А.Г. Гаджиев Институт Ближнего Востока
В начале июня с.г. действующая в Турции Рабочая партия Курдистана (РПК) объявила об окончании одностороннего прекращения огня. «Мы начали проведение атак против турецкой армии в ответ на их (турецких властей – авт.) повторяющиеся военные нападения против партии и политические нападения против курдов, проживающих в Турции. Мы решили прекратить одностороннее перемирие с Турцией, о котором было заявлено в апреле прошлого года», – отмечалось в заявлении РПК. В качестве причин, побудивших курдских боевиков объявить о прекращении перемирия, названы следующие обстоятельства: 1) неспособность нынешнего правительства Турции провести политические реформы, о которых было объявлено в прошлом году; 2) проведение в мае с.г. турецкими вооруженными силами обстрелов позиций курдских повстанцев, размещенных на территории Северного Ирака.(1) Следует обратить внимание, что заявление РПК совпало с визитом президента Курдистанского региона Ирака Масуда Барзани в Турцию, в ходе которого он обсудил с турецким руководством вопросы о противодействии терроризму. Необходимо также отметить, что в связи с участившимися терактами в стране турецкие власти на прошлой неделе одобрили новую стратегию по борьбе с РПК, одним из направлений которой является усиление сотрудничества с соседними странами по вопросу противодействия терроризму.
Известный курдский аналитик и бывший политический деятель Кемаль Буркай, проживающий в настоящее время в Швеции, оценивая внутриполитическую обстановку в Турции, сделал ряд важных, на наш взгляд, заключений. Назвав курдскую проблему «кровоточащей раной» и отметив, что пока эта рана не заживет «внешние силы» так и будут ею пользоваться, К. Буркай заявил: «Увеличение числа терактов в Турции является игрой сторонников введения в стране чрезвычайного положения». Обращая внимание на то, что с ростом количества террористических атак на политическую повестку дня вновь встали вопросы об адекватности и своевременности введения чрезвычайного положения, К. Буркай отметил: «В Турции сегодня в очередной раз пытаются разыграть “темные сценарии”». По его мнению, введение чрезвычайного положения пойдут лишь на пользу пытающимся извлечь выгоду от терактов. Он считает, что извлечь пользу от сложившейся ситуации смогут только сторонники сохранения «военной опеки», противники демократизации турецкого общества и те, кто не желает расставаться со своими привилегиями. Возлагая ответственность за участившиеся теракты на эти группы влияния К. Буркай предупредил, что введение чрезвычайного положения станет победой противников демократии и приведут их к своей цели, что, в свою очередь, лишь усугубит положение в стране. Заметив, что в последние годы центром политической активности Народно-республиканской партии (НРП) и Партии националистического движения (ПНД) стала именно данная направленность, курдский аналитик выступил с призывом повысить возможности проведения в стране «гражданской политики». «Страна из-за военных режимов и чрезвычайных положений потеряла 30 лет. И что? Пусть еще столько же потеряет? Чего они этим добьются? Ведь, очевидно, что это приведет к тупику», – заявил К. Буркай, отвечая на вопросы журналистов турецкой газеты «Заман».
К. Буркай в своем интервью призвал весь турецкий народ выступить против введения чрезвычайного положения. Он заявил, что и туркам, и курдам необходимо проявить максимальную осторожность и стараться не попадать на уловки противников демократических реформ. Народ Турции, по мнению бывшего политического деятеля, должен дружно поддержать правительство, а оно, в свою очередь, сделать все от него зависящее. К. Буркай считает, что нынешнему правительству так и не позволили сделать конкретных «прорывных» шагов. В основе этого, по его словам, лежит большая заслуга противников «демократических прорывов» и сторонников сохранения «статуса-кво». Партия мира и демократии (ПМД), по мнению К. Буркая, также не оказала необходимой поддержки. РПК, заявившая ранее о своем желании заключить перемирие, по мнению курдского политического эксперта, сыграла в последних событиях роль «контрагента», через которого была осуществлена попытка дестабилизировать обстановку в районах с преимущественно курдским населением. «Нельзя быть настолько непредсказуемым», – считает К. Буркай. «РПК и курды – не одно и то же. Проблема не возникла с РПК и не закончится с нею. Дальнейшая судьба ПСР в определенной степени зависит от победы “мира” и “демократии”. И другой альтернативы для правительства, намеренного править страной самостоятельно, но с народной поддержкой, не существует» – отметил в своем интервью известный курдский специалист.(2)
Большой интерес в рамках рассматриваемой проблемы представляет секретный доклад, подготовленный Департаментом разведки Генерального управления безопасности Турецкой Республики (ГУБ ТР), в котором утверждается, что лидеры РПК приняли решение увеличить с 1 июня с.г. количество терактов на территории турецкого государства. В документе отмечается, что повышенная интенсивность террористических атак продолжится вплоть до 12 сентября 2010 г., т.е. до проведения в стране всенародного голосования по принятию конституционных поправок. В качестве главных мишеней своих атак РПК выделила полицейские участки. В настоящее время все подразделения ГУБ ТР приведены в состояние повышенной готовности. В докладе отмечается, что с 1 июля по 10 августа с.г. на территории Турции боевиками РПК будет проведена серия бомбовых террористических атак против воинских формирований турецкой армии. По мнению авторов доклада, опасности также подвергнуты здания правящей Партии справедливости и развития (ПСР), газовые трубопроводы и железнодорожные пути. «Полицейская разведка» рекомендует всем турецким силовым структурам уделять больше внимания разведывательной деятельности.(3)
