительный документ по итогам тегеранской конференции по разоружению и нераспространению мы рассматриваем не более чем как резюме ее председателя, отражающее исключительно его частное мнение. Никакого обсуждения данного документа участниками мероприятия не проводилось, и он не выносился на одобрение делегатами… Мы, тем не менее, не можем поддержать этот документ». (Текст окончательного документа, зачитанный на Конференции в Тегеране ее участникам, - см. Приложение 1).
4.САНКЦИИ
В апреле в Нью-Йорке постоянные представители при ООН стран «шестерки» начали обсуждение текста новой резолюции о возможных дополнительных санкциях против Ирана. В «шестерку» переговорщиков с Ираном входит пять постоянных членов Совета Безопасности ООН (Россия, США, Великобритания, Франция, Китай) и Германия.
Политика Ирана в ядерной сфере, особенно в последние месяцы, становится все менее конструктивной. Диалог, который международное сообщество в лице «шестерки» ведет с Тегераном уже несколько лет, напоминает разговор глухонемого со слепым. Не проявляя заинтересованности к разумным компромиссам, иранское руководство целенаправленно продолжает осуществление своей ядерной программы, которое, по мнению экспертов, ведет к ядерному оружию. Более того, несмотря на многочисленные заявления, Тегеран все больше закрывает ядерную программу от инспекторов МАГАТЭ. Как заявил в апреле президент России Дмитрий Медведев, «за последнее время Иран не сделал ничего, что свидетельствовало бы об изменении его позиции». Поэтому российский президент не исключил возможности возникновения соответствующих санкций по решению ООН.
Однако американские заготовки по жестким санкциям, сегодня пока неприемлемы ни для России, ни для Китая. В апреле разговор шел по поводу конкретных мер по ужесточению воздействия на Иран в области морских перевозок, банковского и страхового секторов, а также частично энергетики. Хотя, вне всякого сомнения, вопросы экспорта иранской нефти и импорта бензина затронуты не будут. Вероятно, будут приняты дополнительные меры в отношении членов КСИР и его финансово-экономических структур. Как полагают эксперты, все эти меры будут носить относительно мягкий характер.
Безусловно, эти ограниченные санкции вряд ли нанесут сокрушительный удар по ИРИ. Да они «ужалят» некоторые структуры, но они не приведут к изменению мышления у иранских руководителей в сторону переноса огромных финансовых расходов с ракетно-ядерных программ на не менее огромные нужды населения. Но санкции, в случае их принятия могут послужить еще одним серьезным предупреждением иранскому руководству. Санкции должны убедить его, что оппоненты ИРИ вс¸ сильнее консолидируются, что терпение противников военной ядерной программы Ирана не безгранично.
Однако введение «умных», «щадящих иранский народ» санкций (но которые, увы, малоэффективны), как ни парадоксально, объективно увеличивают возможность и неотвратимость силового решения иранской проблемы. И здесь возникает поразительный казус – что гуманнее – жесткие, но эффективные санкции, парализующие иранский потенциал и, естественно, влияющие на некоторые слои населения, или военный удар, который в неизмеримо большей степени обречет иранский народ на страдания, чем самые жесткие санкции. И не только иранский народ, а весь Ближний Восток.
Но опасность нуклеризации Ирана не только в реальной возможности войны в регионе, но и в появлении там новых ядерных держав. Многие политики из арабского мира, не скрывая, говорят, что если Иран получит ядерное оружие, они в ответ тоже создадут его. И никакие саммиты тогда уже не помогут. Добавим к этому, что не только саммиты, но и сам ДНЯО можно будет смело выбросить в мусорную корзину. (Историю введения санкций Совбезом ООН – см. Приложение 2)
5.НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
В своей работе «Варианты решения иранской ядерной проблемы» (Options in Dealing with Iran’s Nuclear Program, by Abdullah Toukan and Anthony H. Cordesman, - Center for Strategic & International Studies – CSIS, March, 2010) известные американские эксперты Абдолла Тукан и Энтони Кордесман охарактеризовали восприятие Ираном угроз своей безопасности и меры, предпринимаемые Тегераном по нейтрализации этих угроз. Авторы считают что:
Иран позиционирует себя как региональную супердержаву мусульманского Ближнего и Среднего Востока и поэтому, по мнению Тегерана, имеет право голоса в любом политическом процессе, происходящим в этом регионе. Иран позиционирует себя как супердержаву региона, целью которой является:
недопущение какого-либо иностранного военного присутствия в зоне Персидского залива;
- предотвращение формирования политической системы и системы безопасности в зоне Персидского залива нерегиональными государствами;
- противодействие оккупации США Ирака и присутствию Пятого флота США в зоне Персидского залива;
- воспрепятствование созданию американских баз в зоне Персидского залива, как плацдарма для военного удара против ИРИ.
