А.Г. Гаджиев, Институт Ближнего Востока
В мае с.г. в Тегеране между Турцией, Ираном и Бразилией было подписано соглашение об обмене уранового топлива для иранского научно-исследовательского атомного реактора. В июне с.г. Турция снова вместе с той же Бразилией в ходе заседания Совета Безопасности ООН проголосовала против резолюции, предусматривающей введение более жестких санкций в отношении Ирана. На наш взгляд, эти события свидетельствуют, прежде всего, о попытках турецких властей проводить последовательную внешнеполитическую стратегию, направленную на то, чтобы заявить о себе как о самостоятельном региональном игроке. В этом контексте следует также отметить, что события вокруг инцидента с «Флотилией свободы», во время которого были убиты 9 человек (8 граждан Турции и 1 гражданин США турецкого происхождения) в итоге позволили турецким властям установить более выгодные контакты на восточном и южном направлениях, оказывать психологическое давление на западные страны, вынуждая их идти на определенные уступки в пользу Турции и провести целый ряд самостоятельных трансграничных военных операций на территории соседнего Ирака.
9 июля с.г. в американском еженедельном журнале «Newsweek» было опубликовано интервью министра иностранных дел Турции Ахмета Давутоглу, в котором он рассказал о переменах в турецкой внешней политике и послал очень важные, на наш взгляд, сигналы мировому сообществу. Один из главных вопросов, которым в настоящее время интересуются западные страны, безусловно, заключается в дальнейшей внешнеполитической ориентации Турецкой Республики. Относительно споров по этому поводу А. Давутоглу заявил, что Турция является «частью Запада». Но при этом он отметил, что западные страны совершают большую ошибку, продолжая воспринимать турецкое государство в рамках своих внешнеполитических целей. На наш взгляд, это говорит о том, что Турция, наконец, откровенно и на высоком уровне в предельно ясной форме заявила, что теперь эта страна не может рассматриваться в качестве объекта влияния со стороны западных стран, особенно США. Иными словами, А. Давутоглу пытался в своем интервью американскому авторитетному изданию донести до администрации США, что Турция уже не находится в сфере американского влияния, а сама способна проводить свою внешнеполитическую стратегию в том или ином направлении. Глава турецкого внешнеполитического ведомства упрекнул западные страны за их «ограниченную логику». По его мнению, Турция уже не та страна, которую можно использовать в целях реализации своих стратегических задач, а государство со своими собственными внешнеполитическими амбициями, действия которого направлены не против и не в интересах отдельной страны или даже группы стран, а преследуют, прежде всего, свои национальные интересы.
А. Давутоглу в ходе интервью подчеркнул, что «западный союз» не принадлежит «какой-то отдельной стране», а является результатом совместных усилий равноправных стран. Что подразумевалось под «западным союзом» не уточнялось. Однако есть все основания полагать, что речь шла о Североатлантическом альянсе, а «какая-то отдельная страна» – Соединенные Штаты. Здесь следует обратить внимание на акцент, который был сделан А. Давутоглу на принцип «равноправия государств». Как известно, в рамках «западного союза» выражением суверенного равенства государств является формула участия в международных организациях – одно государство – один голос, равные составы делегаций и т.д. Права государства, обусловленные принципом равноправия, важнейшим функциональным принципом системы международных отношений, заключаются в равном допуске ко всем правомерным видам сотрудничества, на равных со всеми основаниях, в равной защите через международные механизмы. Обязанности государств состоят во взаимном признании юридического равенства, в заключении сбалансированных договоров, где объем прав соответствует объему возлагаемых на субъектов обязанностей, в уважении международной правосубъектности друг друга, недопущении дискриминации в любой форме. В качестве санкции за нарушение принципа равноправия могут применяться соразмерные во времени, по объекту, степени тяжести меры ответственности, так называемые репрессалии. О таком понимании «равноправия» и «правосудия» свидетельствует следующее высказывание А. Давутоглу: «В случае невыполнения Израилем турецких требований, связанных с перехватом “Флотилии свободы”, против еврейского государства в одностороннем порядке будут введены надлежащие санкции». Какие именно меры собираются предпринять турецкие власти, глава МИД Турции уточнять не стал, однако отметил, что израильская сторона уже поставлена в известность о возможных турецких санкциях.
Следует также обратить внимание и на другое высказывание А. Давутоглу: «…если западные ценности – это мягкая сила, экономическая независимость и права человека, то мы тоже придерживаемся этих ценностей и поддерживаем их. Однако в настоящее время мы проходим определенное испытание. В открытых водах убили наших граждан… и если западные ценности предлагают нам использовать в отношении Израиля двойные стандарты, то мы против таких ценностей». В совокупности все это говорит также и о том, что турецкое государство видит себя в качестве «части Запада», что позволяет ему, как и другим ведущим западным странам, заявить об определенной сфере влияния. Но в то же время это означает и то, что турецкие власти нашли в себе право самостоятельно выбирать, определять и формировать те ценности, которых они намерены придерживаться. Это, в свою очередь, наделяет турецкую внешнюю политику самостоятельностью, а турецкое государство способностью не допустить рассматривать себя в качестве объекта постороннего влияния.
По поводу турецко-ирано-бразильского соглашения А. Давутоглу заявил, что Турция в этом вопросе действовала не в одиночку, а вместе с западными союзниками, поэтому и пользу от достигнутых договоренностей получит не только Турция. Такая позиция турецких властей, на наш взгляд, направлена на поэтапное вытеснение западных стран из региона. Очевидно, что турки пытаются развернуть активную деятельность против присутствия Запада в регионе. По мнению турецких политиков, не западные страны должны решать региональные проблемы, а Турция обязана нести ответственность за их урегулирование. Турецкое государство стремится приобрести центральные позиции в регионе путем посреднических услуг и выступить перед Западом в качестве регионального лидера, способного выполнять не только роль «моста» в межцивилизационном диалоге, но и оказывать решающее влияние на формирование регионального баланса сил.