Среди прочих методов борьбы с терроризмом особого внимания заслуживает «комплексный подход» лидера НРП Кемаля Кылычдароглу, который призывает к «общему разуму», достигнутому в результате «всенародного согласия». Терроризм в Турции, по словам К. Кылычдароглу, – явление весьма долгосрочное и не ограничено периодом правления определенной политической власти. Поэтому необходимо к решению этой проблемы привлечь все политические партии, общественные организации, соответствующие государственные структуры и высшие научные учреждения. Следует выработать единую общую позицию по данной проблематике. Только в этом случае, по мнению лидера главной оппозиции, будет достигнуто «всенародное согласие». «Такой подход позволяет взглянуть на проблему не только с точки зрения безопасности, но и в рамках других измерений. Будут рассмотрены финансовые, социально-экономические, культурные и психологические аспекты данной проблемы. Думаю, что в результате такого подхода будет, наконец, выработано адекватное решение. Используя вместо чувств разум и логику, представляется возможным принятие верного и полезного для Турции решения», – заявил К. Кылычдароглу 24 июня с.г., отвечая на вопросы журналистов о подходе НРП к решению проблемы борьбы с терроризмом.(4)
За день до этого, в ходе стамбульского саммита стран-участниц Процесса сотрудничества в Юго-Восточной Европе (ПСЮВЕ), глава турецкого правительства Реджеп Тайип Эрдоган потребовал у европейских стран перекрыть финансовые потоки, идущие с территории Евросоюза на поддержку РПК, и выслать предполагаемых террористов в Турцию. Данное обращение, по мнению турецких экспертов, было адресовано, в том числе и США. Следует отметить незамедлительную реакцию Соединенных Штатов на призывы Анкары активизировать свою деятельность в борьбе с курдскими террористами. Так, чрезвычайный и полномочный посол США в Турции Джеймс Джефри заявил: «Хотя США и являются супердержавой, но, конечно же, и мы не всесильны. Если бы мы были таковыми, что мешало нам покончить с Усамой бен Ладеном? Если бы Вашингтон обладал сверхъестественной силой, то мы бы давно покончили с кровопролитием в Афганистане. Наши войска уже восемь лет находятся на афганской территории, но мы и сегодня не можем сказать, что покончили там с терроризмом». По словам американского посла, ни одно государство в мире не может похвастаться, что раз и навсегда покончило с такой «заразой», как терроризм. «Официальный Вашингтон искренне хочет помочь турецкому государству в его борьбе с терроризмом. Мы хотим, чтобы Турция покончила с этой бедой, и делаем для этого все возможное. В этом вопросе США оказывали и будут оказывать Анкаре всевозможную поддержку, в том числе в предоставлении разведывательных данных», – отметил глава дипломатического представительства США в Турции, видимо, пытаясь опровергнуть слухи о том, что спецслужбы Соединенных Штатов заранее имели информацию о последней атаке курдских боевиков в провинции Хаккяри. Напомним, в ряде турецких СМИ утверждалось, что Вашингтон, имея разведданные о предстоящем нападении, не сообщил турецким властям о готовящейся вылазке курдских повстанцев, поскольку хотел «наказать» официальную Анкару за демонстрируемое «непослушание» в некоторых вопросах. Посол США особо подчеркнул, что РПК является не только врагом турецкого государства, но и врагом Соединенных Штатов. «РПК – наш общий враг. США будут предоставлять всевозможную поддержку, чтобы противостоять этой организации. Мы осознаем, что данный вопрос очень болезненный для Турции, поэтому официальный Вашингтон внимательно следит за развитием событий и процессов. Штаты всегда готовы помочь Анкаре», – отметил в своем заявлении Дж. Джефри.(5) Касаясь американской позиции относительно происходящих в последнее время в Турции кровавых событий, следует упомянуть и о последней двусторонней встрече Р.Т. Эрдогана с президентом США Бараком Обамой, состоявшейся в Торонто 26 июня с.г. в рамках саммита «большой двадцатки». На ней американцы вновь выразили свое желание продолжить сотрудничество с турецкими властями и оказывать им поддержку в их борьбе с терроризмом в рамках тройственного механизма, сформированного между Турцией, США и Ираком.(6)
Итак, курдская проблема на сегодняшний день представляет собой «уязвимое подбрюшье» турецкого правительства. Управление этой проблемой дает возможность оказывать на гражданско-политическое руководство страны определенное давление. Судя по всему, в настоящее время противники ПСР решили снова воспользоваться этим рычагом, поскольку появилась, на их взгляд, необходимость «предупредить» и/или «наказать» лидеров правящей в стране партии. Дата референдума приближается, оппозиция усиливается. Пока Р.Т. Эрдоган занят международными делами, К. Кылычдароглу укрепляет свои позиции внутри страны, выслушивает пожелания европейцев, разрабатывает «комплексный подход» к урегулированию сложнейшей внутриполитической проблемы Турции. Обращает на себя внимание риторика лидера НРП, все больше и чаще приобретающая черты нурсистской терминологии. Не стоит упускать из виду и то, что стали появляться первые разногласия между ПСР и Турецкой ассоциацией промышленников и предпринимателей (ТЮСИАД).