- учет опасности со стороны Израиля, который рассматривает Иран как реальную угрозу;
- учет того факта, что задача США и Израиля – дестабилизация обстановки в ИРИ и вокруг нее, а также отрицание иранской ядерной программы;
Иранские действия по нейтрализации этих угроз (по мнению Абдоллы Тукана и Энтони Кордесмана):
- активные дипломатические действия, направленные на убеждение стран – членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) в том, что их безопасность будет обеспечиваться в лучшей степени, если будет заключено взаимное соглашение с Ираном, а не с США;
- для обеспечения на длительный срок региональной безопасности страны ССАГПЗ должны отказаться от зависимости от иностранного военного присутствия и вмешательства в дела региона внерегиональных государств;
- создание ядерного оружия и баллистических ракет дальнего радиуса действия как средства сдерживания, силы и статуса;
- ускорение программы создания сети производств по обогащению урана на случай уничтожения некоторых из них в результате военного удара со стороны США;
- осуществление программы по созданию баллистических ракет малого- среднего- и дальнего радиуса действия в качестве сдерживающего фактора при явном дефиците боевых самолетов военно-воздушных сил;
- создание и совершенствование системы ассиметричного ведения войны. Политическая и военная поддержка сил «Хизбаллы» и ХАМАС.
Видимо, правы Абдолла Тукан и Энтони Кордесман в отношении действий Ирана по нейтрализации угроз. В последние месяцы обстановка в зоне Персидского залива накаляется. Это следует из апрельских событий.
18 апреля в Тегеране прошел традиционный военный парад, посвященный Дню Вооруженных Сил. Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад, выступая на праздничной церемонии, осудил присутствие американских войск на Ближнем Востоке и в Афганистане. Он заявил: « В регионе нет необходимости присутствия инородных вооруженных элементов. Все они должны вернуться домой, а страны Ближнего Востока – решить свои проблемы без посторонней помощи». По словам Ахмадинежада, размещение контингентов НАТО и американских подразделений под предлогом борьбы с терроризмом не только не положили конец терроризму, но вконец расшатали основы системы региональной безопасности. Президент ИРИ вновь превозносил боевые возможности вооруженных сил Ирана.
Вместе с тем, международные военные обозреватели указывают на то, что во время парада были продемонстрированы несколько неприятных, для вероятных противников Ирана, сюрпризов. Главным из них является китайский зенитный ракетный комплекс HQ-9, который, по иранским данным, превосходит российский ЗРК С-300, получить которую иранцы безуспешно пытаются на протяжении последних пяти лет.
Дальность действия ЗРК HQ-9 составляет 100 км, и несколько превосходит дальность действия первоначального варианта С-300. Система снаряжена 4 ракетами, которые, как и в С-300, устанавливаются на тягач МАЗ, и управляется мощным радаром. Парадокс заключается в том, что китайцы частично использовали дизайн американских зенитных батарей «Пэтриот», которые якобы получили от Израиля. В Иране отмечают, ВПК ИРИ готов к собственному производству этих ЗРК. С августа 2009 года Иран получил 30 ЗРК HQ-9. Кроме того, в его распоряжении находятся российские ЗРК Тор-1, китайские SA-2, и SAYYED 2 местного производства.
Кроме того, в день парада по Тегерану прокатили иранские баллистические ракеты «Саджиль», «Шехаб» и «Гадр-1».