Глава турецкого внешнеполитического ведомства в своем интервью «Newsweek» дал также разъяснение негативной позиции Турции по вопросу о введении новых, более жестких, санкций против Ирана. По его словам, «отрицательный голос» вовсе не означает, что Турция против США или американского президента Б. Обамы, а указывает на то, что турецкое государство выступает за дипломатическое урегулирование иранской ядерной проблемы.
А. Давутоглу в очередной раз напомнил о необходимости проведения беспристрастного и независимого расследования событий, связанных с инцидентом на борту турецкого судна «Мави Мармара», и создания в этих целях международной комиссии, предложенной ООН. Только в этом случае, по мнению турецкого министра, будет принято «правомерное решение». По словам А. Давутоглу, если Израиль не примет созданную на озвученных условиях комиссию, то тогда это будет означать признание им совершенного преступления, что влечет за собой извинения и компенсации. Турецкий министр также подчеркнул, что если международное сообщество не наложит на Израиль надлежащую ответственность за гибель турецких граждан, то турецкое правительство сохраняет за собой «право спроса» за эти жертвы. Глава турецкого МИД также отметил, что пока не будет ответа от израильских властей по этому поводу, не следует ожидать нормализации отношений между Турцией и Израилем.
Как уже отмечалось, предупреждение турецкого министра о том, что Турция имеет право на введение в одностороннем порядке санкций против Израиля, заслуживает особого внимания. Более того, А. Давутоглу предупредил, что если израильская сторона не изменит своей позиции, то это может привести к процессу, ведущему к разрыву дипломатических отношений. «Если не будут предприняты верные шаги, то наступит стадия разрыва отношений… израильская сторона в курсе о возможных санкциях», – отметил в своем интервью глава турецкого внешнеполитического ведомства. Большой интерес представляет также ответ А. Давутоглу на вопрос о соответствии турецко-израильских отношений политике «нулевых проблем с соседями», которая является в настоящее время одной из ключевых опор турецкой внешней политики. По мнению главы МИД Турции, действия Израиля представляют собой непосредственную угрозу «региональному миру». По словам А. Давутоглу, политика «нулевых проблем с соседями» не должна служить «прикрытием» для «действий, направленных против мира». Такая оговорка заставляет, на наш взгляд, по-новому взглянуть на внешнюю политику Турции.
Немаловажное воздействие на такое развитие событий оказали, на наш взгляд, коррективы во внешнеполитической стратегии США на Ближнем Востоке после прихода к власти Б. Обамы. Свою позицию по вопросу о развитии демократии в мире нынешний глава Белого Дома озвучил в ходе своего выступления на сессии Генеральной Ассамблеи ООН 23 сентября 2009 г. Б. Обама считает, что демократия не может быть привнесена в какую-либо страну извне. Каждая страна должна искать свой собственный путь, и ни один путь не является совершенным. Каждой стране необходимо следовать по пути, который коренится в культуре ее народа. Этот подход кардинальным образом отличается от главной внешнеполитической цели предыдущей администрации. Джордж Буш полагал, что Америка должна играть роль «мирового жандарма». Б. Обама понимает, что для осуществления такого глобального контроля у США уже нет достаточных ресурсов. Он признает, что в одиночку Соединенным Штатам не справиться с решением глобальных проблем. Поэтому, согласно Б. Обаме, необходимо сформировать «широкую глобальную коалицию при лидирующей роли США». Это позволило бы американцам иметь в своем распоряжении все необходимые ресурсы для решения глобальных проблем и достижения целей, отвечающих, прежде всего, стратегическим интересам Америки. Более того, вопросы защиты прав человека в том или ином государстве Соединенные Штаты теперь уже рассматривают сквозь призму «принципиального прагматизма», предполагающего дифференцированный подход в зависимости от местных условий и политического характера власти.
Все это, разумеется, осознается турецкой дипломатией и побуждает ее к более решительным поступкам. Турция американским руководством рассматривается в качестве ключевого геополитического центра Евразии, способного внести необходимый вклад в достижение Соединенными Штатами своих целей в регионе. Внутриполитические и геостратегические особенности Турции позволяют видеть в ней «мост» между Западом и исламским миром. В своем выступлении перед депутатами Великого национального собрания Турции в прошлом году Б. Обама заявил, что отныне американские отношения с мусульманским миром будут строиться не только на основе общей борьбы с терроризмом, но и на базе широкого сотрудничества с учетом взаимных интересов и взаимоуважения. Очевидно, что Турция уже пытается играть в реализации этого сотрудничества роль «важного элемента сближения Запада и исламского мира», что по большому счету соответствует основополагающему принципу внешней политики администрации Б. Обамы – «расширение глобального сотрудничества».
Итак, нынешняя политика США на Ближнем Востоке, с одной стороны, и экономические показатели Турции, ее политический вес, военная мощь, культурная привлекательность, а также геополитическое расположение и стратегические особенности наряду с международными реалиями – с другой, позволяют сделать следующий вывод: в последние годы практически по всем вышеперечисленным направлениям наблюдались в основном позитивные для турецкого государства тенденции. Это, в свою очередь, постепенно стало превращать Турцию в региональный центр притяжения и придало турецким властям уверенности в правоте своих внешнеполитических инициатив. Однако, судя по всему, руководителей турецкого государства уже не устраивает их «прозападный статус», и теперь их цель превратить свою страну в равноправного и равноудаленного игрока, занимающего ключевые позиции на евразийском пространстве. Очевидно, что такой путь предполагает поэтапный выход Турции из-под влияния западных держав.