21 апреля, около 06,30 по Гринвичу, иранские Fokker F27 Apocar, находясь в международном воздушном пространстве, совершали полеты в непосредственной близости от американского авианосца «Дуайт Эйзенхауэр», который возвращался из рейда в Оманском заливе. Самолеты приблизились к авианосцу примерно на 900 м, оставаясь в указанном секторе в течение 20 минут.
Все это время командование корабля не препятствовало этим действиям, так как получило особое распоряжение не открывать огонь по иранским целям вплоть до особого приказа Белого дома. Арабские СМИ региона, сразу же после инцидента выразили удивление пассивными действиями американских военных, а также высказали версию, что Белый дом, по всей видимости, запрещает предпринимать какие-либо действия против иранских самолетов-разведчиков. «Я думаю им попросту запретили открывать огонь по иранским целям – ведь ситуация в зоне Персидского залива напряжена до предела и любое неосторожное действие может спровоцировать конфликт, которого, судя по всему хочется избежать Вашингтону», - говорит арабский аналитик Абиль Абу Аса. По мнению военных экспертов ОАЭ, иранский самолет-разведчик поднялся с авиабазы ИРИ на Абу Мусе.
Инцидент произошел накануне начавшихся 22 апреля иранских военных маневров в Персидском заливе и Ормузском проливе, которые, по заявлению Тегерана, были ответом на угрозы применения ядерного оружия со стороны США. Это были плановые трехдневные учения Корпуса стражей исламской революции Ирана под кодовым названием «Великий Пророк-5».
Учения КСИР проходили в четыре этапа. В них были задействованы различные подразделения Корпуса: кроме ВМС это сухопутные и военно-воздушные силы и Силы сопротивления «Басидж». Основная цель учений «Великий Пророк-5» заключалась в отработке тактических действий с использованием современных вооружений, а также в повышении уровня боеготовности вооруженных сил страны.
В ходе учений военно-морские силы КСИР провели операцию по захвату и уничтожению корабля условного противника, отработали тактику противодействия атаке условного противника на «чувствительные и жизнедеятельные районы» страны со стороны Персидского залива, а также действия средств ПВО.
В ходе заключительного четвертого этапа учений были проведены запуски ракет малой дальности «Фаджр» («Рассвет»), радиус действия которых составляет 70 километров, а также испытания сразу пяти видов тактических ракет наземного и морского базирования класса «море-море» и «земля-море». Как сообщили иранские военные источники, все ракеты были запущены одновременно и поразили выбранную цель. Представители КСИР сообщили, что были испытаны ракеты «Нур» («Свет») и «Наср» («Победа»). Кроме того, иранское агентство Fars опубликовало также фотографию пуска ракеты «Саеге» («Гром»).
Как заявил министр обороны и поддержки ВС Ирана Ахмад Вахиди, иранские военные учения «Великий Пророк-5» стали посланием мира дружественным и пограничным государствам, а для врагов ИРИ - показателем готовности КСИР Ирана «к отражению любых возможных угроз».
По мнению иранских военных, учения позволили оценить техническую готовность ВМС КСИР, протестировать современные виды вооружений, повысить оперативность действий с использованием новых видов ведения боя, отработать координацию действий для защиты и обеспечения безопасности жизненно важных объектов страны.
В ходе учений КСИР были задействованы различные быстроходные катера Корпуса с реактивными установками и торпедными аппаратами, в том числе катера специального назначения и катера с морской пехотой и подводниками на борту. Также был испытан высокоскоростной катер специального назначения с возможностью снижения заметности в радиолокационной области спектра обнаружения «Мехди», оснащенный различными современными видами оружия иранского производства, в том числе реактивной установкой.
Для наблюдения за ходом учений в Ормузском проливе в Иран прибыла группа военных специалистов из Катара, «Мы заинтересованы в том, чтобы перенять опыт иранских военных специалистов, - сказал глава катарской делегации Абдулрахим Ибрагим. - Также мы приветствуем совместные учения ВМС стран Персидского залива, но для этого необходимо получить распоряжение военного руководства этих стран».
Уже после учений патрульная служба КСИР задержала в Персидском заливе французское и итальянское судно и произвела на них проверку на предмет соответствия экологическим нормам. После проверки суда были отпущены.
В апреле появилась обширная информация о новом оружии и боевой технике, производимой в Иране и поступающей на вооружение иранских ВС.
Так, сообщалось, что Ирану, несмотря на запрет, удалось купить и принять на вооружение самую быструю лодку в мире - Bradstone Challenger. Лодка имеет богатую, прямо детективную историю. Она создана в Великобритании с помощью американских конструкторов на американские субсидии. Лодка прославилась тем, что в 2005 году установила рекорд по скорости плавания вокруг Британских островов. Судно может развивать скорость до 100 километров в час.
Иранцы сразу же заинтересовались лодкой, но правительство Британии наложило запрет на сделку по продаже. После того, как лодка поменяла, по меньшей мере, двух владельцев, она оказалась в Южной Африке. В январе 2009 года американцы узнали, что лодка готовится к отправке в Иран из южноафриканского порта Дурбан на иранском судне под флагом Гонконга. Американцы попытались надавить на ЮАР с тем, чтобы остановить выход судна в море. Когда они не добились этого, Пентагон был готов перехватить судно в открытом море, но и эта миссия была в последний момент отменена по решению высшего американского руководства. Американские военные аналитики опасались, что лодка может быть использована в качестве «скоростного атакующего катера, на котором будут установлены торпеды и противокорабельные ракеты». Так и произошло. Иранские специалисты оснастили лодку самыми быстрыми в мире подводными торпедами «Шквал» российского производства, которые развивают скорость до 360 километров в час.
В США развернулись дискуссии по поводу потенциальной угрозы, которой могут подвергнуться корабли при атаке нового иранского катера. Командующий флотом округа Сан-Франциско Крейг Купер заявил, что маленький боевой катер не причинит никакого вреда большому военному кораблю. Другого мнения придерживается генерал КСИР Али Фадауи, который заявил, что от такого катера «не убежит ни один военный корабль».
Новостью стала также информация о создании новых средств ПВО (помимо уже упомянутого ЗРК HQ-9) и противокорабельных ракет. При этом негативной для ПВО Ирана (но, прежде всего, конечно, Турции) стало известие о том, что Израиль отказал турецкому командованию в продаже суперсовременных зенитных установок «Барак-8» для нужд ВМС страны. Израиль отказался поставлять эти системы, ссылаясь на то, что они могут попасть в руки Ирана. По данным СМИ, 8 октября 2009 года премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган подписал секретное военное соглашение с президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом.
По мнению израильской разведки, в этом соглашении есть пункт об обмене информацией. Ввиду этого израильская разведка считает нецелесообразной продажу суперсовременных зенитных установок Турции, так как они могут попасть Ирану. Корабельная система ПВО/ПРО Барак-8 производится израильской компанией «Таасия авирит». Этот комплекс может выпускаться и в наземной модификации. Система обеспечивает эффективное поражение высокоманевренных ракет.
Оптимистичным для иранцев стало заявление министра обороны ИРИ Ахмед Вахиди о том, что в стране началось производства новой зенитной ракеты, под названием «Мерсад» («Засада»). По его словам, ракета способна уничтожить «современный самолет на низкой и средней высоте». Система «Мерсад» может действовать совместно с радарными установками, а также в состоянии преодолеть помехи, создаваемые электронными системами противника. Министр подчеркнул, что значительное количество ракет «Мерсад» поступит на вооружение уже в этом году. Ранее Ахмед Вахиди сообщил, что началось серийное производство противокорабельной крылатой ракеты «Наср-1».
Заявление министра подтверждается информацией о том, что Китай официально открыл в Иране предприятие по производству ракет. Военный завод выпускает противокорабельные ракеты (ПКР) Nasr-1 («Победа-1»), являющиеся усовершенствованной версией китайской ракеты C-704. По иранским данным, дальность полета ракеты Nasr-1 - 150 километров, точность попадания 95,6%.
Китайская ПКР C-704 впервые была продемонстрирована на авиашоу в китайском городе Чжухае в 2006 году и практически сразу поставлена в Иран, где получила наименование Nasr-1. Стрельбовые испытания ракеты Nasr 1 были выполнены в конце 2008 года. Ракета первоначально предназначалась для установки на малых кораблях, включая быстроходные катера, для обеспечения береговой обороны. Военные также говорят о варианте для пуска с вертолета. Nasr-1 предназначена для поражения морских целей водоизмещением до 3000 т. то есть катеров и кораблей на воздушной подушке. Теперь в Иране началось собственное производство подобных ракет. Несомненно, это мощное, наступательное, хотя и тактическое оружие изменит баланс сил в зоне Персидского залива в пользу Ирана.
В апреле не были забыты и ВВС. Специалисты иранских военно-воздушных сил начали процесс ремонта и модернизации всех самолетов, стоящих на вооружении страны, включая истребители F-14 Tomcat американского производства. Модернизация военной техники производится с применением национальных разработок. В частности, иранские самолеты были оснащены улучшенными версиями корректируемых авиационных бомб Qassed («Посланник») массой 900 килограммов. В перспективе эти бомбы могут быть использованы многофункциональными истребителями. Бомбы Qassed были испытаны ВВС Ирана в сентябре 2009 года. В испытаниях, которые прошли в Персидском и Оманском заливах, были испробованы бомбы Qassed-1 и Qassed-2.
Помимо модернизации управляемого оружия и его носителей в Иране идет работа по улучшению тактико-технических характеристик истребителей F-14. Иранским специалистам удалось увеличить тягу американских двигателей, установленных на истребителях. Кроме того, были модернизированы и радары самолетов. Благодаря этим улучшениям, иранские F-14 были превращены в истребители нового поколения. В 1970-х годах в Иран из США были поставлены 79 F-14 третьего поколения.
В 2009 году Иран начал производство собственных авиадвигателей. Кроме того, иранские военные утверждают, что ученые завершили проектирование самолета, в котором будет использоваться технология малозаметности.
Командующий ВВС страны Али Амедбади заявил в апреле, что в течение ближайших 3-4 лет Иран намерен произвести первый национальный вертолет. По словам Амедбади, «производство вертолетов – гораздо более сложный процесс, чем производство самолетов». Генерал Амедбади заявил, что иранский вертолет будет обладать рядом уникальных свойств, в том числе способностью вести боевые действия в ночных условиях. Несмотря на то, что Иран еще не приступил к производству вертолетов, он уже готов тренировать пилотов. Генерал Амедбади сказал: «Мы готовы тренировать пилотов из соседних государств и братских мусульманских наций».
Иран произвел первый беспилотный самолет с вертикальным взлетом и посадкой, которому дали название «Наср-1001». По иранским сведениям, над созданием модели RPV-VTOL работали пять профессоров и три студента свободного университета провинции Керман. В настоящий момент к концу подошли этапы моделирования, производства и испытания.
Самолет обладает возможностью подниматься вертикально на высоту три километра, застывать в воздухе, совершать посадку как на воде, так и суше, осуществлять видео- и фотосъемку, перевозить грузы.
По информации командующего аэрокосмическими войсками КСИР бригадного генерала Али Хаджизаде, скоро в Иране начнется широкомасштабное производство нового беспилотного летательного аппарата (БПЛА) «Пехпад». Он добавил, что беспилотник проходил испытания на учениях «Великий пророк 5». БПЛА «Пехпад» ведет разведку оперативного региона и постоянно передает полученные данные командованию. В настоящее время на вооружении Ирана стоят по меньшей мере пять беспилотных летательных аппаратов — Ababil, Mohajer (версий I, II, III и IV), Sahad, Faraz (версий I и II) и Sabokbal.
И, наконец, в апреле была затронута космическая тематика. Министр связи и информационных технологий Ирана Реза Тагипур, сообщил, что в текущем году будут выведены на околоземную орбиту два спутника связи и дистанционного зондирования поверхности земли.
Несмотря на перманентную модернизацию ВС Ирана, постоянную работу по повышению их боеготовности, ускорение оснащение войск новой боевой техникой, США не считают, что иранские вооруженные силы представляют серьезную угрозу. (израильская газета Yedioth Ahronoth (21.04.2010, - http://www.ynetnews.com/articles/0,7340,L-3879053,00.html). Оборонное разведывательное агентство США (DIA) подготовило для Конгресса США доклад о состоянии и боеспособности ВС Ирана. В документе говорится, что по состоянию боевой готовности иранская армия не представляет серьезной угрозы. «Несмотря на то, что вооруженные силы Ирана насчитывают около 20 миллионов военнослужащих [!?], армия этой страны вовсе не так боеспособна как кажется, и ее нельзя сравнить с армиями таких стран как Турция или Израиль. Кроме того, иранская армия слабо оснащена и ее вооружение не обновлялось более 30 лет. Главной стратегической задачей армии Ирана является охрана безопасности правящего режима и провокационные действия по отношению США и Израилю, поэтому несерьезно рассматривать иранскую армию как угрозу», - говорится в докладе. Напомним, что Оборонное разведывательное агентство составляет костяк спецслужб Соединенных Штатов наряду с Центральным разведывательным управлением (CIA) и Агентством национальной безопасности (NSA).
Сразу отметим, что в приведенном отрывке из газеты Yedioth Ahronoth явная ошибка по двум пунктам. Первое (возможно, ошибка - результат опечатки в газете) - численность совокупных регулярных вооруженных сил Ирана составляет, по различным данным, от 540 до 900 тыс. человек, из которых от 450 до 670 тыс. насчитывается в сухопутных войсках (армии и КСИР), почти от 70 до 100 тыс. – в ВВС, от 35 до 45 тыс. – в ВМС, а также около 135 тыс. кадровых военнослужащих – в Силах сопротивления «Басидж» и более 15 тыс. — в Силах специального назначения «Кодс». Кроме того, резерв «Басидж» - около трех миллионов и подготовленный общий резерв – более пяти миллионов. Разброс данных объясняется практически абсолютной закрытостью в ИРИ темы, касающейся вооруженных сил. Различные не иранские источники приводят неоднозначные сведения о численном и боевом составе иранских ВС, а также о количестве вооружений и боевой техники. Второе – ВС ИРИ не так плохо оснащены и подготовлены в боевом отношении, как отмечается в докладе. Это подтверждает и постоянный раздел «Национальная безопасность» в ежемесячном материале Института Ближнего Востока «Иран. Военно-политическая ситуация». С авторами доклада можно согласиться, что ВС ИРИ в настоящее время уступают вооруженным силам и Турции, и Израиля.
Вполне вероятно, что доклад американского DIA имеет целью успокоить американцев (и израильтян тоже) перед лицом возможного силового решения иранской ядерной проблемы.
Тем более, что в апреле пришли сообщения, что администрация Барака Обамы начала изучать альтернативные варианты влияния на Иран, включая и военные. В свою очередь, председатель комиссии израильского Кнессета по иностранным делам и обороне Цахи Анегби заявил, что Израиль, готовый нанести по Ирану ракетный удар, даст международной дипломатии время до конца 2010 года, после чего перейдет к применению военной силы.
Таким образом, в апреле практически вся военно-политическая и дипломатическая деятельность иранского руководства была направлена на обеспечение широко спектра условий для продолжения активного осуществления ядерной программы, а также недопущения введения санкционных мер и усиления изоляционных тенденций.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ТЕКСТ ОКОНЧАТЕЛЬНОГО ДОКУМЕНТА, ЗАЧИТАННЫЙ НА КОНФЕРЕНЦИИ В ТЕГЕРАНЕ ЕЕ УЧАСТНИКАМ:
Принимая во внимание заявления и темы, представленные на данном форуме, Конференция заявляет о том, что ее участники
1. – глубоко обеспокоены сложной ситуацией, сложившейся в области разоружения и международной безопасности, а также выражают свою обеспокоенность продолжением существования оружия массового поражения и особенно, ядерного оружия и использованием или угрозой использования такого оружия;
2. – отмечают необходимость ядерного разоружения в качестве главного приоритета человеческого общества, а также полного уничтожения этого бесчеловечного оружия в течение определенного промежутка времени, реализации обязательств по разоружению, взятых на себя ядерными государствами, на основе Соглашения о ядерном нераспространении и заключительных документов конференций по контролю, проводившихся в период с 1995 по 2000 год, полного осуществления программы «13 шагов по разоружению», обязательства по выполнению которой были взяты на себя ядерными государствами;
3. – подчеркивают необходимость дополнительных усилий, направленных на преодоление тупика, в который зашел процесс ядерного разоружения во всех его аспектах, а также повышения многосторонности в подходе к проблеме разоружения и нераспространения;
4. – отмечают необходимость заключения всеобщей Конвенции, соблюдения недискриминационного и правового подхода к проблеме полного запрета на распространение, производство, передачу, накапливание, использование или угрозу использования такого оружия для достижения мира, свободного от ядерного оружия, с учетом опыта заключения двух конвенций: Конвенции по химическому оружию 1992 года и Конвенции по запрету биологического оружия 1972 года, а также предоставления гарантий всеобщей и недискриминационной безопасности до достижения всеобщего разоружения;
5. – подчеркивают необходимость шагов в рамках осуществления программы по созданию районов свободных от ядерного оружия в различных регионах мира, особенно на Ближнем Востоке, на основе соответствующих резолюций Организации Объединенных Наций и до достижения этих результатов в качестве первого шага заявляют о необходимости присоединения сионистского режима к Соглашению о ядерном нераспространении и постановке ядерных объектов этого режима под контроль МАГАТЭ;
6. – отмечают необходимость соблюдения принципов неизменности, открытости и правдивости при осуществлении международного контроля за реализацией двухсторонних и многосторонних соглашений по сокращению ядерного оружия;
7. – подчеркивают право на мирное использование ядерной энергии и необходимость развития международного сотрудничества в качестве одного из основополагающих моментов Соглашения о ядерном нераспространении на основе обязательств, сформулированных в Ст. 4 данного Соглашения;
8. – отмечают, что нападения на ядерные объекты мирного назначения, влекущие за собой отрицательные последствия для людей и окружающей среды, являются доказательством явного нарушения международного права и Устава ООН;
9. – выражают серьезную обеспокоенность относительно ослабления режима нераспространения по причине применения двойных и дискриминационных стандартов со стороны некоторых ядерных держав и особенно, сотрудничества некоторых ядерных держав с государствами, не являющимися членами ДНЯО и игнорирование ими факта наличия ядерного арсенала у сионистского режима;
10. – в отношении двух других видов оружия массового уничтожения, а именно химического и биологического оружия отмечают необходимость твердо придерживаться обязательств, связанных с уничтожением химического оружия в установленные сроки, то есть к 2012 году, а также соблюдения обязательств, взятых в отношении биологического оружия;
11. – принимая во внимание важность данной Конференции и достигнутых на ней результатов, председательствующий на Конференции Иран предлагает направить итоговый документ форума Генеральному секретарю ООН, а также другим международным органам и организациям;
12. – с учетом внимания, проявленного участниками Конференции к обсуждавшейся на ней теме, а также с целью мониторинга реализации задач, поставленных Конференцией, в соответствии с пожеланиями большинства ее участников, решено провести второе заседание Конференции по разоружению и международной безопасности во второй половине апреля будущего (2011) года в Тегеране.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
САНКЦИИ В СОВЕТЕ БЕЗОПАСНОСТИ ООН
Возможность введения санкций была предусмотрена уставом ООН еще в 1945 году, однако активно эту меру начали применять лишь с начала 1990-х годов.
В 1966 году Совбез ввел торговое эмбарго против британской колонии Южная Родезия (ныне Зимбабве), белое правительство которой ограничило в правах черное большинство. Запрещался вывоз ряда товаров и ввоз оружия, авиа- и автотранспорта, нефти. Меры отменены в 1979 году, когда стороны договорились о проведении выборов.
В 1977 году введено эмбарго на поставки оружия в ЮАР за политику апартеида. Отменено в 1994-м после всеобщих выборов.
После вторжения в Кувейт в 1990 году на Ирак наложено полное торговое эмбарго. Позже Багдаду разрешили продавать часть нефти, покупая на доходы продукты и медикаменты. Ограничения сняты в 2003-м после свержения Саддама Хусейна.
В 1991 году в связи с началом вооруженных конфликтов в бывшей Югославии Совбез запретил поставки оружия в регион. В 1992-м введены санкции против Сербии и Черногории, в 1994-м — против боснийских сербов. В 1996-м после подписания Дейтонских соглашений все запреты сняты. В марте 1998-го из-за конфликта в Косово против Белграда ввели оружейное эмбарго (до 2001 года).
В 1992 году из-за гражданской войны введено эмбарго на поставки оружия в Сомали. С 2008-го ограничены поездки и заморожены счета лиц, связанных с пиратами.
В 1992-м введены санкции против Ливии за взрыв самолета над Шотландией. Были запрещены авиаперелеты в страну, ввоз оружия и оборудования для нефтепереработки, заморожены счета за рубежом. В 2003-м после выдачи организаторов теракта и выплаты компенсаций санкции сняли.
В 1992 году Совбез ввел эмбарго на поставки оружия в Либерию, охваченную гражданской войной. В 2001 году был также запрещен импорт алмазов. Запрет на ввоз оружия сохраняется до сих пор, запрет на экспорт алмазов снят в 2007-м.
В 1993-м после переворота на Гаити введено эмбарго на поставки оружия и нефти, заморожены счета властей за рубежом. Отменено в 1994-м после возвращения президента Аристида.
В 1993 году Совбез запретил поставлять оружие и нефтепродукты группировке УНИТА в Анголе. Позже были запрещены поездки и заморожены активы повстанцев, ввоз автотранспорта и судов, горнорудного оборудования, вывоз алмазов. Санкции отменены в 2002-м, после окончания гражданской войны.
В 1994 году из-за геноцида в Руанде запрещены поставки оружия в страну. Запрет отменен в 2008-м.
В 1997 году после переворота в Сьерра-Леоне запрещены поставки оружия и нефти, поездки членов хунты. Позже нефтяное эмбарго отменили, а оружейное не действует на новое правительство страны.
В 1999 году Совбез ввел санкции против движения «Талибан» в Афганистане. Позже они были распространены на «Аль-Каиду» и на связанных с этими группировками лиц. Запрет на продажу оружия, поездки и заморозка активов касаются свыше 500 лиц и организаций.
В 2000 году запрещены на 12 месяцев поставки оружия в воюющие между собой Эфиопию и Эритрею. В 2009-м Совбез вновь ввел оружейное эмбарго и заморозил зарубежные счета ряда лиц в Эритрее из-за поддержки боевиков в Сомали.
28 июля 2003 года Совбез ввел оружейное эмбарго в отношении Демократической Республики Конго, раздираемой межэтническими конфликтами. Были запрещены поездки и арестованы активы лидеров боевиков и лиц, вербующих детей в вооруженные отряды.
С 2004 года действует запрет на поставки оружия участникам конфликта в провинции Дарфур в Судане. Составлен список лиц, чьи поездки ограничены, а зарубежные активы заморожены.
В 2004 году Совбез ввел аналогичные санкции против Кот-д`Ивуара, где погибли французские миротворцы.
С 2005-го заморожены счета и ограничены поездки лиц, причастных к убийству экс-премьера Ливана Рафика Харири.
В 2006 году после проведения КНДР ядерных испытаний Совбез наложил запрет на поставки в страну ряда вооружений, материалов для ракетной и ядерной программ, предметов роскоши. После испытаний в 2009 году расширено оружейное эмбарго.
С 2006-го Совбез принял ряд резолюций о санкциях против Ирана за отказ свернуть работы по обогащению урана. Введен запрет на поставку ядерных и ракетных товаров и технологий, на экспорт из Ирана оружия. Члены ООН должны предотвращать обучение граждан Ирана по ряду дисциплин.